Научная статья на тему 'Проблемные аспекты вопроса кадрового обеспечения развития автомобильно-дорожного комплекса страны'

Проблемные аспекты вопроса кадрового обеспечения развития автомобильно-дорожного комплекса страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТРАСЛИ / РЕШЕНИЕ КАДРОВОЙ ПРОБЛЕМЫ / STAFFING INDUSTRY / АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС / AUTOMOBILE AND ROAD COMPLEX / ДЕФИЦИТ КАДРОВ / SHORTAGE OF PERSONNEL / ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS / HUMAN RESOURCES/

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанова Э.К., Ахмедова С.А.

В статье освещаются основные проблемные вопросы кадрового обеспечения развития автомобильно-дорожной отрасли, определяются причины дефицита кадрового ресурса в данной сфере и раскрываются возможные пути преодоления указанной проблемы с позиций комплексного подхода к ее решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанова Э.К., Ахмедова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ASPECTS OF THE QUESTION OF STAFFING OF DEVELOPMENT OF THE AUTOMOBILE AND ROAD COMPLEX OF THE COUNTRY

In article the main problematic issues of staffing of development of the automobile and road industry are taken up, the reasons of deficit of personnel resource in this sphere are defined and possible ways of overcoming of the specified problem from positions of integrated approach to its decision reveal/

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты вопроса кадрового обеспечения развития автомобильно-дорожного комплекса страны»

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ^ СФЕРЫ,ТРУДА И НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

УДК 331.5

ББК 65.9(4Рос)240.0

Курбанова Э. К. - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Махачкалинский филиал»

Ахмедова С. А. - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Махачкалинский филиал»

Kurbanova E. K - Ph.D., associate professor «Economy and management», FGBOU VPO «The Moscow automobile and road state technical university, Makhachkala branch»

Akhmedova S. A. - Ph.D., associate professor «Economy and management», FGBOU VPO «The Moscow automobile and road state technical university, Makhachkala branch»

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ

PROBLEM ASPECTS OF THE QUESTION OF STAFFING OF DEVELOPMENT OF THE AUTOMOBILE AND ROAD COMPLEX OF

THE COUNTRY

В статье освещаются основные проблемные вопросы кадрового обеспечения развития автомобильно-дорожной отрасли, определяются причины дефицита кадрового ресурса в данной сфере и раскрываются возможные пути преодоления указанной проблемы с позиций комплексного подхода к ее решению.

Ключевые слова: кадровое обеспечение отрасли, автомобильно-дорожный комплекс, дефицит кадров, проблемы подготовки специалистов, решение кадровой проблемы.

In article the main problematic issues of staffing of development of the automobile and road industry are taken up, the reasons of deficit of personnel resource in this sphere are defined and possible ways of overcoming of the specified problem from positions of integrated approach to its decision reveal/ Keywords: staffing industry, automobile and road complex, the shortage of personnel, problems of training specialists, human resources/

Одним из объективных условий функционирования современной отечественной автомобильно-дорожной отрасли можно назвать сформировавшуюся за многие десятилетия закономерность роста интенсивности грузо- и пассажиропотоков, высокого уровня износа дорожного полотна. Данное обстоятельство обуславливает необходимость расширения и реконструкции автомобильно-дорожной сети и всего автодорожного комплекса в целом. Для этих целей на уровне министерств и ведомств страны разрабатываются соответствующие стратегии развития [3, 5].

Бесспорным является и факт прямой зависимости возможности достижения целей и качества полученных результатов реализации указанных стратегий от степени обеспеченности данной отрасли

65

трудовыми ресурсами в необходимом профессионально-квалификационном составе. Решение задачи подготовки кадров для данной отрасли является одним из важнейших положений, аспектов кадровой политики Росавтодора, в частности, и всего Минтранса в целом.

Несмотря на существующую на сегодняшний день возросшую потребность сектора рынка труда, представленного предприятиями автодорожного комплекса, в персонале профильной специализации для решения поставленных перед данными субъектами правительством страны задач, существует ряд проблем в деле привлечения в эту сферу кадрового ресурса. Анализ данных официальной статистики и результатов социологических опросов показал следующее - низкая привлекательность профессий работников предприятий автодорожной сферы обусловлена в большей степени следующими факторами:

- непрестижность профессий: негативное отношение молодежи к рабочим строительным специальностям, как к неперспективным, примитивным, «грязным»;

- сравнительно низкий уровень оплаты труда работников (в частности, по данным Росстата, в декабре 2015 года среднемесячная начисленная зарплата в строительстве составила 36506 руб., тогда как в целом по всей экономике - 43408 руб.) [4];

- специфика условий труда и отдыха (к примеру, для большинства специалистов дорожно-строительной отрасли это тяжелая работа «в поле» (на объекте) и проживание в общежитии),

- низкая степень социальной защищенности работников (отсутствие комплексных программ в области обеспечения социальной защиты сотрудников на предприятии, дальнейшего трудоустройства работников в результате сокращения штатов);

- высокий уровень производственного риска - травмоопасности, вредности некоторых из профессий.

