Научная статья на тему 'Проблемные сферы повседневной жизни семьи инвалида трудоспособного возраста с несовершеннолетними детьми'

Проблемные сферы повседневной жизни семьи инвалида трудоспособного возраста с несовершеннолетними детьми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1151
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / РОДИТЕЛИ-ИНВАЛИДЫ / СЕМЕЙНАЯ ПРАКТИКА / БАРЬЕРЫ И ПРОБЛЕМНЫЕ СФЕРЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PEOPLE WITH DISABILITIES / PARENTS WITH DISABILITIES / FAMILY PRACTICE / BARRIERS AND PROBLEM OF THE FAMILY LIFE OF PERSONS WITH DISABILITIES / CONJUGAL RELATIONS / PARENT-CHILD RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Козырева И. А., Чабанова С. С.

В статье рассматриваются проблемы функционирования семей, имеющих в своем составе родителей-инвалидов с несовершеннолетними детьми. Данная группа не только в законодательстве не выделяется в отдельную категорию, но и практически отсутствуют научные исследования семейной практики инвалидов трудоспособного возраста. Результаты исследования показывают, что лиц с инвалидностью продолжают представлять как «несостоятельных» или необычных членов семьи (в частности, родителей), что является дискриминирующим фактором. С целью определения проблемных сфер жизнедеятельности семьи инвалида трудоспособного возраста с несовершеннолетними детьми кафедрой социальной работы ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» было проведено пилотажное исследование в городе Сыктывкаре, результаты которого приводятся в данной статье. В частности, авторы статьи определили влияние социально-бытовых, социально-средовых, социально-трудовых, а также социально-коммуникативных проблем адаптации родителей-инвалидов на социальное благополучие и функционирование их семей. Кроме того, было определено, что принципиально значимым моментом, порождающим специфические проблемы данной категории семей, являются социальные барьеры, которые воздвигает перед человеком и членами его семьи инвалидность, что актуализирует исследование возможностей создания условий для полноценной, максимально независимой жизни людей, имеющих статус инвалида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE FAMILY LIFE OF DISABLED PEOPLE WITH CHILDREN

The article is devoted to the problem of the family life of disabled people with children. This group is not allocated in a separate category in the legislation, and almost there are no scientific studies of family practices of disabled people of working age. The results of the study show that persons with disabilities are regarded as an "insolvent" or unusual family members (particularly parents), and this is the discriminating factor. With the aim of identifying problem areas in daily life of the family of the disabled person of working age with minor children in the Syktyvkar State University by Pitirim Sorokin was conducted pilot study, the results of which are presented in this article. There are given some facts of own sociological research problems of family life of persons with disabilities. There are analyzed the conjugal relations, parent-child relations and other problems of this people with disabilities. In particular, the authors determined the influences of the problems of the social environment availability, of the economic difficulties and the problems in family relationships of this people’s category on their adaptation, their social wellbeing and functioning. There are determined, that the most important specifically problems of families with parents with disabilities are the social barriers. This fact determines the relevance of research the conditions and factors of the creation and development of a robust, most independent lives of people with disabilities who have minor children.

Текст научной работы на тему «Проблемные сферы повседневной жизни семьи инвалида трудоспособного возраста с несовершеннолетними детьми»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-11-272-277

УДК 364.24

ПРОБЛЕМНЫЕ СФЕРЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СЕМЬИ ИНВАЛИДА ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ

Козырева И.А., Чабанова С.С.

ФГБОУ ВО Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы функционирования семей, имеющих в своем составе родителей-инвалидов с несовершеннолетними детьми. Данная группа не только в законодательстве не выделяется в отдельную категорию, но и практически отсутствуют научные исследования семейной практики инвалидов трудоспособного возраста. Результаты исследования показывают, что лиц с инвалидностью продолжают представлять как «несостоятельных» или необычных членов семьи (в частности, родителей), что является дискриминирующим фактором. С целью определения проблемных сфер жизнедеятельности семьи инвалида трудоспособного возраста с несовершеннолетними детьми кафедрой социальной работы ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» было проведено пилотажное исследование в городе Сыктывкаре, результаты которого приводятся в данной статье. В частности, авторы статьи определили влияние социально-бытовых, социально-средовых, социально-трудовых, а также социально-коммуникативных проблем адаптации родителей-инвалидов на социальное благополучие и функционирование их семей. Кроме того, было определено, что принципиально значимым моментом, порождающим специфические проблемы данной категории семей, являются социальные барьеры, которые воздвигает перед человеком и членами его семьи инвалидность, что актуализирует исследование возможностей создания условий для полноценной, максимально независимой жизни людей, имеющих статус инвалида.

