Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / ЭЛЕКТРОННАЯ ВАЛЮТА / БЛОКЧЕЙН / МАЙНИНГ / БИТКОЙН / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ / CRYPTOCURRENCY / ELECTRONIC CURRENCY / BLOCKCHAIN / MINING / BITCOIN / LEGAL REGULATION / GLOBALIZATION PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева Евгения Сергеевна, Яремчук Николай Анатольевич

В статье авторами анализируется понятие «крипровалюта», а также рассматриваются актуальные проблемные вопросы их правового регулирования. В настоящее время в законодательстве ряда стран нет такого термина и, соответственно, правового обоснования этих отношений, что приводит к возникновению многих спорных ситуаций относительно правовой природы криптовалют, как таковых. Методологической основой данной работы являются общепринятые принципы, которые вытекают из поставленной цели и задач, а также методы исследования, такие как диалектический, сравнительно-правовой, системный и формально-логический и др. Авторы приходят к выводу, что возрастающая популярность и интерес, а также связанные с этим угрозы, диктуют необходимость правового регулирования криптовалют в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC QUESTIONS OF LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES

In this article, the authors analyze the concept of “cryptocurrency”, as well as consider current problematic questions of its legal regulation. Currently, in the legislation of a number of countries there is no such term and, accordingly, legal justification for these relations, which leads to the emergence of many controversial situations regarding the legal nature of cryptocurrencies as such. The methodological basis of this work is generally accepted principles that arise from the stated goals and objectives, as well as research methods, such as dialectical, comparative legal, systemic and formal-logical, etc. The authors come to the conclusion that increasing popularity and interest and also related with it threats dictate the necessity for legal regulation of cryptocurrencies in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ»

осуществляющих финансовый контроль, а также инструкции по информированию правоохранительных иных компетентных органов о выявленных фактах коррупционного поведения. Полагаем, что антикоррупционная политика государства станет эффективной, а разнообразие видов деятельности субъектов общественного финансового контроля дополнит систему мер борьбы с коррупцией в сфере финансов, если функции общественного финансового контроля приобретут универсальный характер.

Литература и источники

1. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS N 174 (Страсбург, 4 ноября 1999 г.) // Документ вступил в силу 1 ноября 2003 года. Россия не участвует.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008.№ 52 (ч. 1). Ст. 6228.

3. Бочкарева Е.А., Вороненко Е.В. О совершенствовании правовых основ общественного финансового контроля в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и финансового права. Сборник статей / Отв. ред. Е.А. Бочкарева, Л.В. Бутько. Краснодар : Издательский Дом - Юг, 2018. С. 68-73.

4. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2005. №15. Ст. 1277.

5. Перхурова М.Д. Значение и проблемы осуществление общественного финансового контроля в современном гражданском обществе // Право: история, теория, практика Сборник материалов III международной очно-заочной научно-практической конференции. М.: Научно-издательский центр «Империя», 2018. С. 79.

6. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. 23.07.2014. № 163.

7. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э.Д. Соколовой; отв. ред. А.Ю. Ильин. М.: Проспект, 2019. 592 с.

8. Васильев А.А., Фольк Е., Мискарян В. Евразийская интеграция: Материалы II Международной научно-практической конференции (31 марта 2016 года, г. Армавир, Россия) / науч. ред. Л. Н. Горобец; отв. ред.: А. А. Васильев, А. А. Шматько, И. И. Тарасова. Армавир: РИО АГПУ, 2016. 184 с.

9. Закон СССР от 30.11.1979 № 1159-X «О народном контроле в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1979. № 49. Ст. 840.

10. Закон СССР от 09.12.1965 N 4224-VI «Об органах Народного контроля в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1965. №49. Ст. 718.

11. Сушенцова В.Г., Хакимова А.В. Сравнительно-правовое исследование института общественного контроля советского периода и современной России // Марийский юридический вестник. 2017. № 2 (21). С. 88-91.

References and Sources

1. Konventsiya o grazhdansko-pravovoy otvetstvennosti za korruptsiyu ETS N 174 (Strasburg, 4 noyabrya 1999 g.) ^ Dokument vstupil v silu 1 noyabrya 2003 goda. Rossiya ne uchastvuyet.

