Научная статья на тему 'Проблемные аспекты перехода системы СПО на новые стандарты'

Проблемные аспекты перехода системы СПО на новые стандарты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / SOCIAL ACTIVITY / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENT MODEL OF EDUCATION / ИННОВАЦИОННОСТЬ / INNOVATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / ЗНАНИЕВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / KNOWLEDGE PARADIGM OF EDUCATION / PUBLIC EVOLUTIONISM / METASUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочкова Наталья Юрьевна

Статья посвящена анализу перспектив образования нового единого сообщества, которое зарождается на фоне развития социальных, культурных, экономических процессов в мире. Именно поэтому образование в XXI веке играет ключевую роль в жизни человечества. Новые парадигмы образования призваны удовлетворить потребности общества в гражданах с высокой квалификацией, глубокими знаниями, а также с нравственными ценностями и социальной активностью. Однако при переходе на новые стандарты возникает ряд трудностей и противоречий, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса. В связи с этим образование зависит не только от тех, кто осуществляет этот процесс, но от того, какое внимание ему уделяют социальные и руководящие структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF SPE (SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION) SYSTEM CHANGING TO NEW STANDARDS

The article is devoted to the analysis of formation perspectives of a new united community which arises on the background of the development of social, cultural and economic processes in the world. Therefore education in the XXI st century plays a great role in human life. New education’s paradigms are designed to meet the society’s needs for people with a high qualification level, deep knowledge, moral values and social activity. Nevertheless, during the changing to new standarts there arise a number of difficulties and contradictions which the participants of educational process meet with. Thus, education depends not only on those who make this process but also on what attention social and management structures pay to it.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты перехода системы СПО на новые стандарты»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №1 (06). Июнь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

ББК 74.56 УДК 371 К509

Н. Ю. Клочкова Иркутск, Россия

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕХОДА СИСТЕМЫ СПО НА НОВЫЕ

СТАНДАРТЫ

Статья посвящена анализу перспектив образования нового единого сообщества, которое зарождается на фоне развития социальных, культурных, экономических процессов в мире. Именно поэтому образование в XXI веке играет ключевую роль в жизни человечества.

Новые парадигмы образования призваны удовлетворить потребности общества в гражданах с высокой квалификацией, глубокими знаниями, а также с нравственными ценностями и социальной активностью.

Однако при переходе на новые стандарты возникает ряд трудностей и противоречий, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса. В связи с этим образование зависит не только от тех, кто осуществляет этот процесс, но от того, какое внимание ему уделяют социальные и руководящие структуры.

Ключевые слова: общественный эволюционизм, нравственные ценности, социальная активность, компетентностная модель образования, инновационность, модернизация, образовательные стандарты, метапредметные требования, знаниевая парадигма образования

© Клочкова Н.Ю., 2014

N. Y. Klochkova Irkutsk, Russia

problematic aspects of spe (secondary professional education) system changing

to new standards

The article is devoted to the analysis of formation perspectives of a new united community which arises on the background of the development of social, cultural and economic processes in the world. Therefore education in the XXI st century plays a great role in human life. New education's paradigms are designed to meet the society's needs for people with a high qualification level, deep knowledge, moral values and social activity. Nevertheless, during the changing to new standarts there arise a number of difficulties and contradictions which the participants of educational process meet with. Thus, education depends not only on those who make this process but also on what attention social and management structures pay to it.

Key words: public evolutionism, moral values, social activity, innovation, competent model of education, modernization, educational standards, metasubject, requirements, knowledge paradigm of education

Человечество перешло в новое тысячелетие. Последние два века характеризовались активными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности людей, прежде всего, под влиянием достижений в естественных науках.

Изучение законов природы позволило человеку заменить силу своего тела работой изобретённых им машин и механизмов. Люди научились получать и использовать себе во благо различные виды энергий, получать новые искусственные материалы, которые по свойствам не только не уступают природным, но и превосходят их. Достижения в биологии подвели человека вплотную к разгадке тайны жизни. Современная медицина на основе открытий в области естественных наук стала способна полностью заменить природный процесс появления нового человека, открыла новые пути в генной инженерии.

