Научная статья на тему 'Проблемные вопросы доследственной проверки по материалам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков'

Проблемные вопросы доследственной проверки по материалам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
897
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПРОС / НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК / СБОР ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ДОКУМЕНТОВ / ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ / ЗДАНИЙ / СООРУЖЕНИЙ / УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ / ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ДОСЛЕДСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА / NARCOTIC DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / OPERATIONAL-SEARCH MEASURES / SURVEY / INQUIRY / COLLECTION OF SAMPLES FOR COMPARATIVE RESEARCH / STUDY OF OBJECTS AND DOCUMENTS / IDENTIFICATION OF THE PERSON / INSPECTION OF PREMISES / BUILDINGS / STRUCTURES / TERRAIN AND VEHICLES / REMOVAL OF INFORMATION FROM TECHNICAL COMMUNICATION CHANNELS / OBTAINING COMPUTER INFORMATION / DRUG TRAFFICKING / PRE-INVESTIGATION CHECKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бушуев И. В., Гончарова С. В., Полунина Е. Н.

Бесконтрольное распространение наркотиков приводит к значительному увеличению числа лиц, страдающих наркоманией, что пагубно сказывается на современном состоянии и будущем развитии российского общества и обусловливает необходимость решительной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов является одним из наиболее доходных направлений преступного бизнеса. Основным элементом незаконного оборота наркотических средств выступает сбыт, т.к. именно он завершает преступные схемы, реализуемые в этой нелегальной деятельности, и дает преступникам непосредственную возможность получить прибыль, многократно превышающую затраты. В данной статье авторами рассмотрен вопрос качества проведения первичной проверки оперативными сотрудниками и следователями (дознавателями) по материалам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ. Данная работа посвящена актуальному вопросу комплексного и всестороннего подхода при проведении оперативно-розыскных мероприятий, выполняемых как оперативными сотрудниками, так и следователями (дознавателями) до момента возбуждения уголовного дела. Статья ориентирована как на сотрудников правоохранительных органов, так и на студентов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бушуев И. В., Гончарова С. В., Полунина Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF PRE-INVESTIGATION VERIFICATION OF MATERIALS ON CRIMES IN THE FIELD OF DRUG TRAFFICKING

The Uncontrolled spread of drugs leads to a significant increase in the number of people suffering from drug addiction, which adversely affects the current state and future development of Russian society and necessitates a decisive fight against illicit drug trafficking. Illegal traffic in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues is one of the most profitable areas of criminal business. The main element of drug trafficking is sales, because it completes the criminal schemes implemented in this illegal activity, and gives criminals a direct opportunity to make a profit that is many times higher than the costs. In this article authors consider a question of quality of carrying out primary check by field officers and investigators (investigators) on materials about illegal traffic of drugs and psychotropic substances. This work is devoted to the topical issue of an integrated and comprehensive approach in the conduct of operational investigative activities carried out by both operational staff and investigators (investigators) until the initiation of criminal proceedings. The article is aimed at both law enforcement officers and students of law Schools.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы доследственной проверки по материалам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК: 343.12

ББК: 67

Бушуев И.В., Гончарова С.В., Полунина Е.Н.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ ПО МАТЕРИАЛАМ

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ

Bushuev I. V., Goncharova S. V., Polunina E.N.

PROBLEMATIC ISSUES OF PRE-INVESTIGATION VERIFICATION OF MATERIALS ON CRIMES IN THE FIELD OF DRUG TRAFFICKING

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, оперативно-розыскные мероприятия, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации, незаконный оборот наркотиков, доследственная проверка.

Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, operational-search measures, survey, inquiry, collection of samples for comparative research, study of objects and documents, identification of the person, inspection of premises, buildings, structures, terrain and vehicles, removal of information from technical communication channels, obtaining computer information, drug trafficking, pre-investigation checks.

