10. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд. М., 2010. 384 с.
11. Черныш А. Я., Анисимов Е. Г. Концепция построения теории таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 3. С. 5-11.
12. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право: учебник для вузов. М.: НОРМА (Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М), 2001. 448 с.
13. Таможенное право: учебник / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: Юристъ, 1998. 576 с.
14. Сандровский К. К. Таможенное право. Киев, 1974. 175 с.
15. Дроздова С. А. Таможенное право: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2012. 236 с.
16. Малиновская В. М. Таможенное право России: учебник по публичному и частному праву: в 2 т. Т. 1. Публичное право. М.: Статут, 2008. 487 с.
17. Чернявский А. Г. Таможенное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016. 556 с.
18. Кожуханов Н. М. Отраслевая принадлежность таможенного права // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 52-61.
Ю. О. Чечулин
проблемные вопросы оценки качества предоставляемых таможенных услуг
В статье рассмотрены проблемные вопросы оценки качества таможенных услуг; выявлены и проанализированы основные направления и показатели, их характеризующие; сделаны выводы о современном состоянии качества таможенных услуг.
Ключевые слова: таможенная услуга; качество таможенных услуг; оценка качества таможенных услуг; показатели качества таможенных услуг.
Yu. O. Chechulin
problematic issues of assessing the quality of rendered customs services
The author investigates the problems of assessing the quality of customs services, the main trends and indicators characterizing them are identified and analyzed, conclusions about the current state of the quality of customs services are made.
Keywords: customs service; quality of customs services; assessing the quality of customs services; quality indicators of customs services.
Повышение роли таможенных органов в регулировании процессов осуществления предпринимательской деятельности и в создании соответствующих условий для снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) актуализирует проблему предоставления качественных таможенных услуг. Необходимость развития данной сферы обозначена в ряде стратегических и нормативных документов стран - участников Евразийского экономического союза (ЕЭАС). Так, согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской
Федерации до 2020 года» (Стратегия) основным стратегическим ориентиром таможенной службы, помимо обеспечения экономической безопасности в сфере ВЭД, является содействие внешней торговле [1], которое достигается в том числе за счет предоставления качественных таможенных услуг участникам ВЭД.
Качество таможенных услуг представляет собой один из факторов осуществления предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли: в зависимости от качества услуг таможенные органы могут либо способствовать осуществлению такой деятельности в сфере внешней торговли, либо замедлять ее и тем самым препятствовать росту внешнеторгового оборота [2, с. 146-147]. При этом оценка качества таможенных услуг - необходимый инструмент управления деятельностью таможенных органов, который позволяет выявлять проблемы в предоставлении услуг и разрабатывать мероприятия по их решению для удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.
Одним из методов определения уровня предоставляемых таможенных услуг является внедрение системы оценки их качества. Система оценки качества и доступности предоставляемых таможенных услуг открывает возможности дальнейшего совершенствования этих услуг с учетом потребностей и ожиданий получателей услуг. Проблема оценки качества таможенных услуг обусловлена существованием различных показателей, с помощью которых можно оценить работу таможенных органов, но при этом данные показатели не имеют прямой связи с качеством предоставляемых услуг и не представлены в виде единой системы. Согласно разд. 6 «Совершенствование системы государственных услуг» Стратегии целевыми индикаторами (показателями) указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации (РФ) являются:
1. Доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве опрошенных.
2. Доля государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой (ФТС России) в электронном виде в соответствии с административными регламентами, по которым обеспечена возможность их получения в электронном виде, в общем объеме государственных услуг, предоставляемых ФТС России [1].
Оценка качества таможенных услуг по двум показателям не позволяет в полной мере определить уровень предоставляемых услуг. В связи с этим при их оценке необходимо учитывать такие факторы, как:
1) характер услуги как таковой (отсутствие материально-вещественной формы, неосязаемость результата оказанной услуги);
2) двойственность интересов государства и участников ВЭД, заложенная в таможенную услугу;
3) наличие различных по своему содержанию и объему действий таможенных услуг и т. д. [3, с. 146].
