Научная статья на тему 'Организация маркетинговых исследований и мониторинга таможенных услуг'

Организация маркетинговых исследований и мониторинга таможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1919
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ТАМОЖЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА (ФТС) / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВЭД)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адеишвили В.И.,

Актуальность: В условиях высокого уровня развития внешнеэкономической деятельности, качество таможенных услуг имеет особое значение. От качества таможенных услуг зависят срок прохождения таможенных процедур, финансовые издержки экспортеров и импортеров. Поэтому вопрос стабильности качества оказываемых услуг является актуальным. Высокое качество таможенных услуг ускоряет и упрощает процессы таможенного оформления и таможенного контроля, снижая, таким образом, издержки участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД). Цель: Целью статьи является анализ организации маркетинговых исследований и мониторинга таможенных услуг. Метод: Методологической основой является диалектический, системно-структурный, экономикостатистические методы познания. Результат: В данной статье рассмотрены тенденции развития маркетинга таможенных услуг. Обоснованы проблемы управления мониторингом таможенных услуг федеральной таможенной службы (далее ФТС) России, представлены возможности развития новых видов слуг с точки зрения маркетинга. Сформулированные в статье выводы могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения перспектив мониторинга таможенного маркетинга и работы с участниками внешнеэкономической деятельности. Выводы: Выводы по статье расширяют знания об организационно-экономических аспектах качества таможенных услуг и направлениях его повышения; они могут быть использованы в текущей работе организаций, ведущих деятельность в области таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация маркетинговых исследований и мониторинга таможенных услуг»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330

В.И. Адеишвили

студент 2 курса РТА, г. Люберцы, РФ E-mail: victoria_adei@mail.ru Научный руководитель: А.Н. Кусков канд. воен. наук, доцент РТА, г. Люберцы, РФ E-mail: a.kuskov@customs-academy.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МОНИТОРИНГА

ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Аннотация

Актуальность: В условиях высокого уровня развития внешнеэкономической деятельности, качество таможенных услуг имеет особое значение. От качества таможенных услуг зависят срок прохождения таможенных процедур, финансовые издержки экспортеров и импортеров. Поэтому вопрос стабильности качества оказываемых услуг является актуальным. Высокое качество таможенных услуг ускоряет и упрощает процессы таможенного оформления и таможенного контроля, снижая, таким образом, издержки участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

Цель: Целью статьи является анализ организации маркетинговых исследований и мониторинга таможенных услуг.

Метод: Методологической основой является диалектический, системно-структурный, экономико-статистические методы познания.

Результат: В данной статье рассмотрены тенденции развития маркетинга таможенных услуг. Обоснованы проблемы управления мониторингом таможенных услуг федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России, представлены возможности развития новых видов слуг с точки зрения маркетинга. Сформулированные в статье выводы могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения перспектив мониторинга таможенного маркетинга и работы с участниками внешнеэкономической деятельности.

Выводы: Выводы по статье расширяют знания об организационно-экономических аспектах качества таможенных услуг и направлениях его повышения; они могут быть использованы в текущей работе организаций, ведущих деятельность в области таможенного дела.

Ключевые слова:

Таможенные услуги, таможенный маркетинг, мониторинг качества, федеральная таможенная служба

(ФТС), внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

Увеличение числа грузоперевозок и роста спроса на услуги по таможенному контролю обуславливает рост актуальности мониторинга таможенных услуг. Требуется постоянный поиск новых форм и видов контроля на таможне что непосредственно влияет на методологию маркетинговых исследований процесса таможенной деятельности. Рассмотрим подробнее в данной статье указанные обстоятельства на примере таможенной деятельности РФ.

Большое влияние на развитие таможенного дела оказывает маркетинг и мониторинг таможенных

услуг.

Развитие единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза и постоянный рост мировой торговли требуют анализа таможенных услуг наряду с традиционными подходами, с позиций маркетинга и мониторинга качества услуг. Развитие такого подхода в среднесрочной перспективе позволит

повысить качество работы российской таможни и оптимизировать основные процессы контроля транспортируемых товаров.