Ключевые слова: инвалиды, родители-инвалиды, семейная практика, барьеры и проблемные сферы повседневной жизнедеятельности семьи, супружеские отношения, родительско-детские отношения.

В настоящее время, в период целенаправленной активизации процессов модернизации во всех сферах социальной жизнедеятельности, отмечается существенное возрастание интереса к проблемам благополучия человека и общества. Государственная семейная политика, являясь составной частью социальной политики Российской Федерации, представляет собой целостную систему принципов, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Но есть семьи с особым статусом, со специфическими проблемами функционирования в повседневной жизни. Это семьи с несовершеннолетними детьми, имеющие в своем составе родителей-инвалидов. Данная группа не только в законодательстве не выделяется в отдельную категорию, но и практически отсутствуют научные исследования семейной практики инвалидов трудоспособного возраста.

В то же время с каждым годом в мире увеличивается количество инвалидов. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый десятый житель Земли — инвалид, и численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов. На 1 января 2016 г. инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации насчитывалось 3741 тыс. человек, или

29,3 % от общей численности инвалидов [1]. При этом наблюдается тенденция к увеличению численности лиц с инвалидностью в трудоспособном возрасте. Согласно данным федеральной службы государственной статистики к трудоспособному возрасту относятся мужчины в возрасте 18-59 лет и женщины в возрасте 18-54 года. Это период в жизни любого человека, когда реализуются матримониальные планы и репродуктивные установки.

Сам факт наличия ограничений здоровья не может и не должен препятствовать рассмотрению инвалида как полноправного члена социума, обладающего теми же потребностями, что и физически здоровые люди. Человек с инвалидностью ставит перед собой такие же цели и задачи, как и любой другой член общества. Семья, родительство и работа являются ключевыми моментами жизни зрелого ответственного взрослого человека. В то же время ситуация в сфере жилья, образования, занятости, социокультурные установки в общественном мнении создают барьеры семейной жизни взрослых инвалидов.

Исследования Л.А. Алейник показывают, что у людей с инвалидностью менее благоприятные показатели брачности: доля никогда не состоявших в браке до 40

—--—

лет среди них значительно выше, чем у людей, не имеющих инвалидность (треть опрошенных респондентов находятся в законном браке, 10,3 % - во внебрачном сожительстве, 37,5 % - не состояли и не состоят в браке, 11,8 % - разведены) [2, с. 53]. Детность у лиц с инвалидностью также существенно ниже, чем у населения в целом. Инвалиды зачастую считаются десексу-ализированными, их продолжают представлять как «несостоятельных» членов семьи и родителей. В обществе, где доминирующей ценностью выступает «телесная красота», физическое здоровье, люди с внешне выраженной инвалидностью испытывают особую дискриминацию. «Инвалидизирующие стереотипы представляют женщин-инвалидов как недостаточно женственных, и неспособных вырастить собственных детей, иными словами, отказывают в атрибутах, приписанных «нормальным» женщинам, т.е. неинвалидам» [3, с. 32].

С целью исследования проблемных сфер повседневной жизнедеятельности семьи инвалида с несовершеннолетними детьми в 2016 году в городе Сыктывкаре кафедрой социальной работы ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 50 семей с несовершеннолетними детьми (или с одним ребенком), в которых один или оба родителя являются инвалидами. Возраст респондентов (родителей) составил от 25 до 43 лет. У 72% респондентов наступление инвалидности произошло в период семейной жизни по таким причинам, как заболевания, производственные или автомобильные аварии, 28% респондентов имели инвалидность до образования семьи, в основном это инвалиды детства. Опрошенные семьи по составу распределились следующим образом: 80% полных семей (мать, отец, дети), из которых каждая третья семья является полной расширенной семей (мать, отец, дети, другие родственники) и 20% неполных семей, из которых каждая вторая семья тоже является расширенной семьей с матерью-инвалидом. Эти данные свидетельствуют о том, что забота об инвалиде и уход за ним, обусловливают необходимость совместного проживания с родителями супругов и другими родственниками.