Аннотация: бесконтрольное распространение наркотиков приводит к значительному увеличению числа лиц, страдающих наркоманией, что пагубно сказывается на современном состоянии и будущем развитии российского общества и обусловливает необходимость решительной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов является одним из наиболее доходных направлений преступного бизнеса. Основным элементом незаконного оборота наркотических средств выступает сбыт, т.к. именно он завершает преступные схемы, реализуемые в этой нелегальной деятельности, и дает преступникам непосредственную возможность получить прибыль, многократно превышающую затраты. В данной статье авторами рассмотрен вопрос качества проведения первичной проверки оперативными сотрудниками и следователями (дознавателями) по материалам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ. Данная работа посвящена актуальному вопросу комплексного и всестороннего подхода при проведении оперативно-розыскных мероприятий, выполняемых как оперативными сотрудниками, так и следователями (дознавателями) до момента возбуждения уголовного дела. Статья ориентирована как на сотрудников правоохранительных органов, так и на студентов юридических вузов.

Abstract: the Uncontrolled spread of drugs leads to a significant increase in the number of people suffering from drug addiction, which adversely affects the current state and future development of Russian society and necessitates a decisive fight against illicit drug trafficking. Illegal traffic in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues is one of the most profitable areas of criminal business. The main element of drug trafficking is sales, because it completes the criminal schemes implemented in this illegal activity, and gives criminals a direct opportunity to make a profit that is many times higher than the costs. In this article authors consider a question of quality of carrying out primary check by field officers and investigators (investigators) on materials about illegal traffic of drugs and psychotropic substances. This work is devoted to the topical issue of an integrated and comprehensive approach in the conduct of operational investigative activities

carried out by both operational staff and investigators (investigators) until the initiation of criminal proceedings. The article is aimed at both law enforcement officers and students of law Schools.

С каждым годом в наркобизнес втягивается все большее количество жителей планеты. Уровень массового изготовления, сбыта и потребления наркотиков ежегодно увеличивается. Россия ведет активную борьбу с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства. В целях повышения интенсивности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств необходимо более тщательно подходить к качеству сбора материалов первичной проверки по делам о преступлениях данной категории. Материалы проверки сообщений о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков имеют самостоятельное доказательственное значение. Постоянно вносимые в российский уголовный и уголовно-процессуальный закон изменения и уточнения подчеркивают важнейшую роль таких материалов в процессе доказывания. Однако, несмотря на постоянно совершенствующееся законодательство в сфере доследственной проверки по сообщениям о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств, анализ первичных материалов до-следственной проверки свидетельствует о значительном числе недостатков, допускаемых как оперативными подразделениями, так и следователями (дознавателями), что объясняется отсутствием необходимых познаний сотрудников правоохранительных органов в сфере расследования преступлений данной категории, а также узким перечнем следственных действий, которые могут производиться до возбуждения уголовного дела.

Статья 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий . Часть из них, та-

1 Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349 // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 07.07.2016 на официальном интернет-портале правовой информа-

кие как опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; снятие информации с технических каналов связи; получение компьютерной информации имеют схожие признаки со следственными действиями, такими как: получение образцов для сравнительного исследования; судебная экспертиза; предъявление для опознания лица по фотографии; осмотр места происшествия, обыск, выемка; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Такой вид оперативно-розыскного мероприятия как опрос может проводиться не только оперативным сотрудником, но и самим следователем (дознавателем) в рамках до-следственной проверки.

Опрос обычно проводят оперативные сотрудники полиции. Также по заданию оперативного сотрудника полиции опрос может проводить иное лицо, осуществляющее содействие на конфиденциальной основе. Опрос разделяют на открытый и негласный.

Как правило, опрашиваются свидетели или очевидцы преступления, родственники, соседи по месту жительства и регистрации, коллеги по работе и др., которые могут дать характеристику о лице, в чьих действиях содержится состав преступления; лица, ранее совершавшие преступления и проживающие в непосредственной близости от лица, в чьих действиях содержится состав преступления, или местом совершения преступления; а также само лицо, в чьих действиях содержится состав преступления.

Следователь (дознаватель), получив материал предварительной проверки, обязан внимательно изучить как опрос свидетелей, очевидцев преступления и иных лиц, так и опрос самого лица, в чьих действиях содержится состав преступления, в целях сопоставления даты, времени, места производ-

ции. http://www.pravo.gov.ru, «Собрание законодательства РФ», 11.07.2016, № 28, ст. 4558.

