Научная статья на тему 'Проблемные вопросы научно-исследовательской деятельности преподавателя колледжа'

Проблемные вопросы научно-исследовательской деятельности преподавателя колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1264
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОЛЛЕДЖА / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова В.Н.

Статья посвящена актуальным проблемным вопросам организации и проведения научно-исследовательской работы в колледже. Раскрыты основные направления и задачи научной деятельности колледжа, проанализированы условия ее эффективности. Особое внимание уделено вопросу планирования и организации самого исследования. Рассмотрена структура и блоки информации методической программы проведения исследования преподавателем колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы научно-исследовательской деятельности преподавателя колледжа»

УДК 377.1

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

В.Н. Морозова

Санкт-Петербургский автотранспортный и электромеханический колледж, Россия, г. Санкт-Петербург.

e-mail: aleksandrstrekalov@yandex.ru

Статья посвящена актуальным проблемным вопросам организации и проведения научно-исследовательской работы в колледже. Раскрыты основные направления и задачи научной деятельности колледжа, проанализированы условия ее эффективности. Особое внимание уделено вопросу планирования и организации самого исследования. Рассмотрена структура и блоки информации методической программы проведения исследования преподавателем колледжа.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; преподаватель колледжа, научное исследование; методическая программа; научные коммуникации; конкурентоспособность выпускников.

Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы деятельности человека. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе, увеличивающийся объем информации и наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе среднего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов.

Сегодня как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять ее недостающей, знать закономерности ее оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям [1].

Новый подход к стратегии развития профессионального образования определяется перемещением источников и движущих сил социально-экономического прогресса из материальной в интеллектуальную сферу.

В условиях экономики, основанной на знаниях, наука превращается в крупную и самостоятельную отрасль экономики и в качестве инновационной составляющей начинает пронизывать всю профессиональную деятельность каждого специалиста [2].

В таких условиях залогом успешного развития колледжа может стать хорошо организованная научно-исследовательская работа преподавательского состава, привлечение в научную сферу студентов, осуществление на практике интеграции науки и образования, сочетание фундаментальных и прикладных исследований в рамках научных школ колледжа с современными тенденциями образования [3] .

Научно-исследовательская работа преподавателей - одно из важнейших направлений деятельности колледжа, имеющее целью повышение качества образования, разработку нового содержания образования, обеспечивающего востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Важно, чтобы в процессе научно-исследовательской деятельности педагоги могли решать профессиональные задачи, отличались высокой восприимчивостью, мобильностью, любознательностью и готовностью к быстрому обновлению знаний [4].

Согласно точке зрения Р.Х. Багдаловой, основными задачами проведения в колледже научных исследований следует считать [5]:

- обогащение учебного процесса результатами новейших научных исследований, практическое ознакомление студентов с постановкой исследовательской работы и вовлечение их в эту работу;

- постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского персонала и его дальнейший творческий рост;

- оказание преподавателям и организациям методической или практической помощи в решении с научных позиций возникающих проблем;

- развитие науки и творческой деятельности научно-педагогических работников и студентов;

- усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, на сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития среднего специального образования;

- развитие инновационной деятельности и создание качественно новой экспериментально-производственной базы средней профессиональной школы;

- привлечение в научную деятельность колледжа дополнительных бюджетных и внебюджетных финансовых средств.