2. Federal'nyy zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 29.12.2008.№ 52 (ch. 1). St. 6228.

3. Bochkareva Ye.A., Voronenko Ye.V. O sovershenstvovanii pravovykh osnov obshchestvennogo finansovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii ^ Aktual'nyye problemy administrativnogo i finansovogo prava (Posvyashchayetsya 20-letiyu obrazovaniya Rossiyskogo gosudarstvennogo universiteta pravosudiya). Sbornik statey I Otv. red. Ye.A. Bochkareva, L.V. But'ko; SKF FGBOUVO «Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet pravosudiya». - Krasnodar : Izdatel'skiy Dom - Yug, 2018. S. 68-73.

4. Federal'nyy zakon ot 04.04.2005 № 32-FZ «Ob Obshchestvennoy palate Rossiyskoy Federatsii» //Sobraniye zakonodatel'stva RF. 11.04.2005.№ 15. St. 1277.

5. Perkhurova M.D. Znacheniye i problemy osushchestvleniye obshchestvennogo finansovogo kontrolya v sovremennom grazhdanskom obshchestve ^ PRAVO: ISTORIYA, TEORIYA, PRAKTIKA Sbornik materialov III mezhdunarodnoy ochno-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2018 Izdatel'stvo: Nauchno-izdatel'skiy tsentr «Imperiya» (Moskva). 2018. S. 79.

6. Federal'nyy zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ «Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii» // Rossiyskaya gazeta. № 163. 23.07.2014.

7. Finansovoye pravo: uchebnik I pod obshch. red. E.D. Sokolovoy; otv. red. A.YU. Il'in. M.: Prospekt, 2019. 592 s.

8. Vasil'yev A.A., Fol'k Ye., Miskaryan V. Yevraziyskaya integratsiya : Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (31 marta 2016 goda, g. Armavir, Rossiya) I nauch. red. L. N. Gorobets; otv. red.: A. A. Vasil'yev, A. A. Shmat'ko, I. I. Tarasova. - Armavir : RIO AGPU, 2016. - 184 s.

9. Zakon SSSR ot 30.11.1979 № 1159-X «O narodnom kontrole v SSSR» // Vedomosti VS SSSR. 1979. № 49. St. 840.

10. Zakon SSSR ot 09.12.1965 N 4224-VI «Ob organakh Narodnogo kontrolya v SSSR» // Vedomosti VS SSSR. 1965. № 49. St. 718.

11. Sushentsova V.G., Khakimova A.V. Sravnitel'no-pravovoye issledovaniye instituta obshchestvennogo kontrolya sovetskogo perioda i sovremennoy Rossii ^ Mariyskiy yuridicheskiy vestnik. 2017. № 2 (21). S. 88-91.

КОСЯН MAOTAM APTAШEСOBHA - преподаватель кафедры административного и финансового права СевероКавказского филиала Российского государственного университета правосудия (mayram.kosyan@mail.ru). KOSYAN, MAIRAM A. - Lecturer of the Department of the Administrative and Financial Law of the North-Caucasus branch of the Russian State University of Justice.

УДК 347.752

МАТВЕЕВА Е.С., ЯРЕМЧУК Н.А. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ

Ключевые слова: криптовалюта, электронная валюта, блокчейн, майнинг, биткойн, правовое регулирование, процесс глобализации.

В статье авторами анализируется понятие «крипровалюта», а также рассматриваются актуальные проблемные вопросы их правового регулирования. В настоящее время в законодательстве ряда стран нет такого термина и, соответственно, правового обоснования этих отношений, что приводит к возникновению многих спорных ситуаций относительно правовой

природы криптовалют, как таковых. Методологической основой данной работы являются общепринятые принципы, которые вытекают из поставленной цели и задач, а также методы исследования, такие как диалектический, сравнительно-правовой, системный и формально-логический и др. Авторы приходят к выводу, что возрастающая популярность и интерес, а также связанные с этим угрозы, диктуют необходимость правового регулирования криптовалют в Российской Федерации.

MATVEEVA, E.S., YAREMCHUK, N.A.

PROBLEMATIC QUESTIONS OF LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES

Keywords: cryptocurrency, electronic currency, blockchain, mining, bitcoin, legal regulation, globalization process.

