Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 213 — 215. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):213 — 215.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья УДК 343.1
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-213-215 NIION: 2007-0062-1/24-034
EDN: https://elibrary.ru/IECQII MOSURED: 77/27-004-2024-01-234
Проблемные аспекты производства допроса несовершеннолетнего
Ольга Михайловна Ефремова
Орловский юридический институт МВД России
имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, EfremovaOlga777@rambler.ru
Аннотация. Данная статья раскрывает сущность допроса несовершеннолетних лиц при расследовании уголовного дела. Автором изложены некоторые проблемы, возникающие при производстве допроса этой категории лиц. Освещены особенности участия педагога и психолога при допросе. Проведен анализ законодательства и теоретических положений. Сделан вывод о значимости данного следственного действия для раскрытия уголовного дела.
Ключевые слова: допрос, производство, уголовное дело, несовершеннолетний, дознание, предварительное расследование, доказательство
Для цитирования: Ефремова О.М. Проблемные аспекты производства допроса несовершеннолетнего // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 213 — 215. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-213-215. EDN: https://elibrary.ru/IECQII.
CRIMINAL LEGAL SCIENCES
Original article
Problematic aspects of the interrogation of a minor
Olga M. Efremova
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia, EfremovaOlga777@rambler.ru
Abstract. This article reveals the essence of the interrogation of minors during the investigation of a criminal case. The author outlines some of the problems that arise during the interrogation of this category of persons. The features of the teacher and psychologist's participation in the interrogation are highlighted. The analysis of legislation and theoretical provisions is carried out. The conclusion is made about the importance of this investigative action for the disclosure of a criminal case.
Keywords: interrogation, production, criminal case, minor, inquiry, preliminary investigation, evidence For citation: Efremova O.M. Problematic aspects of the interrogation of a minor // Obrazovaniye. Nauka. Nauch-nyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1 ):213 —21 5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-1-213-215. EDN: https://elibrary.ru/IECQII.
В соответствии со ст. 187—191 УПК РФ допрос проводится следователем, дознаватель также уполномочен на проведение допроса. Помимо этого, допрос проводится в ходе предварительного слушания, во время судебного следствия возникает еще один субъект — судья (суд). В некоторых случаях руководитель следственного органа в соответствии с ч. 2 ст. 39 УПК РФ вправе производить предварительное следствие по уголовному делу и соответственно осуществлять допрос. Начальник подразделения дозна-
© Ефремова О.М., 2024
ния при производстве дознания, при принятии уголовного дела к своему производству уполномочен произвести допрос в соответствии с ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ, а начальник органа дознания — согласно ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ. Несмотря на такой обширный перечень субъектов, уполномоченных на проведение допроса, необходимо учитывать уголовно-процессуальные стадии, а также процессуальный статус допрашиваемого.
Для успешного расследования и раскрытия преступления необходимо получение достоверной, объективной, полной информации от потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого
Юридические науки
и иных лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие для уголовного дела значение доказательств. Такого рода информацию можно получить в ходе производства допроса, которая в последующем позволит установить истину совершенного деяния. Задача должностного лица, уполномоченного на проведение данного следственного действия, — побудить допрашиваемое лицо к даче правдивых показаний, прямо или косвенно связанных с произошедшими событиями по уголовному делу.
Большой научный интерес вызывает допрос несовершеннолетних лиц. Согласно УК РФ таковыми признаются лица, не достигшие 18-летнего возраста. Допрос несовершеннолетних допрашиваемых имеет определенные проблемы правового регулирования. Данное следственное действие должно производиться в соответствии с нормами УПК РФ, а также должно быть оформлено надлежащим образом, так как протокол будет являться одним из главных доказательств. Законодательство предусматривает особый порядок проведения допроса с такой категорией лиц, однако некоторые моменты, связанные с тактическими приемами, не получили законодательного закрепления [1].
Перед тем как начать допрос, следователь должен изучить личность несовершеннолетнего, установить его психологические особенности, предрасположенности. Необходимо учитывать такие факторы, как эмоциональное и физическое состояние при выборе времени проведения допроса. Речь идет о допросе сразу же после произошедшего события, если есть такая возможность, либо же через какой-то временной промежуток. В первом случаем из-за эмоционального перевозбуждения либо испытанного стресса несовершеннолетний может давать недостоверные или искажающие действительность показания.
Несовершеннолетний в силу своего возраста быстрее утомляется, долгосрочный допрос может привести к усталости, а за этим может последовать замкнутость в себе, стресс. В связи с этим законодатель установил сокращенные временные границы, в течение которых может допрашиваться несовершеннолетний [2]. Проведение допроса должно осуществляться в свободное от учебы время и не должно наносить вред данной категории лиц. Это требует от следователя заранее продумать действия, которые ему необходимо совершить для подготовки к допросу, иными словами, особое внимание уделить организационным моментам.