Закономерностью функционирования семьи является то, что проблема одного члена семьи не существует сама по себе. Она всегда является проблемой семьи в целом. Иначе говоря, какая бы проблема в семье не возникла, если с ней не справились сразу, то она приводит к деструктивным изменениям в семье, т.е. к изменению характера семейных отношений и взаимодействия. Часть семей, не сумев преодолеть неизбежные трудности, распадается, в остальных случаях пережитые невзгоды лишь укрепляют семейные узы.

По результатам проведенного пилотажного исследования, абсолютное большинство респондентов по-

сле наступления инвалидности очень сблизились с родителями (94%); у каждого второго респондента в лучшую сторону изменились отношения с супругой (супругом); а 8% респондентов отметили, что после наступления инвалидности произошёл полный разлад в супружеских взаимоотношениях, в силу того, что здоровый супруг не всегда готов «принять» больного супруга.

Психологический климат семьи не является чем-то неизменным. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Супружеские отношения зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от структурно-функциональных характеристик, сквозь призму которых они рассматриваются в семейной психологии. Эти характеристики неизбежно накладывают отпечаток на характер взаимодействия в семье и определяют конкретную специфику семейных отношений [4, с. 133]. Большинство психологов в качестве основных характеристик взаимоотношений между супругами выделяют следующие: эмоциональную близость, ролевую структуру семьи, особенности коммуникации и сплоченность [5, с. 56]. Все это справедливо и в отношении супругов из семей инвалидов трудоспособного возраста с несовершеннолетними детьми. Возникновение проблем во внутрисемейных отношениях в семьях, где инвалидом стал взрослый человек, связано в первую очередь с изменением социальных ролей и обязанностей в семье.

Проблема социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы [6]. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Среди социально-бытовых проблем инвалидов выделяют: во-первых, ограничение функций самообслуживания (способность самостоятельно одеваться, принимать пищу, соблюдать личную гигиену, самостоятельно передвигаться, самостоятельно садиться или вставать); во-вторых, ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления инвалидности (ограничение социальной роли в семье, ограничение социальных контактов, ограничение или невозможность трудиться). Почти 40% инвалидов находятся в полной зависимости от членов своих семей [2, с. 54]. Все эти проблемы усугубляются для взрослого инвалида, у которого есть несовершеннолетние дети. Родитель с инвалидностью не может осуществлять долж-

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 11 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-ll

ную заботу в отношении своих детей, например, приготовить пищу, искупать ребёнка. Эта забота ложится на плечи здорового супруга или ближайших родственников. Нередко отношения между супругами, родителями и детьми приобретают характер обладания, власти и подчинения, игнорирования потребностей друг друга, что ведет к разрушению отношений.

Логика социальной роли члена семьи, ставшего инвалидом, может приводить к болезненным как для семьи, так и для самого инвалида, последствиям. Супруг, имеющий инвалидность, иногда становится лишенным права выбора, права проявления себя. Недостаточная обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью формируют ситуацию, когда человек оказывается «неудобным для всех», источником дополнительных проблем. В результате у инвалида может появиться чувство вины, ненужности, обузы; у членов семьи - скрытые или явные агрессия или недовольство.

Доступность объектов инфраструктуры также играет принципиальную роль в реализации прав инвалидов. При этом следует учитывать, что среда, созданная для инвалидов, дает преимущества и другим пользователям. Как пишет Э.К. Наберушкина, «малодоступное городское пространство диктует горожанам пассивный, или напротив агрессивный образ жизни, связанный с постоянным настроем на преодоление препятствий, что не может не наложить отпечаток на характер социальных транзакций и норм поведения в обществе. Немногие задумываются о том, что обычно вещи, которые нас окружают, создаются для среднего пользователя и становятся малодоступными для тех, кто отклоняется от усредненной нормы» [7, с. 59-60].