In this article, the authors analyze the concept of "cryptocurrency", as well as consider current problematic questions of its legal regulation. Currently, in the legislation of a number of countries there is no such term and, accordingly, legal justification for these relations, which leads to the emergence of many controversial situations regarding the legal nature of cryptocurrencies as such. The methodological basis of this work is generally accepted principles that arise from the stated goals and objectives, as well as research methods, such as dialectical, comparative legal, systemic and formal-logical, etc. The authors come to the conclusion that increasing popularity and interest and also related with it threats dictate the necessity for legal regulation of cryptocurrencies in the Russian Federation.

Изменения последних лет, и в нашей стране в том числе, осуществлялись под влиянием ряда внешних факторов, содержание которых консолидировано на современном этапе развития человечества в понятиях «глобализм», «процесс глобализма», требующих активного взаимодействия юристов, экономистов, социологов, политологов, историков и учёных других отраслевых наук [7]. Возникшая в последнее время тенденция активного расширения границ цифрового и виртуального пространства, приводит к трудностям правового регулирования деятельности множества субъектов рыночных отношений, а также к появлению новых креативных финансовых продуктов и инструментов. В качестве примера такого финансового инструмента мировой общественностью признана децентрализованная и анонимная электронная валюта - криптовалюта.

На сегодняшний день уже существует уже более двух тысяч видов криптовалют. Новые виды появляются практически каждый день. Наиболее распространёнными среди них являются «Bitcoin» и «Ethereum», их общая капитализация составляет более 750 млрд долларов США [13]. Определений понятия «крипровалюта» существует достаточно много ввиду того, что ученые из разных сфер деятельности пытаются определить ее содержание и дать ей законодательное оформление. Правовое оформление было бы проще, если бы можно было классифицировать криптовалюту в виде ценной бумаги, иностранной валюты или электронных денежных средств. В целом, «криптовалютой» - называют любую виртуальную децентрализованную валюту, то есть цифровое представление стоимости на основе распределенной учетной системы (блокчейн), которая анонимно используется в расчетах в качестве платежного средства, но не выпускается никаким государством.

Для нашего государства понятным и не противоправным является: транзакция в сети, которая распределяется между ее пользователями и считается действительной только после того, как ее подтвердят другие участники блока, где эта транзакция «записывается». И если для обычного электронного кошелька требуется физический депозит денег определенной валюты (например, через банк), то криптовалюта функционирует только в цифровом виде и основана на глобальной сети. Она не имеет очевидной привязки ни к какой из существующих традиционных валют и является независимой от правительств и Центральных банков. Двусторонний электронный платеж производится без посредников и является необратимым, то есть отсутствует механизм отмены подтвержденной сделки (даже в случаях, когда платеж был отправлен кому-то по ошибке или несуществующему адресу, или когда сделка была подписана с использованием закрытого ключа, о чем стало известно другим лицам). Никто не имеет возможности заблокировать (арестовать) средства, даже временно, кроме владельца закрытого ключа (или лица, которому он стал известен). Но предоставляемая технология мультиподписи позволяет привлечь третью сторону, своего рода арбитра, для осуществления обратных сделок.

Специалисты выделяют такие преимущества, валюты нового поколения, как: ограничение - валюта является самостоятельной финансовой единицей, ее выпуск никем не управляем и не контролируем, она производится в ограниченном объёме, поэтому исключён риск инфляции; анонимность - невозможно получить информацию о владельце криптовалютного кошелька; открытость кода - каждый имеет возможность получать электронные деньги. И при всех этих

плюсах полное отсутствие правовых гарантий - то есть нестабильность, отсутствие реальной ценности и законодательного оформления. В настоящее время уже практически все страны активно занимаются разработкой и формированием национальной криптовалюты. Но, несмотря на бурное развитие этих технологий, их правовое регулирование в мировом сообществе только начинает создаваться [9].