Человек создал искусственную природу, которая существует параллельно с естественной, и при этом всё чаще обнаруживается их несовместимость. Так, например, развивая атомную промышленность, учёные пока не научились полностью утилизировать ядерные отходы. Большинство полимерных материалов, созданных человеком, не разлагаются в земле, а лишь засоряют её. Существует угроза возникновения проблем с отходами генной инженерии.

Всё это свидетельствует о том, что облик цивилизованного мира радикально изменился. Изменения происходят не только в науке, но и в экономике, производстве и во всём образе жизни людей. Благодаря развитию информационных технологий, связи, коммуникаций, появлению интернета, страны мира динамично взаимодействуют друг с другом.

В настоящее время всё большее количество учёных, экономистов, философов, социологов склонны утверждать, что на современном этапе развития человечества формируется общая цивилизация. Это ведёт к такому явлению, как глобализация социальных и культурных процессов в мире, и означает, что в современную эпоху всё человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных взаимодействий и отношений. То есть возникают перспективы образования нового единого сообщества. Однако глобализация процессов, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьёзных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т.п. Все эти проблемы важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: экологии, социологии, демографии и т.д.

Постепенно по всему миру распространяется рыночная экономика. Это система, которая может функционировать без прямого вмешательства государства, имеет определённые закономерности существования.

Рынок определяет экономические свободы, рождает конкуренцию среди производителей, которая способствует повышению качества продукции, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора

продавцов и покупателей. Поэтому, несомненно, рыночную экономику можно считать достижением цивилизации.

Но рыночная экономика имеет и свои недостатки, такие как потери общественного труда (несовпадение размеров производства товаров спроса с размерами в их потребности), стихийное колебание цен, ориентация только на получение прибыли и, как следствие, неспособность эффективно решать общественные задачи, такие как социальное обеспечение, здравоохранение, наука, культура, экология, и это приводит к необходимости определённого вмешательства общества [Новиков, 2008].

Наука и теоретические знания постепенно становятся непосредственной производительной силой. Происходит синтез науки, предпринимательства и политики.

Изменения диктуют свои требования к человечеству. Чем выше уровень развития общества, тем более высокие требования должны предъявляться к его членам. Ведь дальнейшее развитие научно-технического и социального прогресса возможно только при условии постоянного возрастания в обществе индивидов, которые своими знаниями и умениями смогут обеспечить жизнедеятельность этого общества.

Становится ясным, что высококвалифицированные специалисты найдут себе применение в новейших отраслях промышленности и сферы услуг. То есть за счёт автоматизации, информатизации, внедрения новых высоких технологий общество будет нуждаться в работниках с высоким уровнем технологических, экономических и информационных знаний, а это в свою очередь ведёт к необходимости формирования членов, которые должны иметь высокие стандарты образования [Иноземцев, 2000].

В личности человека, живущего в таком обществе, должны гармонически сочетаться высокая квалификация, глубокие знания и умения в области науки и техники с нравственными ценностями и социальной активностью.

Поэтому система образования по своему значению, объему и содержанию играет, как никогда прежде, важнейшую роль в жизни человеческой формации.

Образование служит развитию личности, содействует её самореализации. В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач в разных сферах деятельности общественной формации. Именно поэтому в грядущем столетии будет возрастать и роль таких общественных наук, как философия, социология, педагогика, психология.

Существуют разные теории общественного эволюционизма. Мыслители разных эпох пытались объяснить причины и законы развития общественных формаций и перспективы их развития. Но сколько бы теорий ни существовало, будущее человеческой цивилизации сможет показать только то будущее, что когда-то станет настоящим.

Какое же место в мировом сообществе займет Россия и каковы перспективы и её роль в формирующейся уже сейчас новой цивилизации?

Россия - богатейшая страна в мире, поскольку у неё есть гигантский производственный и интеллектуальный потенциал, она обладает огромными природными ресурсами, имеет свои нравственные устои и традиции.

Учитывая особенности развития исторических процессов, можно сказать, что развитие российского общества сопровождается глобальными изменениями во всех сферах жизни. Ведь, кроме индустриально-экономических перемен, в нашей стране произошла смена политического строя.

