Научная статья на тему 'Проблемные аспекты отечественного и зарубежного законодательства в противодействии пропаганде педофилии'

Проблемные аспекты отечественного и зарубежного законодательства в противодействии пропаганде педофилии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
361
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педофилия / пропаганда педофилии / противодействие педофилии / уголовное наказание / pedophilia / propaganda of pedophilia / counteraction of pedophilia / criminal punishment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н Е. Одинцова

Пропаганда педофилии – весьма актуальная тема, поэтому в статье выявлены несовершенства законодательной базы, предусматривающей ответственность за педофилию, а также предложены меры по ужесточению наказания за данный вид преступления, путем усиления правовой базы и профилактическим мероприятиям, направленным на предотвращения преступлений против несовершеннолетних. Для правовой оценки отечественного законодательства в области охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних обращено внимание на зарубежный опыт. Законодатели иных стран предусматривают отличительные правовые способы защиты несовершеннолетних граждан от сексуальных форм насилия, отличающиеся своей эффективностью. На основании чего делается вывод о необходимости систематизировать уголовно-правовые санкции и привести в соразмерность с последствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Н Е. Одинцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMATIC ASPECTS OF DOMESTIC AND INTERNATIONAL LEGISLATION IN COUNTERING THE PROPAGANDA OF PEDOPHILIA

Propaganda of pedophilia is a very relevant topic, therefore, the article reveals the imperfections of the legal framework providing for liability for pedophilia, and also suggests measures to toughen the punishment for this type of crime, by strengthening the legal framework and preventive measures aimed at preventing crimes against minors. For a legal assessment of domestic legislation in the field of protection of the sexual integrity of minors, attention is drawn to foreign experience. Legislators of other countries provide distinctive legal ways to protect minors from sexual forms of violence, which are distinguished by their effectiveness. Based on what the conclusion is drawn about the need to systematize criminal sanctions and bring them in proportion with the consequences.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты отечественного и зарубежного законодательства в противодействии пропаганде педофилии»

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОПАГАНДЕ ПЕДОФИЛИИ

Н.Е. Одинцова, студент

Научный руководитель: А.Л. Репецкая, д-р юрид. наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DO1: 10.24411/2500-1000-2019-11821

Аннотация. Пропаганда педофилии - весьма актуальная тема, поэтому в статье выявлены несовершенства законодательной базы, предусматривающей ответственность за педофилию, а также предложены меры по ужесточению наказания за данный вид преступления, путем усиления правовой базы и профилактическим мероприятиям, направленным на предотвращения преступлений против несовершеннолетних. Для правовой оценки отечественного законодательства в области охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних обращено внимание на зарубежный опыт. Законодатели иных стран предусматривают отличительные правовые способы защиты несовершеннолетних граждан от сексуальных форм насилия, отличающиеся своей эффективностью. На основании чего делается вывод о необходимости систематизировать уголовно-правовые санкции и привести в соразмерность с последствиями.

Ключевые слова: педофилия, пропаганда педофилии, противодействие педофилии, уголовное наказание.

Точную статистику преступлений, связанных с педофилией по России назвать крайне затруднительно, так как она не учитывалась отдельной строкой в официальных отчетах, вследствие того, что это явление состоит из совокупности отдельных преступлений.

Сравнительно недавно, Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ «педофилия» впервые введена в текст нормативно-правового акта в качестве юридического термина. Отныне педофилия является не только медицинским или социальным, но и правовым понятием. Однако такая законодательная формулировка пункта «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ, как «лицо, страдающее расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости» [2] является не совсем корректной. Ведь, понятие «расстройство сексуального предпочтения» является более широким, чем понятие «педофилия» и включает в себя данное расстройство в качестве одной из разновидностей.

Законодательная же формулировка пункта «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ, где понятие «педофилия» заключено в скобки и оказывается второстепенным, добавочным по

отношению к категории «расстройство сексуального предпочтения», является, на наш взгляд, крайне неудачной с позиции законодательной техники и законодательной текстологии, поскольку допускает различные варианты смыслового восприятия, субъективной интерпретации в конкретных уголовных делах (от рассмотрения одного из них в качестве конкретизирующего другое понятие до отождествления этих понятий или рассмотрения в качестве альтернативных), и как следствие, способствует возникновению различных подходов и подрывает единообразие судебной практики.

