УДК 902.01
Б01: 10.22378/2313-6197.2022-10-4.840-850
ББ№ ОвОТХБ
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ГОРОДА МОХШИ
С.В. Белоусов 1, В.В. Ставицкий 2
12 Пензенский государственный университет Пенза, Российская Федерация 1 [email protected] , 2 [email protected]
1,2
2
Цель исследования: проанализировать проблемные вопросы хронологии, периодизации, историко-экономического развития административного центра северо-восточного улуса Золотой Орды - города Мохши (Наровчатского городища).
Материалы исследования: использованы данные археологических раскопок Наровчатского городища, нумизматические коллекции золотоордынских монет. Привлечены также ранее вышедшие труды по данной проблематике, нуждающиеся в критическом подходе и дополнении.
Результаты и научная новизна: История существования этого города охватывает период с XII по начало XV века. Она неразрывно связана с археологическими памятниками его ближайшей округи. Основными источниками являются материалы археологических раскопок А.В. Кроткова, А.Е. Алиховой, Ю.А. Зеленеева и Г.Н. Белорыбкина, нумизматическая коллекции монет чекана г. Мохши. Объекты городской застройки представлены мавзолеями, мечетями, производственными и жилыми сооружениями, информацию о которых дополняют находки украшений, предметов быта и вооружения. На основе анализа нумизматических материалов исследователями очерчиваются торговые и экономические связи местного населения. История развития Наровчатского городища подразделяется на три этапа. В домонгольский период здесь возникает мордовское поселение, на место которого в начале XIV века переносится улусный центр из г. Укек. С этого времени наблюдается наивысший расцвет г. Мохши, который становится не только административным, но и торгово-ремесленным центром. В городе чеканят медную и серебряную монету. Возводятся сооружения из обожженного кирпича, строится белокаменная мечеть. Развитие производственных традиций местного мордовского населения протекало под воздействием Волжской Булгарии, изменения в духовной культуре были связаны с распространением ислама. С середины 1360-х гг. наблюдается упадок как самого города, так и его сельской округи.
Ключевые слова: Мохши, Наровчатское городище, улус, монетный двор города Мохши, данг, пул, Золототая Орда, мордва
Для цитирования: Белоусов С.В., Ставицкий В.В. Проблемные вопросы изучения золотоордынского города Мохши // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 4. С. 840-850. Б01: 10.22378/2313-6197.2022-10-4.840-850 ББ№ ОвОТХБ
Благодарности: Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ: Проект №22-28-20314 «Этногенез народов Западного Поволжья в эпоху средневековья».
© Белоусов С.В., Ставицкий В.В., 2022
PROBLEM QUESTIONS IN STUDYING OF THE GOLDEN HORDE CITY MOKHSHI
S.V. Belousov 1, V.V. Stavitsky 2
12 Penza State University Penza, Russian Federation 1 [email protected], [email protected]
Abstract: Research objectives: To analyze the problematic issues of the chronology, periodization, historical development, and economic development of the administrative center of the northeastern ulus of the Golden Horde - the Mokhshi city (Narovchatsky settlement).
Research materials: Data from archaeological excavations of the Narovchatsky settlement, numismatic collections of the Golden Horde coins, and previously published works on this issue which need a critical approach and the addition of supplementary details.
Results and novelty of the research: The history of the existence of this city covers the period from the XII century to the beginning of the XV century. The main sources are materials from archaeological excavations, including numismatic collection of coins minted in the Mokhshi city. Urban development objects are represented by mausoleums, mosques, industrial sites, and residential buildings, information about which is supplemented by finds of jewelry, household items, and weapons. In the pre-Mongol period, a Mordovian settlement arose here and at the beginning of the 14th century, the ulus center was transferred from the city of Ukek to Mokhshi. From that point, the city experienced its most flourishing period when it became not only an administrative but also a trade and craft center. Copper and silver coins were minted in the city. Buildings made of burnt bricks were erected, a white-stone mosque likewise being built. The development of the production traditions of the local Mordovian population continued, influenced by Volga Bulgaria, and noted changes in the spiritual culture of the site can be associated with the spread of Islam. From the mid-1360s, the decline of both the city itself and its rural districts can be observed.