Распад СССР сделал необходимым преобразование общества, которое могло быть осуществлено через стадию реформ. Коммунистической доктрине было противопоставлено антикоммунистическое мировоззрение. А экономические реформы дали свободу предпринимательству, но вместе с этим произошло «разбазаривание» и разграбление существующих народных материальных ценностей.

Появилось неравенство в уровне жизни между слоями общества. Средства массовой информации, которые существенным образом влияют на духовную и идеологическую жизнь общества и формируют общественное мнение, стали зависеть от экономики, поскольку монополизировались крупными

экономическими собственниками; отсутствие всякой цензуры позволило заполнить информационное пространство идеями, зачастую не выдерживающими этических и нравственных норм.

С 1991 года в России произошла смена строя. Этот переход сопровождался криминальной приватизацией общественной собственности, ростом теневой экономики, абсолютным и относительным обнищанием населения страны, ликвидацией предприятий, неуверенностью в завтрашнем дне, страну буквально «трясло» от большого количества экономических, социальных реформ и «шоковых терапий». Следствием этого стала определенного рода деградация культуры и нравственности.

Несмотря на то что переходный период можно считать законченным и Россия, пройдя через большое количество преобразований и потрясений, смогла достигнуть определённого оживления в производстве, экономике, культуре, социальной сфере, для развития страны уже потеряно больше 20 лет.

Годы переделки общественного строя, развала советских общественных и социальных институтов, упадка производства и для российского образования не прошли бесследно. За этот период в результате реструктуризации было сокращено значительное количество учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Открытие же высшими учебными заведениями «модных» специальностей, погоня за количеством студентов, а не за качеством, внедрение в образовательную систему коммерческих услуг привели к общему снижению показателей качества выпускников, вследствие этого в стране появилось большое количество некомпетентных специалистов, неспособных работать по профессии.

Одним из главных препятствий для восстановления отечественной промышленности стала проблема неадекватности навыков российских работников. В 2012 году сотрудники всемирного банка совместно с Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ (ЛИРТ НИУ ВШЭ) провели исследования «Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике».

«Исследования показали, что в России проблема нехватки адекватных навыков, компетентностей входит в тройку ключевых проблем, препятствующих росту компаний, идя рядом с коррупцией, опережая проблемы налогообложения, доступа к финансам, энергии и земле», - рассказал РИА Новости специалист по образованию, руководитель проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев [Курская, 2013].

«Перед российской системой образования сегодня стоят два глобальных вызова: повышение производительности труда (которая у нас составляет менее 50% от среднего уровня стран ОЭСР) и повышение инновационности экономики (лишь 9% предприятий внедряют технические инновации). Однако ответить на эти вызовы система образования в том виде, в котором она существует, не может», - заявил, представляя доклад 24 мая 2013 года, руководитель авторского коллектива, руководитель проектов по образованию московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев [Денисова, 2013].

Итак, перед отечественным образованием стоит проблема создания таких педагогических условий, которые позволили бы давать качественное образование, соответствующее современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

- модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;

- обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [Концепция федеральной целевой программы, 2011].

Стратегия решения этих задач разработана в новых образовательных стандартах, которые устанавливают требования к результатам обучающихся:

- личностные - готовность и способность к развитию и саморазвитию;

- метапредметные - освоение универсальных учебных действий, которые будут способствовать овладению обучающимися ключевыми компетенциями;

- предметные - освоение предметов и системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Не меньшее значение для созидания и развития социально-экономической жизни нашей страны имеет среднее профессиональное образование.

Как указывалось выше, в годы смены общественного строя в стране и развала экономики высокая популярность высшего образования привела к снижению его качества. В то же время работодатели почувствовали серьёзный дефицит работников со средним специальным образованием.

В последние годы заметна тенденция заинтересованности учащихся школ в получении среднего профессионального образования. Мотивы, по которым молодые люди выбирают именно эту форму обучения, могут быть разными: для одних - это желание получить профессию, чтобы быстрее выйти на рынок труда, для других - это более доступный способ попасть в будущем в высшее учебное заведение, минуя ЕГЭ.

Характеризуя же социально-экономические функции среднего профессионального образования, необходимо иметь в виду и то существенное обстоятельство, что для России оно является традиционно развитым как с позиций образовательной деятельности, так и с позиций формирования кадрового потенциала. Специалисты данного профиля всегда занимали важное, а во многих случаях и решающее место в составе совокупного работника. Сама

история создания этого типа учебных заведений связана с активными действиями в области формирования производства [Анисимов, 2002].

