УДК 374.6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МНЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ И УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ1
© Ирина Владимировна Налетова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теоретической и прикладной социологии, e-mail: [email protected] © Наталья Евгеньевна Копытова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат химических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий,
e-mail: [email protected]
Рассмотрены результаты пилотажного сравнительного исследования по выявлению образовательных потребностей потенциальных слушателей курсов повышения квалификации - преподавателей вузов и учителей школ.
Ключевые слова: пилотажное сравнительное исследование; повышение квалификации; слушатели курсов повышения квалификации; учителя школ; преподаватели вузов.
Современная система повышения квалификации представляет собой гибкую, динамичную систему, учитывающую сложившуюся профессионально-педагогическую
компетентность преподавателей.
1 Работа поддержана в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», проект № 2010-1.2.1-102-116-141.
В рамках реализации проекта по формированию многоуровневой компетентностно-развивающей модели, способствующей оптимизации повышения квалификации научно-педагогических кадров (НПК) для работы по ФГОС общего образования и ФГОС ВПО третьего поколения, было проведено пилотажное сравнительное исследование, которое
способствовало выявлению образовательных потребностей потенциальных слушателей курсов повышения квалификации.
Основная цель исследования - выявление и сравнение образовательных потребностей потенциальных слушателей курсов повышения квалификации.
Для письменного опроса были разработаны два опросных листа (анкеты) для профессорско-преподавательского состава и учителей общеобразовательных школ. Генеральную совокупность составили преподаватели Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и учителя общеобразовательных школ г. Тамбова (МОУ СОШ № 2, 13, 22, 35, МАОУ СОШ № 36, МОУ гимназия № 12, 21, МОУ лицей № 14 г. Тамбова).
Выборочная совокупность для опроса учителей конструировалась с помощью многоступенчатой выборки с применением на первой ступени кластерного отбора. Внутри кластеров при помощи случайного отбора были выбраны 124 учителя и 141 преподаватель всех структурных подразделений Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
Основные характеристики выборочной совокупности учителей и преподавателей представлены в табл. 1.
Для анализа эмпирических данных применялись математические и статистические методы линейного и корреляционного анализа. При обработке данных использовалась программа 8Р88 17 для WINDOWS.
Проанализируем результаты исследований, направленные на выявление мнений учителей и преподавателей вузов.
Первый блок вопросов анкет, составленный для учителей школ, включал вопросы о развитии современного педагогического образования.
Более половины опрошенных (56,4 %) считают, что в современном мире меняется как система образования, так и методика и методы преподавания. Скорее согласились с таким утверждением 35,9 % опрошенных. В совокупности более 90 %, подавляющее большинство респондентов, считают, что в современном обществе меняется система об-
разования, что, в свою очередь, меняет и методики и методы преподавания.
Стандарты третьего поколения высшего профессионального образования строятся на формировании системы компетенций - общекультурных и профессиональных, последние из которых в свою очередь подразделяются на компетенции в научно-исследовательской деятельности, организационноуправленческой деятельности, производственно-прикладной, педагогической деятельности. Учителям предложено было выбрать компетенции, которые, на их взгляд, сегодня необходимо развивать в рамках педагогического образования. Почти каждый третий опрошенный (28,0 %) отдал предпочтение не профессиональным, а общекультурным компетенциям, считая, что учитель должен получить классическое образование, включающее целый набор общеобразовательных предметов. Каждый четвертый (25,0 %) отдал предпочтение развитию профессиональных компетенций в педагогической деятельности, чуть меньше - 22,6 % - профессиональных компетенций в научно-исследовательской деятельности.
Необходимо обратить внимание, что учителя менее значимыми для себя выделили профессиональные компетенции организационно-управленческого плана и производственно-прикладной сферы, считая, что это прерогатива другого уровня образования. Учитель должен, прежде всего, учить общечеловеческим ценностям, а уже потом заниматься управленческой работой или ориентировать своих учеников в сфере прикладных исследований, профессиональной подготовки.
Первый блок вопросов анкет, составленный для преподавателей, включал только один вопрос, поскольку мнение о педагогическом образовании у преподавателей классического вуза входит в целом в мнение о высшем образовании, что будет рассмотрено в следующих блоках.
