Научная статья на тему 'Проблемные вопросы противодействия коррупции'

Проблемные вопросы противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2696
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
коррупция / борьба с коррупцией / коррупционные преступления / нравственность / мораль / государство / безопасность / corruption / fight against corruption / corruption crimes / morals / morality / the state / safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Анатольевич Коровушкин

В статье рассмотрены проблемные вопросы противодействия коррупции. Приведены меры по противодействию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Анатольевич Коровушкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem questions of counteraction of corruption

In article problem questions of counteraction of corruption are considered and measures on counteraction are resulted.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы противодействия коррупции»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10117

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Сергей Анатольевич КОРОВУШКИН, старший оперуполномоченный по ОВД ГУСБ МВД России E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы противодействия коррупции. Приведены меры по противодействию коррупции.

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, коррупционные преступления, нравственность, мораль, государство, безопасность.

Annotation. In article problem questions of counteraction of corruption are considered and measures on counteraction are resulted.

Keywords: corruption, fight against corruption, corruption crimes, morals, morality, the state, safety.

В современной юридической науке существуют два подхода к пониманию коррупции. В соответствии с первым коррупцию можно определить как систематический подкуп должностных лиц, а также политических и общественных деятелей представителями преступных сообществ (преступных организаций) с целью оказания влияния на принятие ими решений ради получения финансовой и иной выгоды. С позиции другого подхода, коррупция — это использование должностным лицом своих властных полномочий, а также авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее нормам права и морали.

Так, Д.Е. Гапеенок и И.А. Королев отмечают, что «многие незаконные наркотические операции осуществляются под прикрытием чиновников всех уровней, которые обеспечивают наркодилерам надежную безопасность и спокойствие»1.

Коррупция наносит существенный вред общественным отношениям. Например, коррупция в правоохранительных органах и судах нарушает конституционно-правовой принцип справедливости, влечет безнаказанность преступников, стимулирует криминализацию российского общества, способствует развитию организованных форм преступности.

В специальной литературе в качестве причин коррупции выделяют:

1) правовую пассивность и незнание антикоррупционного законодательства;

2) психологическую готовность части граждан к мздоимству, в том числе вследствие низкого уровня материальной обеспеченности;

3) многочисленные коллизии и пробелы в законодательстве2.

И, действительно, нормативно-правовая база, в том числе регламентирующая борьбу с коррупцией, отстает от потребностей правоохранительной практики3.

В современном российском законодательстве существует множество пробелов и неточностей, что позволяет преступникам не только уходить от ответственности, но и безнаказанно действовать под прикрытием правоохранительных структур, призванных бороться с коррупцией4.

Ярким примером коррупции в полиции явились преступные деяния двух осужденных полицейских за совершение преступлений, предусмотренных пунктами «а», «б», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (вымогательство взятки в крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору), ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере, совершенное лицом с использованием своего служебного положения).

По данным следствия, «преступления были совершены злоумышленниками с января 2016 по ноябрь 2017 г. Злоумышленники ежемесячно получали взятки от владельцев салонов красоты, в которых оказывались интимные услуги. Денеж-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

ные средства полицейские получали от бизнесменов за общее покровительство их предпринимательской деятельности и за непривлечение их к уголовной ответственности за организацию занятия проституцией. В итоге правоохранители получили от владельцев салонов 1030 тыс. руб.».

В настоящее время с учетом требований Президента и Правительства РФ особое внимание уделяется борьбе с коррупцией (в том числе в правоохранительных органах), а также анализу причин и условий, способствующих ее возникновению, разработке мер по пресечению любых коррупционных действий со стороны должностных лиц5.

Не случайно лидер фракции «Единая Россия» В.А. Васильев в Государственной Думе РФ отметил: «Я рад, что дожил до такого времени, когда власть настолько окрепла, что начала борьбу с коррупцией и криминалом внутри себя»6.

В то же время борьба с коррупцией связана с множеством проблем.

Первой и самой главной проблемой является высокая степень латентности коррупционных должностных преступлений.

Как отмечает председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, «взятка — самое циничное, самое коррупционное явление и самое распространенное. Однако за прошлый год мы рассмотрели такие дела в отношении 1,3 тыс. лиц по взяткам. На всю страну. Это явное сокращение с 2009 г., когда было 1,5 тыс. человек»7.

Очевидно, что приведенные в качестве примера показатели не соответствуют реальной действительности, а большинство коррупционных дел (в том числе связанных с получением взяток) оказываются сокрытыми от глаз общественности еще на стадии обнаружения.

Во-первых, на практике чрезвычайно сложно доказать сам факт получения или дачи взятки. Как правило, преступники используют различные способы сокрытия своей преступной деятельности, с этой целью они просят перевести деньги на счета подставных лиц или родственников, маскируют взятку под благотворительные и прочие взносы, подарки на праздники и юбилеи и т.д.

Во-вторых, должностные лица, замешанные в получении взятки (особенно в крупном размере) или совершившие другие коррупционные преступления, стараются всеми силами уйти от ответственности, используя весь комплекс средств оказания влияния на ситуацию и лиц, ведущих расследование, — от использования ав-

торитета вышестоящих лиц и подкупа до угроз и запугивания. Итогом этих манипуляций может стать как изменение процессуального статуса истинного коррупционера (например, обретение им статуса свидетеля), так и осуждение преступника по данному делу условно.