Для анализа маркетинга таможенных услуг сначала рассмотрим интерпретацию маркетинга и его основные функции применительно к теме данной статьи.

Международный или экспортный маркетинг - это комплекс мероприятий за пределами страны в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю [1, с. 102].

В ходе своего развития маркетинг приобрёл направленность на установление долговременных отношений с клиентами, что предполагает развитие маркетинга партнерских отношений. В то же время значимыми для таможенного дела являются и такие концепции, как повышение качества, совершенствование обслуживания, доминирование на рынке государственных услуг в таможенном секторе.

Маркетинг с точки зрения таможенного дела выступает основным средством сокращения транзакционных издержек для участников рынка. Вне сотрудничества таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности не могут быть решены вопросы сокращении времени на прохождение таможенных процедур, коммуникаций, оптимизации совместной деятельности таможенных органов и участников международной торговой деятельности.

Основная задача маркетинга и маркетингового исследования - определить узкие места в сервисном обслуживании потребителей таможенных услуг.

В ходе мониторинга ставятся две основные задачи:

- сбор и анализ сведений о таможенных технологиях и услугах, неудовлетворяющих потребителей;

- разработка соответствующих маркетинговых решений по решению выявленных проблем.

Маркетинговый мониторинг таможенных услуг выполняется регулярно, согласно принятому

регламенту и является инструментом решения проблем в системе таможенных услуг.

Для мониторинга маркетинга таможенных услуг применяются следующие методы:

- экспертный опрос;

- массовый опрос участников ВЭД;

- оценка ключевых показателей работы таможенных органов и их сопоставление;

- оценка экономической эффективности работы таможенных органов.

Направленность функционирования таможенной системы в условиях рынка обеспечению интересов предпринимателей - участников ВЭД и государственных органов.

Рассматривая деятельность таможенных органов России по предоставлению государственных таможенных услуг, необходимо понимать специфику данной отрасли. В частности, сфера услуг - это деятельность субъектов социально-экономической системы, функциональным назначением которой является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц путем предоставления им соответствующих услуг [2, с. 201]. В свою очередь маркетинг услуг - отрасль современного маркетинга, изучающая особенности маркетинговой деятельности организаций, вовлеченных в предоставление услуг. Отсюда сфера таможенных услуг - это область взаимоотношений производителя и потребителя по поводу предоставления этих услуг.

Современная концепция маркетинга таможенных услуг нацелена на решение проблем экономической безопасности и содействия торговле посредством применения таможенного инструментария на уровне требований международных стандартов [3, с. 32].

Таможенный маркетинг - это концепция управления в рыночных условиях, в соответствии с которой гарантией успеха организации являются более эффективные, в сравнении с конкурентами, усилия по удовлетворению настоящих и будущих потребностей покупателей услуг. Основной функцией таможенного маркетинга при ориентации на потребителя является содействие процессу обмена и адаптации организации для участия во взаимовыгодном обмене с потребителями на рынке таможенных услуг. Другими словами, таможенный маркетинг нацелен на привлечение потребителей и сохранение покупательской лояльности в

долгосрочной перспективе деятельности субъектов таможенной сферы [4, с. 54].

Таможенные услуги рассматриваются как «комплекс действий и мер» в сфере таможенного дела, направленных на реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД. Таможенную систему в рамках такой сферы представляют два основных компонента:

— система услуг - единый комплекс таможенных услуг и средства управления услугами (маркетинг - менеджмент);

— потребители услуг (государство и участники ВЭД).

Производство и потребление таможенной услуги в такой системе осуществляется в процессе таможенной деятельности.

