Научная статья на тему 'О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних'

О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2830
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайко Тамара Михайловна

Рассматриваются профилактика безнадзорно сти и правонарушений, предупреждение преступ ности несовершеннолетних, осуществляемые специальными учебно-воспитательными учреж дениями. Указывается, что особое место отво дится воспитательным колониям, перед которы ми стоит задача исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях социальной изоля ции на период отбытия срока наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайко Тамара Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних»

О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ТАМАРА МИХАИЛОВНА ЗАИКО

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры правовой психологии и судебных экспертиз Уральского государственного юридического университета, e-mail: ppsea@usla.ru

Рассматриваются профилактика безнадзорности и правонарушений, предупреждение преступности несовершеннолетних, осуществляемые специальными учебно-воспитательными учреждениями. Указывается, что особое место отводится воспитательным колониям, перед которыми стоит задача исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях социальной изоляции на период отбытия срока наказания.

It is noted that activities for prevention of child neglect and juvenile delinquency involve special educational organizations. The author emphasizes that special place is given to the correctional colonies facing the task of correcting and re-education of minors in conditions of social exclusion for the period of serving his term.

Ключевые слова: система профилактики правонарушений несовершеннолетних, предупредительная деятельность, адаптация, воспитательная колония

Key words: system of prevention of juvenile delinquency, precautionary activity, adaptation, correctional colony

В последнее время психологи, социологи, юристы и педагоги все чаще обращаются к проблеме предупреждения преступности несовершеннолетних, поскольку предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений деятельности государства в борьбе с преступностью1.

Политика обращения с подростками, совершающими правонарушения, включает в себя обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; социальную интеграцию; профилактические меры; меры наказания, альтернативные лишению свободы; применение ареста, задержания ребенка лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода2.

В предупреждении преступности несовершеннолетних принимают участие множество субъектов, чья деятельность направлена на защиту прав и законных интересов молодежи, профилактику безнадзорности и правонарушений, предупреждение преступности несовершеннолетних.

Существуют специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого

типа, которые должны обеспечивать психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию подростков и детей с девиантным (отклоняющимся) поведением, включая их адаптацию в обществе, а равно создание определенных условий для получения ими образования всех уровней. Учреждениям открытого типа свойственны функции профилактических учреждений. Они создаются для подростков и детей с устойчивым антиобщественным поведением, подвергавшихся психологическому насилию, испытывающих трудности в общении со взрослыми, и должны обеспечивать развитие личности подростка, нуждающегося в особых защите и заботе. Учреждения же закрытого типа создаются для тех несовершеннолетних, которые совершили преступление и соответственно требуют специального психологического подхода, особых условий обучения и воспитания. В таких учреждениях имеется специальная режимная служба, обеспечивающая условия, необходимые для содержания подростков.

К органам управления системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся комиссии по делам

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости и др. Например, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - детское специализированное учреждение, в основном амбулаторного типа, которое должно осуществлять на территории города или района профилактическую и реабилитационную работу с детьми из группы риска, с девиантным (отклоняющимся) поведением и социальной дезадаптацией различного уровня. Центр организует диагностическую, оздоровительную, коррекционную и реабилитационную работу с ними, вовлекает их в познавательную, трудовую, игровую, физкультурную деятельность и т. п.3

Активную профилактическую работу с несовершеннолетними, освободившимися из ВК, следует осуществлять в самом начале пребывания данных лиц на свободе

Одно из основных мест в этой системе отводится органам внутренних дел. Они оказывают целенаправленное воспитательное воздействие на несовершеннолетних и представляют своеобразную подсистему профилактики отклоняющегося от нормы поведения правонарушителей. В частности, речь идет о специализированных подразделениях по делам несовершеннолет-них4, которые должны заниматься предупреждением преступности несовершеннолетних как на индивидуальном, так и на общем уровне, в основном по следующим направлениям:

воздействие на детерминанты конкретных видов преступлений;

ограничение влияния на преступность несовершеннолетних негативных социальных факторов;

воздействие на несовершеннолетних, являющихся участниками групп антиобщественной направленности;

профилактическое воздействие на тех несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения правонарушений5.

Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии (далее - ВК) в системе Федеральной службы исполнения наказаний России, на которые возложено решение задач по предупреждению преступности путем исправления и перевоспитания несовершеннолетних с использованием современных методов.

В результате лишения свободы и социальной изоляции подростка в значительной степени изменяются его поведение и привычный уклад жизни: он оторван от родных и близких, попадает в криминальное окружение и атмосферу межличностных конфликтов, что приводит к проявлению дефектов личности.

