Научная статья на тему 'Анализ организации учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа'

Анализ организации учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1819
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОЛЛЕДЖ / РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ / RESULTS OF STUDENTS’ QUESTIONING / STUDY OF PRACTICES / ORGANIZATION OF TRAINING AND RESEARCH ACTIVITIES / COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родина Елена Владимировна

В статье анализируется опыт организации учебно-исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования. Приведены данные анкетирования студентов и преподавателей колледжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF COLLEGE STUDENTS’ TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES

The paper analyzes experience of organizing teaching and research activities in institutions of secondary vocational education. The author gives survey data with participation of students and college lecturers.

Текст научной работы на тему «Анализ организации учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа»

УДК 377.1

Родина Елена Владимировна

Rodina Elena Vladimirovna

dom-hors@mail.ru

dom-hors@mail.ru

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF COLLEGE STUDENTS’ TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация:

Summary:

В статье анализируется опыт организации учебно-исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования. Приведены данные анкетирования студентов и преподавателей колледжей.

The paper analyzes experience of organizing teaching and research activities in institutions of secondary vocational education. The author gives survey data with participation of students and college lecturers.

Ключевые слова:

изучение опыта, организация учебноисследовательской деятельности, колледж, результаты анкетирования студентов.

study of practices, organization of training and research activities, college, results of students’ questioning.

Keywords:

В настоящее время в действие введена Программа развития среднего профессионального образования. В ней говорится об основных тенденциях развития содержания среднего профессионального образования, среди которых усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, интеллектуализация содержания среднего специального образования, преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования.

В соответствии с новыми общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей, развития творческой личности будущего специалиста. Одним из путей такого развития является учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа. Специалист, владеющий исследовательскими знаниями, умениями и навыками, способный активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные задачи, будет в полной мере соответствовать требованиям современного общества.

Анализ педагогической деятельности средних специальных учебных заведений показывает наличие достаточного опыта работы по использованию учебно-исследовательской деятельности в профессиональном обучении. На сегодня сложилась определенная система исследовательской деятельности, которая осуществляется в двух направлениях: исследовательская деятельность, предусмотренная Госстандартом среднего профессионального образования и учебным планом и внеучебная исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность на данный момент является составляющей образовательного процесса колледжа и включена в учебный план в форме защиты курсовых и выпускных квалификационных работ. Однако при всей актуальности тем курсовых и выпускных квалификационных работ их анализ показывает на наличие проблем при их написании, что значительно снижает их качество. Среди повторяющихся ошибок:

- отсутствие знаний алгоритма проведения научного исследования;

- наличие проблем в области анализа литературных источников на уровне сбора информации;

- отсутствие опыта в формировании научного аппарата исследования и др.

В рамках диссертационного исследования нами проведено анкетирование преподавателей и студентов Чебоксарского экономико-технологического колледжа, в том числе колледжей города Шумерли Чувашской Республики и города Йошкар-Олы Республики Мари-Эл. В данном анкетировании приняли участие 200 студентов и 50 преподавателей.

При анкетировании преподавателей на вопрос: «В чем Вы видите цель учебноисследовательской деятельности?» - 36 % опрашиваемых выбрали ответ «повысить интеллектуальный уровень студентов в процессе овладения навыками исследовательской работы», 18 % - «знания и умения исследовательской работы позволят в совершенстве овладеть профессией», 46 % - «навыки учебно-исследовательской деятельности упростят студентам в будущем профессиональную деятельность».

При этом на вопрос: «Какие виды учебно-исследовательской деятельности Вы используете на Ваших занятиях?» - преподаватели отвечают: работу с книгой - 20 %, аннотирование -0 %, составление плана информационного текста - 14 %, формулирование пунктов плана -4 %, составление тезисов - 10 %, конспектирование - 22 %, цитирование - 6 %, рецензирование - 4 %, реферирование - 8 %, выполнение учебного реферата - 12 %. Таким образом, из всех представленных видов учебно-исследовательской деятельности наибольшее использование получили: работа с книгой, составление плана информационного текста, конспектирование, составление тезисов. Это позволяет говорить об использовании достаточно традиционных видов научно-исследовательской деятельности.

На вопрос: «Испытываете ли Вы трудности по использованию учебно-исследовательской деятельности в процессе преподавания своего предмета?» - 6 % ответили «всегда», 50 % -«время от времени», 44 % - «изредка» 0 % - «никогда». На следующий вопрос: «Используете ли Вы знания по организации и ведению научно-исследовательской деятельности в самостоятельной научно-исследовательской и методической деятельности?» - преподаватели ответили: 26 % «не понимаю, в каких случаях и не думаю, что это необходимо», 46 % «использую периодически», 28 % - «использую в процессе подготовки к занятиям», 0 % - «использую в самостоятельной научно-исследовательской работе».

