ПЕРСПЕКТИВЫ КРИПТОВАЛЮТНОГО ОБОРОТА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE FUTURE OF CRYPTOCURRENCY IN THE ECONOMY OF RUSSIAN FEDERATION
DOI: 10.38197/2072-2060-2020-224-4-435-451
коновалов андрей васильевич
Учащийся 9-го класса Автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский международный университет»
andrei v. konovalov
9 grade pupil of the International University of Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема правового статуса криптовалюты в законодательстве Российской Федерации и практика регулирования криптовалютного оборота. Затрагиваются изменения в международном правовом регулировании, произошедшие к моменту подготовки работы, и оцениваются перспективы криптовалютного оборота в экономическом развитии России.
436
Особое внимание уделяется рассмотрению негативных последствий распространения криптовалюты, таких как разрастание теневого сектора экономики, а также проблеме обеспеченности криптовалюты с точки зрения традиционной экономики. В работе проводится анализ влияния криптовалютного рынка на экономический рост России. ABSTRACT
The article discusses the problem of the cryptocurrency Legal status in the legislation of the Russian Federation and the practice of cryptocurrency turnover regulating. The article covers the recent changes in the international law regulation and considers the prospects of cryptocurrency turnover in the economic development of Russia. Particular attention is paid to the considering negative consequences of the cryptocurrency spread, such as the growth of shadow sector in economy as well as the problems of cryptocurrency security in the aspect of traditional economy. The paper analyzes the impact of the cryptocurrency market on Russia's economic growth.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Криптовалюта, правовое регулирование экономики, Bitcoin, финансовая пирамида, денежный суррогат, теневая экономика. KEYWORDS
Cryptocurrency, legal regulation of an economy, Bitcoin, economic bubble, quasi-money, shadow economy.
Введение
В последние десять лет явление криптовалюты выросло из IT-гик-культуры в международный рынок, капитализация которого на пике, приходящемся на начало 2018 года, превышала 823 млрд долларов. Несмотря на это, правовая характеристика и отношение финансовых властей к крип-товалюте до сих пор не сформулированы во многих странах.
В законодательстве России пока не закреплены определение криптовалюты и регламент криптовалютного оборота. Органы власти РФ работают в этом направлении, причем их мнения относительно перспектив криптовалюты в России расходятся. Центральный банк относится к криптовалюте как к денежному суррогату [1], Президент России также считает это явление не соответствующим сложившемуся в стране правовому полю в области экономики [2]. Представители Министерства финансов, наоборот, настаивают на допущении и регулировании этого явления [3].
Принимая во внимание актуальность вопроса крипто-валюты в экономическом и правовом пространстве Российской Федерации, целью работы является рассмотрение перспектив криптовалютного оборота в России.
В связи с этим задачи статьи определяются как: уточнение понятия криптовалюты; пояснение механизма криптова-лютного оборота; правовая характеристика криптовалюты в российском законодательстве; роль криптовалюты в экономике Российском Федерации; выдвижение концепции регулирования и использования криптовалюты в контексте российской экономической культуры.
Механизм криптовалютного оборота
Рассмотрим подробнее процесс криптовалютного оборота на примере первой криптовалюты В^сот. Отметим, что к цели и задачам исследования не относится анализ технических аспектов функционирования биткоина, так как это относится в большей мере к 1Т-отрасли, чем к экономической науке.
Сатоши Накамото, разработчик Вксот, для обозначения каждой единицы системы вводит термин «монета»
438
(coin). С точки зрения создателя, монета представляет собой зашифрованный документ в виде специального кода, идентифицирующего одновременно все монеты в этой системе. По мере пользования любой монетой код каждой монеты обновляется информацией о произведенном действии в хронологическом порядке. Монеты в системе постоянно держат связь между собой, за счет этого в зашифрованном коде монеты содержится история всех действий в системе без привязки к личности и пространству, что обеспечивает анонимность пользователя.
