УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10117
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Сергей Анатольевич КОРОВУШКИН, старший оперуполномоченный по ОВД ГУСБ МВД России E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы противодействия коррупции. Приведены меры по противодействию коррупции.
Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, коррупционные преступления, нравственность, мораль, государство, безопасность.
Annotation. In article problem questions of counteraction of corruption are considered and measures on counteraction are resulted.
Keywords: corruption, fight against corruption, corruption crimes, morals, morality, the state, safety.
В современной юридической науке существуют два подхода к пониманию коррупции. В соответствии с первым коррупцию можно определить как систематический подкуп должностных лиц, а также политических и общественных деятелей представителями преступных сообществ (преступных организаций) с целью оказания влияния на принятие ими решений ради получения финансовой и иной выгоды. С позиции другого подхода, коррупция — это использование должностным лицом своих властных полномочий, а также авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее нормам права и морали.
Так, Д.Е. Гапеенок и И.А. Королев отмечают, что «многие незаконные наркотические операции осуществляются под прикрытием чиновников всех уровней, которые обеспечивают наркодилерам надежную безопасность и спокойствие»1.
Коррупция наносит существенный вред общественным отношениям. Например, коррупция в правоохранительных органах и судах нарушает конституционно-правовой принцип справедливости, влечет безнаказанность преступников, стимулирует криминализацию российского общества, способствует развитию организованных форм преступности.
В специальной литературе в качестве причин коррупции выделяют:
1) правовую пассивность и незнание антикоррупционного законодательства;
2) психологическую готовность части граждан к мздоимству, в том числе вследствие низкого уровня материальной обеспеченности;
3) многочисленные коллизии и пробелы в законодательстве2.
И, действительно, нормативно-правовая база, в том числе регламентирующая борьбу с коррупцией, отстает от потребностей правоохранительной практики3.
В современном российском законодательстве существует множество пробелов и неточностей, что позволяет преступникам не только уходить от ответственности, но и безнаказанно действовать под прикрытием правоохранительных структур, призванных бороться с коррупцией4.
Ярким примером коррупции в полиции явились преступные деяния двух осужденных полицейских за совершение преступлений, предусмотренных пунктами «а», «б», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (вымогательство взятки в крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору), ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере, совершенное лицом с использованием своего служебного положения).
По данным следствия, «преступления были совершены злоумышленниками с января 2016 по ноябрь 2017 г. Злоумышленники ежемесячно получали взятки от владельцев салонов красоты, в которых оказывались интимные услуги. Денеж-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
ные средства полицейские получали от бизнесменов за общее покровительство их предпринимательской деятельности и за непривлечение их к уголовной ответственности за организацию занятия проституцией. В итоге правоохранители получили от владельцев салонов 1030 тыс. руб.».
В настоящее время с учетом требований Президента и Правительства РФ особое внимание уделяется борьбе с коррупцией (в том числе в правоохранительных органах), а также анализу причин и условий, способствующих ее возникновению, разработке мер по пресечению любых коррупционных действий со стороны должностных лиц5.
Не случайно лидер фракции «Единая Россия» В.А. Васильев в Государственной Думе РФ отметил: «Я рад, что дожил до такого времени, когда власть настолько окрепла, что начала борьбу с коррупцией и криминалом внутри себя»6.
В то же время борьба с коррупцией связана с множеством проблем.
Первой и самой главной проблемой является высокая степень латентности коррупционных должностных преступлений.
Как отмечает председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, «взятка — самое циничное, самое коррупционное явление и самое распространенное. Однако за прошлый год мы рассмотрели такие дела в отношении 1,3 тыс. лиц по взяткам. На всю страну. Это явное сокращение с 2009 г., когда было 1,5 тыс. человек»7.
Очевидно, что приведенные в качестве примера показатели не соответствуют реальной действительности, а большинство коррупционных дел (в том числе связанных с получением взяток) оказываются сокрытыми от глаз общественности еще на стадии обнаружения.
Во-первых, на практике чрезвычайно сложно доказать сам факт получения или дачи взятки. Как правило, преступники используют различные способы сокрытия своей преступной деятельности, с этой целью они просят перевести деньги на счета подставных лиц или родственников, маскируют взятку под благотворительные и прочие взносы, подарки на праздники и юбилеи и т.д.
Во-вторых, должностные лица, замешанные в получении взятки (особенно в крупном размере) или совершившие другие коррупционные преступления, стараются всеми силами уйти от ответственности, используя весь комплекс средств оказания влияния на ситуацию и лиц, ведущих расследование, — от использования ав-
торитета вышестоящих лиц и подкупа до угроз и запугивания. Итогом этих манипуляций может стать как изменение процессуального статуса истинного коррупционера (например, обретение им статуса свидетеля), так и осуждение преступника по данному делу условно.
В-третъих, выявление коррупционных преступлений среди сотрудников правоохранительных органов вызывает сложность, поскольку субъекты преступлений владеют методикой и тактикой осуществления оперативно-розыскной деятельности, способами закрепления полученной информации в качестве доказательств, вследствие чего ими применяются все известные им способы конспирации. И еще они могут оказывать существенное противодействие расследо-ванию8.