ства опроса, фиксации данных лица, производящего опрос, установления анкетных данных опрашиваемого, а также иных данных, позволяющих без труда связаться с опрошенным, для проведения с его участием необходимых следственных действий, необходимость в производстве которых может возникнуть на любой стадии предварительного расследования. В случае производства опроса лица, изъявившего желание засекретить свои анкетные данные и для подписи избравшего псевдоним, в бланке опроса, наоборот, должны отсутствовать какие-либо сведения, позволяющие опознать данное лицо во избежание нарушений норм ч. 1 ст. 12 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1, согласно которой сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну. Кроме того, пояснения, данные гражданином в опросе, должны скрывать сведения о его возрасте, поле, месте жительства и иную информацию, по которой можно будет установить личность конфидента. Это же требование должен соблюдать следователь (дознаватель) при производстве следственных действий с участием засекреченного лица. Помимо вышеуказанного, современная практика расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков требует обязательного указания в опросе оснований проведения опроса, факта разъяснения опрашиваемому прав, предусмотренных ст. 51 Конституции Российской Федерации , иных прав и обязанностей. В случае опроса лица, не достигшего 18 лет или лица, не могущего самостоятельно осуществлять защи-

1 Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349 // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 07.07.2016 на официальном интернет-портале правовой информации. http://www.pravo.gov.ru, «Собрание законодательства РФ», 11.07.2016, № 28, ст. 4558.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

ту своих прав и интересов в силу отсутствия навыков владения русским языком или имеющего психическое заболевание, расстройство личности, до начала опроса должен быть приглашен законный представитель опрашиваемого либо переводчик, личность которых также устанавливается и разъясняются под роспись их права, обязанности и ответственность. В случае предоставления защитником опрашиваемого ордера на защиту прав и законных интересов опрашиваемого на стадии доследственной проверки, сотрудник полиции обязан опросить лицо, в чьих действиях усматриваются признаки состава преступления, с участием данного защитника, разъяснив последнему под роспись его права и обязанности. Невыполнение данных условий может повлечь признание недопустимым данный опрос.

В ходе опроса оперативный сотрудник или иной сотрудник полиции, осуществляющий опрос, может использовать открыто или скрытно от опрашиваемого фиксирующую аппаратуру, то есть производить аудио-, видеозапись опроса, о чем делается отметка в бланке опроса с обязательным указанием какая именно фиксирующая аппаратура и кем именно была применена в ходе опроса. Аудио- или видеозапись опроса копируется на физический носитель, который упаковывается в упаковку и опечатывается должным образом, на бирке упаковки расписываются все участвующие в опросе лица и лицо, осуществившее опрос. Судебная и следственная практика показывает, что проведение опроса лица, в чьих действиях усматриваются признаки состава преступления, требует разъяснения последнему того, что в ходе опроса с его участием будет применена фиксирующая аппаратура, о чем делается соответствующая запись в бланке опроса, удостоверенная подписью опрошенного. В противном случае при производстве негласной аудио-, видеозаписи в ходе опроса может быть поставлен вопрос о законности добытого доказательства. В подобных случаях по уголовным делам в сфере незаконного оборота наркотиков законность производства опроса с применением негласной аудио-, видеозаписи в отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности, остается на усмотрение суда и может

быть отнесено судом к косвенным доказательствам, подтверждающим причастность подсудимого к совершению вмененного ему преступления. Наличие в материале дослед-ственной проверки опроса с негласным применением фиксирующей аппаратуры не означает, что следователь (дознаватель) не должен придать данному документу юридическую силу доказательства.

Также опрос может осуществляться путем связи с опрашиваемым по телефону, через Интернет или другие средства связи. В данном случае результаты такого опроса могут документально оформляться справкой или рапортом оперативного сотрудника или иного сотрудника полиции, проводившего опрос.

В учебных пособиях по оперативно-розыскной деятельности имеются сведения о том, что опрос также можно проводить с согласия опрашиваемого с применением гипноза, а также с применением полиграфа. В действительности же по материалам предварительной проверки о наркотиках такие опросы не проводятся ввиду отсутствия четко выработанной практики и нежеланием оперативных сотрудников или иных сотрудников полиции, производящих опрос, усложнять свою работу.

Таким образом, данные, полученные в результате проведения опроса, оформляются справкой или рапортом сотрудника правоохранительного органа, а при согласии опрашиваемого - его заявлением, протоколом явки с повинной, имеющими силу доказательства при возбуждении уголовного дела.