Keywords: Mokhshi, Narovchat settlement, ulus, Mokhshi mint, dang, pool, Golden Horde, Mordovians
For citation: Belousov S.V., Stavitsky V.V. Problem questions in studying of the Golden Horde city Mokhshi. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2022, vol. 10, no. 4, pp. 840-850. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-4.840-850 (In Russian)
Acknowledgments: The article was prepared with the financial support of the Russian Science Foundation: Project No. 22-28-20314 "Ethnogenesis of the peoples of the Western Volga region in the Middle Ages".
В сентябре 2021 г. в г. Наровчате состоялась конференция по истории и археологии Мохшинского Улуса Золотой Орды, на которой были подведены итоги его более чем столетнего изучения, в том числе участникам была представлена коллективная монография «Средневековый город Мохши» [17]. При этом ряд затронутых в монографии вопросов носит достаточно дискуссионный характер, что побудило авторов статьи высказать свое мнение по данной проблеме. Основными источниками при изучении средневековой истории этого региона выступают археологические и нумизматические материалы, на
основе анализа которых исследователями реконструируется история города и окружающей территории.
Монография состоит из шести глав неравнозначных по объему и содержанию. В первой главе анализируются источники, излагается история изучения г. Мохши. При этом письменные и фольклорные данные, которых очень мало, воспроизводятся практически полностью, а многочисленные нумизматические и археологические материалы характеризуются весьма скупо и неконкретно. Далее авторами дается подробная характеристика истории археологических исследований Наровчатского городища, сопровождающаяся пространными цитатами из научных отчетов о полевых изысканиях А.В. Кротко-ва, А.Е. Алиховой и Ю.А. Зеленеева, Г.Н. Белорыбкина. Изложенная здесь информация в основном относится к характеристике культурного слоя и пла-ниграфии архитектурных сооружений, чему посвящены последующие разделы монографии, где эти данные частично дублируются. Неравномерно авторами освещены и разные этапы историографии: очень подробно ранние и фрагментарно поздние. Ряд нумизматических работ, вышедших в последние время, а также монография В.А. Винничека, К.М. Киреевой [5], в которой освещена торговля местного населения и монография Ю.А. Зеленеева [6], в которой проанализирована этнокультурная история г. Мохши и его округи, в историографическом обзоре отсутствуют.
Примерно половину объема монографии составляет глава «Материальная культура», поэтому мы остановимся на ней более подробно. В главе анализируются монеты чекана г. Мохши и разные категории археологических артефактов с территории Наровчатского городища, полученные как в результате раскопок, так и случайно найденные местными жителями. К сожалению, значительная часть находок из исследований А.Е. Алиховой депаспортизирова-на, поэтому их описание дается суммарно, а не по конкретным объектам. Тем не менее, публикацию погребального инвентаря Старосотенского могильника все же следовало бы сделать отдельно. Поскольку известно, что похороненные здесь люди относились к мордовскому этносу и по своей культуре существенно отличались от населения золотоордынских городов. Поэтому важно установить в какой степени местная мордва восприняла эту городскую культуру и какое влияние она сама оказывала на её развитие.
Археологические артефакты систематизированы по разделам: торговый инструментарий, ремесленные, сельскохозяйственные и промысловые орудия, строительные приспособления, предметы быта, снаряжение коня, вооружение, украшения и детали одежды. Каждая категория находок, как и отдельные предметы описаны в книге очень подробно с указанием наиболее близких типологических и территориальных аналогов. Здесь же авторами делаются выводы о времени бытования артефактов и степени развитии различных отраслей производственной деятельности местного населения. Большинство данных выводов всесторонне аргументированы, но отдельные из них носят дискуссионный характер. Например, при описании достаточно ограниченной коллекции стеклянных изделий авторы приходят к заключению, что широкое применение дорогого и сложного в изготовлении стекла указывает на то, что г. Мохши был торгово-ремесленным центром всей округи. Однако здесь же говорится о том, что большая часть стеклянных изделий связана с «ремеслом золотоордынской Волжской Булгарии». Следовательно
эти предметы не производились на месте и не могут являться свидетельством развития ремесленного производства в данном городе.