Существует и еще один немаловажный аспект освещаемой проблемы кадрового обеспечения - сложности в трудоустройстве желающих. В кризисных условиях работы автодорожных предприятий в большей массе наблюдается вынужденное сокращение численности их персонала.

Кроме того, большинство организаций предпочитают брать специалистов с опытом, реже готовить «под себя», заключая договоры с ВУЗами.

Третий аспект проблемы: желание решить вопрос количественно, а не качественно - многие компании отдают предпочтение демпингующим в своих зарплатных ожиданиях кадрам из стран ближнего зарубежья, и как итог - неудовлетворительное качество работ.

Четвертый аспект проблемы: инновационность развития отрасли требует соответствующей перестройки в системе подготовки рабочих кадров на предприятии, повышения образовательного уровня персонала, развития его навыков с целью обеспечения возросшего уровня сложности выполняемых работ (с учетом специфики внедряемых технологий) уровню квалификации сотрудников. Игнорирование данного вопроса приводит к «моральному износу» трудового ресурса предприятий отрасли, сдерживает развитие последней [2].

Резюмируем сказанное: непрестижность профильных профессий, низкий уровень мотивации, морального и материального

стимулирования работников предприятий автодорожного комплекса обуславливают дефицит кадров (вследствие отсутствия притока таковых в данной сфере) объективно; проверка на профпригодность на

предприятиях в процессе отбора, нежелание тратить время на адаптацию «новичков» - искусственно (создавая ограничения при найме); кризис вызывает отток уже имеющихся специалистов, нелегальная трудовая миграция создает временную видимость частичного покрытия дефицита, однако сопряжена с проблемой снижения качества работ и услуг в данной сфере, аналогично на состоянии и развитии рассматриваемой проблемы трудообеспечения сказывается отсутствие на предприятиях отрасли системы переподготовки, повышения квалификации действующих сотрудников для целей обеспечения соответствия их навыков инновационному пути развития организаций.

Довольно многогранная проблема. Соответственно и подходить к ней следует с позиций обеспечения комплексности ее решения:

- повышение престижа профильных профессий в сознании молодежи, в частности посредством проведения массовой агитационной, информационно-просветительской компании в СМИ,

- совершенствование системы мотивации и стимулирования сотрудников предприятий автомобильно-дорожной сферы: обеспечение конкурентного уровня заработной платы специалистов отрасли (в том числе путем внедрения системы доплат за счет средств профильных министерств и ведомств, федеральных и местных бюджетов), формирование привлекательного социального пакета для них; реализация программы переподготовки, повышения квалификации и трудоустройства кадров высвобожденных в результате сокращения штатов на предприятиях отрасли [1, 2];

- развитие, усиления процессов мотивации и стимулирования профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, занятых подготовкой кадров для данной отрасли (к примеру, по данным Росстат на 31.12.2015 г. уровень средней заработной платы преподавателей учреждений высшего профессионального образования в РД составил 26784 руб. - минимальный в своей категории по регионам, а в сопоставлении со среднемесячной оплатой труда работника по стране в целом (43408 руб.) составляет соответственно61,7% [4]);

- повышение качества практической составляющей подготовки студентов профильных специальностей (для целей устранения существующего дисбаланса в осваиваемых ими компетенциях и требованиях, предъявляемых к ним со стороны работодателей) посредством развития механизма взаимодействия профильных предприятий с действующей системой образования: привлечения к участию в разработке практико-ориентированных образовательных программ работодателей, а непосредственно в самом образовательном процессе - квалифицированных специалистов-производственников, с одновременным обеспечением возможности участия преподавателей и студентов ВУЗов в реальных проектах производственных предприятий, в том числе посредством создания базовых кафедр на данных предприятиях, стимулирования процессов формирования заказов и целевого финансирования подготовки кадров со стороны работодателей и проч.;

- формирование на законодательном уровне системы гарантий трудоустройства перспективных выпускников при поддержке профильных ведомств, предприятий, задействованных в данной сфере;

- оптимизация географии размещения профильных образовательных учреждений с целью устранения территориального аспекта существующей проблемы кадрового дефицита (решение вопроса наличия необоснованных диспропорций в численности подготавливаемых специалистов отрасли по регионам с приведением ее

в соответствие текущему и прогнозируемому уровню потребности в них);

- распространение опыта привлечения к участию в производственных проектах молодых специалистов, владеющих навыками применения инновационных технологий [2];

- совершенствование миграционной политики в части регулирования вопросов нелегального трансферта рабочей силы и применения ее в данной отрасли хозяйствования.

Список литературы:

1. Курбанова Э.К., Сефиханова С.А. К вопросу о совершенствовании системы управления мотивацией персонала организации //Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. Всероссийский научно-аналитический журнал. Москва, Издательство «Экономическое образование», 2013. - №6. - С. 142-146

2. Курбанова Э.К., Сефиханова С.А. Проблемы современного этапа развития дорожно-строительной отрасли в условиях применения инновационного подхода // Актуальные вопросы стимулирования развития и модернизации экономики региона. // Материалы I Международной научно-практической конференции. - Махачкала: Издательство «Наука плюс», 2015. - С. 384-386

3. rosavtodor.ru

4. www.gks.ru

5. www.mintrans.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.