Таким образом, из этого следует, что при использовании некоторых форм учебноисследовательской деятельности преподаватели все же понимают, что недостаточно подготовлены к использованию их в полном объеме, при этом большее количество преподавателей (56 %) испытывают трудности «всегда» и «время от времени». Однако отсутствие знаний и умений по реализации учебно-исследовательской деятельности на занятиях не в полной мере осознается испытуемыми, ведь при этом 68 % респондентов готовы поделиться опытом использования учебно-исследовательской деятельности в образовательной деятельности, а остальные распределились поровну (по 10 %), ответив «да, но не со всеми», «иногда», а 12 % честно признались, что «хотят перенять опыт у педагогов, занимающихся исследованиями профессионально».

Нам было интересно, какие ответы дадут студенты по сходным вопросам анкеты преподавателей. Так, на вопрос: «В чем Вы видите цель учебно-исследовательской деятельности?» -ответы распределились следующем образом: ответ «повысить свой интеллектуальный уровень, овладев навыками исследовательской работы» выбрали максимальное количество студентов (36 %), на втором месте ответ «знания и умения исследовательской работы позволят в совершенстве овладеть профессией» (30 %), на третьем - «навыки учебно-исследовательской деятельности упростят мне в будущем профессиональную деятельность» (20), ответ «другое» выбрали 14 % опрашиваемых.

На вопрос: «Какие виды учебно-исследовательской деятельности используются на Ваших занятиях педагогами (отметить)?» - студенты выбрали из предложенных вариантов: работа с книгой (37 %), конспектирование (22 %), написание учебного реферата (16 %), реферирование (8 %), составление плана информационного текста (8 %), формулирование пунктов плана (3 %), составление тезисов (2 %), аннотирование (2 %), цитирование (1 %), рецензирование (0 %).

Ответы на вопрос анкеты: «Используете ли Вы знания, полученные на занятиях по организации и ведению научно-исследовательской деятельности в самостоятельной работе?» -расположились в следующем порядке: 3 % опрашиваемых выбрали ответ «не понимаю, в каких случаях и не думаю, что это необходимо», 29 % - «использую периодически»; 61 % - «использую в процессе подготовки домашнего задания»; 7 % - «использую в самостоятельной исследовательской работе».

Следующим образом студенты ответили на четвертый вопрос анкеты: «Испытываете ли Вы трудности по использованию исследовательских приемов в самостоятельной работе?» - «изредка» выбрали 70 %, 23 % - ответ «время от времени», 7 % - никогда, а 0 % - ответ «всегда».

Вопрос: «Изучение каких предметов программы предполагает использование исследовательских умений?» - предопределил выбор студентами следующих ответов: химия - 20 %, практически все - 19 %, обществознание - 14 %, история - 13 %, информатика - 9 %, физика и математика - 8 %, литература - 7 %, английский язык - 1 %, многие - 1 %.

Анализ ответов на сходные вопросы преподавателей и студентов практически были одинаковыми по количеству выборов, что подтверждает сложившуюся ситуацию: максимально полно используется только три вида исследовательской работы с источниками: это работа с книгой, конспектирование и написание учебного реферата. К сожалению, потенциал цитирования, аннотирования, реферирования и других форм научной переработки текста практически не задействован в обучении.

Анализ научной литературы, документов, регламентирующих образовательную деятельность учреждений СПО, собственного опыта педагогической деятельности, опыта педагогической

деятельности педагогов колледжей, других учреждений профессионального образования, позволил определить содержание учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа.

На сегодня к учебно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс колледжа, относятся:

- формы работы с учебными и научными текстами по анализу, систематизации и обобщения информации (работа с книгой, конспектирование, написание реферата, составление плана и др.);

- составление тезисов, докладов и публичные выступления по ним;

- самостоятельная исследовательская деятельность в процессе выполнения курсовых (дипломных) работ.

Наряду с этими формами учебные исследования осуществляются и в процессе реализации инновационных технологий, содержащих элементы исследовательской деятельности, включенных в учебный процесс. Так, при использовании проблемного обучения, преподаватель использует проблемные ситуации. Проектное обучение позволяет использовать личный опыт, обогащая его и развивая индивидуальность обучаемого при решении практических задач. Студенты самостоятельно выполняют учебные работы с элементами научного исследования (проектирование, экономический расчет и др.).

Особое место занимает учебно-исследовательская деятельность в колледже при прохождении различных видов практик. У будущих специалистов расширяется практический опыт по определению путей решения поставленных практических проблем.

