М.А. Манукян
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ
В системе профилактики преступности несовершеннолетних важную роль играют места их временной изоляции, которые, исполняя уголовное наказание и принудительные меры перевоспитания, используя для этого механизмы общественного сознания, оказывают общепревентивное воздействие на неустойчивую в криминальном отношении часть подростково-юношеского населения страны. Места временной изоляции способствуют формированию у несовершеннолетних правильных правовых представлений о последствиях совершения преступлений, а следовательно, и правосознания. На места временной изоляции возложена и задача частной превенции, т. е. создания условий, которые исключали бы совершение несовершеннолетними преступления в период их нахождения в специальных воспитательных и исправительных учреждениях [2. С 62]. Хорошо поставленная работа в местах временной изоляции, направленная на то, чтобы побудить несовершеннолетних, имеющих за собой нераскрытые преступления, к явке с повинной, способствует не только нравственному самоочищению несовершеннолетнего, но и повышению уровня раскрываемости преступлений.
Таким образом, профилактическая деятельность мест временной изоляции включает несколько направлений [2. С 62]:
1. По видам профилактируемой преступности несовершеннолетних выделяют предупреждение:
• первичной преступности со стороны неустойчивой в криминальном отношении части подростков;
• рецидивной преступности несовершеннолетних;
• разных видов отклоняющегося поведения в местах временной изоляции (профилактику вымогательства, симуляций болезней, членовредительства, побегов, алкоголизма и токсикомании, половых извращений и т.п.);
2. По объектам предупредительного воздействия можно выделить:
• профилактику общую, не имеющую точного «адреса» в виде конкретной личности или группы несовершеннолетних;
• частную, направленную на предупреждение правонарушений со стороны отдельных групп и лиц;
3. По системе применяемых мер выделяют профилактику:
• общесоциальную, включающую применение социальных, экономических, организационно-управленческих, правовых, психолого-педагогических, социально-медицинских, социокультурных, социотехнических мер к неустойчивой части (группе «риска») подростков;
• специальную криминологическую, включающую разработку и применение целенаправленных мер к конкретным группам несовершеннолетних, склонных к правонарушениям;
• индивидуальную, включающую систему мер, определяемых индивидуально-личностными особенностями конкретных подростков.
Поскольку правонарушения и виды отклоняющегося поведения отмечаются большим разнообразием, весьма разнообразна и система профилактических мер воздействия на несовершеннолетних в местах временной изоляции. Исходя из этого, разрабатываются программы и комплексные планы профилактики правонарушений и отклоняющегося поведения несовершеннолетних в местах временной 194
изоляции. При этом следует учитывать, что все социальные институты, в которых пребывают несовершеннолетние, тесно связаны между собой так называемыми «трассами», по которым подростки общаются между собой путем нелегальной переписки. Поэтому профилактическая работа в местах временной изоляции не может быть оторвана от профилактической работы на свободе, и наоборот, профилактическая работа на свободе с несовершеннолетними должна строиться с учетом влияния на них их друзей, отбывающих наказания в колониях.
В организации профилактической работы в местах временной изоляции воспитатели и другие сотрудники встречают определенные трудности. Данное обстоятельство объясняется спецификой самой профилактической работы, чрезвычайной разнородностью контингента несовершеннолетних и необходимостью ее дифференциации, взаимной криминализацией контингента, находящегося в изоляции, влиянием на отклоняющееся поведение несовершеннолетних «законов» и правил криминальной субкультуры. Мне бы хотелось более подробно остановиться на воспитательных колониях (ВК), в которых содержатся несовершеннолетние, совершившие преступление.
Профилактическая работа с осужденными несовершеннолетними начинается сразу же по прибытии их в колонию. Для изучения личностных особенностей и определения степени нравственной запущенности подростков помещают в карантин сроком на две недели. Там же они занимаются общественно-полезной деятельностью.
Задачами карантина являются [1. С.23]:
• помочь осужденным быстрее адаптироваться к бытовым, социальным условиям ВК;
• изучение жизненной позиции вновь прибывших осужденных, их положительной или отрицательной направленности по соблюдению исправительного законодательства;
• выявление из среды прибывших осужденных несовершеннолетних лиц с психическими отклонениями, постановка их на учет, профилактика;
• установление профессиональной пригодности согласно физическим и медицинским данным осужденных.
В соответствии с вышеперечисленными задачами ведется следующая работа с воспитанниками, находящимися на карантине [1. С. 25]:
1. Ознакомительная беседа - её проводит психолог.
2. Написание подростками-воспитанниками сочинения-самоанализа.
3. Психологическое обследование.
4. Выявление лиц, имеющих особо трудный характер, установки на неподчинение, склонность к самоубийству, сексуальным девиациям, у которых может быть затруднена адаптация, которые могут быть обижаемыми.