Для приобретения Bitcoin пользователь заводит «крипто-кошелек» через организации, заинтересованные в распространении криптовалюты, в том числе кошелек можно получить на официальном сайте Bitcoin. Криптокошелек можно определить как приложение, работающее в этой системе и выполняющее функцию электронного кошелька и функцию проверки монеты на подлинность, так как у криптокошелька в наличии такая же история действий с монетами в системе. Передача монет между участниками системы осуществляется аналогично передаче электронных писем. Отправитель указывает адрес кошелька получателя в системе, куда в дальнейшем отправляет нужное количество монет. В случае если данные кода монеты не совпадают с данными о всех возможных действиях и монетах в кошельке, что случается при подделке монет или других нарушениях, то кошелек не принимает эти монеты.
Копировать историю существующих монет для создания новых невозможно по причине сложного процесса шифрования и многослойности записи кода истории в системе. Это, по мнению создателя, обеспечивает защиту от подделки и кражи. Однако создание новых монет возможно «честным» способом, предполагающим генерирование монеты
с новым кодом, что требует значительных энергозатрат. Это явление именуется термином «майнинг» (mining). Таким образом, эмитентом монет может стать любой желающий, который имеет в распоряжении подходящую технику и энергомощности. Это важно, так как в противном случае это явление стало бы массовым и сгенерированные монеты ничего бы не стоили. При этом возникает проблема избыточной эмиссии монет. Система биткоина сама регулирует количество выпущенных монет, в случае увеличения их числа она снижает «вознаграждение» за «намайненные» монеты. Монеты, созданные самой системой, не обесцениваются. Курс монет, в свою очередь, может изменяться в зависимости от баланса спроса и предложения.
Главными целями создания криптовалюты автор определяет совершение сделок без комиссии банков и анонимность при совершении сделок.
Понятие и признаки криптовалюты
Рассмотрев особенности процессов криптовалютного оборота, можно уточнить понятие криптовалюты.
Для этого необходимо рассмотреть существенные признаки криптовалюты. Ими являются:
1. Средство обмена (как родовой признак) — использование в гражданском обороте для заключения сделок.
2. Криптографический способ оборота — электронная система основана на методах шифропреобразова-ния с целью защиты данных пользователей и самой системы от внешнего контроля.
3. Эмиссионность — производится выпуск единиц криптовалюты.
440
4. Саморегулируемость программной системы — криптовалюта является элементом электронной системы, которая не подлежит внешнему администрированию и действует по заданному ей алгоритму автономно.
5. Бездокументарность — не имеет физического носителя.
6. Децентрализация хранения данных — для хранения и оборота данных в системе, как правило, используется программная технология блокчейн, которая позволяет распределять информацию между множеством устройств.
Далее рассмотрим несущественные признаки криптова-люты для более развернутого представления о ней:
1. Как правило, отсутствие обеспечения — приведенный выше пример Bitcoin позволяет сделать вывод, что его система не обеспечена никаким имуществом или обязательствами.
Однако, например, компания Facebook при создании своей криптовалюты Libra заявила, что у ее продукта планируется обеспечение в виде резерва, который пополняется за счет пользователей системы. Это получается благодаря тому, что пользователи «покупают» криптовалюту за реальные деньги, которые направляются в капитал Libra, что позволяет обеспечивать каждую криптоединицу.
2. Возможность дополнительной эмиссии неограниченным количеством пользователей системы — создавать новые монеты могут любые пользователи, которые имеют подходящие технику и энергомощности, алгоритмы системы криптовалюты регулируют лишь общее количество единиц, снижая стоимость созданных сторонним лицом единиц.
3. Анонимность пользователей — это свойство зависит от законодательства каждой страны. Однако если не учитывать внешнее регулирование, то свойство анонимности пользователей системы является одним из фундаментальных.
4. Может являться средством инвестирования — важно отметить, что инвестицию в криптовалюту нельзя считать вложением в компанию или активы лица, размещающих криптовалюту на бирже, это будет вложением в поддержание системы определенной криптовалюты, ее котировок.