В современных реалиях общественного развития несовершеннолетние лица являются наименее защищенной категорией граждан от преступлений сексуального характера. В силу своих возрастных особенностей. В современном обществе в России наблюдается огрубление нравов, изменения представлений о человеке как о «винтике» государства, распространилось неуважение к личности, ее правам и свободам, материнству и детству. Работа правоохранительных органов по борьбе с пре-

ступными деяниями данного характера не приводит к желаемым результатам.

В структуре сексуальных преступлений против несовершеннолетних большую долю занимают изнасилования и насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетнего - 6671 (54%). Ненасильственные половые преступления совершаются несколько реже 46% (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста - 36%; развратные действия - 10%).

Тем не менее, стоит согласиться с мнением большинства ученых, которые обоснованно указывают на то, что приведенные в рамках официальной статистики цифры не отражают реальную картину состояния половых преступлений против несовершеннолетних, поскольку большинство из них скрываются, умалчиваются и тем самым носят латентный характер.

Соответственно, данные о совершенном сексуальном насилии, могут появиться лишь спустя длительное время. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что надругательство над малолетними могут совершать и знакомые им лица.

Сексуальная преступность против детей представляет собой не только наиболее опасную форму антисоциального поведения, но и обладающую определенной спецификой деятельность по организации ее раскрытия и расследования, обусловленной личностными особенностями, как потерпевших, так и преступников. Специального подхода в процессе расследования данной категории преступлений требует жертва преступления. Прежде всего, необходимо учитывать особую трудность в установлении психологического контакта с потерпевшим лицом, а также невозможность использования в отношении него некоторых тактических приемов.

Учитывая все вышеуказанное, считаем верным говорить о наличии серьезных, системных проблемах государственного масштаба. Одной из проблем является отсутствие скоординированной работы государственных органов и средств массовой информации по нравственному воспитанию общества в целом и несовершенно-

летних в частности. В данное время через средства массовой информации и Интернет транслируются «ценности», принимая которые, человек стремится удовлетворять исключительно базовые, а равно свои низшие потребности [4, с. 270].

Еще одной существенной проблемой является продолжающееся ослабление роли семьи как социального института, внутри которого и должно происходить формирование основополагающих ценностей человека. Можно перечислить еще много причин, которые прямо повлияли на рост преступлений, закрепленных в главе 18 Уголовного кодекса Российской Федерации, но в рамках настоящей статьи нам хотелось бы сделать основной акцент на неэффективности уголовных наказаний.

В действующем Уголовном кодексе пять статей предусматривают ответственность за нарушение половой неприкосновенности и свободы личности. Три из указанных преступлений носят насильственный характер (Изнасилование (Ст. 131 УК РФ); 271 Насильственные действия сексуального характера (Ст. 132 УК РФ); Понуждение к действиям сексуального характера (Ст. 133 УК РФ)), два носят ненасильственный характер (Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (Ст. 134 УК РФ); Развратные действия (Ст. 135 УК РФ)).

Большинство из указанных преступных деяний, относятся к категории тяжких и особо тяжких. В соответствии с этим действующий уголовный закон за их совершение справедливо предусматривает лишение свободы виновного на длительный срок, вплоть до ее пожизненного лишения.

Кроме этого, санкции статей главы 18 УК РФ предусматривают достаточно широкий перечень альтернативных и дополнительных видов наказаний. Но этого явно недостаточно. Изучая данные статистики, мы видим, что как минимум превентивная цель наказания в виде предупреждения совершения новых преступлений в настоящее время не достигается.

Кроме этого, необходимо вспомнить о том, что рассматриваемые нами деяния, относится к категории высоколатентных

преступлений. Следовательно, мы должны понимать, что количество реально совершенных преступлений гораздо выше. Необходимо говорить и о достаточно высоком уровне рецидива среди преступлений данной направленности.

Таким образом, мы не можем говорить и о достижении цели наказания в виде исправления осужденного. Последней из официально заявленных целей уголовного наказания является восстановление социальной справедливости. На наш взгляд, говорить о ее достижении возможно лишь в случае достижения остальных целей наказания, а так как мы указали о их недостижении, то и данная цель в настоящий момент не достигается. В результате, даже краткий анализ эффективности уголовных наказаний, предусмотренных за совершение преступлений против половой неприкосновенности и свободы несовершеннолетних позволяет сделать вывод о её низкой эффективности.