Важное значение для несовершеннолетнего имеют обстановка и место проведения допроса. Проведение допроса в специально оборудованной комнате, где имеются игрушки, детская мебель, позволит создать благоприятную обстановку и расположить к себе допрашиваемого. Несовершеннолетний будет чувствовать себя комфортно, расслабленно.
Еще один немаловажный момент, который практически не урегулирован законодательно, — участие педагога либо психолога. Законодатель указывает на обязательность их участия при допросе лиц, не достигших 16 лет либо достигших данного возраста, но страдающих психическим расстройством, отстающих в психическом развитии. В иных случаях участие психолога или педагога обеспечивается по усмотрению следователя. Таким образом, стоит уделить внимание тому, откуда приглашается психолог или педагог. С одной стороны, психолог, педагог, который работает в учебном заведении допрашиваемого, может быстрее установить психологический контакт в силу того, что уже знаком с несовершеннолетним, знает его психические, эмоциональные особенности. С другой стороны, допрашиваемый может, наоборот, закрыться в себе, давать искаженные показания или вообще отказаться что-либо говорить из-за того, что педагог (психолог) знает его родителей. В этой ситуации необходимо выяснить, понять причины, почему допрашиваемый несовершеннолетний не хочет рассказывать или дает ложные, искаженные показания, а затем работать с причинами, попытаться их устранить.
Для устранения вышеуказанной неоднозначности необходимо законодательно урегулировать данный вопрос. Следует закрепить участие педагога, психолога, которые ранее не были знакомы с допрашиваемым несовершеннолетним.
Правильно подобранные тактические приемы являются залогом получения информации, необходимой для раскрытия преступления. Психологический контакт позволяет понять психологию допрашиваемого, его структуру мышления. Например, в случае если лицу, производящему допрос свидетеля, известны какие-либо данные, но последний пытается их скрыть, необходимо задавать отвлеченные вопросы, которые в последующем будут сужаться к конкретно тем обстоятельствам, которые необходимо установить [3]. Следователь, дознаватель может спрашивать про родственников, выяснять круг общения свидетеля. Параллельно с этим следует поручать оперативным работникам установление
214
Образование. Наука. Научные кадры 2024 / № 1
знакомых свидетеля, с кем он в последнее время общался и какие у него имеются связи [4]. Если выяснится, что допрашиваемый не указал каких-либо лиц, о которых стало известно в процессе выполнения поручения, то следователь, дознаватель при втором допросе уже выбирает конкретный план, вопросы, по которому он будет действовать. Важной задачей в этом случае будет установление причины сокрытия данной информации. Необходимо выяснить, почему свидетель ранее не указал этих лиц, для этого необходимо использовать доказательства, которые имеются в деле. Следователь, дознаватель должен показать, что он располагает сведениями, которые свидетель пытается утаить, и под таким воздействием последний дает показания о том, что он скрывал информацию в силу страха или по какой-то другой причине и указывает на лицо, совершившее преступления. Вторым исходом является случай, когда допрашиваемый все-таки не дает показаний и тогда необходимо продолжить прорабатывать другие версии, которые помогут установить виновное лицо.
Сущность допроса в уголовном процессе определяется его ролью в доказывании по уголовному делу, которое представляет собой деятельность, осуществляемую следователем, дознавателем, а также судом в соответствии с УПК РФ, которая направлена на собирание, проверку и оценку доказательств с целью установить объективную истину произошедшего события. Допрос играет важную роль в ходе предварительного расследования и является одним из важных средств собирания доказательств и раскрытия преступления.
Список источников
1. Рогозина УЛ., Буглаева ЕЛ. Тактические особенности допроса малолетних / / Право в современном мире: сб. ст. Донецк, 2021. С. 272—277.
2. Ветрова ОА., Гришин А.В. Теоретико-правовые вопросы обеспечения прав несовершеннолетних при производстве предварительного расследования / / Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 1 (90). С. 95—102.
3. Лобов В.Ю. Общие тактические приемы проведения допроса / / Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 18. С. 138—140.
4. Кураков Д.В. Некоторые аспекты проведения оперативно-технических мероприятий // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2020. № 2 (83). С. 86—96.
References
1. Rogozina U.A., Buglaeva E.A. Tactical features of interrogation of minors // Law in the modern world. Donetsk, 2021. pp. 272—277.
2. Vetrova OA., Grishin A.V. Theoretical and legal issues of ensuring the rights of minors during the preliminary investigation / / Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukya-nov. 2022. No. 1 (90). pp. 95—102.
3. Lobov V.Yu. General tactical methods of interrogation // Scientific electronic journal Meridian. 2020. No.18. pp. 138—140.
4. Kurakov D.V. Some aspects of operational and technical measures // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2020. No. 2 (83). pp. 86—96.
Информация об авторе
О.М. Ефремова — преподаватель кафедры криминалистики и предварительного следствия в ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук.
Information about the author
O.M. Efremova — Teacher of the Chair of Criminalistics and Preliminary Investigation in the Internal Affairs Bodies of Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Legal Sciences.
Статья поступила в редакцию 27.1 2.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.
The article was submitted 27.12.2023; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.