5. Может обладать высокой ликвидностью — подразумевается, что существуют развитые криптовалютные биржи, где происходит большое количество сделок купли-продажи криптовалют.
6. Обладает высокими инвестиционными рисками — вывод обосновывается исходя из классификации пользователей криптовалюты, среди которых можно выделить следующие основные группы: люди, совершающие сделки противоправного характера, например сделки с запрещенными к обороту предметами или сделки, совершаемые с уклонением от налогов; люди, инвестирующие в криптовалюту с целью получить прибыль, и люди, пользующиеся криптовалютой для совершения легальных сделок. Из этого следует, что курс крип-товалюты зависит прямо или косвенно от совершения противоправных сделок, что подвергает рискам законопослушных инвесторов.
7. Может использоваться в качестве «цифрового капитала» — в некоторых случаях может быть финансовым ресурсом в различных проектах.
442
8. Обладает высокой степенью волатильности — такой вывод можно сделать из анализа графиков котировок криптовалют.
Объединив существенные признаки криптовалюты, можно выразить понятие этого явления.
Криптовалюта — бездокументарное эмиссионное средство обмена, оборот которого осуществляется в электронной саморегулируемой децентрализованной системе с шифропреобразованием.
Из рассмотренных признаков можно сделать вывод, что криптовалюта обладает свойствами как денег, так и эмиссионных ценных бумаг. Традиционно считается, что деньги — всеобщее (универсальное) средство обмена, обладающее свойствами легальности, то есть подтверждением законом того, что данный предмет является универсальным средством обмена на территории государства, и легитимностью, то есть признанием средством обмена большинством участников гражданского оборота. Эмиссионные ценные бумаги закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка, размещаются выпусками или дополнительными выпусками, имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг.
Правовой статус криптовалюты
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют определение криптовалюты и нормы регулирования криптовалютного оборота. В 2018 году Министерство финансов подготовило законопроект «О цифровых
финансовых активах» [4], рассмотрение которого перенесли на апрель 2019 года, однако до настоящего момента окончательное решение Государственной Думы по законопроекту не вынесено. В законопроекте предлагается ввести в правовое поле такие понятия, как, например, «цифровой финансовый актив», «смарт-контракты», «майнинг» и др. Проект о регулировании криптовалюты в основном соответствует ФЗ «О рынке ценных бумаг» [5]. Министерство финансов предлагает рассматривать криптовалюту и токены почти так же, как ценную бумагу, что, возможно, понесет в себе ряд негативных последствий.
В международной практике отсутствует единое понимание явления криптовалюты.
В Беларуси криптовалюта до 2023 года регулируется Декретом Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» [6]. В нем указывается, что оборот с криптовалютой не облагается налогами, никак не ограничивается право собственности криптовалюты и обороты с ней, за исключением положения о запрете совершения сделок с объектами гражданского права иными, чем белорусские рубли, иностранная валюта, электронные деньги, токены, и положения об исключительном размещении криптовалюты через определенного резидента, организации «Парк высоких технологий», аналога «Кремниевой долины» в США.
В США правовое регулирование отличается в разных штатах. Различные штаты признают криптовалюту как деньги, как валюту, как денежный суррогат, как имущество. Комиссия по ценным бумагам приравняла криптовалюту к биржевым товарам. В федеральном законодательстве США существует требование к регистрации компаний, оказывающих услуги по переводу, продаже или обмену криптовалют. Компании, занимающиеся
444
майнингом и разработкой майнингового программного обеспечения, не подлежат регистрации. Налогообложению подлежат все операции с криптовалютой, в том числе майнинг.
