Научная статья на тему 'Проблемные аспекты повышения квалификации научно-педагогических кадров'

Проблемные аспекты повышения квалификации научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ / QUALIFICATION RISING / ACADEMIC AND TEACHING STAFF / FORWARD-LOOKING DEVELOPMENT / PROBLEM ZONES / COMPETENT DEVELOPING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаршов Игорь Алексеевич, Макарова Людмила Николаевна

В статье обоснована необходимость изменения повышения квалификации научно-педагоги-ческих кадров в условиях модернизации российского образования. Выявлены основные проблемы, решение которых необходимо в модернизированной системе повышения квалификации. Рассмотрены исследования, направленные на частичное решение выявленных проблем. Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., проект № 2010-1.2.1-102-016-041.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаршов Игорь Алексеевич, Макарова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ASPECTS OF QUALIFICATION RISING OF ACADEMIC AND TEACHING STAFF

The article proves the necessity of change of qualification rising of academic and teaching staff in conditions of Russian education modernization. The main problems, the solution of which is necessary in modernized system of qualification rising, are found out. The researches aimed on partial solution of identified problems are discussed.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты повышения квалификации научно-педагогических кадров»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 374.6

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ1

© Игорь Алексеевич Шаршов

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор педагогических наук, профессор; Академия социальных и образовательных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина, зам. директора по научной работе, e-mail: silans@mail.ru © Людмила Николаевна Макарова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных

технологий, e-mail: mako20@tamb.ru

В статье обоснована необходимость изменения повышения квалификации научно-педагогических кадров в условиях модернизации российского образования. Выявлены основные проблемы, решение которых необходимо в модернизированной системе повышения квалификации. Рассмотрены исследования, направленные на частичное решение выявленных проблем.

Ключевые слова: повышение квалификации; научно-педагогические кадры; опережающее развитие; проблемные зоны; компетентностно-развивающая модель.

Развитие нового типа цивилизации XXI в. характеризуется интегративными процессами, взаимодействием разных культур и видов человеческой деятельности, ускорением темпов экономического, общественного, научного и культурного развития, что предопределяет новый тип образования и новый тип специалиста-профессионала. «Знаниевая»

парадигма образования как ведущая стратегия уступает место «проективной» парадигме, отражающей духовно-преобразовательный характер человеческого труда, его нацеленность на создание модели будущего, проекта самореализации творческого потенциала человека в перспективе.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», современному развивающемуся обществу нужны специалисты высокообразованные, компетентные, нравственные, предприимчивые, уверенные, толерантные, коммуникабельные, способные к

1 Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., проект № 20101.2.1-102-016-041.

сотрудничеству [1]. В связи с этим перед образованием ставится задача «соответствия целям опережающего развития» (Д.А. Медведев), превращения его в социальный институт формирования культурной идентичности и общности всех граждан России, который будет способен предоставлять разнообразные образовательные услуги и продукты, позволяющие учиться непрерывно.

Задачи по реализации этих направлений, определенных на федеральном и региональном уровне, носят инновационный характер и требуют нестандартных, опережающих решений. В связи с этим педагоги различных образовательных учреждений испытывают необходимость в научно-технологическом сопровождении своей инновационной деятельности, адекватной задачам развития профессиональной компетентности. Это, в свою очередь, обусловливает дальнейшую разработку и реализацию моделей, содержания и форм деятельности системы повышения квалификации как педагогических, так и научно-педагогических кадров, обеспечивающих подготовленность специалиста к выполнению меняющихся профессиональных функций, помогающих сохранить кон-

курентоспособность и не выпасть из активной профессиональной деятельности.

Идея использования постдипломного образования научно-педагогических кадров как средства разрешения противоречий в результате резко возникшей динамики социального развития, информатизации общества, превращения науки в производительную силу актуализировала многие проблемы, решение которых необходимо в модернизированной системе повышения квалификации.