Использование потенциала учебно-исследовательской деятельности в формировании профессионализма будущих специалистов не нова. Многие руководители учреждений среднего профессионального образования и преподаватели понимают значимость ее использования для формирования студента интересующегося, активного, творческого.

Так, в Мурманском медицинском училище апробированной формой организации учебного процесса являются социологические исследования студентов с последующей их защитой; проведение исследований в рамках факультативов и кружков, дополняющие и углубляющие профессиональные знания студентов. Данные исследования служат основой для проведения профилактической работы и санитарно-гигиенического воспитания населения [1, с. 6-7].

Другой подход к использованию потенциала исследовательской деятельности в Тольят-тинском техническом колледже ВАЗа: совершенствование исследовательской деятельности не только студентов, но и преподавательского и административно-управленческого состава. Для этого используются коллективные и индивидуальные формы работы. Из коллективных форм используются: педагогический совет, совещания цикловых комиссий, научно-

практические конференции, педагогические чтения, проблемные семинары и др. Среди индивидуальных форм, используемых в колледже - самостоятельная работа педагогов по повышению своей профессионально-педагогической квалификации, методическая помощь преподавателям, мастерам производственного обучения со стороны опытных работников и руководителей учебного заведения. Большинство студентов проходит преддипломную практику и выполняет дипломные проекты в научно-техническом центре (НТЦ) ВАЗа, в соответствующих конструкторских бюро в отделе доводки автомобиля и его узлов [2, с. 43].

В основу исследовательской работы студентов Намского педагогического колледжа Республики Саха (Якутия) положено формирование исследовательских умений и навыков на I курсе. Со II курса осуществляется выполнение проектов по специальным дисциплинам [3, с. 44].

Многие учреждения среднего профессионального образования используют такую форму исследовательской деятельности, как проведение Дней Науки, включающие в себя комплекс мероприятий: педагогические чтения (Усть-Лабинский социально-педагогический колледж) [4, с. 19]; итоги исследовательской деятельности в рамках научного общества студентов «Инсайт» подводятся в Пермском государственном автотранспортном колледже [5, с. 27]; отчеты творческих лабораторий Оренбургского педагогического колледжа № 1 [6, с. 38].

Таким образом, изучение опыта организации исследовательской деятельности студентов в учреждениях системы среднего профессионального образования показало, что:

1) навыки исследовательской деятельности студенты приобретают в основном при участии в работе научно-исследовательских кружках, научных общества, то есть в процессе исследовательской деятельности вне учебных занятий. При этом основные навыки проведения исследовательской работы студенты вырабатывают во второй половине своей учебы на старших курсах;

2) написание курсовых работ и дипломных проектов зачастую превращаются в первый опыт проведения учебного исследования, что значительно снижает их качество;

3) на сегодняшний день большое внимание педагогических коллективов колледжей уделяется собственной научной деятельности педагогов, однако на совершенствование деятельности педагогов по использованию современных форм и методов учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях обращается мало внимания;

4) практически отсутствует планомерная работа преподавательского состава по диагностике и коррекции результатов в процессе учебно-исследовательской деятельности студентов.

Ссылки:

1. Манаева Л.О., Николаева В.Н. Формирование профессионализма будущих специалистов через научноисследовательскую работу. 2001. № 5.

2. Шуберт Ю.Ф., Козлов А.В. Основные направления научно-методической работы по совершенствованию исследовательской деятельности студентов, преподавательского и административно-управленческого персонала // СПО. 2004. № 6.

3. Николаева И.И. Метод проектов - основа исследовательской работы студентов // СПО. № 7. 2004.

4. Лось Ю.А. Из опыта организации исследовательской работы в колледже // СПО. 2004. № 6.

5. Васенин Е.И. Исследовательская работа как средство многоступенчатой подготовки специалистов // СПО. 2007. № 2.

6. Там же.

References (transliterated):

1. Manaeva L.O., Nikolaeva V.N. Formirovanie professionalizma budushchikh spetsialistov cherez nauchno-issledovatel'skuyu rabotu. 2001. № 5.

2. Shubert Y.F., Kozlov A.V. Osnovnie napravleniya nauchno-metodicheskoy raboty po sovershenstvovaniyu issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov, prepodavatel'skogo i administrativno-upravlencheskogo personala // SPO. 2004. № 6.

3. Nikolaeva I.I. Metod proektov - osnova issledovatel'skoy raboty studentov // SPO. № 7. 2004.

4. Los' Y.A. Iz opyta organizatsii issledovatel'skoy raboty v kolledzhe // SPO. 2004. № 6.

5. Vasenin E.I. Issledovatel'skaya rabota kak sredstvo mnogostupenchatoy podgotovki spetsialistov // SPO. 2007. № 2.

6. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.