В Евросоюзе пока нет норм регулирования криптовалют-ного оборота, отношение к этому явлению неопределенное, но государства-члены проявляют явный интерес к этому явлению. В октябре 2019 года Председатель Еврокомиссии выступил с предложением начать разработку норм регулирования в отношении криптовалют с соответствующим документом [7]. Основными тезисами были: технология блокчейн имеет хорошие перспективы на финансовом рынке, Евросоюз должен принять это новшество; необходимость предупреждения потребителей о больших рисках использования криптовалю-той; ICO (Initial Coin Offerings), то есть первоначальное размещение монет, стало хорошей возможностью привлечения средств для инновационных фирм; необходимость проверки соответствия деятельности с криптовалютой действующему законодательству; цифровые активы этого вида представляют риски, связанные с отмыванием денег и финансированием незаконной деятельности; члены Еврокомиссии считают, что явление криптовалюты попадает под действие Директивы об отмывании денег, в связи с чем поступило предложение исправить недостатки в законодательстве. Однако конкретных действий не последовало.
В Японии для регулирования была создана Комиссия по цифровым активам Японии. После инцидента со взломом криптовалютной биржи Mt. Gox в 2011 году правительство приняло решение обратить больше внимания на регулирование в этой области. Взимается налог на прибыль от крип-товалютных спекуляций, но отсутствует налог на прирост капитала в ходе роста стоимости активов. Биржи и компа-
нии, занимающиеся криптовалютой, поддерживаются государством, проходят проверки, лицензирование, соблюдают требование такие же, как и к банкам, например исключение анонимности клиентов, отчетность. Криптовалюта считается средством платежа, но не денежным средством, а активом, к которому применены методы криптографии.
Отношение Китая к криптовалюте долгое время было негативным. С 2017 года запрещены биржи криптовалюты, публичное размещение криптовалюты, обращение с ней [8]. Однако в октябре 2019 года правительство выступило с заявлением, основной мыслью которого была необходимость исследований в области криптовалюты, редактирования законодательства в соответствии с потребностями рынка, государственный контроль за криптовалютной отраслью и всякое взаимодействие с участниками рынка, поскольку, по мнению властей, криптовалютный рынок экономически важен для государства.
Негативные последствия отсутствия регулирования
в криптовалютной отрасли
Отсутствие норм в отношении криптовалютного оборота в Российской Федерации отрицательно влияет на экономическую и социальную сферы жизни страны. Среди граждан РФ криптовалюта используется как средство инвестиции на иностранных биржах, где криптовалюта признана в качестве ценной бумаги, как способ заработка в виде майнинга, а также как средство платежа и обращения. Криптовалюта позволяет гражданам уклоняться от уплаты налогов, за что законодательством предусматривается юридическая ответственность. Более того, это приводит к недополучению бюджетных доходов государством. Также стоит обратить внимание на то, что
446
особенности криптовалюты позволяют развивать рынок запрещенных к обороту предметов и финансированию запрещенных организаций и противоправных действий.
Возможные методы регулирования криптовалютного оборота
Для перехода явления криптовалюты в легальное поле можно применить ряд требований, частично описанных в упомянутом законопроекте «О цифровых финансовых активах». Такие, как требование регистрации организаций, которые выдают криптокошельки, организаций, позволяющих вести операции с криптовалютой, исключение анонимности клиентов этих организаций, запрет использования криптовалюты в качестве средства платежа, необходимости наличия обеспечения, что в криптовалютной отрасли осуществила Libra, использование действующего налогового законодательства для операций с криптовалютой.
С помощью вышеприведенных методов регулирования можно будет решить проблемы с отсутствием налогообложения, использованием криптовалюты для совершения противоправных действий, в том числе в качестве денежного суррогата, а также отсутствием обеспечения, что может привести к образованию так называемого «рыночного пузыря», под которым имеется в виду стремительное развитие рынка при отсутствии или минимальной реальной его стоимости, в случае чего возникает риск его глобального обесценивания. В таком случае возникает противоречие между сущностью криптовалюты и приведенными требованиями, поскольку анонимность и отсутствие комиссии за операции являются целями существования этого явления.