Подавляющее большинство опрошенных (более 90 %) согласились с учителями в том, что в современном обществе меняется система образования, методика и методы преподавания.
Таблица 1
Социально-демографические характеристики респондентов
Учителя Преподаватели
Пол респондентов мужской 6,4 24,8
женский 93,6 75,2
Стаж работы в школе (вузе) менее года 2,6 5,8
менее 5 лет 12,8 19,2
менее 10 лет 12,8 26,7
менее 20 лет 43,6 25,8
более 20 лет 28,2 22,5
Ученая степень доктор наук - 11,9
кандидат наук - 78,6
нет степени - 9,5
Ученое звание профессор - 8,8
доцент - 53,0
нет звания - 38,2
Когда посещали курсы повышения квалификации никогда 7,7 9,9
более 5 лет назад 2,6 5,8
два-три года назад 44,9 28,9
год назад 30,8 35,5
менее года назад 14,1 19,8
Таким образом, первый блок вопросов показал, что учителя критически оценивают существующую систему образования, считают, что необходимы изменения как всей системы в целом, так и ее методического обеспечения, причем респонденты систему педагогического образования оценивают более позитивно, чем всю систему образования. Направленность системы педагогического образования учителя представляют следующим образом - сначала надо дать общекультурную подготовку, а затем профессиональные знания в рамках педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Второй блок вопросов был направлен на выявление собственно потребностей в повышении квалификации и форм, в каких возможно его проводить.
Более половины опрошенных учителей (52,6 %) и преподавателей (52,9 %) считают, что квалификацию необходимо повышать самообразованием. Но второй по популярности ответ - повышение квалификации на специальных курсах - 35,9 % учителей-инфор-мантов и 32,2 % преподавателей. Несмотря на то, что остальные варианты ответа: курсы переподготовки, участие в научных конференциях, работе «круглых столов», научнометодических семинарах - преподаватели также считают менее эффективными, но они в большей степени доверяют дискуссиям за «круглым столом», научным семинарам
(5,8 %), только 2,5 % отметили возможность повышения квалификации посредством участия в научных конференциях.
Самый распространенный период, который выбирали респонденты-учителя, в рамках которого необходимо повышать квалификацию (35,9 % опрошенных) - раз в четыре-пять лет. Второй по популярности период - раз в два-три года (28,2 %), третий - реже, чем раз в пять лет (20,5 %).
Ответы на этот вопрос коррелируются со стажем работы респондента в школе. Так, самые молодые учителя считают, что повышать квалификацию необходимо раз в год, а учителя с большим стажем отдают предпочтение периоду в два-три или четыре-пять лет. Самыми «всезнающими» выступили молодые учителя, чей стаж работы в школе не превышает 5 лет - наиболее распространенным ответом среди этой категории респондентов стал ответ «реже, чем в пять лет».
Данные показывают, что чем старше учитель, тем меньше он склоняется к ответу «реже, чем в пять лет» и одновременно реже выбирает ответ «раз в два-три года». Обращает на себя внимание и тот фактор, что как самые старшие коллеги-учителя, так и самые младшие не выбрали вариант ответа «чаще, чем раз в год».
Преподаватели вуза считают, что система образования сегодня более изменчива, чем учителя школ. Это проявилось при отве-
те на вопрос «Насколько часто современному преподавателю необходимо обучаться на курсах повышения квалификации?». Самый распространенный ответ, который выбирали преподаватели, - раз в год, причем так ответили 38,8 % опрошенных. Почти каждый третий (28,9 %) считает, что проходить обучение на курсах повышения квалификации необходимо раз в два-три года, 17,4 % работников высшего учебного заведения считают, что повышать квалификацию на курсах достаточно раз в пять лет. Одновременно каждый десятый (9,9 %) считает, что есть объективная необходимость повышать квалификацию чаще, чем раз в год. Только 1,7 % ин-формантов-преподавателей выбрали ответ «реже, чем раз в пять лет» (заметим, что среди учителей этот ответ был третьим по популярности) и 2,5 % считают, что повышать квалификацию вовсе не обязательно. Интересно, что среди респондентов, выбравших такой вариант ответа, нет докторов наук, профессоров, которые могли бы отказаться от повышения квалификации в силу высокого уровня своей компетентности.