1. Одна из них - развитие готовности научно-педагогических кадров к самостоятельным системным изменениям в своей профессиональной деятельности, ориентированной на целенаправленное получение и совершенствование профессиональных компетенций в продолжение социально активной жизни. В частности, необходима разработка такой модели ПК, которая способствует оптимизации повышения квалификации научно-педагогических кадров (НПК) для работы по ФГОС общего образования и ФГОС ВПО третьего поколения, т. к. компетенции и результаты образования выступают главными целевыми установками при подготовке конкурентоспособных выпускников.

2. Суть повышения квалификации глобально определена в опережающей подготовке научно-педагогических кадров, что предполагает владение не просто некоторыми навыками работы с все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а способность с их помощью «добывать» это новое знание, самостоятельно выстраивая целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде. Чем больше готов специалист к самоуправлению познавательным процессом в изменяющейся информационной среде, тем успешнее личностный рост профессионала, его социальная востребованность, тем больше его вклад в расширение социокультурного пространства, тем выше его социальная значимость.

3. В процессе повышения квалификации должны быть созданы условия для перехода обучающегося из положения пассивного слушателя в состояние активного субъекта в отношении роста своей профессиональной компетентности, т. е. для профессиональнотворческого саморазвития каждого преподавателя. В связи с этим возникает проблема

организации обучения научно-педагогических кадров на основе интеграции двух методологических подходов, значительно отличающихся друг от друга: компетентно-стного и личностно-развивающего. С одной стороны, ПК должно обеспечить каждому преподавателю условия для вхождения в профессиональную культуру, для саморазвития и самореализации, а с другой - создать педагогические условия для овладения прагматически значимыми компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

4. Из предыдущей проблемы следует необходимость разработки вариативных ком-петентностно-развивающих технологий конструирования индивидуальных образовательных программ в соответствии с образовательными потребностями разных категорий слушателей. Одной из особенностей содержания данных программ для научнопедагогических кадров является его опережающий характер по отношению к общему и высшему профессиональному образованию; необходимость обеспечения многообразия, вариативности и гибкости, их оперативного отклика на социально-экономические потребности, предъявляемые к практике высшей школы, профессиональной деятельности педагогов, уровню их профессиональной культуры и личностно-значимых качеств. Кроме этого, каждая программа должна заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным слушателем в ходе обучения в условиях ПК.

5. Следующая проблема связана с выполнением проставленной Президентом России Д. П. Медведевым задачи привлечения на работу в школу специалистов без профильного педагогического образования. Безусловно, нужно расширять круг социальных связей и общения учащихся, особенно в условиях профильного обучения, но в связи с этим необходима специальная подготовка в системе повышения квалификации выпускников непрофильных вузов, ориентированных на работу в школе. Это, в первую очередь, касается подготовки по педагогике, психологии и частным методикам. Следовательно, для данной категории слушателей, как и для специалистов-практиков, работающих в средних и высших учебных заведениях, необходима разработка образовательных

программ, содержательно отличающихся от ПК людей, получивших профессиональное педагогическое образование. Для этого необходимо обучение на другом уровне компе-тентностно-развивающей модели ПК.

6. Принципиально важными становятся

правила отбора педагогических условий проектирования и наполнения информационной среды конкретного образовательного учреждения, увеличение уровня открытости и доступности разнообразной информации; актуализируется задача удовлетворения и обслуживания конкретных информационных потребностей всех участников образовательной деятельности: «... очень важно научиться

пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка и повышение квалификации должны быть ориентированы на использование современных технологий» (Д. А. Медведев). В связи с этим актуальной является проблема недостаточно эффективного использования современных информационно-коммуника-

ционных технологий, цифровых образовательных ресурсов в процессе повышения квалификации научно-педагогических кадров, связанная с недостаточным уровнем подготовки ППС в области ИКТ и др.