В нумизматическом разделе монографии дается характеристика монетного двора города Мохши. Этот раздел подготовлен В.П. Лебедевым и С.В. Гу-маюновым и восходит к их более ранней совместной работе, опубликованной еще в 2011 г. [9]. Представленный в монографии нумизматический материал является наиболее полным сводом мохшинских монет. Составляя обзор чекана монетного двора города Мохши, авторы использовали материалы монетных коллекций Наровчатского краеведческого музея, опубликованные в 1930 г. А.А. Кротковым и позднее дополненные С.В. Белоусовым и О.В. Голубевым [3, с. 31-34; 7], а также Пензенского краеведческого музея и частных собраний. Нумизматический раздел снабжен подробными иллюстрациями.
Свод мохшинских монет, представленный В.П. Лебедевым и С.В. Гу-маюновым, включает 26 типов серебряных монет разных номиналов и 42 типа медных пулов. Серебряный чекан города Мохши, по мнению авторов, начался в правление хана Токты в 709 г.х. и продолжался при Узбеке с 713 г.х. практически ежегодно до конца его правления. Единственный тип серебряного данга середины XIV в., выделяемый ими, относится ко времени правления Кильдибека и датируется 762 г.х. Этот тип был описан еще А.К. Марковым на основе двух монет из собрания Эрмитажа. Однако авторам не удалось ознакомиться с этими монетами, и они отмечают, что данный монетный тип вполне может оказаться достаточно известным вариантом медного пула хана Кильдибека762 г.х [17, с.24].
Самый ранний датированный пул Мохши чеканен при Узбеке в 717 г.х. С 731 по 763 г.х. медный чекан мохшинского монетного двора был анонимным. Он относится ко времени правления Узбека, Джанибека и Бердибека. При хане Кильдибеке вновь был начат выпуск именных пулов. Последние пулы датированы 767-768 г.х. Они относятся ко времени правления Тагай-бека и Пулад-Тимура. Таким образом, по мнению авторов, монетный двор города Мохши с небольшими перерывами функционировал в течение почти 60 лет.
В представленном нумизматическом обзоре особый интерес, на наш взгляд, представляют два монетных типа. Во-первых, это двойной дирхем Мохши, чеканенный от имени хана Токты в 709 г.х. Он относится ко времени до денежной реформы Токты 1310-1311 гг. Естественно возникает вопрос о целесообразности переноса серебряной монетной чеканки в город Мохши буквально накануне монетной реформы. Можно предположить, что в этом городском центре к моменту начала серебряного чекана уже функционировал монетный двор по выпуску медных пулов. В этой связи, очевидно, следует вернуться к вопросу о времени и месте чеканки анонимных пулов с тамгой чекана Нуриджана, которые в достаточно большом количестве встречаются в Наровчате. С.А. Янина относит этот тип монеты к чекану Токты как по весовому признаку, так и потому, что аналогичные типы медных пулов с тамгой на лицевой стороне и названием монетного двора на другой чеканятся в начале 90-х гг. XIII в. и в Булгаре, и в Крыму [12, с.57; 17, с.45; 20, с. 198]. В 1995 г. на основании монетных находок, весовым признакам и аналогии монетных типов С.В. Белоусов высказал предположение о том, что монетный двор города Мохши начал функционировать уже в конце XIII в. при хане
Токте, выпуская анонимные пулы с тамгой и указанием монетного двора «чекан Нуриджана» [2, с. 114-119]. Естественно, возникает вопрос о соответствии названия Мохши и Нуриджана. Местные жители никогда и не называли город Мохши. Это название, которое мы впервые встречаем на серебряных монетах начала XIV в., возможно, относится к названию улуса, который мог получить его по основному населению данного региона мордве-мокше. Под именем Наручадь город фигурирует и в русских летописях XIV в. [15, ст.70, 80]. Легко заметить сходство между русским названием города и местом чекана монеты. В.П. Лебедев и С.В. Гумаюнов включили данный пул в свой общий обзор мохшинских монет [17, с. 30, 32], т.е. фактически, признав верным предположение, высказанное С.В. Белоусовым.