Ответы на этот вопрос коррелируются со стажем работы респондента в вузе. Так, самые молодые преподаватели считают, что повышать квалификацию необходимо раз в год, преподаватели более опытные (стаж работы более 10 лет) - раз в два-три года, а те, чей стаж работы более 20 лет, согласен с учителями - можно повышать квалификацию раз в пять лет. Интересно, что необязательность повышения квалификации отметили преподаватели, чей стаж работы составляет менее 5 лет и от 10 до 20 лет.
Преподаватели, также как и учителя, не готовы повышать свою квалификацию в рамках заочных курсов, для них менее предпочтительна и дистанционная форма, чуть больше, чем каждый пятый согласились бы повышать свою квалификацию в рамках очно-заочных курсов (курсов модерации), а значительно более половины опрошенных (57,0 %) согласны на очную форму. Наиболее популярными формами среди учителей стали очная и форма модерации.
Чуть более половины опрошенных учителей (51,3 %) считают, что курсы повышения квалификации должны быть краткосрочными (не более 72 часов), и только каждый пятый опрошенный согласен посещать курсы
повышения квалификации в течение нескольких месяцев, чуть меньше - 16,7 %, в течение семестра, только 6,4 % учителей, попавших в выборочную совокупность нашего исследования, высказали готовность и желание учиться на курсах повышения квалификации в течение года.
Более 60 % опрошенных преподавателей (60,3 %) считают, что курсы повышения квалификации должны быть кратковременными. Каждый четвертый соглашается, что курсы повышения квалификации могут длиться несколько месяцев. Значительно меньше -4,1 %, готовы повышать квалификацию на курсах в течение семестра, 6,6 % - в течение года. В целом, преподаватели готовы тратить на повышение квалификации меньше времени, чем учителя школ.
Различаются мнения преподавателей и учителей относительно видов занятий, наиболее эффективных при проведении курсов повышения квалификации. Если учителя на первое место поставили лекции, то преподаватели - тренинги (20,8 %). Более популярны среди преподавателей стажировки, деловые игры, занятия с элементами исследовательской деятельности, менее популярны - семинары и посещение открытых занятий.
При составлении планов повышения квалификации учителя считают нужным уделить внимание, прежде всего, знакомству с педагогическими инновациями - 32,4 % информантов. Каждый четвертый (24,6 %) считает, что направленность курсов повышения квалификации должна быть предметнометодическая, а 18,3 % предполагают, что курсы повышения квалификации должны быть ориентированы на повышение профессиональной культуры. Значительно меньшее количество респондентов выбрали такие варианты ответов, как общекультурная направленность (12,0 %), развитие управленческих и организационных умений (6,8 %), развитие личностных качеств (5,2 %). Интересно, что если, оценивая направленность педагогического образования, учителя на первое место ставили общекультурные компетенции, то в рамках планов курсов повышения квалификации они отошли на задний план, пропустив вперед именно профессиональные компетенции, просто вопрос был составлен таким образом, что респонденты не видели самого слова «компетенции».
Преподаватели, как и учителя, считают, что общая направленность курсов повышения квалификации должна быть инновационной. Но при составлении планов повышения квалификации только 26,7 % преподавателей считают нужным уделить внимание, прежде всего, знакомству с педагогическими инновациями. Чуть меньше - 24,0 %, считают, что курсы повышения квалификации должны быть направлены на предметнометодическую подготовку, 22,3 % - повышать профессиональную культуру, 14,2 % -развивать организационные и управленческие умения. Менее 10 % среди преподавателей получили такие направленности курсов, как развитие личностных качеств и общекультурная.
Далее учителям общеобразовательных школ и преподавателям было предложено выбрать наиболее интересную, на их взгляд, возможную тематику занятий на курсах повышения квалификации.
Наиболее популярная среди преподавателей тема - переход к стандартам третьего поколения, далее можно выделить информатизацию образования, общие проблемы высшего образования, переход на систему бакалавриат-магистратура, развитие исследовательской культуры образования. Как и учителей, преподавателей в меньшей степени интересуют вопросы изменения правовой базы высшего образования. Хотя мониторинговые исследования и заняли одно из последних мест среди выбора преподавателей, они в большей степени интересуют академическую общественность, чем общественность средних школ.