7. Особое внимание следует обратить на слабую ответственность слушателей курсовой подготовки и руководителей всех уровней управления за внедрение знаний и технологий, полученных в ходе курсовой подготовки, в практику работы образовательных учреждений. Система повышения квалификации должна включать послекурсовое, в т. ч. дистанционное, сопровождение научно-педагогических кадров. Ведущей деятельностью при этом должно быть тьюторство или коучинг. С целью преодоления изолированности слушателей в послекурсовом периоде необходима организация сетевого образовательного сообщества по проблемным аспектам повышения квалификации научно-педагогических кадров.

8. К сожалению, в настоящее время отсутствует современная система мониторинга качества образовательных услуг и ДПО; не разработана единая система критериев, показателей и методов оценки качества повышения квалификации НПК. Важно также создать систему обратной связи (определение

уровня удовлетворенности участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг квалификацией НПК).

Следует отметить, что на сегодняшний день имеются исследования, преимущественно теоретического плана, направленные на частичное решение поставленных проблем. Рассмотрим их в соответствии с выявленными проблемами.

1. Необходимость развития готовности научно-педагогических кадров к самостоятельным системным изменениям в своей профессиональной деятельности рассматривается в публикациях Б.М. Бим-Бада, Г.А. Бордов-ского, С.Г. Вершловского, И.А. Зимней, А.М. Кондакова, П.Л. Селезневой, А.И. Су-бетто, А.Д. Урсул, Т.И. Шамовой. Теоретически разрабатывает проблему становления компетентностно-ориентированной системы повышения квалификации ППС Г. Н. Подча-лимова [2]. Однако в настоящее время отсутствуют разработки модели повышения квалификации научно-педагогических кадров, реализующей функцию «двойного опережения» и способствующей оптимизации профессиональной деятельности педагогов для работы по ФГОС общего образования и ФГОС ВПО третьего поколения.

2. Существует значительное количество работ, посвященных проблемам профессионально-личностного развития педагогов, формированию их конкретных компетенций, но практически все они выполнены без учета новых стандартов общего и профессионального образования; не адаптированы к системе повышения квалификации, требующей инновационных изменений в условиях изменяющейся внешней социально-экономической и информационной ситуации; не реализуют функцию опережающей подготовки научнопедагогических кадров.

3. Проблема рассмотрения профессиональной компетентности педагогических кадров через саморазвитие исследуется в работах Н.М. Борытко, В.В. Серикова, Н.К. Сергеева, И. А. Шаршова. О необходимости развития субъектной позиции педагога в процессе их профессиональной деятельности (и частично в системе ПК) пишут С.Г. Вершловский, С.И. Змеев, Л.И. Духова, Г.Н. Подчалимова, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Г.С. Сухоб-ская. Важность координации личностно-центрированного и компетентностного под-

ходов при обучении студентов обоснована в исследовании А.А. Вербицкого и О. Г. Ларионовой [3]. Вместе с тем в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные созданию компетентностно-развивающей

модели повышения квалификации научнопедагогических кадров.

4. В настоящее время выполнен ряд исследований по организации образовательного процесса в системе повышения квалификации научно-педагогических кадров (Т.И. Березина, С.Г. Воровщиков, Ю.Н. Кулюткин, И.Р. Лазаренко, Л.Н. Макарова, Г.У. Мату-шанский, Э.М. Никитин, В.Г. Онушкин, И.Д. Чечель, Т.И. Шамова, И.А. Шаршов и др.), в которых предложены вариативные технологии повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов и руководителей. Но это не снижает важности разработки вариативных компетентностно-развивающих технологий конструирования индивидуальных образовательных программ в соответствии с образовательными потребностями разных категорий слушателей.

5. Поставленная проблема не имеет решений ни в теоретическом, ни в практическом аспекте. Необходимо теоретическое обоснование отбора содержания для специальной подготовки в системе повышения квалификации выпускников непрофильных вузов, ориентированных на работу в школе. Кроме этого, необходима разработка технологий обучения данной категории слушателей с учетом их хорошей специальной подготовки, т. е. на другом уровне, чем повышение квалификации слушателей, имеющих педагогическое образование.