Место жительства, образ жизни, родственные, дружественные и служебные связи, наличие либо отсутствие движимого и недвижимого имущества, банковские счета и наличие на них денежных средств, принадлежность абонентских номеров, привлечение к административной или уголовной ответственности, наличие оружия и другая информация о преступнике добывается в ходе доследственной проверки.

Сотрудники оперативных подразделений обязаны направлять письменные запросы с согласия руководства в органы власти и различные организации с целью получения интересующей их информации. При

этом получение информации по некоторым таким запросам затруднено законодательно. Так, заявления и сообщения о преступлениях проверяются в течение трех суток, а в некоторых особенно сложных случаях - десяти суток. При этом некоторые виды запросов могут быть исполнены лишь по истечении 30 суток, другие - только при наличии решения суда, которое возможно получить после возбуждения уголовного дела.

В соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», к сведениям, при получении которых установлен специальный порядок их получения, относятся:

а) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

б) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна);

в) сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская, банковская тайна, тайна страхования, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

г) сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна)1.

Так, сотрудники телекоммуникационных предприятий, получив запрос от правоохранительных органов о направлении в их адрес информации о собственнике номера абонента и иных сведений по номеру абонента, согласно ст. 32 Федерального закона «О связи»2, а также получив запрос от правоохранительных органов о направлении в их адрес информации по операциям, счетам и вкладам физических лиц, а также согласно ст. 26 Федерального закона «О банках и

1 Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // «Собрание законодательства РФ», 10.03.1997, № 10, ст. 1127.

2 Федеральный закон Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «О связи» // «Собрание законодательства РФ», 14.07.2003, № 28, ст. 2895 // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 07.06.2019 на официальном интернет-портале правовой информации. http://www.pravo.gov.ru.

банковской деятельности»1, требуют судебное решение о разрешении предоставления запрашиваемой информации.

Получив вместе с материалом предварительной проверки на бумажном или цифровом носителе сведения, направленные в адрес правоохранительного органа в ответ на запрос о наведении справок, следователь или дознаватель эти сведения в дальнейшем сможет осмотреть, признать и приобщить к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств. В противном случае сведения о лице, полученные сотрудниками полиции иным путем и оформленные рапортом или справкой, представляют лишь оперативный интерес для предварительного расследования и потребуют официального истребования в установленном законом порядке самим следователем или дознавателем.

Сбор образцов для сравнительного исследования проводится оперативными сотрудниками, а также иными сотрудниками полиции как гласно, так и негласно. В качестве образцов для сравнительного исследования в сфере незаконного оборота наркотических средств могут выступать как сами запрещенные в свободном гражданском обороте вещества, так и предметы их упаковки (бумажные свертки, полимерные пакеты, изолирующие ленты и т.д.); расфасовывания (электронные весы, мерная посуда, мерные ложки и т.д.); хранения; следы рук лица, находящегося в оперативной разработке.

Негласный способ сбора образцов в сфере незаконного оборота наркотиков в оперативно-розыскной деятельности практически не используется, оформляется рапортом или справкой, к которым прилагаются полученные образцы. При этом рапорт или справка приобщается к материалу до-следственной проверки, а сами образцы сдаются по квитанции в комнату хранения вещественных доказательств, где хранятся

1 Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. от 06.06.2019) «О банках и банковской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, № 6, ст. 492 // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 07.06.2019 на официальном интернет-портале правовой информации. http://www.pravo.gov.ru.

до истребования их как лицом, направившим их на хранение, так и следователем, дознавателем в целях проведения с ними следственных действий, таких как осмотр, назначение и проведение судебных экспертиз.

Гласный способ сбора образцов в сфере незаконного оборота наркотиков в оперативно-розыскной деятельности используется чаще, чем негласный, но, тем не менее, все же уступает по частоте производства схожему с гласным способом сбором образцов следственному действию - получением образцов для сравнительного исследования, производство которого закреплено ст. 202 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации . В ходе производства гласного сбора образцов для сравнительного исследования изымаются в основном смывы с рук и губ лица, подозреваемого в совершении преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, срезы ногтевых пластин с рук, а также слюны лица, подозреваемого в совершении преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