Также из вышеприведенных требований по законодательным нормам получается, что криптовалюта в дальнейшем становится новым видом ценной бумаги, отличающимся лишь применением метода криптографии, которые впоследствии тоже не будут работать, так как государству следует регулировать законность сделок. Криптовалюта будет видом ценной бумаги потому, что у криптовалюты будет отсутствовать возможность ее применения в качестве средства платежа, а наличие «резерва», то есть обеспечения, сопоставимо с активами любого другого предприятия. Аналогию можно провести с акциями, вложение в криптовалю-ту будет считаться вложением в активы определенного лица или компании, отсутствие анонимности придаст свойство официальной принадлежности этому предмету.
Из этого можно сделать вывод, что существование крип-товалюты в другом виде, чем есть сейчас, невозможно. В противном случае формат явления сменится с криптова-люты на ценную бумагу.
Сходство явления криптовалюты с явлением «рыночного пузыря»
Необходимо также обратить внимание на сходство явления криптовалюты с явлением «рыночного пузыря». «Рыночный пузырь» выражается в переоценке актива по отношению к цене, которая складывается при справедливых условиях, которые в том числе включают в себя осведомленность о действительной цене актива. В случае криптовалюты действительная цена равняется нулю. Подкрепляясь спросом со стороны участников нелегального оборота, людей без опыта, ищущих быстрой доходности, а также любителей финтехно-логий цена на криптовалюту остается относительно высокой
448
вопреки цене реального актива. Возможно предположить, что пользователи гипотетически платят за свойство анонимности в течение использования ее как средства обмена, однако легализация такого финансового инструмента подразумевает исключение анонимности, так как государству нужно контролировать законность сделок. В таком случае единственное свойство криптовалюты, которое позволяет придать ей адекватную стоимость, оказывается ограниченным. Единицы криптовалюты имеют стоимость до тех пор, пока имеют спрос у вышеперечисленных групп. В долгосрочной перспективе почти бесконтрольная эмиссия при нулевой обеспеченности рынка увеличивает риск его глобального обвала.
Заключение
Обобщая информацию о криптовалюте, можно видеть, что помимо негативного влияния на социальную жизнь система криптовалюты явно проявляет свойства раздутого рынка. Учитывая невозможность ее существования при других условиях, описанных ранее, ее нельзя признавать ни ценной бумагой, ни деньгами, так как в таком случае по российскому законодательству криптовалюта подходит под определение «денежного суррогата», что напрямую запрещено [9] законом. Если признать законный статус криптовалюты как средства обмена, то это нанесет ущерб уже отлаженной системе расчетов в гражданском обороте, где единственным законным средством платежа является рубль. Признание криптовалюты финансовым активом может в будущем повлечь за собой значительные убытки. У граждан в случае обвала рынка криптовалюты по причине «рыночного пузыря» может появиться недоверие к финансовой отрасли и сказаться на репутации государственных органов.
Таким образом, учитывая особенности криптовалюты как средства обмена, можно сделать вывод о том, что криптовалю-та не имеет никакого положительного влияния на экономику России. Криптовалюта представляет ценность в основном для групп лиц, участвующих в нелегальном обороте. Использование криптовалюты в экономике Российской Федерации, как представляется, следует исключить. Это окажет вытесняющее воздействие на теневой и нелегальный оборот, а также позволит остаться России в стороне от вероятного краха рынка криптовалюты. Таким образом, направленное ослабление теневого рынка будет способствовать активному росту экономики Российской Федерации.
Библиографический список
1. Гайва Е. Центробанк выступил против обмена криптовалюты на рубли. URL: https://rg.ru/2018/01/25/centrobank-vystupil-protiv-obmena-kriptovaliut-na-rubli.html (Дата обращения: 16.02.2020).
2. Стенограмма: «Прямая линия» с Владимиром Путиным. URL: https:// rg.ru/2018/06/07/stenogramma-priamaia-liniia-s-vladimirom-putinym. html (Дата обращения: 23.02.2020).
3. Гайва Е. Минфин назвал криптовалюты цифровым финансовым активом. URL: https://rg.ru/2018/01/25/minfin-nazval-kriptovaliuty-cifrovym-finansovym-aktivom.html (Дата обращения: 12.02.2020).