Нумизматический материал является важным показателем развития товарно-денежных отношений в регионе и при отсутствии письменных источников, так или иначе, позволяет воссоздать историю города Мохши [7]. Вместе с тем, остается открытым вопрос о времени, когда Мохши становится улусным центром.
К сожалению, авторы монографии не приводят материалы находок серебряных и медных монет на территории Наровчатского городища, которые чеканились на других монетных дворах. Хотя вопросы рассмотрения материальной культуры, на наш взгляд, включают изучение всего монетного комплекса, найденного на городище. Это позволило бы осветить многие проблемы, связанные с историей города Мохши. Тем более, что этот вопрос ранее уже затрагивался в научной литературе. Так, А.А. Кротков, анализируя монетные коллекции Наровчатского музея, описывал 389 медных и 35 серебряных монет. Отмечая, что 53,5% монет (особенно медных пулов) относится к мохшинскому чекану, он, вместе с тем показывает, что более 20% монет производилось монетными дворами Сарая, Сарая ал-Джедид, Азака и Гюлистана. Притом, что еще 26,3% были им не определены [7, с. 5]. В 1999 г. при описании монетной коллекции Наровчатского краеведческого музея О.В. Мельниченко выделил 210 монет чекана Мохши, 467 - чекана других монетных дворов и еще 133 неопределенных [10]. Можно отметить и работу П.Н. Петрова и В.Н. Волкова о находке в окрестностях Наровчата кладика джучидских монет [14, с. 156-158, 224-225]. Наличие в кладе большого в процентном отношении количества серебряных дангов Токтамыша разных монетных дворов приводит к необходимости осмысления этого факта в разрезе воссоздания истории города Мохши. Тем более, что на Наровчатском городище и ранее встречались монеты ханов, правящих позже 768 г.х.
В следующей главе дается описание архитектурных сооружений города. Вначале анализируется планировка городских сооружений. Согласно реконструкции авторов, центральная часть города находилась на территории мысо-вого Наровчатского городища. Здесь располагалась белокаменная мечеть, на месте которой позже был построен Покровский собор, ныне действующий. К югу и западу от мечети находилось мусульманское кладбище, западнее которого начинался торгово-экономический центр города: торговая площадь и караван-сарай. Несколько севернее располагались усадьбы гончаров-ремесленников и прочего городского населения. Еще один комплекс построек фиксируется в районе «Бугров», где исследованы разрозненные хозяйственные сооружения типа погребов. Городская застройка не отличалась плот-
ностью и многие разведочные траншеи, заложенные в центре Наровчата, не выявили каких-либо сооружений.
За пределами основной площади городища находились два могильника. Языческий мордовский на Старосотенской улице и мусульманский на Миз-гитном поле, где Е.А. Алиховой были исследован ряд мавзолеев, принадлежавших городской элите. В местности «Красный ключ» её же раскопками были изучены остатки одной общественной и девяти частных бань, а также чайхана. Строительство велось как из сырцового, так из слабо обожжённого кирпича, для облицовки использовался камень, широко применялось дерево.
По мнению авторов, г. Мохши был защищен с напольной стороны системой крепостных укреплений, от которых в местности «Бугры» сохранились остатки земляных валов. Однако археологических раскопок валов не производилось и время их появления не установлено. Ю.А. Зеленеев считает, что они были насыпаны при постройке русской крепости XVII-XVIII вв. [6, с.243]. Это предположение весьма вероятно, поскольку в Золотой Орде не было традиций возведения земляных валов и строительства крепостных стен для защиты города.