Результаты гласного способа сбора образцов оформляются сотрудниками оперативных подразделений актом, к которому выдвигаются основные требования по оформлению, а именно данные: 1) о месте, дате сбора образцов; 2) о должности, фамилии и инициалах сотрудника правоохранительного органа, заполнившего бланк акта; 3) о лицах, присутствующих при сборе образцов; 4) о содержании произведенных действий в порядке их производства; 5) об обстоятельствах получения образцов; 6) о поступивших заявлениях участвовавших при сборе образцов лиц; 7) о технических средствах, примененных в ходе изъятия образцов; 8) об условиях и порядке их применения; 9) об изъятых объектах, во что они упакованы и каким способом опечатана упаковка с полученными образцами. Помимо этого, следователь (дознаватель) обязан сверить описание упаковки с образцами,

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч.1), ст. 4921 // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 03.07.2019 на официальном интернет-портале правовой информации. http://www.pravo.gov.ru.

наличие на ней необходимых пояснительных надписей, подписей, печатей, отсутствия свободного доступа к образцу с самим образцом в целях избежания последующего признания недопустимым доказательством произведенной судебной экспертизы по предъявленному на экспертизу образцу.

Исследование предметов и документов, как вид оперативно-розыскного мероприятия, схож по смыслу со следственным действием - судебной экспертизой. Проводится исследование лицами, которые обладают определенными специальными познаниями в какой-либо области.

В сфере незаконного оборота наркотиков исследование назначается в основном оперативным сотрудником в целях установления принадлежности изъятого из незаконного гражданского оборота вещества к наркотическим средствам, сильнодействующим и психотропным веществам, их аналогам и прекурсорам, а также установления веса изъятого вещества и способа его изготовления.

Изъятое из незаконного гражданского оборота вещество в упакованном и опечатанном виде направляется в экспертное учреждение правоохранительного органа направлением на исследование, или как еще называют данный документ сами сотрудники правоохранительных органов - отношением на исследование. В данном сопроводительном документе указывается в обязательном порядке из какого подразделения правоохранительного органа направляется на исследование объект, данные начальника экспертного учреждения, в котором планируется проведение исследования, а также указываются сведения регистрации сообщения о преступлении, месте и дате изъятия объекта исследования, данные лица, у кого именно объект исследования был изъят при наличии таких сведений, сведения об упаковке и отсутствии свободного доступа в нее, какие вопросы специалисту необходимо решить в ходе исследования, а также разрешение специалисту на частичное или полное уничтожение объекта, необходимое для дачи справки об исследовании.

Получив в материале доследственной проверки направление на исследование и саму справку об исследовании, следователь

(дознаватель) обязан проверить на соответствие обстоятельствам изъятия наркотика, указанным в направлении на исследование -обстоятельства, указанные в справке об исследовании, а также наличие значительного, крупного или особо крупного размера изъятого вещества, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»1.

Справка об исследовании наркотического средства является основанием для возбуждения уголовного дела, и наличие каких-либо нарушений законодательства при производстве исследования, а также ошибок в ее содержании, не допускается. Наличие нарушений законодательства при производстве исследования может привести к отмене постановления следователя (дознавателя) о возбуждении уголовного дела, а наличие ошибок в содержании справки потребует от следователя (дознавателя) производства следственных действий, направленных на устранение выявленных ошибок, что займет дополнительное время.

Освидетельствование на состояние опьянения, вызванного употребления наркотических средств, производится медицинскими работниками в наркологическом диспансере по представленным на исследование образцам мочи, а также иным образ-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС Кон-сультантПлюс // Опубликован 24.12.2018 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

цам подозреваемого посредством экспресс-тестов на наличие наркотиков. Лишь в особо сложных ситуациях, когда в ходе исследования выявляется новый по химической формуле вид наркотика, образцы направляют на более глубокое исследование, которое проводится в течение месяца. По итогам освидетельствования специалистом наркологического диспансера выдается акт медицинского освидетельствования, которому присваивается номер. В акте описывается вся методика проведенного освидетельствования и результаты освидетельствования. Освидетельствование производится на основании направления на освидетельствование, выданного оперативным сотрудником, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность согласно п. 3.1 ст. 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 933н1.

Результаты освидетельствования являются косвенным доказательством причастности лица к совершению преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, в связи с чем требуют внимательного изучения следователем (дознавателем) и устранения противоречий или неясностей в случае их наличия путем производства дополнительных следственных действий, например, таких как допрос нарколога, изъятие и осмотр амбулаторной карты больного. При выявлении нахождения подозреваемого в состоянии наркотического опьянения следователь (дознаватель) обязан выделить и направить по подведомственности материал проверки, в котором будет содержаться достаточное количество информации о совершении лицом административного правонарушения, а именно потребления наркотиков без назначения врача.