5. Обработка данных и подготовка первичных характеристик и заключений на подростков по результатам полного обследования.
6. Заполнение индивидуальных дневников на обследованных подростков.
7. Беседы с заинтересованными сотрудниками о характерологических особенностях несовершеннолетних, прибывших в отряд, отделение, класс, группу.
Интересным является опыт работы психологической службы учреждения ЮИ-78/3 с осужденными, вновь прибывшими в это учреждение (Ульяновская область). Работа психологической службы в отряде-карантине начинается с изучения личных дел вновь прибывших осужденных для получения первоначальной информации о них. Анализ личного дела позволяет представить общую картину жизни осужденного, проследить жизненный путь, выявить те ситуации, которые оказали наибольшее влияние на формирование его поведения.
Важным источником социально-психологической информации в первые недели может служить переписка осужденного. Именно в это время сильно проявляется стремление осужденного к получению моральной и материальной поддержки от оставшихся на свободе родственников, знакомых, друзей. Анализ переписки дает ценную информацию об отношении осужденного к друзьям, самому себе, к жизненным планам на будущее. Также для изучения личности осужденного используется метод наблюдения, который применяется к подросткам с неопределенным общественным настроением, с повышенной психологической напряженностью, склонным к агрессии.
Следующим этапом психологического изучения личности несовершеннолетнего является тестирование, что позволяет изучить большое количество подростков с минимальной затратой времени; таким образом определяется более точная направленность личности каждого осужденного.
Все это: ознакомительная беседа, изучение личных дел, индивидуальная беседа, получение информации из переписки, тестирование позволяет в большей степени изучить личность осужденного подростка, направленность его действий, что в свою очередь является хорошим материалом для составления характеристики. В конце 14-дневного курса дается полная характеристика на каждого подростка, прошедшего карантин. Все данные заносятся в тетрадь индивидуально-воспитательной работы; в то же время изучаются характерологические проявления на каждого осужденного несовершеннолетнего и пути их коррекции.
Только после всестороннего изучения личности и характера его взаимоотношений с другими подростка направляют в отряд, и воспитатель сразу же намечает программу индивидуального профилактического воздействия, которая предусматривает:
• выявление интеллектуальных, возрастных и физических особенностей личности;
• определение степени признания своей вины, наличие раскаяния в совершенном преступлении;
• развитие потребности к труду и обучению, наличие интересов в иных социально-полезных видах деятельности; развитие и укрепление волевых качеств;
• помощь в выработке и выполнении реальных жизненных планов;
• помощь в самовоспитании как основы ресоциализации.
Надо заметить, что комплекс воспитательных мероприятий должен связываться в первую очередь с личностными особенностями подростков, находящихся в местах временной изоляции, с учетом степени деформации их образа жизни, наличием жизненных планов и выявленными нравственными ценностями. Эмоциональное состояние несовершеннолетнего, его внутренняя напряженность, связанная с лишением свободы, наличие преступного опыта и связей за пределами мест временной изоляции являются важными факторами, затрудняющими проведение профилактической работы; в то же время следует помнить, что вид совершенного преступления обычно не имеет большого значения для разработки плана индивидуального профилактического воздействия. Однако следует учитывать мотивацию преступного поведения, которая может иметь корыстную либо насильственную направленность.
Нравственная запущенность многих подростков в ВК обусловлена тем, что они продолжительное время были вне влияния школьного или производственного коллектива; в колонии этот недостаток ликвидируется за счет включения подростка в систему профилактического воздействия производственного и учебного коллектива, а также в ходе работы самодеятельных организаций. Коллектив ВК знакомится с новичком, требует дать твердое обещание выполнять установленные нормы поведения, быть активным и дисциплинированным, прилежным в учебе. 196
Эффективность профилактической работы в местах временной изоляции во многом зависит от выполнения всеми сотрудниками и иными лицами, вступающими в контакт с подростками, требований уголовно-исполнительного законодательства.
Практика показывает, что при одинаковых видах режима и других равных условиях результаты деятельности воспитательных колоний далеко не одинаковы. Это обычно является следствием недооценки соблюдения принципа единства педагогических требований к осужденным, слабой индивидуальной работой с теми, кто склонен к преступным проявлениям и нарушениям установленного порядка отбывания наказания.
Планированию в местах временной изоляции профилактической работы не уделяется должного внимания. Не во всех учреждениях составляются планы временной профилактики, а если и составляются, то страдают неконкретностью, в них не учитываются основные исходные данные для планирования. Порой они длительное время не обновляются, хотя состав несовершеннолетних значительно изменился по криминалистическим и социально-демографическим показателям.