Восстанавливающаяся и развивающаяся промышленность России нуждается в квалифицированных специалистах среднего звена, а опыт показывает, что специалисты должны быть подготовленными не только в области выполнения определенных функций в процессе производства, но и должны обладать определенными социально-значимыми способностями.

Поэтому в системе СПО, как и в образовании в целом, намечены задачи улучшения качества образовательного процесса, которые должны решаться с помощью ряда намеченных мероприятий. Одним из таких мероприятий является переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых заявлена компетентностная модель образования.

Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования.

Итак, введение компетентностного подхода в профессиональном образовании серьёзно затрагивает все компоненты процесса обучения и требует пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных контрольно-оценочных систем [Звонников, 2006].

При оценке качества учебных достижений выпускников СПО на первый план уже выходят не объём усвоенных знаний или алгоритмы их воспроизведения по образцам, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных и жизненных проблем, умение самостоятельно приобретать знания и применять их в ситуациях, близких к будущей профессиональной деятельности.

Компетентностный подход обязывает и преподавателя по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность.

Участвуя лично в процессе перехода на компетентностную модель образования, могу выделить ряд трудностей, с которыми преподаватели уже столкнулись.

Во-первых, преподаватель должен быть не только сам компетентен в своей профессиональной деятельности, но и должен уметь организовать учебный процесс с позиций компетентностного подхода, а ведь его этому не учили.

Во-вторых, новые стандарты основаны на личностном подходе, значит, нужно создать такие условия, чтобы его обеспечить; сделать это при групповой форме обучения достаточно сложно, если учесть, что в группах 25-30 человек.

В-третьих, как определить критерии оценки уровня овладения компетенцией, какую шкалу при этом использовать, ведь оценка должна быть уровнем сравнения с эталоном? Если при проверке знаний можно определить: знает - не знает - недостаточно знает, то как быть с формирующимися компетенциями, если учесть, что они будут формироваться и совершенствоваться в дальнейшем?

В-четвертых, каким образом составить перечень знаний и умений, которые соответствуют данной компетенции?

В-пятых, образовательный процесс, основанный на компетентностной парадигме, шире учебного, а значит, он пронизывает все стороны жизни обучаемого: учёба, быт, досуг, интересы и т. д. Что в этой ситуации должен делать преподаватель?

Перечислять возникающие трудности можно долго, однако уже становится ясным, что налицо противоречия между:

- заявленной моделью образования и условиями для её достижения;

- массовым характером обучения и индивидуальным подходом;

- задачами по формированию компетенции и отсутствием нового способа организации образовательного процесса;

- пятибалльной системой оценки уровня знаний и отсутствием сформированной шкалы оценивания компетенции.

Классический вопрос «что делать?», думаю, сейчас встаёт перед большинством преподавателей. И пока на него ответа нет, мы продолжаем работать по старой, проверенной, «обкатанной» системе преподавания, просто прописывая компетенции в документации. Это правда, о которой не принято

говорить на педсоветах, но которую обсуждают друг с другом многие преподаватели.

Стоит заметить также, что знаниевый подход в системе образования не так уж и плох, а лучше сказать, хорош. Рассмотрим требования к результатам образовательной программы, общие компетенции: понимать суть проблемы, организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять поиск информации и т. д. Всё это делать может только человек мыслящий, а стало быть, основная задача образования - научить мыслить! Но ведь основой мыслительного процесса являются знания, получение которых было главной целью при знаниевом подходе. Когда преподаватель сообщает какие-то знания, требует от учащихся, чтобы они это запомнили и, пропустив через себя, воспроизвели, как они это понимают, применили эти знания для решения каких-либо задач, - это ли не творческий подход в обучении, о котором говорится в новых образовательных стандартах?