В четвертой главе дается описание поселений и мордовских могильников, расположенных в окрестностях города. Их известно немного. В монографии анализируются только находки, лично полученные её авторами при расчистке единичных погребений на могильниках у с. Акимовщина и «Казбек». При этом, не рассматриваются материалы 26 погребений с могильника «Казбек», исследованных А. А. Спицыным, А.Е. Алиховой и А.В. Расторопо-вым, как и материалы 36 погребений Паньжинского мордовского могильника, исследованного П.Д. Степановым, который на 3-4 км расположен к городу ближе, чем могильник у с. Акимовщина [18]. Два этих источника являются наиболее представительными для изучения процессов взаимодействия между городским и местным сельским населением. Авторы монографии решают данный вопрос в основном на материалах подъемных сборов с селищ: Красный Восток и Потодеево. Особенный интерес представляют находки с Пото-деевского селища, где помимо бытового материала, получена достаточно объемная нумизматическая коллекция, состоящая из трех серебряных и двенадцати медных монет. Авторы монографии отмечают, что, находясь на близком расстоянии от г. Мохши, местное мордовское население получало из города необходимые им товары, хотя находки металлических шлаков и слитков свидетельствуют о том, что на селище работали и местные кузнецы-литейщики. Найденные здесь монеты охватывают период с конца XIII по 60-е годы XIV века, а наиболее интенсивное денежное обращение наблюдается в середине XIV века, после чего их поступление внезапно прекратилось. Данное обстоятельство авторы связывают с чумой, охватившей территорию Вол-го-Окского междуречья во второй половине 1360-х годов. На наш взгляд, на местную обстановку в регионе мог повлиять и захват г. Мохши ордынским князем Тагаем в 1361 г. Поскольку при его походе на город могли пострадать и какие-то окрестные поселения. О возможной гибели селища у с. Красный Восток в результате набега свидетельствует собранная здесь представительная коллекция наконечников стрел, среди которых присутствуют бронебойные экземпляры.
В пятой главе на основе находок монет, торговых инструментов и предметов неместного происхождения (зеркал, фрагментов бронзовой посуды) делается попытка реконструировать торговый путь из г. Мохши в г. Укек. Однако более убедительная аргументация в монографии приведена о наличие торговых связей с городами Волжской Булгарии, которые носили достаточно интенсивный характер в домонгольское время, и, по-видимому, торговые отношения с землями Булгарского улуса Золотой Орды не утратили своего значения и в более позднее время. По справедливому замечанию Л.Ф. Недашковского, процветание г. Укека, прежде всего, было связано с тем, что он занимал центральное положение на волжском торговом пути, являясь связующим звеном между городами Волжской Булгарии и Нижнего Поволжья [13, с. 3-4]. А поскольку расстояние по суше от Мохши до Укека и ближайших городов Волжской Бул-гарии примерно одинаково (около 350 км), то более вероятно, что функционировал прежний торговый путь, часть которого к тому же могла проходить по судоходной р. Суре. Наличие торговли подтверждается и значительным количеством монет чеканенных в г. Мохши, найденных на в г. Болгар [12]. Следует иметь ввиду, что на периферийных территориях золотоордынские города возникали прежде всего как административные центры, главная функция которых заключалась в сборе налогов с окрестного населения. Поэтому торгово-ремес-ленное значение г. Мохши не следует переоценивать. В монографии справедливо отмечено, что с одной стороны, ремесленным производством занимались и жители селищ, а с другой - ассортимент изделий, производимых городскими ремесленниками для сельской округи, был достаточно ограниченным. Например, поливная керамика известная городским жителям, на селищах практически не встречается. Неясно какая ремесленная продукция могла использоваться в торговле между городами Мохши и Укек. По-видимому, город Укек всего лишь являлся промежуточным пунктом, через который в Золотую Орду поступали налоги, собранные с мордовского населения Мохшинского улуса: меха, мед, воск и др.