При планировании профилактической работы с несовершеннолетними в условиях их временной изоляции необходимо учитывать [3. С. 43]:
• наиболее криминогенные места (это участки территории и помещений, где чаще всего совершались правонарушения, нарушения режима, дисциплины, порядка);
• наиболее благоприятное время для совершения правонарушений (чаще всего правонарушения и преступления совершаются в часы свободного времени несовершеннолетних, когда контроль над их поведением ослаблен, а иногда и в ночное время, когда члены отрицательно настроенных групп и криминальных группировок устраивают «прописку» новичкам, проводят «разборки», занимаются вымогательством, совершают насилия и т. п.);
• состав несовершеннолетних в «зоне» и его динамику в зависимости от криминологических и социально-демографических показателей. Если, например, в учреждении преобладают лица, совершившие насильственные действия, то в первую очередь планируется профилактика именно насильственных преступлений;
• ситуации, которые могут спровоцировать несовершеннолетних на совершение преступлений. С помощью режимных, организационных и других мероприятий эти провоцирующие ситуации должны быть исключены из жизни несовершеннолетних. Так, своевременное выявление намечающегося конфликта между лидерами двух враждующих группировок может исключить драки и «разборки» между этими группировками, притеснения более сильной группировкой представителей слабой группировки.
Планируя систему профилактики, необходимо обеспечить ее преемственность с мерами, принимаемыми по профилактике преступности в подростковой среде на свободе.
Анализируя данные меры профилактического воздействия, можно утверждать, что они проверены практикой и эффективно применяются в местах временной изоляции несовершеннолетних. Однако необходимо уметь их грамотно, профессионально применять с учетом личности подростка, места, времени, условий и наличия сил и средств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горбунова. Организация работы психологической службы учреждений ЮИ-78\3 с осужденными прибывшими в это учреждение // Передовой опыт УИС. 2003. № 10.
2. Игнатенко В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидивы преступлений несовершеннолетних. - Рязань, 2004.
3. Меркулова Д.С., Вихманцева О.А., Трошкина Т.Е. Опыт работы психологических служб воспитательных колоний // Передовой опыт УИС. 2000. № 11.
Р.Б. Бжиев
ОСОБЕННОСТИ КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Одними из наиболее тяжких преступлений являются преступления, отличающиеся корыстно-насильственной мотивацией. Исходя из этого, полагаем необходимым рассмотреть отдельные аспекты специфики корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами.
В последние годы насилие стало характерной приметой нашего времени и пронизывает все сферы жизни общества. Такое распространение насилия в обществе, на наш взгляд, связано с болезненными процессами в экономической, социальной и иных областях, затронувших различные сферы нашей жизни. Поэтому в сочетании с экономическим кризисом и социально-материальной напряженностью это порождает у человека ощущение незащищенности, хрупкости существования, беспокойства и неуверенности в будущем.
До настоящего времени понятие насилия в юридической литературе толкуется неоднозначно. Л.В. Сердюк определяет насилие как социально-правовую категорию, заключающуюся во внешнем со стороны других лиц умышленном и противозаконном воздействии на человека (или группу лиц), осуществляемое помимо или против его воли и способное причинить ему органическую, физиологическую или психическую травму и ограничить свободу его волеизъявления или действий [1. С. 104].
По мнению Р.Д. Шарапова, насилие - «некое действие одного, совершенное в отношении другого вопреки его воле (желанию)» [2]. Столь же широко и неопределенно, только как действие, направленное против свободы волеизъявления личности либо как ограничение свободы выбора без указания на иные его правовые признаки, толкуют насилие и многие другие его авторы (напр., [3], [4] и др.).
Отдельные ученые прямо признают насилием любые действия, направленные против личности, общественно вредные и общественно полезные, включая в их число и совершаемые по неосторожности (напр., [5]).
Не только в наше время исследователи обратились к изучению данной проблемы, поиски понятия и характеристики насилию уже ранее рассматривались Ф. Ницше, который доказывал, что «насилие необходимо и полезно как в межличностных отношениях, так и в международном масштабе. Он признавал насилие даже к самому себе, изгоняя лень, смирение, нигилизм и другие собственные психологические пороки» [6].
С таким подходом к понятию насилия можно согласиться, потому что природное существование человека невозможно без насилия, как в качестве правомерного, так и недозволенного. В качестве примера можно привести следующие положительные его формы - спортивные мероприятия (бокс, борьба и др.), воспитательные и педагогические процессы (принуждение учить наизусть, запоминать теоремы и т. п.), служба в армии и т. д., которые психологически нормально воспринимаются обществом и самой личностью, и даже могут быть расценены в качестве подвига или признака героизма в определенные моменты. Но вместе с тем, насилие можно рассматривать и как негативный фактор воздействия на личность. 198