Социальное функционирование семей с родителями-инвалидами усугубляется также некоторыми их психологическими особенностями. Как отмечают специалисты, большинство инвалидов в период обострения хронических заболеваний становятся трудными в общении, особенно для членов своей семьи [8]. Они легко «вспыхивают» по незначительному поводу, не терпят возражений, обижаются и плачут по пустякам, винят своих детей и близких, что те не понимают их состояния и недостаточно внимательны к ним. В конечном итоге родители с инвалидностью становятся эмоционально неустойчивыми, раздражительными, у них развивается эгоистичность, чрезмерная требовательность, нетерпеливость, мнительность, крайняя обидчивость. Часто наблюдается снижение теплого отношения к родным, сдвиг интересов на самого себя, свой организм, свои ощущения. Окружающим людям, особенно родственникам и близким, становится трудно с ними ладить. А с другой стороны, «инвалид-

ность одного из супругов может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, и, как следствие, к снижению удовлетворенности браком» [9, с. 51]. Супружеские конфликты на этой почве могут привести к распаду семьи.

Проведенное исследование показало, что общая атмосфера семьи родителя с инвалидностью оценивается следующим образом: напряженность и конфликты свойственны каждой третей семье, но в тоже время доброжелательность и взаимное уважение в семье также отмечают 30% опрошенных, нервозность и уныние отметили по 10 % респондентов. Результаты анализа анкет фиксируют, что супружеские отношения в семьях инвалидов приносят беспокойство и страдание в каждой третьей паре, «мир и спокойствие» и «радость и удовлетворение» в супружеских отношениях отмечает треть респондентов, а каждый четвертый затруднился дать ответ на вопрос.

Более глубокое исследование межличностных супружеских отношений в семьях инвалидов трудоспособного возраста с несовершеннолетними детьми на основе теста-опросника удовлетворенности браком, разработанного В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, показало, что среди опрошенных всего 6% семей можно определить как благополучные, скорее благополучных - 28%, переходных - 34%, скорее неблагополучных - 26%, неблагополучных - 4%, абсолютно неблагополучных - 2%.

Большинство опрошенных семей проживают в благоустроенных жилых помещениях, что обусловлено выборкой исследования (городское население). Однако если родитель является инвалидом-колясочником, то, как правило, жилое помещение не приспособлено для таких семей. В стандартных квартирах маленький санузел, тесный коридор, узкие дверные проемы. Двери в лифт также слишком узкие или же лифт в доме отсутствует, нет пандусов в подъездах. Все это создает большие трудности, как для самого инвалида, так и для членов его семьи. Пятая часть семей инвалидов с несовершеннолетними детьми вынуждены проживать в домах и квартирах без удобств или с частичным благоустройством, хотя в силу состояния здоровья им трудно справляться с ведением хозяйства в условиях неблагоустроенного жилья.

Вопросы материального положения серьезно влияют на социальное благополучие семей инвалидов трудоспособного возраста с несовершеннолетними детьми. Практически половине респондентов (42%) хватает денег лишь на продукты питания, еще 40% помимо затрат на питание позволяют себе покупку одежды и обуви. При этом они отмечают, что в основном приобретают одежду и обувь своим детям. На покупку товаров длительного пользования (холодильник,

—--—

телевизор, новая мебель) хватает денег у 6% опрошенных. Доля тех, кто испытывает сложности при покупке продуктов питания, составляет 12%: «Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты». Позволить себе достаточно дорогостоящие вещи: квартиру, дачу и т.п. никто из опрошенных не может. Доход опрошенных семей состоит в основном из заработной платы здорового родителя и пенсии по инвалидности (92%); детские пособия выручают 44% семей; алименты на содержание детей получают 6% респондентов; помощь от пожилых родителей регулярно получают около 20%; на пособие по безработице живет 4% семей; случайные заработки пополняют бюджет 14% семей. Более 70% опрашиваемых ответили, что их расходы на питание составляют от половины до трех четвертей семейного бюджета. О данной проблеме свидетельствуют исследования и других ученых: «Удельный вес семей инвалидов с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения» [10, с. 89].