У учителей три темы - модернизация образования, информатизация образования и общие проблемы образования - получили примерно одинаковый процент выбора, что говорит об интересе респондентов к современным процессам изменения системы образования, одновременно респонденты высказали малый интерес к изменениям правовой базы современной системы образования, хотя обсуждение проекта нового закона об образовании выдвигает эту тему на одно из первых мест среди проблем как школьного, так и высшего образования.
В заключение этого блока вопросов респонденты могли высказать свое мнение относительно составления программы кон-
кретных курсов повышения квалификации. Большинство опрошенных преподавателей склоняются к тому, что этим должны заниматься региональные органы управления образованием (38,5 %), каждый четвертый считает, - что Министерство образования и науки, каждый пятый - конкретное учебное заведения, и только 15,4 % опрошенных считают, что программы курсов повышения квалификации должны формироваться с учетом национально-региональных требований,
быть интегрированными, учитывая как общефедеральные, так и региональные проблемы развития системы образования.
А вот почти половина опрошенных учителей (46,2 %) считает, что программу курсов необходимо разрабатывать с учетом предварительного выявления мнений будущих слушателей. 37,2 % информантов желают пойти на курсы повышения квалификации, где им предложат уже готовую программу обучения. И 15,4 % считают, что сами слушатели курсов повышения квалификации должны полностью разрабатывать необходимую им программу.
Третий блок вопросов был составлен таким образом, чтобы выявить мнения респондентов о личной профессиональной подготовке и необходимости повышения квалификации.
Так, респондентам было предложено оценить свою личностно-профессиональную подготовку по разным аспектам педагогической деятельности в рамках шкалирования от 1 до 9 (1 - низкий уровень, 9 - высокий уровень, 0 - затрудняюсь ответить). Необходимо сразу отметить, что все учителя, как молодые, так и со стажем, считают, что их подготовка по всем показателям достаточно высокая, чаще всего меньше чем на «5» личнопрофессиональная подготовка не оценивалась (исключения составили психолого-педа-гогическая и информационная подготовка).
Необходимо отметить больший разброс мнений относительно собственных оценок, которые высказали преподаватели вузов. Если все учителя, как молодые, так и со стажем, считают, что их подготовка по всем показателям выше, чем средняя, то преподаватели подошли к себе более критично. Среди них значительно меньший процент ответивших оценивал себя на высший балл - «9». Одновременно они ниже оценили свою ме-
тодическую подготовку, но значительно выше - умение получать и анализировать информацию.
Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что преподаватели достаточно часто сомневаются и не могут оценить свои личностно-профессиональные качества. В противовес мнению учителей, выше всего они оценили свое умение получать и анализировать информацию, причем чем больше стаж работы преподавателя в вузе, тем это качество оценивается выше. Объяснением и подтверждением этого факта является то, что наибольший стаж имеют доктора наук, профессора, которые приняли участие в исследовании, хотя и кандидаты наук достаточно высоко оценивают это качество. Чуть ниже преподаватели оценивают свою предметную подготовку, еще ниже - общекультурную подготовку и методологическую. Интересно, что только чуть больше, чем каждый десятый, оценили свои психолого-педагогические качества и умения, а также подготовку в сфере информационных технологий на высший балл - «9».
Сравнение субъективной оценки своих личностно-препофессиональных качеств
преподавателями и учителями показывает, что учителя оценивают их несколько выше, чем преподаватели, но объективно это может и не подтвердиться, поскольку преподаватели могут предъявлять к себе более высокие требования, чем работники общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.
Ранжирование областей знаний, которые хотели бы пополнить респонденты во время курсов повышения квалификаций, выглядят следующим образом (табл. 2).
Ответы на этот вопрос также подтверждают более объективную собственную
оценку преподавателями своих знаний и умений (компетенций), поскольку они выбирали направления повышения квалификации, которые коррелируются с ответами на предыдущий вопрос.
Последняя строка вызывает недоумение: поскольку сами учителя достаточно низко оценили свое умение получать и анализировать информацию, естественно было бы предположить, что они хотели бы пополнить свои знания именно в рамках исследовательской деятельности, но информанты хотели бы получить знания как раз в тех областях, в которых они оценивают свою личностнопрофессиональную подготовку как среднюю или даже высокую, исключение составляет желание пополнить знания в сфере образовательных (информационных) технологий.