Основное направление маркетинга таможенных услуг — это эффективное взаимодействие таможенных органов и бизнес - структур. Чем меньше затраты времени для прохождения таможенных формальностей, тем ниже временные и трудовые затраты контрагента для завершения внешнеэкономической сделки, что способствует, в конечном итоге, ускорению внешнеторгового товарооборота. Организованная должным образом двусторонняя связь выгодна обеим сторонам: контрагентам это позволяет снизить издержки и существенно увеличить скорость товарооборота, а значит, увеличить прибыль; для таможенных органов это возможность эффективно выполнить одну из приоритетных целей — обеспечение поступления доходов в федеральный бюджет.

В настоящее время ФТС реализовала переход на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 201-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (изменения в федеральных законах от 28.12.2013 № 444-ФЗ; от 15.02.2016 № 28-ФЗ). С 1 октября 2011 г. участники внешнеэкономической деятельности и иные заинтересованные лица получают государственные услуги, предоставляемые ФТС России, в соответствии с новым порядком, который значительно упрощает процесс формирования пакета документов и сведений, необходимых для предоставления государственных услуг.

На основании современных тенденций таможенного дела и таможенного маркетинга в частности, ФТС России ведёт работу по мониторингу и регулированию основных процессов работы с грузами и собственниками в процессе их проверки.

ФТС России в 2017 году провела ряд мероприятий, направленных на совершенствование таможенного администрирования. Результаты проведенной работы позволили обеспечить сокращение времени прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, до 1 часа 37 минут при импорте (в 2015 году — 1 час 44 минуты) и до 47 минут при экспорте (в 2015 году — 51 минута).

Количество документов, представляемых участником ВЭД таможенному органу при таможенном декларировании товаров, сократилось и составило в 2017 до 3 документов при экспорте (в 2015 году — 4 документа) и 4 документа при импорте (в 2015 году — 6 документов). Это стало возможным благодаря созданию и внедрению в федеральных органах исполнительной власти системы межведомственного электронного взаимодействия, которая исключает необходимость представления декларантом документов, выданных федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 4 статьи 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с 1 января 2014 года электронное декларирование товаров (далее — ЭДТ) стало обязательным, письменные (бумажные) ДТ используются в исключительных случаях. В 2016 году в таможенные органы подано около 3,9 млн. ДТ в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в 2015 году — более 3,7 млн. ЭДТ) [5].

Согласно плану мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования, принят Федеральный закон от 30.12.2015№ 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"». Закон устанавливает возможность внесения денежного залога и банковских гарантий, в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде, а также предусматривает информационный обмен сведениями о банковских гарантиях между ФТС России и

гарантами, что, несомненно, способствует развитию и укреплению позитивных взаимоотношений между участниками рынка внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.

Для участников ВЭД с «низким уровнем риска» уменьшилось количество применяемых форм таможенного контроля на этапе таможенного декларирования товаров. Так, к концу 2017 г. таможенный досмотр проводился лишь в отношении 3,4 % товарных партий, доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок 87,3%, а уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет составил 71,8% [6].

Однако, необходимо отметить недостаточную эффективность работы таможни по ряду направлений. Согласно исследованиям Всемирного банка, предоставление таможенных услуг таможенными органами России низко оценивается специалистами в области международной торговли. Согласно рейтингу «Индекс эффективности логистики» Россия занимает 90 место из 160 стран [7, с. 151].

В частности, недостаточно прозрачными остаются процессы регулирования крупных товарных потоков, проверка которых занимает существенное время.

Существующие меры по совершенствованию таможенного регулирования наталкиваются на недостаточное понимание и пассивность со стороны участников ВЭД. В свою очередь усилия участников ВЭД по оптимизации международной цепи поставки товаров без содействия таможенных органов также не приводят к желаемым результатам [8, с. 175-177]. Таким образом, взаимосвязь между эффективностью функционирования таможен и эффективностью функционирования предпринимательских структур как участников ВЭД недостаточна.

Указанные факторы показывают несовершенство взаимодействия таможни и предпринимательского сообщества, что негативно влияет на эффективность таможенного регулирования.