Отождествление личности бывает не-

1 Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 15.03.2016 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

гласным и конспиративным.

Различают следующие виды отождествления личности:

- непосредственно визуально;

- по видеозаписи;

- по аудиозаписи;

- по изображению;

- по запаховым следам.

При раскрытии преступлений по делам о незаконном обороте наркотиков оперативными сотрудниками проводится лишь один вид отождествления личности - это отождествление личности по изображению (по фотографии). Остальные виды опознаний, по сложившейся в России практике, не проводятся.

Следователь (дознаватель) должен убедиться, что в изображенном на фотографии лице опознающий узнал лицо, подозреваемое в совершении преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, именно по конкретным признакам, свойственным опознаваемому, а не иным лицам, чьи фотографии предоставлены вместе с опознаваемым, поскольку подбор фотографий опознаваемых осуществляется по общему правилу опознания лица. Также опознающий должен пояснить под запись, при каких именно обстоятельствах он видел опознанное по фотографии лицо, а именно продал ли тот ему наркотик, угостил его наркотиком, передал в счет уплаты долга, предложил ему сбывать данный наркотик, а выручку делить между собой и т.д. К составлению акта отождествления личности предъявляются стандартные для всех процессуальных документов требования, а именно обязательное указание места и времени составления акта, должностное лицо, проводившее отождествление, данные об опознающем и иных участвующих лицах, привлеченных в качестве понятых. К акту отождествления прилагается фототаблица с фотографиями опознаваемых и подписями участвующих лиц. Кроме того, по факту проведения отождествления личности оперативным сотрудником отбираются объяснения от опознающего лица и от понятых. Объяснения данных лиц изучаются следователем (дознавателем) и после возбуждения уголовного дела указанные лица допрашиваются в качестве свидетелей с выяснением обстоя-

тельств проведенного с их участием отождествления личности и результатов мероприятия.

Особое внимание следователю (дознавателю) следует обратить на результаты негласной аудиозаписи, проводимой в рамках наблюдения, например, при фиксации преступной деятельности по факту сбыта наркотических средств или организации и содержания притонов для потребления наркотиков. Чаще всего такие аудиозаписи не пригодны для идентификации личности ввиду отсутствия навыков у лица, выступающего в качестве приобретателя наркотиков, либо внедренного в притон под видом лица, употребляющего наркотики. На аудиозаписях присутствуют посторонние шумы, которые мешают не только определить принадлежность голоса тому или иному лицу, но и порой расслышать само содержание диалога. Если следователь (дознаватель) еще может решить вопрос об идентификации личности по голосу на представленной аудиозаписи посредством назначения и проведения фоноскопической судебной экспертизы, то решить вопрос о содержании разговора, представленного оперативным подразделением вместе с результатами оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение», следователь (дознаватель) не сможет даже при помощи экспертного учреждения. В связи с тем, что негласная аудиозапись, проведенная в ходе оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение», является одним из важнейших доказательств причастности лица к совершению им преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, то ее осуществление требует от лица, производящего запись, оценку и учета всех обстоятельств и места производства аудиозаписи.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств производится оперативными сотрудниками в целях отыскания и изъятия наркотиков, средств их изготовления и расфасовки.

Результаты обследования отражаются в составляемом оперативным сотрудником протоколе обследования, заполняемом по принципу протокола обыска, производимого следователем (дознавателем) в ходе

предварительного расследования. Так, перед началом обследования лицу, у которого планируется произвести обследование, предъявляется для ознакомления постановление о производстве обследования, на котором ставит отметку об ознакомлении и подпись лицо, у которого планируется произвести обследование, либо иные лица, зарегистрированные по данному адресу. Далее всем участвующим лицам разъясняются их права и обязанности и предлагается добровольно выдать запрещенные в свободном гражданском обороте предметы и вещества, после чего по принципу обыска производится обследование жилых помещений, а также иных строений, расположенных на территории домовладения с хронологическим описанием произведенных действий. В случае обнаружения веществ, внешне схожих с наркотическими, или предметов, используемых в изготовлении или расфасовке наркотиков, данные вещества и предметы изымаются, упаковываются и опечатываются, о чем делается соответствующая запись в протоколе обследования. В протоколе также делаются соответствующие записи, в случае если лицо, у которого было произведено обследование, поясняет оперативным сотрудникам, чем является обнаруженное у него вещество, кому оно принадлежит, где оно его приобрело и в каких целях хранит. Также в протоколе делается отметка о поступивших заявлениях и замечаниях от участвующих в обследовании лиц, о способе ознакомления с протоколом обследования и подписи участвующих в обследовании лиц.