Заключительная глава называется «История города Мохши», но, по существу, в ней подводятся итоги по основным разделам работы: сельскому хозяйству, профессиональной деятельности городского населения, металлообрабатывающему ремеслу, деревообработке, косторезному и гончарному делу, торговым связям, а также обосновывается датировка отдельных археологических комплексов. По мнению авторов монографии, ведущей отраслью экономики было пашенное земледелие, основанное на развитии аграрных традиций населения Волжской Булгарии. Орудия обработки земли из г. Мохши и его окрестностей не имеют существенных отличий от домонгольских. Зерно мололи на ручных жерновах. Разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Отходы металлургического производства, кузнечные орудия и широкий набор железных изделий свидетельствуют о высоком уровне развития железоделательного производства, сырьевой базой которого служили залежи болотной руды. При обработке изделий из цветного металла широко применялись такие приемы как: литье, ковка, сварка, спайка и волочение. К перечисленным приемам, на наш взгляд, ещё следует добавить технику зерни и чернения ювелирных изделий, поскольку в примокшанских могильниках мордвы известны находки сюльгам, браслетов и перстней, изготовленных с использованием подобных приемов обработки.
О развитом деревообрабатывающем производстве, по мнению авторов, свидетельствуют находки топоров, тесел, пил, долот, кочедыков, гвоздей и П-образных скоб. Продукция косторезного ремесла представлены в основном заготовками изделий, а также фрагментами рукоятки ножа, гребнем и шахматными фигурками, которые, видимо, были выточены на токарном станке. Особенно хорошо было развито гончарное ремесло, о чем свидетельствуют остатки двухъярусных горнов нового типа, имеющих столбовую конструкцию. В золотоордынское время преобладающей становится керамика красных тонов, появляются новые формы сосудов: амфорообразные кувшины с двумя ручками, кувшины со сливом в виде носика, сосуды с цилиндрическими поддонами и полочковидными ручками, значительно чаще встречается поливная керамика.
В существовании Наровчатского городища авторами монографии выделяется три этапа: домонгольский, золотоордынский (1240-1360-е гг.) и период упадка г. Мохши (1360-е гг. - первая половина XV в.). Однако выделение домонгольского этапа представляется нам дискуссионным. В Наровчастском музее имеется ряд случайных находок этого времени, но их точное местонахождение не известно. К домонгольскому периоду авторы монографии относят Наровчатский могильник, захоронения которого, совершенные по мусульманскому обряду не содержат находок, кроме лепной керамики, не характерной для золотоордынского времени. Однако использование в погребальном обряде более архаичных предметов скорее является правилом, нежели исключением. Например, на мордовском селище у с. Муранки решительно преобладает гончарная керамика, а все сосуды, положенные в погребения Муранского могильника - лепные [1, с. 295]. При этом, нельзя не отметить, что на территории Сурско-Мокшанского междуречья мусульманские погребения домонгольского времени до сих пор не известны. Поэтому значительно больше оснований существует для предположения о том, что эти погребения принадлежат первым жителям г. Мохши, которые, видимо, были переселены сюда из Укека, после переноса на р. Мокшу улусного центра. При отнесении к домонгольскому периоду Старосотенского могильника авторы книги исходят из предположения, что этим временем могут датироваться узколопастные сюльгамы и накосники-пулокери, обернутые тонкой бронзовой проволокой. Однако данные артефакты бытуют на протяжении всего XIII века. Единственным предметом, который точно попал в Примокшанье в домонгольскую эпоху является шиферное пряслице, но находка его единична. Причем подобное пряслице в погребении 4 Первого Старобадиковского могильника найдено вместе с сюльгамой с трехгранными лопастями, которые по хронологии А.Е. Алиховой датируются не ранее XIV в. [4, с.105]. То есть подобные вещи еще достаточно долго бытовали после прекращения их экспорта с Волынских земель. Поэтому домонгольская хронология Наровчатского городища нуждается в более основательных доказательствах.
Таким образом, следует констатировать что вопросы хронологии и периодизации существования города Мохши, этнический состав населения, оценка уровня его экономического развития, административные границы мохшинского улуса, по прежнему носят дискуссионный характер и нуждают-
ся в дополнительном изучении с привлечением всего массива имеющихся источников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алихова А. Е. Муранский могильник и селище //Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1954. №. 42. С. 259-301.
2. Белоусов С.В. Монетный двор города Мохши // Страницы истории Волго-Донья. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 1995. С. 114-119.
3. Белоусов С.В., Голубев О.В. Типы мохшинских монет // Краеведение. 1998. №3-4. С.31-34.