Правовой статус криптовалют сильно варьируется в разных странах и континентах. В Швейцарии криптовалюту приравняли в правах к традиционным иностранным валютам. В Эквадоре, Киргизии, Ливане, Таиланде, Боливии, Исландии, Индонезии, Вьетнаме транзакции с использованием цифровых денег находятся под запретом, хотя майнинг законом не преследуется. А в Сингапуре уже летом 2017 года были выпущены в обращение специальные платёжные карты для хранения криптовалюты и удобного способа расчёта цифровыми деньгами. В большинстве государств с развитой экономикой криптовалюта в целом признаётся. Постепенно уточняется и дорабатывается нормативная правовая база для её внедрения в реальный сектор экономики. К таким странам относятся США, Великобритания, Южная Корея, Канада, Израиль, Дания, Франция, Кипр, Австралия, Новая Зеландия, Германия, Гонконг, Италия, Япония, Норвегия, Чехия, уже упомянутые Сингапур и Швейцария и многие другие.

В некоторых странах операции с криптовалютами официально разрешены, например, в Японии - в Токио была открыта новая биржа - Zxom.com, предлагающая пользователям сотрудничество с использованием двух разных платформ. Первая - для «маржевой» торговли и обмена цифровой валюты на традиционную, вторая - для покупки Bitcoin (ВТС) и ЕШегеиш (ЕТН) за йены. В результате острой конкуренции уже сегодня комиссионные сборы за эти услуги стремятся к нулю, а ежедневный оборот, по прогнозам специалистов, в недалеком будущем достигнет $9 млрд. Благоприятная законодательная среда для криптовалют создается и в Канаде, где с 2014 года канадское правительство признало криптовалюту платежным средством. На сегодня в стране установлено большое количество ВТС-банкоматов (по этому показателю Канада уступает только США). Власти страны проводят разработку виртуальной версии национальной валюты - канадского доллара, прилагают усилия для продвижения и совершенствования блокчейн-технологии.

Все виды деятельности, в которых используется криптовалюта, в Канаде облагаются налогом. Определённые суммы взимаются при оплате товаров, реализации цифровых активов, майнинге. Оплата труда криптовалютой уже стала привычной практикой для канадцев и также подлежит налогообложению, что официально закреплено в трудовом законодательстве.

В США судебная практика и законодательство рассматривают криптовалюту не только в качестве денег, но и в качестве товара, а в Китае криптовалюта признана виртуальным товаром со всеми последствиями для налогообложения. Основной проблемой использования в Российской Федерации криптовалют является отсутствие фиксированного правового регулирования операций с ними. Это обусловлено тем, что Центральным банком Российской Федерации не определена финансово-правовая сущность криптовалюты. Непонятно как к ней относится - как к электронным деньгам, появившимся в процессе технологического прогресса, или к денежному суррогату в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002г. №86-ФЗ (в ред. от 27.12.2018г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», что является краткосрочным явлением [1]. В соответствии с содержанием Федерального закона от 27.06.2011г. №161-ФЗ (ред. от 28.11.2018г.) «О национальной платежной системе» [2] каждый, кто участвует в платежах, приобретает номер или код, с уточнением его вида участия в конкретном случае. При использовании криптовалюты эти действия трудно проверить и отследить, что также приводит к нарушению закона.

На Британских островах биткоин приравнен к частным денежным средствам. И налог взимается при оплате криптовалютой товаров и услуг, но не при конвертации в другие виды валют. В целом власти и ведущие финансисты Соединенного Королевства относятся к новому явлению настороженно и не спешат принимать судьбоносные решения. FCA, которая обычно идёт в авангарде финансовых технологий, в непривычной для себя манере призывало англичан к осторожности при совершении сделок с криптовалютой. Один из директоров организации К. Вулард, даже заявил, что госрегулятор не запрещает гражданам осуществлять платежи в ВТС, а банкам - оказывать услуги организациям, применяющим в своей деятельности ЫосксИапе-

технологии. «...Я не называю цифровые валюты злом, но с ними нужно вести себя предельно осторожно», - подчеркнул он.

Швеция - это родина многих известных цифровых проектов. В этой стране не только позитивно относятся к криптовалюте, но и многое делают для её популяризации. В 2017 году Шведский Ценробанк заявил о возможности выпуска цифровой кроны в связи с резким уменьшением объёма наличных денег (примерно на 40% в сравнении с 2009 годом). Одновременно было объявлено о запуске государственно-частной инициативы по регистрации земельных ресурсов с применением технологии блокчейн. Тестовая версия регистратора запущена уже с середины 2018 года.