Выявленные в ходе изучения протокола обследования противоречия устраняются следователем (дознавателем) в ходе проведения следственных действий: допросов в качестве свидетелей участвующих в обследовании лиц, а также допросе в качестве подозреваемого при наличии возбужденного уголовного дела, проведении очных ставок. Нарушение норм законодательства при проведении обследования и при заполнении протокола обследования приведут к признанию недопустимым доказательством составленный протокол обследования.

Результаты снятия информации с технических каналов связи оформляются опе-

ративным сотрудником в виде рапорта или справки с приложением в виде упакованных и опечатанных надлежащим образом цифровых носителей, содержащих электронную информацию.

Чаще всего у следователей возникают вопросы, связанные с техническим оформлением вышеуказанного мероприятия: наличие четко сформулированного основания для проведения мероприятия, а именно в отношении кого планируется провести данное мероприятие, с каких технических средств будет производиться снятие информации, кто является собственником технического средства, о чем должна свидетельствовать снимаемая информация.

В современном мире все чаще встречаются люди, обладающие достаточно высоким уровнем познаний в сфере компьютерных технологий, которые своевременно могут заподозрить момент внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, оказания воздействия на системы-пароли защиты информации, либо же изменения в целях получения доступа к защищаемой информации, внедрение аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи. После обнаружения изменений в работе приложений на технических устройствах, лица, причастные к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, прекращают обмен информацией с иными участниками преступной группы, что отрицательно сказывается на наличии информации, носящей доказательственное значение для уголовного дела. В случае получения результатов такого мероприятия следователь обязан проанализировать полученные результаты и принять по ним решение, что на деле приводит к работе следователя на «мусорную корзину».

Следователю необходимо уделить особое внимание и предмету преступного оборота. Без изъятого наркотика по фактам незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки, производства, сбыта, пересылки и др. не может быть возбужденно уголовное дело. Поэтому

следователь должен тщательно изучить документы, в соответствии с которыми произведено изъятие наркотика. К ним относятся: протокол осмотра места происшествия; акт проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»; протокол личного досмотра, протокол выемки. Иными видами протоколов наркотики не изымаются. Очевидно, что проведение обыска и составление по результатам его проведения протокола обыска возможно лишь по возбужденному уголовному делу, но не в рамках до-следственной проверки.

Изъятый наркотик еще на стадии до-следственной проверки подлежит направлению либо на исследование, либо на судебную экспертизу. Назначение и проведение судебной экспертизы в ходе доследственной проверки разрешено законодательно, однако может повлечь нарушение прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, в случаях, когда их личность установлена уже в ходе доследственной проверки. В случае возникновения дополнительных вопросов у подозреваемого, обвиняемого или его защитника, не ознакомленных с постановлением о назначении судебной экспертизы в рамках доследственной проверки, следователь (дознаватель) вынужден будет либо назначить повторную судебную экспертизу, либо отказать в удовлетворении заявленного ходатайства.

При оформлении протоколов изъятия наркотиков следователь (дознаватель) должен обращать свое внимание на малейшие детали и сведения об упаковывании и опечатывании изъятого вещества. Упаковка с изъятым веществом должна скрепляться печатями и подписями всех участвующих в мероприятии лиц. Выполнение вышеуказанных условий приведет в дальнейшем к невозможности признать изъятие наркотика произведенным с нарушением требований законодательства ввиду отсутствия возможности его подмены или внесения изменений в его качественные и (или) количественные характеристики.

В случае допущения таких нарушений, содержащихся в материале доследственной проверки, доказательства могут быть при-

знаны недопустимыми, что повлечет за собой реабилитацию лица, привлеченного к уголовной ответственности по данному уголовному делу, и как результат - привлечение к ответственности лиц, принявших решение о возбуждении уголовного дела и привлечении к уголовной ответственности лица, в чьих действиях был усмотрен состав преступления.