4. Беляев Я.В. Погребальный памятник XI-XIV вв. у с. Старое Бадиково // Материалы по археологии Мордовии. Саранск, 1988. С. 104-117.
5. Винничек В.А., Киреева К.М. Торговля в Верхнем Посурье и Примокшанье в XI-XIV вв. Пенза: ПГПУ В.Г. Белинского, 2012. 135 с.
6. Зеленеев Ю.А. Очерки этнокультурной истории Поволжья XIII-XV вв. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т., 2013. 327 с.
7. Кротков А. А. Два собрания джучидских монет // Труды Нижневолжского общества краеведения. Саратов, 1930. Вып. 37. 42 с.
8. Кротков А.А. К вопросу о северных улусах золотоордынского ханства (посвящается Наровчатскому кружку краеведения) // Известия общества обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1928. №5. С. 71-79.
9. Лебедев В.П., Гумаюнов С.В. Обзор чекана золотоордынского монетного двора Мохши // Stratum plus. Archaeology and Cultural Anthropology. 2011. №6. С.67-90.
10. Мельниченко О. В. Нумизматический материал г. Мохши // Болгар и проблемы изучения древностей Урало-Поволжья: сборник тезисов конференции. Болгар: Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник, 1999.С.77-79.
11. Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XIV вв. М.: «Наука», 1983. 164 с.
12. Мухаметшин Д.Г. Монеты Мохши из фондов Болгарского государственного историко-архитектурного заповедника //Древности Нижегородского Поволжья. Вып. III. Нумизматический сборник. 2000. Т. 2. С. 50-55.
13. Недашковский Л. Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. М.: Вост. лит. РАН, 2000. 224 с.
14. Петров П.Н., Волков В.И. Кладик джучидский монет из Наровчата // Нумизматика Золотой Орды. 2014. №4. С.156-158, 224-225.
15. Полное собрание русских летописей, издаваемое Государственною археографическою комиссией Российской академии наук. Издание 2-е. Т. 15. Вып.1. Рогожский летописец. Петроград, 1922. VIII, 186 с.
16. Северова М.Б. Пополнение фонда джучидских монет Эрмитажа (по материалам старокрымской археологической экспедиции) // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1990.Т.54. С.43-46.
17. Средневековый город Мохши / Г.Н. Белорыбкин, Д.С. Иконников, О.В. Мельниченко [и др.]; Институт регионального развития Пензенской области. Пенза: Институт регионального развития Пензенской области, 2021. 250 с.
18. Степанов П. Д. Паньжинский могильник // Археологический сборник. 1959. №. 2. С. 195-206.
19. Янина С.А. Монеты Золотой Орды из раскопок и сборов Поволжской археологической экспедиции на Царевском городище в 1959-1962 гг. // Поволжье в средние века. М.: Наука, 1970. С.194-222.
Сведения об авторах: Сергей Владиславович Белоусов - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и обществознания Пензенского государственного университета (442052, ул. Красная, 40, Пенза, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-1891-8544. E-mail: [email protected]
Владимир Вячеславович Ставицкий - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и обществознания Пензенского государственного университета (442052, ул. Красная, 40, Пенза, Российская Федерация): ORCID: 0000-00025957-3781. E-mail: [email protected]
Поступила 26.08.2022 Принята к публикации 25.11.2022
Опубликована 29.12.2022
REFERENCES
1. Alikhova A.E. Muran burial ground and settlement. Proceedings of the Kuibyshev Archaeological Expedition. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1954, vol. 1, pp. 259-301. (In Russian)
2. Belousov S.V. Mint of Mokhshi. Pages of History of Volga-Don Region. Penza: PGPU im. V.G. Belinskogo, 1995, pp. 114-119. (In Russian)
3. Belousov S.V., Golubev O.V. Types of Mokhshi coins. Regional Studies. 1998, no.3-4, pp. 31-34. (In Russian)