Физическое существование инвалидов поддерживается системой льгот и компенсаций, которые несколько меняют картину реального потребления инвалидов: бесплатное получение лекарств, бесплатный проезд и льготы по коммунальным платежам - увеличивают реальный доход инвалидов примерно в 2 раза [11, с. 79]. Однако низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отстаивание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обусловливающими широкое распространение бедности среди семей инвалидов с несовершеннолетними детьми. В то же время основная проблема здесь видится в низком уровне трудоустройства инвалидов. Задачи профессиональной интеграции данной социальной группы и создания условий для их полного и эффективного участия в профессиональной жизни наравне с другими людьми остаются труднодостижимыми. По данным Росстата, среди инвалидов в трудоспособном возрасте численность работающих инвалидов составила 2543 тыс. человек, или 20,5%. При этом удельный вес работающих инвалидов, имеющих III группу инвалидности, составил 59,8%, имеющих II группу инвалидности - 36,9%, имеющих I группу инвалидности - 3,3%. В то же время именно занятость на рынке труда не только направлена на решение материальных проблем семьи, но и содействует обеспечению взрослому инвалиду личной независимости, самореализации в социуме и признанию в семье как равноправного субъекта.

Каждая вторая семья из опрошенных воспитывает двух и более детей. И на вопрос о том, планируют ли респонденты в будущем иметь еще детей, положи-

тельно ответили только 6%, остальных (94%) останавливают это сделать, прежде всего, материальные трудности, проблемы со здоровьем, отсутствие своего жилья и малая площадь имеющегося жилого помещения.

Согласно исследованию, семьям с родителем-инвалидом и несовершеннолетними детьми, присуща излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (30%). Сюда вошли такие признаки, как раздражительность, вспыльчивость, суровость, излишняя строгость, уклонение от контакта с ребенком. Оптимальный эмоциональный контакт (партнерские отношения, развитие активности ребенка, уравнительные отношения между родителями и ребенком) имеют только 32% семей. Излишняя концентрация на ребенке присуща 38% респондентов, сюда входит чрезмерная забота, установление отношений зависимости, подавление воли, создание безопасности, опасение обидеть, исключение внесемейных влияний, чрезмерное вмешательство в мир ребенка и другие признаки.

Менее половины несовершеннолетних из семей с родителем-инвалидом посещают какие-либо секции и кружки, в основном, на бесплатной основе (при школах, центрах дополнительного образования). Основными причинами непосещения детьми досуговых учреждений были названы отсутствие денежных средств, отсутствие свободного времени у здорового родителя и то, что водить ребенка на секции и кружки некому. Низкий уровень материального обеспечения также ограничивает возможности в получении качественного образования детьми. Также любые родители, больные или здоровые, хотят принимать участие в процессе воспитания своего ребёнка. Однако родители-колясочники зачастую лишены возможности зайти к своему ребенку в детский сад или посетить родительское собрание в школе в связи с невозможностью туда добраться. Родители с инвалидностью часто сталкиваются с физическими барьерами или негативным отношением, даже обращаясь в службы здравоохранения. Например, посещение поликлиники для ребёнка младшего школьного или дошкольного возраста невозможно без родителей. Родитель с инвалидностью часто не в состоянии сопровождать своего ребёнка в поликлинику, и для данной семьи решение, казалось бы, простого вопроса, вызывает трудности. Респонденты следующим образом оценили уровень доступности социальных учреждений: для людей с ограниченными возможностями в г. Сыктывкаре больницы, поликлиники, учреждения соцзащиты доступны только частично, что отметили 82% опрашиваемых; недоступными для инвалидов были названы школы, детские сады, жилые дома: практически 100% семей отметили, что попасть в них инвалиды-колясочники смогут только с посторонней помощью. Чаще всего под потребности людей с ограниченными возможностями не

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 11 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-11

приспособлены не только тротуары и подходы к зданиям, но также лифты и туалеты в учреждениях социальной сферы.

Большинство респондентов отмечают, что с каждым годом становится все труднее в финансовом плане отправлять ребенка (детей) на летний отдых в санатории, летние оздоровительные лагеря. Многим хотелось бы, чтобы их дети летом отдыхали на море, но «льготных путевок дают мало, а на собственные средства отправлять ребенка весьма проблематично». Более половины несовершеннолетних детей из семей с родителем-инвалидом все летние каникулы проводит дома, 18% детей отправляются к бабушкам и дедушкам. В летних оздоровительных лагерях и санаториях проводят каникулы лишь 12% несовершеннолетних, причем из них 24% ездят туда каждый год, один раз в 2 года -28%, а 48% детей бывают в лагерях и санаториях крайне редко, 24% детей от числа опрошенных ни разу не выезжали за пределы республики.