К несущественным нарушениям законодательства, выявляемым следователем (дознавателем) при изучении материалов доследственной проверки, можно отнести технические описки, допущенные в ходе составления документов. Обычно технические описки устраняются в ходе предварительного расследования, чаще всего путем допроса в качестве свидетеля оперативного

сотрудника, выступающего в качестве инициатора оперативно-розыскного мероприятия, проведения очных ставок, осмотра предметов, назначения судебных экспертиз, проверки показаний на месте либо путем производства опознания.

От того, будет ли проведена дослед-ственная проверка по материалам, содержащим признаки состава преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, с нарушением норм действующего законодательства, зависит дальнейшее принятие следователем (дознавателем) решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о возвращении материала доследственной проверки на доработку и устранение выявленных недостатков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349 // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 07.07.2016 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru // Собрание законодательства РФ. - 11.07.2016. - № 28. - Ст. 4558.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.

3. Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства РФ. -10.03.1997. - № 10. - Ст. 1127.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «О связи» // Собрание законодательства РФ. -14.07.2003. - № 28. - Ст. 2895 // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 07.06.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

5. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (в редакции от 06.06.2019) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 05.02.1996. - № 6. - Ст. 492 // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 07.06.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч.1). - Ст. 4921 // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 03.07.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 24.12.2018 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

8. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, нарко-

тического или иного токсического)" // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 15.03.2016 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Клименко, И.И. Проблемы расследования и предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков / И.И. Клименко // Государство о право. - 2005. - № 8.

10. Бушуев, И.В. Проблемные вопросы квалификации сбыта наркотических средств // Юристъ - Правоведъ. - 2018. - № 1 (84). - С. 85-89.

11. Родивилина, В.А. Проверка по факту незаконного оборота наркотиков и дальнейшее расследование уголовного дела / В.А. Родивилина, В.В. Коломинов // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9,

12. Гордеев, А.Ю. Проблемы правового регулирования противодействия незаконному обороту новых видов наркотических средств и психотропных веществ / А.Ю. Гордеев // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 6. - С. 118-124.

13. Иванов, В.П. Наркомания - это не медицинская, а социальная проблема [Электронный ресурс] / В.П. Иванов. - Режим доступа: http://www.tvc.ru/news/show/id/51824.

14. Третьякова, О.А. К вопросу о профилактике распространения «дизайнерских» наркотиков / О.А. Третьякова, М.Н. Диордиев // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. -2016. - № 4 (40). - С. 70-73.

15. Кононов, Ю.Н. Профилактика наркопотребления как метод борьбы с наркопреступностью / Ю.Н. Кононов // Российский следователь. - 2017. - № 22. - С. 48-50.

16. Готчина, Л.В. О тенденциях уголовного антинаркотического законодательства / Л.В. Готчина // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2016. - № 2 (77). - С. 9-14.

17. Виноградова, М.А. Проблемы и особенности взаимодействия правоохранительных органов российской федерации и стран СНГ в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств / М.А. Виноградова, В.С. Кряжев // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - 2014. - № 1 (5). - С. 171-181.

18. Карнович, С.А. Тенденции развития наркоситуации и ее влияние на определение мер по противодействию наркопреступлений / С.А. Карнович, О.П. Грибунов // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы XXII междунар.науч.-практ. конф., Иркутск, 18-19 мая 2017 г.: в 2 т. - Иркутск, 2017. - Т. 1. - С. 374-378.

19. Шувалов, Д.Н. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ / Д.Н. Шувалов, Т.Ф. Скогорева, Э.Ж. Чхвимиани // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2017. -вып. 4 (43). - С. 109-112.

20. Чадов, М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков с использованием сети Интернет / М.Е. Чадов, В.С. Кряжев // Вопросы методологии социально-гуманитарных наук: современный контекст: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 31 июля 2018 г.: в 2 ч. - 2018. - Ч. 1. - С. 39-44.

21. Черных, А.А. Основные проблемы организации оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту наркотиков, осуществляемому при помощи сети Интернет // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни: сб. науч. тр. / отв. ред. И.А. Медведев; Сибирский юридический институт ФСКН России, 2014.- С. 70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.