Опираясь на эти задачи, можно выделить основные направления научной деятельности в колледже:

- привлечение педагогов к выполнению научных исследований, способствующих развитию наук, техники и технологий;

- использование полученных результатов в образовательном процессе;

- содействие подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышению квалификации преподавательских кадров;

- практическое ознакомление студентов с постановкой и разрешением научных и технических проблем и привлечение наиболее способных из них к выполнению научных исследований;

- решение актуальных задач в области производственной и коммерческой деятельности;

- исследование проблем научно-методического характера (проблем средней профессиональной школы);

Эффективность научных исследований всегда определяется рядом факторов и случайных обстоятельств. Среди факторов не последняя роль принадлежит уровню планирования и организации самого исследования. Главными их атрибутами являются методическая программа проведения исследования

и научный отчет. Их составление необходимо или крайне желательно для всех видов исследований. Важность наличия методической программы трудно переоценить, поскольку в случае качественной разработки она является надежным путеводителем в научном поиске. В оптимальном варианте методическая программа должна содержать следующие блоки информации:

- актуальность, цель и задачи работы, предмет и объект исследования;

- рабочая гипотеза;

- содержание и методы исследования;

- формы представления результатов исследования;

- координация исследований и календарный план их проведения.

Качественно выполненное обоснование актуальности темы исследования позволяет наглядно показать важность решения данной проблемы для хозяйственной практики либо для дальнейшего развития науки, а также целесообразность и возможность выполнения работы соответствующим коллективом.

Цель и задачи исследования должны быть четко сформулированы с самого начала. Их смешение (что наблюдается достаточно часто) недопустимо. Цель исследования отражает в самом общем виде ожидаемые конечные результаты научной работы. Наилучшим вариантом следует считать выражение цели в виде изменения состояния определенной проблемы или уровня познания ее существа. Задача - это всегда категория, соподчиненная цели. Задачи исследования представляют собой некие вопросы, ответы на которые предусмотрено получить в процессе выполнения научной работы. Решение комплекса задач исследования обеспечивает достижение его цели.

Предмет исследования - это то, что собственно исследуется (явление, процесс, система и т.п.). А объектом исследования считается более широкое образование, частью которого как бы является предмет исследования. Объект представляет собой ближайшую среду, определяющую характер существования или функционирования предмета исследования. Объект исследования не следует смешивать с объектом или объектами, на базе которых проводится исследование, т.е. с предприятиями или организациями, деятель-

ность которых изучается и служит основой анализа.

Наиболее сложным и интересным разделом методической программы является рабочая гипотеза. Вообще научная гипотеза как таковая - это предварительная идея, полученная теоретическим путем на основе ограниченного материала и подлежащая проверке, в результате которой либо подтверждается (и становится научной теорией), либо не подтверждается (и отбрасывается). Рабочая гипотеза представляет собой специфическую модификацию научной гипотезы. Рабочая гипотеза не может претендовать на строгую научность и не рассчитана на длительное существование, а применяется лишь для данного конкретного исследования. После его окончания необходимость в рабочей гипотезе автоматически исчезает независимо от того, в какой степени она была подтверждена. Значение рабочей гипотезы состоит в том, что она дает коллективу исполнителей развернутую картину ожидаемых результатов и путей их достижения в контексте возможных отношений и причинно-следственных связей.

За изложением рабочей гипотезы в составе методической программы должно следовать подробное описание содержания и методов исследования, т.е. того, что и как должно быть сделано на этапах сбора исходного материала, его систематизации и анализа.

Следующий раздел методической программы предназначен для регламентации формы представления промежуточных и окончательных результатов исследования, что необходимо в тех случаях, когда эта форма не является самоочевидной. Формами, о которых идет речь, могут быть научный отчет в различных вариациях (аналитическая записка, доклад с предложениями и др.), промежуточный отчет или информационный отчет.

Последний блок вопросов, который подлежит рассмотрению в методической программе, касается координации исследований и календарного плана их выполнения. О координации как таковой можно говорить только тогда, когда научно-исследовательская работа выполняется данным вузом вместе с несколькими другими организациями или совместно несколькими крупными под-

разделениями вуза. Формами координации могут служить посещения представителем головной организации организаций-исполнителей или проведение координационных совещаний.