К основным задачам деятельности ВК относятся исправление несовершеннолетних осужденных, возвращение их к полезной работе, а равно и профилактика совершения указанными лицами новых преступлений. Для решения этих задач необходимо правильно организовать адаптацию несовершеннолетних осужденных к условиям ВК6.

Адаптация - процесс, который способствует интеграции лица в систему уже существующих общественных отношений. В условиях ВК он усложняется усиленной регламентацией поведения отбывающих наказание несовершеннолетних, четким подразделением осужденных на «касты» и т. п. В пенитенциарной системе процесс адаптации несовершеннолетних осужденных происходит на всех этапах отбытия наказания: при поступлении в ВК они усваивают начальные нормы и правила, на основном этапе привыкают к пребыванию в изменившейся социальной среде, на этапе, предшествующем освобождению, - к новым реалиям жизни на свободе7.

Практика борьбы с преступностью показывает, что исполнение наказания, даже хорошо организованное, само по себе далеко не всегда решает проблемы предупреждения рецидива со стороны определенной части несовершеннолетних, отбывших наказание.

Субъекты профилактики, обеспечивая социальную адаптацию несовершеннолетних после их освобождения из мест лишения свободы, должны проводить дифференцированную, планомерную, целенаправленную, индивидуальную профилактическую работу. Процесс адаптации несовершеннолетних, освободившихся из ВК, в той либо иной степени всегда сопряжен с преодолением трудностей, вытекающих из самой природы уголовного наказания либо так или иначе связанных с фактом судимости. В связи с этим активную профилактическую работу с несовершеннолетними, освободившимися из ВК, следует осуществлять в самом начале пребывания данных лиц на свободе. Здесь целесообразно, на наш взгляд, создание специальных реабилитационных центров, в которых освободившиеся из мест лишения свободы несовершеннолетние будут трудиться, пока не найдут работу по желанию.

Сегодня четко регламентированная система профилактики правонарушений несовершенно-

летних отсутствует. Это, в частности, проявляется в том, что:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав практически устранились от выполнения функции координационного центра по борьбе с преступностью несовершеннолетних;

органы образования, здравоохранения, социального обеспечения по существу прекратили оказание семьям помощи в воспитании трудных подростков;

законодательство в данной сфере устарело, а новые нормативно-правовые предписания не выработаны8;

не создана единая статистическая государственная база данных подростков, которые входят в группу социального риска, беспризорных несовершеннолетних9.

Таким образом, постпенитенциарная стадия осуществления правосудия (куда включены элементы социальной реабилитации несовершеннолетних осужденных, освобождающихся из ВК) в России, к сожалению, не так развита, как в большинстве западных стран. Профилактика правонарушений несовершеннолетних предполагает осуществление на федеральном и местном уровне ряда мероприятий, эффективность которых во многом зависит от их комплексности, поддержки со стороны государства и обще-ства10.

1 Зайко Т. М. Система мер предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 3.

2 Зайко Т. М. Международные стандарты и нормы ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних // Международные и национальные стандарты деятельности правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (22-23 июня 1999 г.) и Междунар. семинара (5-6 октября 1999 г.) / отв. ред. Т. М. Зайко, А. Т. Карасев. Екатеринбург, 2001. С. 18.

3 Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / сост. Г. Н. Голоухова // URL: http:// window.edu.ru/catalog/pdf2txt/565/73565/52543?p_ page=9.

4 Зайко Т. М. Методы профилактического воздействия на несовершеннолетних в процессе общения // Психолого-педагогические аспекты подготовки и деятельности сотрудников органов внутренних дел: материалы Межвуз. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1997. С. 64.

5 Ахъядов Э. С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 620-624.

6 Зайко Т. М. Организационно-правовые основы деятельности специализированных учреждений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: моногр. Екатеринбург, 2001. С. 87.

7 Михайлов А. П. Некоторые особенности процесса социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. 2005. № 3. С. 18.

8 Курбатов В. И. Юридическая психология: учеб. пособие. М., 2007. С. 400-401.

9 Зыков О. В. Насилие над ребенком - причина детской безнадзорности, наркомании и преступности // Вопр. ювенальной юстиции. 2006. № 4. С. 24.

10 Зайко Т. М., Петухов Е. Н. К вопросу об изучении личности несовершеннолетнего преступника: со-циолого-правовой аспект // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 6. Ч. 1. С. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.