Также большинство (64%) опрошенных заявили, что отпуск проводят дома, в городе; на дачу выезжают 12%; отпуск на море могут себе позволить 6% семей; за границей отдыхают 2% респондентов; уезжают на лето в деревню с детьми 22 % семей. Причиной узкого спектра используемых видов семейного отдыха являются не только материальные трудности, но и низкий уровень доступности транспортных средств, а также ограниченное количество баз отдыха, готовых принять семью с несовершеннолетним ребенком и взрослым-инвалидом. Кроме того, таким семьям крайне проблематично решать вопросы, связанные с выездом к месту санаторно-курортного лечения. Перед родителем с инвалидностью, например мамой, если ей выделена путёвка, встанет вопрос, с кем оставить дома несовершеннолетнего ребёнка. А если путёвка выделена на ребёнка, то встанет вопрос о его сопровождении, так как родитель-инвалид чаще всего не может сопровождать своего ребёнка к месту санаторно-курортного лечения.

Многие из тех проблем, которые испытывает семья, возникают по причине предубеждений по отношению к инвалидам со стороны окружающих, межличностных конфликтов и гендерных предрассудков. Так, например, на вопрос: «Попадали ли Вы (или член Вашей семьи, являющийся инвалидом) в ситуации, когда чувствовали негативное отношение других людей к себе как к инвалиду?» в нашем исследовании положительно ответили 100% респондентов. Чаще всего негативное отношение к себе инвалиды испытывали в общественном транспорте (52%), на улицах города (42%), в магазинах (40%), в медицинских учреждениях (28%). Все это показывает, что российское общество еще далеко от толерантного восприятия инвалидности.

Таким образом, подводя итоги, следует подчеркнуть, что проблемы семей, имеющих в своей структуре

родителя с инвалидностью, многофакторно обусловлены. С одной стороны, эти семьи решают аналогичные вопросы и противоречия, присущие каждой семье в процессе функционирования, успешность «снятия» которых зависит, прежде всего, от ресурсного потенциала самой семьи. А с другой стороны, принципиально значимым моментом, порождающим специфические проблемы данной категории семей, являются социальные барьеры, которые воздвигает перед человеком и членами его семьи инвалидность.

Одним из аспектов повседневной жизни, на которую люди с инвалидностью имеют точно такое же право, как и другие, являются нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилищным стандартам. Городское социальное пространство сегодня - это место, где четко прослеживается социальное неравенство по признаку инвалидности [12]. Доступность социального пространства, возможность использования городской инфраструктуры инвалидами, эстетичность реабилитационных приспособлений (колясок, костылей, протезов) являются условиями обеспечения самостоятельности и независимости инвалидов. В значительной мере именно окружающая среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека.

В течение последних двадцати лет изменилось отношение общества к проблемам инвалидов, начинает доминировать социальная модель инвалидности. И все же в настоящее время семья с родителем-инвалидом постоянно сталкивается с множеством проблем, мешающим ее достойному функционированию в социуме. Отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья в обществе весьма противоречиво, не сформирован в общественном сознании позитивный образ родителя с инвалидностью, чаще делается акцент на отличиях. Остается в качестве актуальной задачи общества и государства создание условий для полноценной, максимально независимой жизни людей, имеющих статус инвалида.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Официальный сайт ВОЗ на русском языке [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/ru/ (дата обращения: 12.01.2017)

[2] Алейник Л.А. Семья как фактор социальной мобильности людей с инвалидностью // Омский научный вестник. №1 (63). 2008.

[3] Доминелли Л. Гендерно нейтрально? Женский опыт инвалидности // Журнал исследований социальной политики. Т.2. №1. 2004.

[4] Аргентова Т.Е. Сравнительное исследование проблем во взаимоотношениях супругов с зарегистрированными и незарегистрированными брачными отношениями // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.

—--—

5 Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Самара: Издательство СИОКПП, 2010.

[6] Интернет-портал для инвалидов. URL: http://inva-portal.ru/publ/42-1-0-397 (дата обращения: 11.02.2017)

[7] Наберушкина Э.К. Доступность городской среды для инвалидов // Социологические исследования. 2010. № 9. С.59-60.