В Российской Федерации государственные структуры стараются контролировать все сферы жизни общества. Всё что связано с производством денег, оборотом денежных средств и дополнительных прибылей должно быть прозрачно и проверяемо. Большой проблемой использования и приобретения криптовалют является, так называемый майнинг. Любой человек, имеющий следующие технические возможности: видеокарту, компьютерный процессор и материнскую плату, может попробовать добывать или майнить криптовалюту. И эта деятельность находится в бесконтрольном состоянии.

Если провести аналогию с реальной денежной единицей, есть некоторая сложность. Она заключается в том, что является ли эмиссия криптовалюты незаконной? [10] Так как эмиссия реальных денег карается по закону в соответствии со статьей 186 УКРФ [4]. Таким образом, отсутствие контроля за использованием криптовалюты делает невозможным отслеживание средств, направленных на финансирование террористических организаций, наркотрафика, оружия и людей, что в свою очередь гарантирует безнаказанность за преступные действия. В случаях криптовалютного мошенничества идентифицировать человека также невозможно, так как данная система, в идеале гарантирует полную конфиденциальность и анонимность. Открывая кошелёк в блокчейн-системе никакие данные для подтверждения личности не запрашиваются, одно, что выдаётся конкретному субъекту - это личный идентификационный номер. Именно криптовалюта, обладающая анонимностью, становится основой для теневого сектора экономики, который в будущем, возможно, может иметь далеко идущие негативные последствия.

Из всего выше сказанного, напрашивается вывод, что и в России назрела необходимость правового регулирования данной сферы. Здесь исследователи расходятся в мнениях. Некоторые выступают за внесение изменений в ряд федеральных законов, другие настаивают на принятии закона «О регулировании криптовалют в Российской Федерации», который смог бы решить ряд важных проблем, связанных с ее использованием [5]. Эти вопросы неоднократно обсуждались в органах государственной власти. В Министерстве финансов России в 2018 году был разработан законопроект «О цифровых финансовых активах». Именно в нём попытались раскрыть основные понятия о «криптовалюте» и «майнинге», вводя применимые к ним термины - добыча, приобретение, обмен и т.д., но пока единого решения российскими властями принято не было. Для решения спорных вопросов необходимо понять и уточнить:

Во-первых, децентрализация и анонимность, как ключевые характеристики криптовалют, мы определяем как риски в работе блокчейн-системы. Пока в России нет единого мнения о добыче средств, тем более что майнинг биткоинов с каждым годом усложняется, а майнинг других криптовалют не так популярен. Принятие закона и возможная легализации биткоина в стране, могут способствовать хотя бы частичному контролю теневых процессов черного рынка, но в настоящий период это направление все же требует доработок и компромиссов.

Во-вторых, для принятия закона необходимо определить единый правовой статус криптовалют и статуса майнинга криптовалют. В частности, цифровые деньги можно приравнять к инвестиционному или актива финансовому активу, что позволит использовать их только участникам регулируемой биржи, работающим с Центральным банком. Минусом конечно будет ограничение свободного обращения виртуальной валюты, что существенно замедлит развитие рынка. Как одна из версий, это регулирование криптовалюты как понятия «иного имущества», которое прописано в ст.128 Гражданского кодекса. А попытка запретить майнинг в мировой практике оказалась неудачной. Как показывает практика развитых стран, скорее всего, дома добыча крипты будет запрещена, по крайней мере, если количество затраченной электроэнергии превысит лимит, выбранный правительством. А вот для майнинг-ферм предусмотрены скидки на

электроэнергию.

В-третьих, принять закон о криптовалютах необходимо, так как тогда государство сможет защитить интересы своих граждан, которые являются участниками этого рынка. В настоящее время использование криптовалют является очень рискованным процессом, который может нести противоправные и невыгодные последствия для участников. При разработке законопроекта следует подумать о том, как защитить покупателей криптовалюты, чтобы такие проекты не превратились в финансовые пирамиды. Транзакциями в сети никто не управляет, что способствует увеличению числа мошенников. Любые действия являются анонимными, поэтому при краже, никто не может наказать злоумышленников. То же самое касается бирж, где многие пользователи хранят свои кошельки с криптовалютой. Если с ними что-то случится, вернуть деньги или получить за них компенсацию от владельца ресурса невозможно, так как в законодательстве страны подобный пункт не предусмотрен. Технология блокчейн и криптовалюта - это благоприятная почва для мошенничества, поэтому необходимо правовое регулирование. А закон - это лучший регулятор.