Анализ нормативных правовых актов и других источников на наличие показателей, с помощью которых можно оценить качество таможенных услуг, позволил выявить два основных направления оценки:
- по вкладу таможенных органов в создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли;
- по внедрению и использованию перспективных информационных таможенных технологий.
На основе анализа указанных направлений становится возможным осуществление комплексной оценки качества предоставляемых таможенных услуг. Однако в первую очередь представляется целесообразным остановиться на каждом направлении подробнее.
Мониторинг оценки качества таможенных услуг по вкладу таможенных органов в создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли может проводиться на основе предлагаемой ниже системы показателей, детализирующей данное направление:
а) показатели, из которых состоит комплексный показатель «Международная торговля» рейтинга Doing Business;
б) показатели оценки эффективности деятельности руководителя ФТС России по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли;
в) показатели развития ВЭД в целом (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"»).
Комплексный показатель «Международная торговля» является одним из показателей, по которому составляется рейтинг Doing Business. Рассмотрим значения показателей, из которых состоит комплексный показатель «Международная торговля», в странах ЕАЭС (табл. 1).
Таблица 1
Значения показателей, формирующих комплексный показатель «Международная торговля», в странах ЕАЭС на июнь 2016 и 2017 гг. [4]
Наименование показателя Единица измерения Фактические значения на июнь 2016/2017 гг.
Россия Белоруссия Казахстан Армения Киргизия
Международная торговля Место в рейтинге стран 140/100 30/30 119/123 48/52 79/84
Время на экспорт: пограничный и таможенный контроль Часы 96/72 5/5 133/133 39/39 20/20
Стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль Долл. США 765/665 108/108 574/574 100/100 445/445
Время на экспорт: оформление документов Часы 25/25,4 4/4 128/128 2/2 21/21
Стоимость экспорта: оформление документов Долл. США 92/92 140/140 320/320 150/150 145/145
Время на импорт: пограничный и таможенный контроль Часы 96/38,6 1/1 2/2 41/41 37/72
Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль Долл. США 1 125/587,5 0/0 0/0 100/100 512/512
Время на импорт: оформление документов Часы 43/42,5 4/4 6/6 2/2 36/36
Стоимость импорта: оформление документов Долл. США 153/152,5 0/0 0/0 100/100 200/200
- 175
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2018
На основании данных табл. 1 можно сделать следующий вывод: на июнь 2016 г. и на июнь 2017 г. лучший показатель по международной торговле среди стран ЕАЭС у Белоруссии. За последние три года Россия показывает устойчивую положительную динамику в рейтинге Doing Business, однако если провести сравнение отдельно по каждому показателю, то Россия в большинстве случаев уступает странам ЕАЭС (например, по стоимости пограничного и таможенного контроля при экспорте и импорте или по времени, необходимому для оформления документов при импорте). Так, например, на июнь 2017 г. стоимость импорта (пограничный и таможенный контроль) в России составляла 587,5 долл., а в Армении - всего лишь 100 долл., т. е. в пять раз меньше, несмотря на то, что данные страны составляют единый Союз. Если сравнивать комплексный показатель «Международная торговля» в странах ЕАЭС, то Россия на июнь 2016 г. занимала последнее место в данном рейтинге (на июнь 2017 г. - предпоследнее место, опередив Казахстан).
Помимо рейтинга Doing Business, необходимо проанализировать эффективность деятельности таможенных органов России по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли. В настоящее время для этого утверждены соответствующие показатели и их целевые значения, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Показатели оценки вклада таможенных органов в создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности [5-8]
Наименование показателя Единица измерения Целевые значения/фактические значения
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1. Предельное количество документов, необходимых участнику ВЭД для пропуска товаров через границу при экспорте Единицы 7/7 6/6 6/4 6/3
2. Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки Часы 60/4 45/1,66 24/0,85 12/0,79
3. Предельное количество документов, необходимых участнику ВЭД для пропуска товаров через границу при импорте Единицы 10/10 8/8 6/6 6/4
4. Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки Часы 72/48 48/5,03 24/1,73 12/1,61
5. Доля деклараций на товары (ДТ), оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных ДТ при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях Проценты 50/58 98/99,16 98/99,93 98/99,95
По результатам анализа данных, представленных в табл. 2, можно сделать вывод о том, что в России существует положительная тенденция к созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Если сравнивать целевые и фактические значения данных показателей, то можно отметить выполнение целевых показателей по предельному количеству документов, необходимых участнику ВЭД для пропуска товаров через границу при экспорте/импорте, и значительное перевыполнение по остальным показателям.
