Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕСТУПНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасова Мария Юрьевна

Показателем результативности деятельности органов государственной власти является способность оценить миграционную ситуацию, разработать пути ее решения. Статья посвящена современному состоянию и перспективам развития миграционной политики, улучшению положения иностранных граждан в России. В статье рассматриваются негативные и позитивные стороны явления миграции с политической и социально-экономической точек зрения. Незаконная миграция является непосредственной угрозой национальной безопасности России, ее международным интересам и статусу. В статье внесены предложения по совершенствованию законодательства в данной области, предложения по сокращению расходования бюджетных средств, а также другие меры в целях оптимизации пребывания мигрантов на территории Российской Федерации.Article is devoted to a current state and prospects of development of migration Indicator of productivity of activity of public authorities is ability to assess a migratory situation, to develop ways of its decision. Article is devoted to a current state and prospects of development of migration policy, improvement of position of foreign citizens in Russia. In article negative and positive sides of the phenomenon of migration from the political and social and economic points of view are considered. Illegal migration is direct threat of national security of Russia, to its international interests and the status. In article legislation suggestions for improvement in the field, offers on reduction of an expenditure of budgetary funds, and also other measures for the purpose of optimization of stay of migrants in the territory of the Russian Federation are made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тарасова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ»

ских операций, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О Банках и банковской деятельности»: использование своих счетов для осуществления расчетов «чужими» денежными средствами между различ-

Список библиографических ссылок

ными организациями, осуществление выдачи на-лич ных денежных средств, принадлежащих организациям, получающим денежные средства, а также инкассация снятых со счета денежных средств.

1. Резван А. П., Еремин С. Г. Закономерности отражения информации о хищении производственных запасов в бухгалтерском учете хозяйствующих субъектов // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 1.

2. Методика расследования налоговых преступлений: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А. А. Кузнецова. М.: ЦОКР МВД России, 2007.

3. О банках и банковской деятельности: федер. закон № 395-1 от 02.12.1990 в ред. от 04.10.2014 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 21.07.2014). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Бутенко А. А. Незаконная деятельность по обналичиванию денежных средств // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 3.

6. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (Часть 2) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением: инструкции ЦБ РФ от 26.04.2006 № 129-И (ред. от 25.10.2013^ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Смагоринский Б. П., Щелконогов А. В., 2015

* * *

М. Ю. Тарасова

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ

Показателем результативности деятельности органов государственной власти является способность оценить миграционную ситуацию, разработать пути ее решения. Статья посвящена современному состоянию и перспективам развития миграционной политики, улучшению положения иностранных граждан в России. В статье рассматриваются негативные и позитивные стороны явления миграции с политической и социально-экономической точек зрения. Незаконная миграция является непосредственной угрозой национальной безопасности России, ее международным интересам и статусу. В статье внесены предложения по совершенствованию законодательства в данной области, предложения по сокращению расходования бюджетных средств, а также другие меры в целях оптимизации пребывания мигрантов на территории Российской Федерации. По мнению автора, необходимо закрепить на законодательном уровне право судов реабилитировать нелегальных мигрантов путем привлечения их к общественным работам; интегрировать мигрантов прохождением службы в армии; упростить порядок получения гражданства для лиц, проработавших на территории страны длительное время и не совершивших правонарушений, а также ужесточить санкции за использование труда нелегальных мигрантов юридическим лицом и сократить расходы на депортацию нелегальных мигрантов.

Ключевые слова: мигранты, миграционная безопасность, государственная миграционная политика, преступность иностранных граждан.

M. Y. Tarasova

PROBLEMATIC ISSUES OF CRIME OF MIGRANTS

Article is devoted to a current state and prospects of development of migration Indicator of productivity of activity of public authorities is ability to assess a migratory situation, to develop ways of its decision. Article is devoted to a current state and prospects of development of migration policy, improvement of position of foreign citizens in Russia. In article negative and positive sides of the phenomenon of migration from the political and social and economic points of view are considered. Illegal migration is direct threat of national security of Russia, to its international interests and the status. In article legislation suggestions for improvement in the field, offers on reduction of an expenditure of budgetary funds, and also other measures for the purpose of optimization of stay of migrants in the territory of the Russian Federation are made. According to the author, it is necessary to fix in law the right of courts to rehabilitate illegal immigrants by bringing them to public works; integration of migrants passing military service; simplify the procedure for obtaining citizenship for persons who have worked in the country for a long time and does not commit an offense, as well as tougher sanctions for employment of illegal immigrants a legal person and reduce the cost of deporting illegal immigrants.