В-четвертых, принятие в России закона регулировавшего операции, связанные с криптовалютами станет весьма ощутимым противодействием терроризму и незаконному отмыванию денег. В настоящий период доказано, что использование неучтённых финансовых средств обеспечивает рост активов террористических групп. Высокая стоимость криптовалют вызывает интерес у этих формирований, что в дальнейшем идёт на приобретение оружия, взрывчатых веществ и др. Криптовалюты, в отсутствии правового ругулирования могут стать основой теневого сектора экономики, который в будущем может негативно сказаться в целом на развитии страны. Узаконенные сделки и финансирование хотя бы частично будут контролировать этот процесс.

В-пятых, для принятия закона необходимо создать правовую базу для лицензирования и налогообложения криптовалюты, рассмотреть особенности ввода НДС и разграничение процедур в использовании криптовалют для физических и юридических лиц. В данный момент полученные таким образом средства не учитываются, и не облагаются налогом, соответственно прибыль идёт вне бюджета страны. В России согласно Федеральному закону от 10.07.2002г. №86-ФЗ (в ред. от 27.12.2018г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1] официальной денежной единицей признаётся только рубль. В ст.27 этого закона уточняется, что выпуск любых других денежных суррогатов запрещён. Но криптовалюта не относится и к иностранной валюте согласно Федеральному закону от 10.12.2003г. №173-ФЗ (в ред. от 25.12.2018г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» [3]. Криптовалюта в России не воспринимается как платёжное средство или электронные деньги в соответствии с содержанием Федерального закона от 27.06.2011г. №161-ФЗ (ред. от 28.11.2018г.) «О национальной платежной системе» [2]. Соответственно сейчас использование «крипто-денег» и «виртуальных валют» является практически незаконным. Об этом не один раз публиковал Информацию Центральный Банк России, и что в конечном итоге создаёт риск майнинга и приводит к необоснованному завышению цен в этой сфере.

В-шестых, для принятия закона нужно создать регулируемую платформу для цифрового бизнеса, которая в условиях глобалиизации, сейчас развивается особенно активно. Это направление в России развивается параллельно с законопроектом об изоляции российского сегмента интернета, который предположительно должен фильтровать интернет-трафик, сдерживая негативную информацию. А при экстренной необходимости и полностью отрезать весь внешний сегмент в сети. К сожалению, пока мало кто понимает, как это должно выглядеть в действительности.

Таким образом, на основании вышеизложенного отметим, что в каждой стране определение правового статуса криптовалют находится лишь в процессе становления. Зарубежный опыт поможет создать правовую базу, которая учтёт интересы, как отдельных лиц, так и государства в целом. Разработка и принятие соответствующих законов позволит не только бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путем, но обеспечить безопасность, получая доходы в виде налоговых сборов от юридических и физических лиц, осуществляющих операции с криптовалютами. Взять под полный контроль данное направление достаточно трудно. А управлять блокчейном практически невозможно, потому что это децентрализованная

система, состоящая из миллиардов компьютеров. Поэтому продуманная правовая база может стабилизировать ситуацию и предотвратить множество угроз, которые возникают ввиду развития общества, государства и различных цифровых технологий.

Литература и источники

1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002г. №86-ФЗ (ред. от 27.12.2018г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019г.) // СЗ РФ. 2002. №28. Ст.2790.

2. О национальной платежной системе: федеральный закон от 27.06.2011г. №161-ФЗ (ред. от 28.11.2018г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СЗ РФ. 2011. №27. Ст. 3872.

3. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 10.12.2003г. №173-Ф3 (ред. от 25.12.2018г.) // СЗ РФ. 2003. №50. Ст.4859.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. №63-ФЗ (ред. от 01.04.2019г.) // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

5. О регулировании выпуска и оборота криптовалют: Письмо Минфина России от 02.10.2017г. №03-11-11/63996 (ИБ 171502)

6. Мареева Л.А. Криптовалюта: мировой опыт и Российская действительность // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. 2017. №10. С.22-23.