Данные выводы также подтверждаются результатами анализа показателей постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"»[6].
Сравнение показателей, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 10.04.2014 № 570-р [5] (см. табл. 2), и показателей оценки исполнения программы по развитию ВЭД [6] выявило, что часть показателей, которые используются для оценки вклада таможенных органов в создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, совпадает с показателями, с помощью которых оценивают исполнение государственной подпрограммы № 5 «Развитие внешнеэкономической деятельности». К таким показателям относятся:
1) предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки;
2) предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки.
Результаты анализа остальных показателей программы по развитию ВЭД [6] свидетельствуют о постепенном увеличении доли нарушений таможенного законодательства, выявленных с применением системы управлениями рисками (в общем объеме таких нарушений), а также снижении доли товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр. Таким образом, происходит постепенное повышение качества таможенного контроля за счет внедрения выборочных методов таможенного контроля, повышения эффективности системы управления рисками и т. д.
Сотрудничество ФТС России с бизнес-сообществом привело к увеличению доли участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами (в общем количестве опрошенных участников ВЭД): в 2014 г. значение данного показателя составило 40,5%, в 2015 г. - 81%, в 2016 г. - 82% [7; 8] (при целевых значениях 40, 50 и 60% соответственно [5]). Однако следует отметить, что данный показатель является обобщенным, что не позволяет выявить объективные проблемы в деятельности таможенных органов, снижающие качество их услуг. Для детальной оценки качества таможенных услуг представляется целесообразным разделить данный показатель на ряд частных показателей (по отдельным направлениям деятельности таможенных органов).
Важнейшим аспектом предоставления таможенных услуг является взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД, в том числе с применением перспективных информационных таможенных технологий. ФТС России постоянно
осуществляет работу по внедрению новых прогрессивных технологий таможенного администрирования, оптимизации таможенных процедур, развитию таможенной инфраструктуры и ее технической оснащенности, что способствует повышению качества предоставления таможенных услуг и формированию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли. К прогрессивным информационным технологиям следует отнести автоматическую регистрацию ДТ (регистрация ДТ без участия должностного лица таможенного органа), автоматический выпуск товаров (выпуск товаров без участия должностного лица таможенного органа), технологию удаленного выпуска1, технологию электронного транзита и ряд других. Статистика применения отдельных информационных таможенных технологий, способствующих улучшению взаимодействия ФТС России с участниками ВЭД и тем самым повышающих качество таможенных услуг, представлена в табл. 3.
Таблица 3
Реализация мер по улучшению взаимодействия ФТС России с участниками ВЭД путем применения перспективных информационных технологий [7]
Показатель Единица измерения 2015 г. 2016 г.
Автоматическая регистрация ДТ, поданной в виде электронного документа Тыс. ДТ > 110 > 520
Автоматический выпуск товаров Тыс. ДТ 1,5 28,9
Количество оформленных в электронном виде ДТ с применением технологии удаленного выпуска Тыс. ДТ >560 > 950
Результаты эксперимента по внедрению технологии электронного транзита: количество оформленных электронных транзитных деклараций Тыс. транзитных деклараций > 1,3 > 125
Как видно из данных табл. 3, существует положительная динамика количества таможенных деклараций, выпущенных (оформленных) с применением перспективных информационных таможенных технологий. Так, например, в настоящее время активно развивается технология автоматического выпуска товаров. Впервые в России автоматический выпуск был осуществлен в 2015 г. В 2016 г. было автоматически выпущено почти в 20 раз больше деклараций по сравнению с 2015 г. Применение данной технологии способствует ускорению совершения таможенных операций, снижению сроков выпуска товаров и сокращению издержек участников ВЭД.