Keywords: migrants, migratory safety, state migration policy, crime of foreign citizens.

Активное участие России в мировых процессах, несомненно, благоприятно сказывается на развитии страны, однако возрастающий уровень международной преступности отрицательно влияет на состоянии национальной безопасности в целом.

Динамика въезда иностранных граждан на территорию России и их выезда с территории страны с начала XXI в. относительно стабилизировалась. С вводом в эксплуатацию ГИСМУ ФМС России ежегодно с 2008 г. в Россию въезжают 13—14 млн иностранных граждан, в том числе примерно 40—35 % — неоднократно [1].

На сегодняшний день об уровне и динамике преступности мигрантов в Российской Федерации можно судить по данным, представленным МВД РФ о числе преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства.

По официальным данным УФМС России в 2014 г. на территорию нашей страны въехал 17 281 971 мигрант, из них поставлено на миграционный учет 8 393 655 человек, а суммарно выдано и оформлено разрешений и патентов на работу 3 884 824 гражданам. Из чего следует, что более 4,5 млн иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, не подали документы для получения разрешения на работу, т. е. официально не трудоустроены, следовательно, часть из них, возможно, вынуждена заниматься преступной деятельностью на территории России [2].

Так, по официальным данным МВД России, в 2014 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федера-

ции совершено более 44,4 тыс. преступлений, в том числе гражданами государств СНГ — более 38 тыс. [3].

На современном этапе развития нашей страны состояние миграционной политики имеет важнейшее значение, так как положительные и отрицательные аспекты этого явления способны оказать значительное влияние на развитие любого государства.

Показателем результативности деятельности органов государственной власти является способность оценить миграционную ситуацию, разработать пути ее решения, ведь так или иначе любая страна испытывает на себе влияние от количества въезжающих и выезжающих граждан с ее территории, что сказывается на состоянии национальной безопасности. Как нам представляется, урегулирование миграционных процессов зависит от совокупности факторов: политических установок, исторических особенностей, уровня экономического развития, демографической ситуации, правового обеспечения миграции и социальной сферы. Все это оказывает влияние на выбранный курс развития миграционной политики.

Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что национальная безопасность Российской Федерации в целом зависит от миграционной безопасности, которую мы понимаем как состояние юридической защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребы-

вания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации, институционально предполагающее систему правовых норм, обеспечивающих доминанту национальных интересов в сфере регулирования миграционных процессов [4].

Именно на это обращено внимание в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом РФ В. В. Путиным [5].

Реализацию государственной миграционной политики предполагается осуществить в три этапа. Первый из них предусматривает возможность улучшения пребывания иностранных граждан на территории нашей страны посредством совершенствования миграционного законодательства с учетом норм международного права, гармонизации системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, создания центров содействия иммиграции. Второй и третий этапы предполагают реализацию, мониторинг, анализ, оценку эффективности и последующую корректировку принятых программ в рамках осуществления основных направлений ГМП. Реализация этих мер впоследствии окажет существенное влияние на снижение уровня незаконной миграции.

Незаконная миграция является непосредственной угрозой национальной безопасности России, ее международным интересам и статусу, увеличивает масштабы теневой экономики, способствует оттоку из страны значительной части бюджетных средств, сокращению на рынке труда отечественных компаний. Значительный удельный вес теневой экономики делает Россию «Меккой» неконтролируемой миграции. Все это провоцирует интолерантность принимающего населения, разжигание межнациональных конфликтов и, как следствие, совершение преступлений иностранными гражданами. По уровню доходности бизнес, обеспечивающий незаконное перемещение мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия. Кроме того, работодателю (в том числе российскому) удобен такой контингент лиц, как мигранты: зарплата ему платится значительно ниже, чем местным жителям; договорных отношений между нанимателем и нанимаемым, как правило, не оформляется; соответственно в бюджеты всех уровней не производится

обязательных отчислений. И пока использование труд а нелегальных мигрантов будет выгодно работодателям, а самим мигрантам их нелегальный статус позволит беспрепятственно перемещаться по территории страны, — данные процессы будет очень сложно контролировать и отслеживать.