Календарный план проведения исследований должен составляться во всех случаях. В нем указываются с той или иной степенью детализации все этапы работы, сроки их выполнения и исполнители. Иногда календарные сроки выполнения работы и отдельных ее этапов задаются заказчиком и в комбинации с рассчитанной трудоемкостью работы являются исходными данными для установления численности исполнителей. В других случаях календарные сроки устанавливаются, исходя из рассчитанной трудоемкости и имеющейся численности персонала.

Все эти элементарные истины, касающиеся методической программы исследований и научного отчета по теме, можно было бы в статье не приводить, если бы не одно важное обстоятельство. Большинство преподавателей колледжа в составлении таких документов участия никогда не принимали; значительная их часть даже не предполагает, что данные документы должны составляться, а некоторые вообще не представляют, как эти документы могут выглядеть.

Результаты исследования, проведенного Н.В. Зингер, позволяют констатировать, что 78% преподавателей колледжа испытывают затруднения при организации и проведении научно-исследовательской работы: они считают, что не способны самостоятельно сформулировать исследуемую проблему, поставить цель и задачи исследования; а 66% респондентов испытывают затруднения при обобщении результатов педагогического эксперимента [6].

К сожалению, в течение нескольких десятилетий во многих колледжах страны укоренилась порочная практика «облегченного варианта» научно-исследовательской работы. Этот вариант сводится к процессу извлечения преподавателем данных из курсовых и дипломных работ (чаще - неисследовательского характера) и написания по этим материалам тезисов 1 -2 выступлений на научных конференциях, а иногда даже статьи в журнал или научный сборник. Это считается достаточным, чтобы отчитаться

за успешную исследовательскую работу в течение года.

Указанные явления привносят в сферу оценки научно-исследовательской работы преподавателей элементы обмана и самообмана, которые объективно мешают дальнейшему развитию любого колледжа и способствуют созданию атмосферы несправедливости в оплате труда преподавателей (независимо от того, является ли она уравнительной или дифференцированной в отношении учета результатов труда).

Специфическое место в научно-исследовательской работе колледжа занимают научные конференции. Во-первых, конференции являются как бы зеркалом уровня научной работы в организациях-участницах. Во-вторых, конференции следует рассматривать как наиболее эффективный вид научных коммуникаций, отличающийся многоканальностью (заслушивание доклада, вопросы и ответы, дискуссии, опубликованные тезисы доклада, кулуарные беседы).

Отношения к научным конференциям и участию в них, наблюдаемые в том или ином колледже, нередко отличается определенными системными деформациями. Встречается, например, пренебрежительное отношение к конференциям со стороны наиболее квалифицированной части преподавателей, которые считают участие в конференциях пустяками, не соответствующими их высокому статусу. Случается, что администрация колледжа своей политикой поддерживает подобные настроения, всячески принижая роль докладов на конференциях и опубликованных тезисов и ориентируя преподавателей исключительно на крупные публикации, «учитываемые» рейтингом Министерства. С другой стороны, участие в конференциях иногда рассматривается преподавателями утилитарно - как удобное средство отчитаться по разделу индивидуального плана «Научно-исследовательская работа».

По нашему мнению, на научные конференции можно выносить следующий материал:

- результаты собственных исследований, подтвержденные практикой;

- результаты собственных исследований, еще не подтвержденные практикой;

- авторские разработки и предложения гипотетического характера;

- авторское обобщение исследований, описанных в специальной литературе;

- описание и анализ собственного практического опыта;

- авторское обобщение практической работы в своей организации.

Нельзя не затронуть вопрос «увлечения» соавторством при подготовке тезисов докладов. При этом здесь важен не столько сам по себе факт наличия у материала совсем малого объема от двух до пяти авторов, сколько то, что за ним часто стоит. Имеется в виду сделка по формуле «ты - мне, я - тебе», позволяющая каждому из ее участников искусственно увеличить свой научный багаж, тем более что объем таких публикаций между соавторами не делится. Таким образом, никто ничего не теряет, все только приобретают.