Таким образом, проведенный анализ качества предоставляемых таможенных услуг позволяет сделать следующие выводы:
1 Технология удаленного выпуска предусматривает разделение таможенных операций на процессы документального и фактического контроля товаров. Ввоз, временное хранение и фактический контроль товаров осуществляются в регионе деятельности таможенного органа, который приближен к государственной границе, а декларирование и выпуск товаров - в другом таможенном органе, расположенном внутри страны по месту регистрации участника ВЭД. Технология удаленного выпуска товаров позволяет участникам ВЭД оптимизировать логистику поставок, сократить время и издержки на транспортировку товаров и работу таможенных специалистов.
178 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2018
1. Согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» разработка системы показателей, методического обеспечения и системы мониторинга качества предоставления государственных услуг в области таможенного дела является одной из ключевых задач в совершенствовании предоставления государственных услуг. Необходимо нормативно закрепить критерии и соответствующие им конкретные показатели, с помощью которых можно будет осуществлять оценку качества таможенных услуг. На основе анализа нормативных правовых актов выявлены два основных направления оценки качества таможенных услуг: оценка вклада таможенных органов в создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли и оценка внедрения и использования перспективных информационных таможенных технологий.
2. В настоящее время проводится активная работа по совершенствованию законодательства в части упрощения условий ведения бизнеса в сфере внешней торговли. Разработка эффективного механизма повышения качества таможенных услуг является неотъемлемым условием обеспечения благоприятного климата для осуществления предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли. Несмотря на положительную динамику многих показателей, характеризующих условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли, постоянный мониторинг бизнес-среды и рейтинг Всемирного банка Doing Business показывают, что по некоторым индикаторам Россия еще отстает, особенно по сравнению с другими странами, входящими в ЕАЭС. Так, например, согласно статистическим данным Doing Business при совершении таможенных операций и при выпуске товаров в таможенных органах России участники ВЭД несут гораздо больше издержек, чем при совершении таможенных операций в Белоруссии, несмотря на то, что данные страны входят в состав ЕАЭС.
3. Внедрение таможенными органами перспективных информационных технологий в целом положительно влияет на уровень качества таможенных услуг. Использование информационных технологий содействует развитию ВЭД и способствует минимизации издержек участников ВЭД и государства, связанных с совершением таможенных операций.
Для дальнейшего развития системы предоставления таможенных услуг необходимым видится разработка соответствующего методического обеспечения оценки качества и формирование обоснованных управленческих решений по повышению качества таможенных услуг.
Использованные источники
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 07.08.2017) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Чечулин Ю. О. Анализ факторов ведения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов / под общ. ред. канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 143-148.
3. Гупанова Ю. Е. Применение инструментария нечеткой логики в оценке качества таможенных услуг // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 1. С. 143-158.
4. Статистические данные проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business) [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/data.
5. Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2014 № 570-р (ред. от 26.12.2015) «Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Ежегодные сборники «Таможенная служба Российской Федерации» за 2014 г., 2015 г., 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru.
8. Статистические сведения о ходе реализации плана деятельности ФТС России на период 2014-2018 годов [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru.
Н. А. Тарасов
таможенный контроль Алкогольной продукции, перемещаемой через таможенную границу евразийского экономического союза
В статье рассматриваются особенности таможенного контроля алкогольной продукции, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза. Основное внимание уделяется исследованию таможенного контроля за неиспользованными и (или) поврежденными акцизными марками, а также вопросам идентификации перемещаемой алкогольной продукции.
Ключевые слова: алкогольная продукция; таможенный контроль; Евразийский экономический союз; акцизные марки; Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
N. A. Tarasov
customs control of alcoholic beverages moved through the customs border of the Eurasian economic union
Special features of customs control of alcoholic beverages moved through the customs border of the Eurasian Economic Union are considered in the article. Major attention is paid to the study of unused and/or damaged excise stamps and to the issues of identification of transported alcoholic beverages.
Keywords: alcoholic beverages; customs control; the Eurasian Economic Union; excise stamps; Commodity nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian Economic Union.
Алкогольная продукция всегда была объектом особого внимания со стороны государства, в том числе и таможенных органов. В отношении данного вида продукции установлены жесткие требования к безопасности и применяется широкий спектр мер государственного регулирования, включая высокий уровень налогообложения.
Отношения, складывающиеся в сфере производства и оборота алкогольной продукции, имеют особую значимость, поскольку употребление некачественной