По мнению И. Л. Хромова, многие иностранные граждане изначально прибывают в Россию в целях осуществления криминальной деятельности, в том числе в составе этнических преступных группировок. Преступные группировки, в состав которых часто входят иностранные граждане, имеют наиболее сплоченный характер, поскольку корыстные интересы дополняются общностью этнической, и это обстоятельство значительно повышает жизнеспособность данной криминальной структуры. В своей противоправной деятельности этнические преступные группировки используют легально действующие национальные общины, диаспоры, землячества. В целях расширения своего криминального влияния и обеспечения преступной деятельности они часто идут на сотрудничество с другими преступными группировками, но при этом всегда сохраняют высокий уровень закрытости от посторонних и самостоятельность в решении важных внутриобщинных вопросов [6].

Преступность иностранных граждан оказывает влияние на все сферы жизни общества. Однако согласно данным ГИАЦ МВД России самыми распространенными преступлениями в структуре преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ являются преступления экономической направленности [7, с. 57]. В структуре преступности иностранных граждан значительный удельный вес составляют преступления в сфере потребительского рынка. Современное развитие криминального бизнеса в этой сфере с участием н ез аконных мигрантов разрушает систему защиты внутреннего потребительского рынка от внедрения фальсифицированной продукции, произведенной как на территории России, так и за рубежом. При этом лидеры этнически организованных преступных сообществ пытаются поделить сферы влияния и занять главенствующие позиции на потребительском рынке. Как следствие, непоступление бюджеты различных уровней налоговых платежей и таможенных сборов с хозяйствующих субъектов и недоначисление НДС.

Непосредственное воздействие на характеристики как преступлений против собственности, так и лиц, их совершивших, оказывают политические и социально-экономические факторы. Традиционно

к ним относят мировой финансово-экономический кризис, общую нестабильность экономической ситуации в стране, спад производства, рост фактической безработицы, дифференциацию населения по доходам, рост социальной напряженности. Все эти явления вынуждают иностранных граждан покидать родину и направляться в нашу страну в поисках выхода из сложившейся жизненной ситуации. Однако, приехав в Россию, трудоустроиться удается не многим. Из 10 млн нелегальных мигрантов лишь небольшая часть составляет традиционную трудовую миграцию, рабочих мест на всех не хватает — соответственно создаются предпосылки для выхода на преступный путь.

Проблема нелегальных мигрантов и совершаемых ими общеуголовных преступлений — это повод для разжигания межнациональной вражды, лучший политический трамплин для «ультраправых» организаций и потенциальная возможность антигосударственных выступлений (ярким примером является случай в Бирюлево в 2013 г.) [8].

Однако, принимая во внимание долгосрочные прогнозы социально-экономического развития России и учитывая грядущее сокращение трудовых ресурсов (по последнему прогнозу Федеральной службы статистики, в 2010—2030 гг. сокращение населения в трудоспособном возрасте составит более 12 млн) без мигрантов страна не сможет. Стремительное сокращение трудоспособного населения является серьезной проблемой демографической политики (результаты которой, при самых благоприятных условиях, скажутся после 2025 г., когда на рынок труда вольются поколения 2007—2008 гг. рождения. Единственным источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия является миграция.

Интеграция мигрантов в российское общество сталкивается с серьезными социокультурными ограничениями: напряженность между принимающим населением и мигрантами провоцирует низкую способность этнических мигрантов к адаптации в окружающей социальной среде — их слабая включенность в повседневный социальный и культурный контекст принимающей стороны, отсутствие у них потребности следовать общепринятым образцам и традициям. Ксенофобские настроения, разделяемые определенной частью населения России, проецируются на представителей ми-грантских меньшинств.

Противодействие распространению ксенофобии и экстремизма предполагает принятие действенных

мер, ориентированных в первую очередь на трансформацию социальных и политических институтов, призванных облегчить политику интеграции, а также на изменение социальной среды и политического пространства локальных российских социумов, трансформацию социальных коммуникаций.