[8] Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2011. № 4. URL: http://medpsy.ru

[9] Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2000.

[10] Зоркая Н.И. Проблемы повседневной жизни семьи // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 11.

[11] Модестов А.А., Лихоузова Н.И. Экономические аспекты инвалидности // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 9 (44).

[12] Шестопалов Ю.П. Безбарьерная среда для маломобильных граждан как объект социального проектирования // Интернет-журнал «Науковедение». 2011. № 1 (6). URL: http://naukovedenie.ru/ (дата обращения: 15.01.2017).

THE PROBLEMS OF THE FAMILY LIFE OF DISABLED PEOPLE WITH CHILDREN

Kozyreva I.A., Chabanova S.S.

The Syktyvkar State University by Pitirim Sorokin, Syktyvkar, Russian Federation

Annotation. The article is devoted to the problem of the family life of disabled people with children. This group is not allocated in a separate category in the legislation, and almost there are no scientific studies of family practices of disabled people of working age. The results of the study show that persons with disabilities are regarded as an "insolvent" or unusual family members (particularly parents), and this is the discriminating factor. With the aim of identifying problem areas in daily life of the family of the disabled person of working age with minor children in the Syktyvkar State University by Pitirim Sorokin was conducted pilot study, the results of which are presented in this article. There are given some facts of own sociological research problems of family life of persons with disabilities. There are analyzed the conjugal relations, parent-child relations and other problems of this people with disabilities. In particular, the authors determined the influences of the problems of the social environment availability, of the economic difficulties and the problems in family relationships of this people's category on their adaptation, their social wellbeing and functioning. There are determined, that the most important specifically problems of families with parents with disabilities are the social barriers. This fact determines the relevance of research the conditions and factors of the creation and development of a robust, most independent lives of people with disabilities who have minor children.

Key words: people with disabilities, parents with disabilities, family practice, barriers and problem of the family life of persons with disabilities, the conjugal relations, the parent-child relations.

REFERENCES

[1] Oficial'nyj sajt VOZ na russkom jazyke [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.who.int/ru/ (data obrashhenija: 12.01.2017)

[2] Alejnik L.A. Sem'ja kak faktor social'noj mobil'nosti ljudej s invalidnost'ju // Omskij nauchnyj vestnik. №1 (63). 2008.

[3] Dominelli L. Genderno nejtral'no? Zhenskij opyt invalid-nosti // Zhurnal issledovanij social'noj politiki. T.2. №1. 2004.

[4] Argentova T.E. Sravnitel'noe issledovanie problem vo vzai-mootnoshenijah suprugov s zaregistrirovannymi i nezare-gistrirovannymi brachnymi otnoshenijami // Sibirskij psi-hologicheskij zhurnal. 2007. № 25.

[5] Karabanova O.A. Psihologija semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul'tirovanija. Samara: Izdatel'stvo SIOKPP, 2010.

[6] Internet-portal dlja invalidov. URL: http://inva-por-tal.ru/publ/42-1-0-397 (data obrashhenija: 11.02.2017)

[7] Naberushkina Je.K. Dostupnost' gorodskoj sredy dlja in-validov // Sociologicheskie issledovanija. 2010. № 9. S.59-60.

[8] Seleznev S.B. Osobennosti obshhenija medicinskogo per-sonala s bol'nymi razlichnogo profilja // Medicinskaja psihologija v Rossii: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2011. № 4. URL: http://medpsy.ru (data obrashhenija: 11.02.2017)

[9] Shnejder L.B. Psihologija semejnyh otnoshenij. M.: Mosk. psihol.-soc. in-t, 2000.

[10] Zorkaja N.I. Problemy povsednevnoj zhizni sem'i // Monitoring obshhestvennogo mnenija. 2009. № 11.

[11] Modestov A.A., Lihouzova N.I. Jekonomicheskie aspekty invalidnosti // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 9 (44).

[12] Shestopalov Ju.P. Bezbar'ernaja sreda dlja malomobil'nyh grazhdan kak ob#ekt social'nogo proektirovanija // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2011. № 1 (6). URL: http://nau-kovedenie.ru/ (data obrashhenija: 15.01.2017). Официальный сайт ВОЗ на русском языке [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/ru/ (data obrashhenija: 11.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.