Существует еще один нюанс совместительства, заслуживающий особого рассмотрения. Речь идет о совместных публикациях в системе «подчиненный - руководитель». Еще острее рассматриваемая профессионально-этическая проблема стоит, когда в качестве соавтора выступает административный руководитель писавшего тезисы, не имеющий к ним никакого отношения по существу. Подобная порочная практика, наблюдаемая в некоторых педагогических коллективах, имеет, как правило, системный характер. Бороться с ней рядовым преподавателям (по вполне понятным причинам) трудно; гораздо проще с нею управиться сверху.

Принимая во внимание все рассмотренные обстоятельства, стоит ли удивляться тому, что год от года на научных конференциях все меньше появляется интересных докладов с оригинальными идеями и действительно новыми подходами к решению проблем реальной педагогической практики и вопросов повышения качества подготовки специалистов.

Возвращаясь к вопросу об учете и оценке результатов научно-исследовательской работы преподавателей колледжа, хотелось бы сказать следующее: оценка этой работы на основе только опубликованных книг, статей и тезисов докладов на конференциях является в принципе недостаточной и должна быть, если есть возможность, дополнена с помощью отчетов по НИР. Существует мнение, что подобная оценка слишком примитивна и фор-

мальна и должна быть заменена использованием показателя цитирования. С первым согласиться можно, со вторым нет - это слишком высокий, академический уровень оценки, неприемлемый для подавляющего большинства преподавателей колледжа.

Литература

1. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.

2. Юрьев В.М., Болдырев Н.Н., Шаршов И.А. Условия модернизации исследовательской среды вуза в контексте государственной политики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 5-6. С. 343-347.

3. Калашникова Т.В. Научно-исследовательская работа как условие совершенствования образовательного процесса. Якутск, 2008.

4. Макарова Л.Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 5(77). С. 101-110.

5. Багдалова Р.Х. Научно-исследовательская и проектная деятельность колледжа. М., 2009.

6. Зингер Н.В. Условия формирования интереса преподавателя колледжа к инновационной деятельности // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2014.

References

1. Makarova L.N., Sharshov I.A. Povyshenie kvali-fikacii prepodavatelja vysshej shkoly: samorazvi-tie i kompetentnost' // Vestnik Moskovskogo go-

rodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija. 2012. № 2. S. 43-52.

2. Jur'ev V.M., Boldyrev N.N., Sharshov I.A. Us-lovija modernizacii issledovatel'skoj sredy vuza v kontekste gosudarstvennoj politiki // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. Tambov, 2011. № 5-6. S. 343-347.

3. Kalashnikova T.V. Nauchno-issledovatel'skaja rabota kak uslovie sovershenstvovanija obrazo-vatel'nogo processa. Jakutsk, 2008.

4. Makarova L.N. Nauchnaja dejatel'nost' kak neobhodimoe uslovie produktivnosti razvitija in-dividual'nogo stilja prepodavatelja vuza // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2010. № 5(77). S. 101-110.

5. Bagdalova R.H. Nauchno-issledovatel'skaja i proektnaja dejatel'nost' kolledzha. M., 2009.

6. Zinger N.V. Uslovija formirovanija interesa pre-podavatelja kolledzha k innovacionnoj deja-tel'nosti // Lichnostnoe i professional'noe razvitie budushhego specialista. Tambov, 2014.

OUTSTANDING PROBLEMS OF SCIENTIFIC RESEARCH OF THE COLLEGE TEACHER

V.N. Morozova St. Petersburg Motor Transport and Electromechanical College, Russia, St. Petersburg. e-mail: aleksandrstrekalov@yandex.ru

The article is devoted to topical issues of organization and performance of research work in college. Main areas and problems of scientific activities of college are presented; conditions of their efficiency are analyzed. Special attention is paid to the planning and organization of the research. The structure and information units of methodic research program by the college teacher.

Key words: secondary vocational education, college teacher, scientific research; methodic program; scientific communication; competitive abilities of graduates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.