Та ки м образом, приток мигрантов на территорию нашей страны в ближайшее время, как нам представляется, неизбежен. Мигранты являются экономически активным населением. Не совсем корректно говорить, что приезжие иностранные граждане отнимают рабочие места у принимающего населения. Они занимают те рабочие места, которые россияне часто просто не хотят занимать. Однако мигранты нередко образуют сплоченные преступные группировки, сохраняющие высокий уровень закрытости. И очередной экономический кризис в России в первую очередь затронет именно иностранных граждан, проживающих на территории нашей страны, они лишатся рабочих мест, что, соответственно, вызовет рост преступности. Как следствие — возрастет опасность возникновения этнических конфликтов.

Учитывая вышеизложенное, однозначно ответить на вопрос, является ли миграция на современном этапе угрозой безопасности России или же потенциалом для ее развития, не представляется возможным. Следует на государственном уровне непрерывно контролировать миграционную ситуацию, подвергать тщательному анализу каждый конкретный этап реализации государственной миграционной политики с политической, экономической и социальной точек зрения. Мы же, в свою очередь, полагали бы возможным закрепить на законодательном уровне право судов реабилитировать нелегальных мигрантов, в частности, путем привлечения их к общественным работам; интегрировать мигрантов путем прохождения службы в армии; упростить порядок получения гражданства для лиц, проработавших на территории страны длительное время и не совершивших правонарушений, а также ужесточить санкции за использование труда нелегальных мигрантов юридическим лицом и сократить расходы на депортацию нелегальных мигрантов (в случаях перемещения нескольких лиц одновременно — депортировать железнодорожным, а не авиатранспортом).

Комплекс указанных выше действий позволит превратить процессы миграции в позитивное явление для экономики РФ, контролировать числен-

ность мигрантов, а также даст возможность мини- функционировать и действовать согласно особен-стерствам и ведомственным службам эффективно ностям ситуации в каждом конкретном регионе.

Список библиографических ссылок

1. Основные угрозы безопасности России [Электронный ресурс]. URL: http://www.isfic.info>migran/ gasta65.htm (дата обращения: 20.02.2015).

2. Официальный сайт УФМС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.fms.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2015).

3. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mvd.ru/ (дата обращения: 20.02.2015).

4. Попов Г. Г. Миграционная безопасность России: институционально-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

5. Сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 20.03.2015).

6. Хромов И. Л. Оперативно-разыскные основы борьбы с преступностью иностранных граждан: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.

7. Ткач Е. В. Нелегальная иммиграция и этническая преступность // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 5. С. 57.

8. Беспорядки в Бирюлево. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ria.ru>trend/investigation (дата обращения: 20.03.2015).

© Тарасова М. Ю., 2015

* * *

А. Ю. Федюкина

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

В статье рассматриваются проблемные аспекты процессуальных действий и решений должностных лиц на стадии возбуждения уголовного дела. Констатируется, что стадия возбуждения уголовного дела постепенно превращается в «первоначальное расследование» сообщения о преступлении, имеющее установленные сроки и специфический круг участников, однако должным образом не урегулированное по своей форме и содержанию. Обозначаются пути разрешения проблемы соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в этап проверки сообщения о преступлении. Рассматриваются варианты дальнейшего совершенствования процессуальных возможностей стадии возбуждения уголовного дела на основе современного законодательства. В результате автор приходит к выводу, что в настоя-

щее время назрела необходимость отказа от ненужных процессуальных фильтров и перехода к

упрощению стартового этапа предварительного расследования, что позволит применить весь арсенал неотложных следственных действий с момента поступления заявления о преступлении. Вместе с тем нормы, регламентирующие процессуальный статус участников уголовного судопроизводства на стадии проверки сообщения о преступлении, нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Ключевые слова: процессуальные возможности, возбуждение уголовного дела, проверка сообщения о преступлении, следственные действия, процессуальный статус, реформирование.

A. Y. Fedyukina

PRESENT PROCEDURAL POSSIBILITIES AT THE STAGE OF CRIMINAL CASE INITIATION

Some problematic aspects of procedural actions and decisions of officials at the stage of criminal case initiation are considered in this article. According to the author, it is necessary to fix in law the right of courts to reha-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.