Конечно, все знать невозможно, и когда-то выученные законы, формулы, правила, определения забываются, но есть такое понятия, как «остаточные знания», которые мыслящему человеку подскажут, в каком направлении пойти и где найти ту информацию, которая ему нужна и которую он забыл. Думаю, что рассказанный и объяснённый преподавателем на занятии закон Кулона, выученный и отвеченный на экзамене на «отлично», принесёт больше пользы для развития мыслительной деятельности, чем сообщённая преподавателем, преследующим в рамках компетентностного подхода цель сформировать у обучаемого умение осуществлять поиск и пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, информация о том, где про этот закон можно прочитать, Ведь, предлагая обучающимся ту или иную задачу, прежде всего, преподаватель учитывает наличие у них знаний. Здесь хочется сослаться на П. П. Блонского, который сказал: «Пустая голова не рассуждает» [цит. по: Паламарчук, 1987, с. 7 ].

Существовавшая ранее знаниевая парадигма образования давала хорошие результаты, доказательство этому - востребованность во всём мире специалистов, получивших образование до развала СССР.

Конечно, годы падения прежней политической системы в стране, развала экономики, смены идеологии сделали свое разрушающее действие. Но если сейчас нам необходим новый подход в образовательной сфере, не стоит отвергать то позитивное в образовании, что было прежде.

Думаю, причины сложившейся ситуации в сегодняшней образовательной системе не в отсутствии компетентностого подхода в обучении в прошлом, и не в преподавателях, которые с трудом, но переходят на новые стандарты, а в создавшемся противоречии, когда, отказываясь от прежних образовательных программ с хорошей методической и технологической платформой, мы вводим новые, без обеспечивающей их достаточной методико-педагогической базы.

И всё же, учитывая то, о чём говорилось выше - об изменениях в жизни общества, о требованиях времени, мы должны понимать, что содержание образования, формы и методы организации учебного процесса сегодня должны быть на ином уровне. И преподаватель обязан идти в ногу со временем, обладать высокими личностными качествами и педагогическим мастерством, владеть информационными технологиями и умело применять их в своей работе.

Подводя итог, можно сделать вывод о необходимости помощи преподавателям при переходе на новые образовательные стандарты.

Можно предложить следующее: составление и корректировка учебных планов и программ с учетом новых стандартов, разработка единой для региона системы оценки общих и профессиональных качеств учащихся и выпускников с учетом специфики рынка труда, организация сетевого взаимодействия и социального партнерства учреждений СПО, института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, института развития образования, высших учебных заведений, партнеров-работодателей, муниципальных органов власти и управления по созданию

системы методической поддержки введения ФГОС нового поколения в целях обеспечения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, соответствующих требованиям ФГОС, запросам работодателей и социально востребованных региональным сообществом. Образование, как одна из сфер жизнедеятельности общества, зависит не только от тех, кто осуществляет этот процесс, но от того, какое внимание ему уделяют социальные и руководящие структуры.

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации говорится, что «стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

- кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» [Национальная доктрина образования, 2000].

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нём трудолюбия и высоких нравственных принципов.

Место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия будет зависеть от её граждан; решая сообща проблемы образовательной системы, мы создаем мощь и источники её возрождения.

Библиографический список

1. Анисимов П. Ф. Регионализация среднего профессионального образования / П. Ф. Анисимов. М.: Высшая школа, 2002. 268 с.

2. Денисова М. Российское образование не ориентируется на рынок труда / М. Денисова // OPEC.ru / ОПЕК.ги: экспертный сайт Высшей школы экономики. 2013. URL: http://opec.ru/1536767.html (дата обращения: 8.01.2014).

3. Иноземцев В. Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе / В. Л. Иноземцев // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 67-77.

4. Звонников В. И. Контроль качества обучения при аттестации: Компетентностный подход / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. М.: Логос, 2006. 272 с.

5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011- 2015 годы: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р. 2011. Информационно-правовой портал «Гарант».

URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 10.01.2014).

6. Курская А. Нехватка навыков у работников стала болевой точкой российского бизнеса / А. Курская // kadrovik: сетевой журнал. 2013. Март. URL: http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=a rticle&sid=13843 (дата обращения: 7.01.2014).

7. Новиков А. М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. М.: Издательство «Эгвес», 2008. 136 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. М.: Просвещение,1987. 264 с.

9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4

октября 2000 7. №751. Правовая система «Референт». URL: http://www.referent.ru71/40758 (дата обращения: 10.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.