Цели наказания, закрепленные в ч. 2 ст. 43 УК РФ, не достигаются. Решить данную проблему, на наш взгляд, представляется возможным, но необходим комплексный и системный подход. При решении проблемы должны быть задействованы все органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Для правовой оценки отечественного законодательства в области охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних следует обратить внимание на зарубежный опыт. Законодатели иных стран предусматривают отличительные правовые способы защиты несовершеннолетних граждан от сексуальных форм насилия, отличающиеся своей эффективностью. Необходимо систематизировать уголовно-правовые санкции и привести в соразмерность с последствиями, в данном плане, отечественные нормы достаточно гуманны. Импонирует латвийский законодатель, который установил санкции за насильственные половые преступления против несовершеннолетних намного строже, чем российский (пожизненное заключение - за квалифицированное изнасилование) [6, с. 224]. Активно ведется дискуссия об использовании химической кастрации к пре-

ступникам, совершившим насильственное половое преступление в отношении несовершеннолетнего. Химическая кастрация на добровольной основе установлена в Техасе, США, Великобритании [7, с. 57].

Суть химической кастрации заключается в том, что в организм мужчины вводится специальный препарат - модифицированная форма тестостерона - который блокирует действия мужского гормона, что приводит к полному подавлению сексуального влечения [5, с. 225].

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., закрепила приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства [1]. Отечественный законодатель, стремясь как можно надежнее защитить «будущее страны», усилил уголовную ответственность за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

В связи с чем, сложно выработать эффективные меры воздействия для лиц, совершивших подобные преступления. Для российского уголовного законодательства неизвестны такие квалифицированные составы как «понуждение к насильственным действиям сексуального характера, изнасилование совершенные родственником или лицом, на которого возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем». В УК ФРГ выделяется сексуальное злоупотребление в отношении опекаемых, УК Болгарии, Франции, Швейцарии, Сербии, выделяется специальный субъект преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, родитель, опекун, попечитель, педагог, учитель.

Следует обратить отечественному законодателю на данные квалифицирующие основания. Продуктивным, но имеющим свои недостатки являются законы США, которые защищают несовершеннолетних от сексуальных форм насилия. Американский законодатель, создал специальные базы данных о педофилах. Закон Джейкоба Ваттерлинга о преступлениях против детей и регистрации сексуальных преступников 1994 г., требует от, государств регистрации лиц, которые осуществили сексуальные преступления против детей.

Отечественные правоведы обсуждают возможности создания подобных реестров, но сталкиваются с рядом проблем: материальных, информационных, кадровых. В результате проведенного исследования современного состояния уровня правовой защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних убедились в необходимости трансформации норм главы 18 УК РФ. Учитывая при этом исторический аспект и зарубежный опыт, необходима систематизация и устранение пробелов в отечественном законодательстве.

Важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации является обеспечение информационной безопасности, это обусловлено увеличением масштабов, усложнением содержания и структуры не только информационных потоков, но и всей информационной среды в целом, что многократно усиливает влияние на личность. Учитывая же факт, что человеческое взаимодействие с информационной средой является сложным, многогранным процессом, многочисленные исследования указывают на важную роль инфокоммуникационной сферы в формировании агрессии, насилия и страха среди совершенно разных групп населения. Роль государства же в условиях информационной революции усиливается, о чем свидетельствует множество как международных, так и национальных нормативно-правовых актов. Одним из основополагающих национальных документов является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая «представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации».

Согласно данной Доктрины, под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, первой составляющей которых является, с одной стороны, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации, но, с другой стороны, сохранение и укрепление нравст-

венных ценностей общества. В современных условиях повышения значимости информационно-коммуникативных процессов, вопрос защиты личности от негативного воздействия вредоносной информации, которая действует как разрушающий фактор на становление нравственных принципов в обществе занимает особое место. Представляется, что непременным условием стабильного развития общества, в котором преобладают духовно-нравственное наследие, традиции патриотизма и гуманизма, является, прежде всего, реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от вредоносной информации, а также системное закрепление правовых норм, регламентирующих данные правоотношения.

Безусловно, качественно новым разрешением данной проблемы послужило принятие Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и нравственному развитию» [3] и ряда соответствующих ему правовых норм.