В-третъих, выявление коррупционных преступлений среди сотрудников правоохранительных органов вызывает сложность, поскольку субъекты преступлений владеют методикой и тактикой осуществления оперативно-розыскной деятельности, способами закрепления полученной информации в качестве доказательств, вследствие чего ими применяются все известные им способы конспирации. И еще они могут оказывать существенное противодействие расследо-ванию8.

Еще одной причиной увеличения количества нераскрытых коррупционных преступлений и роста числа дел, прекращенных судом за недоказанностью вины подсудимых, является проблема кадрового обеспечения органов внутренних дел, отсутствие профессионализма сотрудников, осуществляющих расследование.

Для того чтобы добиться позитивных изменений в борьбе с коррупцией, необходимы комплексная система мер противодействия, организация государственного и общественного контроля исходя из целевой установки, чтобы коррупция «оказалась для ее субъектов не только опасной и психологически некомфортной, но и экономически невыгодной».

Так, в ряде европейских государств (ФРГ, Финляндии и др.) высокий социальный статус государственных служащих определяется конкурентоспособной заработной платой, достойным пенсионным обеспечением, бесплатной страховкой и рядом других льгот для самих служащих и членов их семей, что делает крайне невыгодным участие в коррупционной деятельности9.

Таким образом, борьба с коррупцией, прежде всего, связана с повышением привлекательности государственной и муниципальной службы в целом, а также созданием эффективной системы социальных гарантий и льгот для государственных и муниципальных служащих.

Противодействие коррупции должно осуществляться на общегосударственном уровне в рамках особой государственной политики, направленной на доработку и гармонизацию уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства. Вместе с тем целесообразны проведение мониторинга ситуации, организация сбора данных в регионах, что по-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

зволило бы своевременно принимать адекватные программы противодействия коррупции, а также реализовывать оперативные мероприятия в отношении конкретных лиц, замешанных в коррупции.

Важным компонентом антикоррупционной государственной политики является усиление служб собственной безопасности в правоохранительных органах, выработка комплекса мер по выявлению признаков коррупционных действий госслужащих, а также повышение эффективности работы систем проверки и изучения личных качеств кандидатов при приеме их на государственную и муниципальную службу.

Представляется целесообразным внести коррективы в уголовное законодательство, в частности, убрать из санкций антикоррупционных уголовно-правовых норм мягкие виды наказания и согласиться с позицией ряда ученых, предлагающих ужесточить нижний предел санкций за коррупционные преступления10.

Особое внимание на общегосударственном уровне должно быть уделено борьбе со взяточничеством.

Так, по нашему мнению, необходимо уточнить уголовно-правовые санкции за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), учитывая то обстоятельство, что посредничество при аналогичных условиях не может наказываться жестче, чем дача или получение взятки.

Целесообразно также в качестве уголовно-правовой санкции в рамках рассматриваемого состава предусмотреть конфискацию имущества виновного.

Необходимо отметить, что профилактика борьбы с коррупцией требует не только репрессивных и сугубо правоохранительных мер, но и позитивных изменений в культурной сфере российского общества, повышения уровня социализации молодежи, организации труда и жизни населения. Требуется создать такие условия, при которых бы граждане, заявляя о вымогательстве взятки, могли бы не опасаться последствий таких заявлений и знали, что виновные будут наказаны, что никакое самое высокое должностное положение не спасет от неотвратимого и справедливого уголовного наказания.

Подводя итог сказанному, сделаем ряд следующих выводов.

Коррупция в России представляет собой широко распространенное негативное явление в государственных и муниципальных структурах.

Борьба с коррупцией связана со множеством проблем, первой и самой главной из которых

является высокая степень латентности коррупционных преступлений. Среди иных проблем следует выделить: сложность доказывания факта коррупционной деятельности, специфику субъекта коррупционного преступления — должностного лица, обладающего специальными знаниями, социальным статусом, личным авторитетом, связями и др.11.

Борьба с коррупцией должна осуществляться на общегосударственном уровне в рамках особой государственной политики, направленной на доработку и гармонизацию уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства.

1 Гапеенок Д.Е., Королев И.А. Контроль деятельности предприятий и организаций как стратегия ликвидации источников финансирования организованной преступности // Научный портал МВД России. 2012. № 3 (19). С. 93—99.

2 Гриб В.Г., Оке Л.Е. Противодействие коррупции. М.: Моск. финансово-промышленная академия, 2011. С. 121—122.

3 Дорофеев И.Н., Королев И.А. Нравственно-этические аспекты применения сотрудниками органов внутренних дел специальных (негласных) мер в решении задач борьбы с преступностью // Правоохранительная деятельность территориальных органов МВД России: проблемы и пути их решения: Сб. науч. ст. М., 2017. С. 99—108.

4 Вдовин Ю.Н., Удальцов В.Г. Наркоугроза: тенденции и актуальные вопросы противодействия // Наркоконтроль. 2009. № 3. С. 6.

5 Королев И.А., Вяткин А.В. О необходимости постоянной оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации // Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства: Межведомственный науч. сб. М., 2010. С. 259—261.

6 Аргументы и факты. 2013. 10 апр. С. 2.

7 Рос. газ. Еженед. обозрение. 2013. 11 апр. С. 4.

8 Королев И.А., Крыжнов А.П. Организованная преступность и коррупция // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. М., 2016. С. 127—131.

9 Королев И.А. История становления розыскной работы в российском государстве // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. М., 2016. С. 210—221.

10 Рарог А.И. Законодательные атаки на устои уголовного права // Гос-во и право. 2013. № 1. С. 27—28.

11 Артюхов А.Е., Королев И.А. О результатах оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе со взяточничеством (по материалам МВД по республике Карелия) // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 2016. С. 13—23.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.