4. Beljaev Ja.V. Burial monument XI-XIV cc. near the village Staroe Badikovo. Materials on archeology of Mordovia. Saransk, 1988, pp. 104-117. (In Russian)
5. Vinnichek V.A., Kireeva K.M. Trade in Upper Posurie and Primokshanye in XI-XIV centuries. Penza: PGPU V.G. Belinskogo, 2012. 135 p. (In Russian)
6. Zeleneev Ju.A. Essays on the Ethno-cultural History of the Volga Region in the XIII-XVcenturies. Joshkar-Ola: Mar. gos. un-t., 2013. 327 p. (In Russian)
7. Krotkov A.A. Two collections of Dzhuchid coins. Proceedings of the Nizhnevolzhsk society of local lore. Saratov, 1930, no. 37. 42 p. (In Russian)
8. Krotkov A.A. On the Northern uluses of the Golden Horde Khanate (dedicated to the Narovchat Regional Studies Club). Proceedings of the Azerbaijan Survey and Research Society. Baku, 1928, no. 5, pp. 71-79. (In Russian)
9. Lebedev V.P., Gumajunov S.V. Review of the coinage of the Kipchak Khanate mint in Mokhshi. Stratum plus. Archaeology and Cultural Anthropology. 2011, vol. 6, pp. 67-90. (In Russian)
10. Mel'nichenko O.V. Numismatic material from Mokhshi. Bolgar and the problems of studying the antiquities of the Ural-Volga region: collection of conference abstracts. Bolgar: Bolgarskij istoriko-arhitekturnyj muzej-zapovednik, 1999, pp. 77-79. (In Russian)
11. Mukhamadiev A.G. Bulgaro-Tatar coin system of the XII-XIV centuries. Moscow: Nauka, 1983. 164 p. (In Russian)
12. Mukhametshin D.G. Coins of Mokhshi from the funds of the Bolgar State Historical and Architectural Reserve. Antiquities of the Nizhny Novgorod's Volga Region. Numismatic collection. Nizhny Novgorod, 2000, vol. III, pp. 50-55. (In Russian)
13. Nedashkovsky L.F. The Kipchak Khanate city Ukek and its districts. Moscow: Vostochnaya literatura RAN, 224 р. (In Russian)
14. Petrov P.N., Volkov V.I. Treasure Dzhuchidsky coins from Narovchat. Numismatics of the Golden Horde. 2014, vol. 4, pp. 156-158, 224-225. (In Russian)
15. Complete Collection of Russian Chronicles, published by Archaeography Commission of the Russian Academy of Sciences. Rogozhsky Chronicler. Vol. 15, no. 1. Petrograd, 1922. VIII. 186 p. (In Russian)
16. Severova M.B. Replenishment of the Dzhuchid coins' collection of the Hermitage (on the materials of the Old Crimean archaeological expedition). Messages of the State Hermitage. Leningrad: Iskusstvo, 1990, vol. 54, pp. 43-46. (In Russian)
17. The medieval city of Mokhshi / G.N. Belorybkin, D.S. Ikonnikov, O.V. Mel-nichenko [et al.] Institute of Regional Development of the Penza Region. Penza: Institute for Regional Development of the Penza Region, 2021. 250 p. (In Russian)
18. Stepanov P.D. Panja burial mound. Archaeological digest. Saransk, 1959, vol. 2, pp. 195-206. (In Russian)
19. Janina S.A. Coins of Golden Horde from excavations and collections of Volga Region archeological expedition on Tsarevsky settlement in 1959-1962. Volga Region in the Middle Ages. Moscow: Nauka, 1970, pp. 194-222. (In Russian)
About the authors: Sergey V. Belousov - Dr. Sci. (History), Professor, Head of the Department of General History and Social Studies, Penza State University (40, Krasnaya Str., Penza 442052, Russian Federation); ORCID: 0000-0002-1891-8544. E-mail: [email protected]
Vladimir V. Stavitsky - Dr. Sci. (History), ProfessorDepartment of General History and Social Studies, Penza State University (40, Krasnaya Str., Penza 442052, Russian Federation); ORCID: 0000-0002-5957-3781. E-mail: stawiczky .v@yandex. ru
Received August 26, 2022 Accepted for publication November 25, 2022
Published December 29, 2022