Так, следует остановиться на непременном закреплении ответственности за привлечение несовершеннолетнего к обороту (изготовление, распространение, публичную демонстрацию или рекламирование) информационной продукции, оборот которой среди несовершеннолетних запрещен либо ограничен законодательством, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Отсутствие законодательной нормы, прямо запрещающей привлекать несовершеннолетних к указанным действиям порождает незащищенность несовершеннолетних от информации, содержащейся в информационной продукции и вредной для их здоровья, физического, психического, духовного и нравственного развития, которую он неизбежно познает в ходе осуществления такой деятельности.

В данном контексте при определении категории «информационная продукция» следует руководствоваться п. 5 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и нравственному развитию», где дается определение информационной продукции.

При определении видов информации, нормативные акты в информационной оборот которой среди несовершеннолет- сфере лишь создает комплексную основу них запрещен либо ограничен законода- для более точного и детального регулиро-тельством надлежит руководствоваться вания отношений, возникающих в сфере ст. 5 указанного федерального закона. защиты несовершеннолетних от вредонос-

Помимо изложенного, тот факт, что в ной информации. современном законодательстве, регули- Таким образом, несмотря на то, что на

рующим непосредственно сферу защиты данном этапе формирования российского детей от информации, причиняющей вред законодательства в сфере защиты детей от их здоровью и развитию, отсутствует упо- информации, причиняющей вред их здо-минание о возможности возмещения вре- ровью и развитию, нашли отражение ос-да, нет отражения специфики механизма новные принципы и положения, которые в возмещения вреда, нанесенного в резуль- большей степени соответствуют междуна-тате оборота данной информационной родно-правовым нормам, все-таки очевид-продукции, является неприемлемым и не на необходимость совершенствования соответствует общепринятым мировым данной сферы, систематизации правовых стандартам. норм, а также координации и взаимодей-

Однако, необходимо отметить, что за- ствия федерального и регионального зако-конодатель, принимая основополагающие нодательства в данной сфере.

Библиографический список

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г., введ. Федер. законом Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3, в ред. Федер. закона от 29 мая 2019г. № 112-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - ст. 2954, 2019. - № 22. - ст. 2668.

3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 36-Ф3: Принят Гос. Думой 21 дек. 2010 г., Одобрен Сов. Федерации 24 дек. 2010 г., в ред. Федер. закона от 01 мая 2019 г. № 93-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. ст. 48, 2019. №18. Ст. 2217.

4. Ковалев, А.Ф. Анализ эффективности уголовных наказаний, предусмотренных за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних // В сборнике: Социально-правовая защита детства как приоритетное направление современной государственной политики Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 270-274.

5. Кулишова, А.С. Химическая кастрация как мера уголовного наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних (на примере стран Европы и США) // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 5. - С. 225-230.

6. Пантюхина, И.В. Сравнительный анализ насильственных половых посягательств на несовершеннолетних в уголовном законодательстве России и Латвии / И.В. Пантюхина, Л.Ю. Ларина // Вестник Воронежского государственного университета. - 2015. - № 2. -С. 224-228.

7. Хромова, Н.М. Кастрировать нельзя помиловать: где ставить запятую? // Законодательство и экономика. - 2015. - № 11. - С. 57-60.

THE PROBLEMATIC ASPECTS OF DOMESTIC AND INTERNATIONAL LEGISLATION IN COUNTERING THE PROPAGANDA OF PEDOPHILIA

N. E. Odintsova, Student

Supervisor: A.L. Repetskaya, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor Katanov Khakass State University (Russia, Abakan)

Abstract. Propaganda of pedophilia is a very relevant topic, therefore, the article reveals the imperfections of the legal framework providing for liability for pedophilia, and also suggests measures to toughen the punishment for this type of crime, by strengthening the legal framework and preventive measures aimed at preventing crimes against minors. For a legal assessment of domestic legislation in the field ofprotection of the sexual integrity of minors, attention is drawn to foreign experience. Legislators of other countries provide distinctive legal ways to protect minors from sexual forms of violence, which are distinguished by their effectiveness. Based on what the conclusion is drawn about the need to systematize criminal sanctions and bring them in proportion with the consequences.

Keywords: pedophilia, propaganda of pedophilia, counteraction of pedophilia, criminal punishment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.