6. Проблемам совершенствования информационно-коммуникационной подготовленности специалистов посвящено значительное количество исследований. Вместе с тем подготовка ППС в данном направлении нуждается в дальнейшем совершенствовании: далеко не все преподаватели, как осуществляющие подготовку слушателей в системе ПК, так и являющиеся слушателями (особенно педагоги зрелого возраста), могут создавать собственные электронные ресурсы, эффективно работать с новой информацией, организовывать деятельность конкультаци-онных форумов, используя для этого Ш;ете1

7. Данная проблема только поставлена теоретически в работах Т.И. Березиной,

С.Г. Вершловского, И.И. Соколовой. В настоящее время отсутствуют исследования, связанные с технологическими аспектами организации послекурсового, в т. ч. дистанционного, сопровождения научно-педагогических кадров.

8. Выполненные в данном направлении исследования связаны с мониторингом образовательного процесса в вузе, школе, реальной профессиональной деятельностью педагогов (Л.Ф. Бурланчук, Б.И. Канаев, В.Г. Максимов, Н.М. Розенберг, М.В. Старцев, И.А. Шаршов, Е.В. Яковлев и др.). К сожалению, в настоящее время отсутствуют как теоретические, так и технологические разработки, посвященные созданию системы мониторинга качества образовательных услуг в условиях ПК, и не разработана единая система критериев, показателей и методов оценки качества повышения квалификации научнопедагогических кадров.

Таким образом, проведенный краткий анализ проблемных зон повышения квалификации педагогических кадров позволяет констатировать, что сложившаяся ситуация в общеобразовательной и профессиональной школах привела к возникновению противоречия между потребностями общества в интеллектуально развитых, свободных и ответственных конкурентноспособных специалистах, способных конструктивно и творчески работать в проблемных и постоянно меняющихся социально-экономических условиях, и имеющимся уровнем профессионально-педагогической квалификации самих научно -педагогических кадров, обеспечивающих подготовку компетентного специалиста нового типа.

Разрешение данного противоречия возможно при разработке и реализации многоуровневой компетентностно-развивающей

модели повышения квалификации научнопедагогических кадров, способствующей оптимизации повышения квалификации научно-педагогических кадров (НПК) для работы по ФГОС общего образования и ФГОС ВПО третьего поколения. Следовательно, в процессе ее реализации должна осуществляться функция «двойного опережения»: для того, чтобы формировать необходимые компетенции у студентов и учащихся, научно-педагогические кадры сами должны быть подготовлены к реализации компетентностно-ориен-

тированных основных образовательных программ по различным уровням и профилям подготовки.

1. Матросов В.Л. Новый учитель для новой российской школы // Педагогика. 2010. № 5. С. 3-9.

2. Подчалимова Г.Н. Компетентностно-ориенти-рованное повышение квалификации профес-

сорско-преподавательского состава вуза // Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные

проблемы и перспективы решения. М., 2010. С. 42-47.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.

Поступила в редакцию 151.08.2010 г.

UDC 374.6

PROBLEM ASPECTS OF QUALIFICATION RISING OF ACADEMIC AND TEACHING STAFF Igor Alekseyevich Sharshov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Education, Professor; Academy of Social and Education Technologies of TSU named after G.R. Derzhavin, vice director for research, e-mail: silans@mail.ru

Lyudmila Nikolayevna Makarova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Education, Professor of General Pedagogy and Education Technologies Department, e-mail: mako20@tamb.ru

The article proves the necessity of change of qualification rising of academic and teaching staff in conditions of Russian education modernization. The main problems, the solution of which is necessary in modernized system of qualification rising, are found out. The researches aimed on partial solution of identified problems are discussed.

Key words: qualification rising; academic and teaching staff; forward-looking development; problem zones; competent developing model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.