7. Матвеева Е.С. Влияние идей глобализма на современные государственно-правовые феномены // Право и практика. 2019. №1. С.39-44.

8. Морозова М.П. Предпосылки интегрированных распределительных центров в России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3(ч.1).

9. Огородникова Е. П. Налоговое планирование на современном этапе развития Российской экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. №1-2 (66-2). С.31-33.

10. Развеева И.Ф. Криптовалюта. Деньги XXI века // Сборник статей XI международной научно-практической конференции «EURASIASCIENCE». - М.: Издательство «Актуальность РФ», 2017. С.282-283.

11. Семёнова Е.В. Анализ правового регулирования криптовалюты // Инновационная экономика. 2017. №8. С.143-147.

12. Соколова Т.Н. Правовое регулирование использования криптовалют // Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развитии. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Челябинск: «Омега Сайнс», 2017. С.208-212.

13. Топ-100 Криптовалюты по рыночной капитализации [Электронный ресурс] - https://coinmarketcap.com/ru/ (дата обращения 19.04.2019 год)

References and Sources

1. O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii): Federal'nyj zakon ot 10.07.2002g. №86-FZ (red. ot 27.12.2018g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019g.) // SZ RF. 2002. №28. St.2790.

2. O nacional'noj platezhnoj sisteme: federal'nyj zakon ot 27.06.2011g. №161-FZ (red. ot 28.11.2018g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019) // SZ RF. 2011. №27. St. 3872.

3. O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole: federal'nyj zakon ot 10.12.2003g. №173-FZ (red. ot 25.12.2018g.) // SZ RF. 2003. №50. St.4859.

4. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996g. №63-FZ (red. ot 01.04.2019g.) // SZ RF. 1996. №25. St. 2954.

5. O regulirovanii vypuska i oborota kriptovalyut: Pis'mo Minfina Rossii ot 02.10.2017g. №03-11-11/63996 (IB 171502)

6. Mareeva L.A. Kriptovalyuta: mirovoj opyt i Rossijskaya dejstvitel'nost' // Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij universitet. 2017. №10. S.22-23.

7. Matveeva E.S. Vliyanie idej globalizma na sovremennye gosudarstvenno-pravovye fenomeny // Pravo i praktika. 2019. №1. S.39-44.

8. Morozova M.P. Predposylki integrirovannyh raspredelitel'nyh centrov v Rossii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 3(ch.1).

9. Ogorodnikova E. P. Nalogovoe planirovanie na sovremennom etape razvitiya Rossijskoj ekonomiki // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. №12 (66-2). S.31-33.

10. Razveeva I.F. Kriptovalyuta. Den'gi XXI veka // Sbornik statej XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «EURASIASCIENCE». -M.: Izdatel'stvo «Aktual'nost' RF», 2017. S.282-283.

11. Semyonova E.V. Analiz pravovogo regulirovaniya kriptovalyuty // Innovacionnaya ekonomika. 2017. №8. S.143-147.

12. Sokolova T.N. Pravovoe regulirovanie ispol'zovaniya kriptovalyut // Innovacii i investicii kak drajvery social'nogo i ekonomicheskogo razvitii. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. CHelyabinsk: «Omega Sajns», 2017. S.208-212.

13. Top-100 Kriptovalyuty po rynochnoj kapitalizacii [Elektronnyj resurs] - https://coinmarketcap.com/ru/ (data obrashcheniya 19.04.2019 god)

МАТВЕЕВА ЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений, Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ (evgmatveeva@bk.ru) ЯРЕМЧУК НИКОЛАИ АНАТОЛЬЕВИЧ - магистрант Юридического факультета Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ.

MATVEEVA, EVGENIA S. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History and International Relations, Central Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (evgmatveeva@bk.ru).

YAREMCHUK, NIKOLAY A. - undergraduate of the Law Faculty of the Central Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

УДК 346.56:340.134

ИВАНЕНКО И.Н., ЛАПТЕВА М.Н., ЗАБОЛОТНОВ А.А. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ПРАВА

Ключевые слова: налоговое право, международное налоговое право, международные соглашения, соотношение, отрасль права, субъект.

В статье исследованы ключевые моменты соотношения международного и национального налогового права. Концепция налогово-правового регулирования любого государства складывается из внутригосударственной и международной отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.