Еще одной причиной увеличения количества нераскрытых коррупционных преступлений и роста числа дел, прекращенных судом за недоказанностью вины подсудимых, является проблема кадрового обеспечения органов внутренних дел, отсутствие профессионализма сотрудников, осуществляющих расследование.
Для того чтобы добиться позитивных изменений в борьбе с коррупцией, необходимы комплексная система мер противодействия, организация государственного и общественного контроля исходя из целевой установки, чтобы коррупция «оказалась для ее субъектов не только опасной и психологически некомфортной, но и экономически невыгодной».
Так, в ряде европейских государств (ФРГ, Финляндии и др.) высокий социальный статус государственных служащих определяется конкурентоспособной заработной платой, достойным пенсионным обеспечением, бесплатной страховкой и рядом других льгот для самих служащих и членов их семей, что делает крайне невыгодным участие в коррупционной деятельности9.
Таким образом, борьба с коррупцией, прежде всего, связана с повышением привлекательности государственной и муниципальной службы в целом, а также созданием эффективной системы социальных гарантий и льгот для государственных и муниципальных служащих.
Противодействие коррупции должно осуществляться на общегосударственном уровне в рамках особой государственной политики, направленной на доработку и гармонизацию уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства. Вместе с тем целесообразны проведение мониторинга ситуации, организация сбора данных в регионах, что по-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
зволило бы своевременно принимать адекватные программы противодействия коррупции, а также реализовывать оперативные мероприятия в отношении конкретных лиц, замешанных в коррупции.
Важным компонентом антикоррупционной государственной политики является усиление служб собственной безопасности в правоохранительных органах, выработка комплекса мер по выявлению признаков коррупционных действий госслужащих, а также повышение эффективности работы систем проверки и изучения личных качеств кандидатов при приеме их на государственную и муниципальную службу.
Представляется целесообразным внести коррективы в уголовное законодательство, в частности, убрать из санкций антикоррупционных уголовно-правовых норм мягкие виды наказания и согласиться с позицией ряда ученых, предлагающих ужесточить нижний предел санкций за коррупционные преступления10.
Особое внимание на общегосударственном уровне должно быть уделено борьбе со взяточничеством.
Так, по нашему мнению, необходимо уточнить уголовно-правовые санкции за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), учитывая то обстоятельство, что посредничество при аналогичных условиях не может наказываться жестче, чем дача или получение взятки.
Целесообразно также в качестве уголовно-правовой санкции в рамках рассматриваемого состава предусмотреть конфискацию имущества виновного.
Необходимо отметить, что профилактика борьбы с коррупцией требует не только репрессивных и сугубо правоохранительных мер, но и позитивных изменений в культурной сфере российского общества, повышения уровня социализации молодежи, организации труда и жизни населения. Требуется создать такие условия, при которых бы граждане, заявляя о вымогательстве взятки, могли бы не опасаться последствий таких заявлений и знали, что виновные будут наказаны, что никакое самое высокое должностное положение не спасет от неотвратимого и справедливого уголовного наказания.
Подводя итог сказанному, сделаем ряд следующих выводов.
Коррупция в России представляет собой широко распространенное негативное явление в государственных и муниципальных структурах.
Борьба с коррупцией связана со множеством проблем, первой и самой главной из которых
является высокая степень латентности коррупционных преступлений. Среди иных проблем следует выделить: сложность доказывания факта коррупционной деятельности, специфику субъекта коррупционного преступления — должностного лица, обладающего специальными знаниями, социальным статусом, личным авторитетом, связями и др.11.
Борьба с коррупцией должна осуществляться на общегосударственном уровне в рамках особой государственной политики, направленной на доработку и гармонизацию уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства.
1 Гапеенок Д.Е., Королев И.А. Контроль деятельности предприятий и организаций как стратегия ликвидации источников финансирования организованной преступности // Научный портал МВД России. 2012. № 3 (19). С. 93—99.
2 Гриб В.Г., Оке Л.Е. Противодействие коррупции. М.: Моск. финансово-промышленная академия, 2011. С. 121—122.
3 Дорофеев И.Н., Королев И.А. Нравственно-этические аспекты применения сотрудниками органов внутренних дел специальных (негласных) мер в решении задач борьбы с преступностью // Правоохранительная деятельность территориальных органов МВД России: проблемы и пути их решения: Сб. науч. ст. М., 2017. С. 99—108.
4 Вдовин Ю.Н., Удальцов В.Г. Наркоугроза: тенденции и актуальные вопросы противодействия // Наркоконтроль. 2009. № 3. С. 6.
5 Королев И.А., Вяткин А.В. О необходимости постоянной оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации // Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства: Межведомственный науч. сб. М., 2010. С. 259—261.
6 Аргументы и факты. 2013. 10 апр. С. 2.
7 Рос. газ. Еженед. обозрение. 2013. 11 апр. С. 4.
8 Королев И.А., Крыжнов А.П. Организованная преступность и коррупция // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. М., 2016. С. 127—131.
9 Королев И.А. История становления розыскной работы в российском государстве // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. М., 2016. С. 210—221.
10 Рарог А.И. Законодательные атаки на устои уголовного права // Гос-во и право. 2013. № 1. С. 27—28.
11 Артюхов А.Е., Королев И.А. О результатах оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе со взяточничеством (по материалам МВД по республике Карелия) // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 2016. С. 13—23.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019