В целях развития маркетинга в таможенной сфере можно предложить следующие практические решения:

- внедрить стратегию создания и продвижения таможенных услуг;

- внедрить подсистему управления таможенными услугами с позиции маркетинга, которая будет выделять проблемные зоны процесса работы таможенных органов, и вносить изменения;

- разработать систему оценки социально-экономических выгод от развития таможенной системы как системы услуг.

Наравне с государственным управлением таможенными услугами, требуется создание механизмов постоянного мониторинга таможенной деятельности. Перспективным решением в данном случае может быть внедрение автоматизированных электронных систем сбора мнений участников ВЭД. Это позволит оперативно в опНпе-режиме отслеживать качество работы таможенных органов по различным направлениям, и в зависимости от результата формировать стратегию корректировки таможенного маркетинга.

Таким образом, таможенные службы множество ресурсов для развития новых видов услуг. Особенно это характерно для международной таможни, так как специфика расположения позволяет наиболее целенаправленно ориентироваться на контроль соответствия грузов требования принимающей страны. Активное развитие сферы маркетинга в таможне постоянно формирует новые виды услуг, что позволяет повышать качество работы таможенных служб и эффективнее работать с клиентами.

Список использованной литературы:

1. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: учебник для вузов 2-е изд., перераб. и доп.. Санкт-Петербург, 2015 г.

2. Костина А.О. Совершенствование управления нагрузкой должностных лиц таможенных постов в интересах повышения качества таможенных услуг: диссертация канд. экон. наук: 08.00.05 - Люберцы, 2014.233 с.

3. Отчет об исполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации за Ш квартал 2017 года. ФТС РФ. Источник: http://www.customs.ru (дата обращения 15.01.2018).

4. Попова Д. А. Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 175—177.

5. Симахин О. Г. Международный маркетинг: учеб. для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. и др.: Питер, 2015.- 340 с.

6. Симахин О. Г. Развитие системы управления государственными таможенными услугами на основе таможенного мониторинга: диссеертация. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2014. 50 с.

7. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в 2016 году. Электронный источник. Источник: http://customsonline.ru (дата обращения 15.01.2018).

8. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров: монография / А. Д. Ершов, В. В. Макрусев, О. В. Калинин, К. А. Сизова. М.: РИО РТА, 2014.

9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

© Адеишвили В.И., 2018.

УДК 330

В.И. Адеишвили

студент 2 курса РТА, г. Люберцы, РФ E-mail: victoria_adei@mail.ru Научный руководитель: А.Н. Кусков

канд. воен. наук, доцент РТА, г. Люберцы, РФ E-mail: a.kuskov@customs-academy.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ В СТРАНЫ ЕАЭС

Аннатоция

Актуальность: В статье рассмотрены особенности организации и формирования сбыта готовой продукции, товаров и услуг в страны-участников ЕАЭС. Выделены ключевые особенности таможенного регулирования внутреннего рынка ЕАЭС. Проанализирована роль отдельных государств в процессе формирования международного рынка торговли готовой продукции.

Ключевые слова:

ЕАЭС; готовая продукция; сбытовая политика; международная торговля; экспорт товаров и услуг.

На современном этапе развития мировой экономики страны мирового сообщества задействованы в процессах экономической интеграции, которые влекут за собой постоянные изменения в конкурентоспособности, размерах рынков, структуре прямых иностранных инвестиций, и главное — характере международных экономических отношений, что, безусловно, влечет за собой регулярное совершенствование, в том числе совершение сбыта готовой продукции, товаров и услуг на зарубежных рынках, включая и ЕАЭС, в которую входит Российская Федерация [1].

Ключевой принцип работы ЕАЭС — это создание благоприятных экономических и торговых условий для внешнеэкономической деятельности стран, присоединившихся к данному союзу. Таким образом, ключевой вопрос анализа деятельности ЕАЭС является ее особенности таможенного регулирования, как между странами-участницами, так и между странами-участницами и другими государствами. Ответы на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.