4. Законопроект «О цифровых финансовых активах» № 419059-7. URL: https://Www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810-proekt_feder-alnogo_zakona_o_tsifrovykh_finansovykh_aktivakh (Дата обращения: 11.02.2020).
5. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 (ред. от 27.12.2019) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). URL: https://fzrf.su/zakon/o-rynke-cennyh-bumag-39-fz/ (Дата обращения: 15.02.2020).
450
6. Декрет Президента Беларуси № 8 от 21 декабря 2017 г. (2017). URL: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716/ (Дата обращения: 20.02.2020).
7. Remarks by Vice-President Dombrovskis at the Roundtable on Crypto-currencies. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/ en/SPEECH_18_1242 (Дата обращения 07.02.2020).
8. Объявление о предотвращении финансовых рисков от первоначальных предложений монет (правила ICO) для целей инвестора. URL: http://www.pbc.gov.cn/goutongjiaoliu/113456/113469/3374222/ index.html (Дата обращения: 14.02.2020).
9. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от27.12.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37570/8582f82f1cd3de663ddfdf7b65e825f91 45958f8/ (Дата обращения: 24.02.2020).
References
1. Gaiva E. Tsentrobank vystupil protiv obmena kriptovalyuty na rubli URL: https://rg.ru/2018/01/25/centrobank-vystupil-protiv-obmena-kriptovaliut-na-rubli.html (Data obrashcheniya: 16.02.2020).
2. Stenogramma: «Pryamaya liniya» s Vladimirom Putinym URL: https:// rg.ru/2018/06/07/stenogramma-priamaia-liniia-s-vladimirom-putinym.html (Data obrashcheniya: 23.02.2020).
3. Gaiva E. Minfin nazval kriptovalyuty tsifrovym finansovym aktivom URL: https://rg.ru/2018/01/25/minfin-nazval-kriptovaliuty-cifrovym-finansovym-aktivom.html (Data obrashcheniya: 12.02.2020).
4. Zakonoproekt «O tsifrovykh finansovykh aktivakh» № 419059-7 URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810-proekt_fed-eralnogo_zakona_o_tsifrovykh_finansovykh_aktivakh (Data obrash-cheniya: 11.02.2020).
5. Federal'nyi zakon ot 22.04.1996 № 39-FZ (red. ot 27.12.2019) «O rynke tsennykh bumag» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2020) URL: https:// fzrf.su/zakon/o-rynke-cennyh-bumag-39-fz/ (Data obrashcheniya: 15.02.2020)
6. DekretPrezidenta Belarusi № 8 ot 21 dekabrya 2017 g. (2017) URL:http:// president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716/ (Data obrashcheniya: 20.02.2020).
7. Remarks by Vice-President Dombrovskis at the Roundtable on Cryptocurrencies URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/ detail/en/SPEECH_18_1242 (Data obrashcheniya 07.02.2020).
8. Ob»yavlenie o predotvrashchenii finansovykh riskov ot per-vonachal'nykh predlozhenii monet (pravila ICO) dlya tselei investora zashchita i predotvrashchenie finansovykh riskov. URL: http://www. pbc.gov.cn/goutongjiaoliu/113456/113469/3374222/index.html (Data obrashcheniya: 14.02.2020).
9. Federal'nyi zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ (red. ot 27.12.2019) «O Tsen-tral'nom banke Rossiiskoi Federatsii (Banke Rossii)» (s izm. i dop., vstup. v silu s 23.01.2020) URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37570/8582f82f1cd3de663ddfdf7b65e825f9145958f8/ (Data obrashcheniya: 24.02.2020).
Контактная информация / Contact information
Московский международный университет; 125040, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 17 / International University of Moscow;
17 Leningradskij prospekt Moscow, 125040, Russia
Коновалов Андрей Васильевич / Andrei V. Konovalov
+7 (499) 638 38 44; [email protected]