Поскольку 44,9 % учителей повышали свою квалификацию два-три года назад, а 30,8 % - даже год назад, более половины опрошенных (59,0 %) считают, что им не обязательно незамедлительно пройти обучение на курсах повышения квалификации. 3,8 % затруднились при ответе на этот вопрос, а достаточно большой процент - 37,2, считают, что им, возможно, необходимо в ближайшее время пройти обучение на курсах повышения квалификации. Из них подавляющее большинство - 67,6 %, хотели бы повысить свой профессиональный уровень. Остальные варианты ответа получили значительно более низкий порог: повышение личного уровня отметили 10,8 % респондентов, повышение заработной платы, общение с коллегами, повышение общей культуры, знакомство с новыми методами и методиками преподавания выбрали по 5,4 % учителей.
Таблица 2
Ранжирование областей знаний, которые хотели бы пополнить респонденты во время курсов повышения квалификаций, %
Области знания Учителя Преподаватели
знания по технологиям обучения (в т. ч. и информационным технологиям) 32,2 42,1
методические 23,2 16,2
по теории образования 21,9 3,7
психологические 14,8 12,2
общекультурные 6,4 7,1
в области исследовательской деятельности 0,7% 16,9%
Респондентам-учителям также было предложено вспомнить курсы повышения квалификации, которые они посещали, и оценить их эффективность. Так, каждый третий ответил, что после окончания курсов повышения квалификации, которые они посещали, они овладели новыми методиками (30,9 %), 22,4 % овладели новыми нетрадиционными формами обучения, 19,8 % считают, что курсы позволили им повысить свой культурный уровень. Только каждый десятый считает, что курсы повышения квалификации способствовали тому, что респонденты стали получать более высокую заработную плату (10,6 %), а 5,9 % опрошенных высказали предположение, что курсы помогли им разрешить имеющиеся конфликты в отношении с коллегами.
Таким образом, заключительный блок вопросов позволил выявить, что преподаватели достаточно часто проходят курсы повышения квалификации (раз в год либо раз в два-три года), что не мешает им иметь потребность пойти на курсы повышения квалификации в ближайшем будущем. Преподаватели достаточно высоко оценивают свои личностно-профессиональные качества, но сравнение с учителями говорит о том, что они более критичны по отношению к себе и их субъективное мнение иногда значительно ниже, чем субъективное мнение учителей. В отличие от последних, преподаватели хотят получить знания в тех областях, которые, на их взгляд, наиболее актуальны в современ-
ной системе высшего образования, или там, где они испытывают определенные затруднения, что также подтверждает более объективную оценку своих профессиональноличностных качеств преподавателями, чем учителями. Одновременно преподаватели демонстрируют непонимание сущности ряда компетенций, что подтверждают вопросы-воронки, посвященные выявлению именно этой фокусной проблеме.
Учителя высоко оценивают свои личностно-профессиональные качества и, одновременно, они хотят получить знания на курсах повышения квалификации в той области, в которой они считают себя достаточно компетентными. Часть опрошенных учителей повышали свою квалификацию в течение последних нескольких лет, среди них более трети опрошенных хотели бы еще раз в ближайшее время пройти обучение на курсах повышения квалификации. Относительно высокая оценка тех курсов, которые они посещали в последнее время, подтвердилась при ответе на вопрос, какой результат отметили респонденты после повышения квалификации.
Таким образом, результаты проведенного сравнительного исследования являются основой для моделирования многоуровневой компетентностно-развивающей модели, способствующей оптимизации повышения квалификации научно-педагогических кадров.
Поступила в редакцию 19.08.2010 г.
UDC 374.6
EDUCATIONAL NEEDS OF POTENTIAL LISTENERS OF QUALIFICATION RISE COURSES: COMPARATIVE ANALYSIS OF VIEWS OF LECTURERS AND TEACHERS
Irina Vladimirovna Nalyotova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Philosophy, Professor, Head of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: [email protected]
Natalya Yevgenyevna Kopytova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Chemistry, Associate Professor, Associate Professor of Informatics and Information Technologies, e-mail: [email protected]
The article scrutinizes the results of pilot comparative research on identification of educational necessities of potential listeners of qualification rise courses - lecturers and teachers.
Key words: pilot comparative research; qualification rise; listeners of qualification rise courses; lecturers; teachers.