Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность / несовершеннолетние лица / административное правонарушение / правоотношения / меры воздействия / administrative responsibility / minors / administrative offense / legal relations / measures of influence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубченко Ирина Евгеньевна

Статья посвящена изучению проблемных аспектов административной ответственности несовершеннолетних. Автор рассматривает основные проблемы привлечения несовершеннолетних к ответственности, а также предлагает меры, направленные на их решение. Исходя из проведённого исследования необходимо выделить некоторые особенности в отдельную главу действующего административного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE RELEASE OF MINORS FROM ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The article is devoted to the study of problematic aspects of administrative responsibility of minors. The author ex-amines the main problems of bringing minors to justice, as well as suggests measures aimed at solving them. Based on the conducted research, it is necessary to highlight some features in a separate chapter of the current administrative legislation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.922:374.151.1

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Голубченко Ирина Евгеньевна,

студент

Научный руководитель — Е. В. Шведчикова, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена изучению проблемных аспектов административной ответственности несовершеннолетних. Автор рассматривает основные проблемы привлечения несовершеннолетних к ответственности, а также предлагает меры, направленные на их решение. Исходя из проведённого исследования необходимо выделить некоторые особенности в отдельную главу действующего административного законодательства.

Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетние лица, административное правонарушение, правоотношения, меры воздействия.

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE RELEASE OF MINORS FROM ADMINISTRATIVE

RESPONSIBILITY

Golubchenko Irina Evgenievna,

student

Scientific supervisor — E. V. Shvedchikova, Senior Lecturer of the State and Legal Disciplines Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article is devoted to the study of problematic aspects of administrative responsibility of minors. The author examines the main problems of bringing minors to justice, as well as suggests measures aimed at solving them. Based on the conducted research, it is necessary to highlight some features in a separate chapter of the current administrative legislation.

Key words: administrative responsibility, minors, administrative offense, legal relations, measures of influence.

Под понятием «правонарушение» обычно подразумевается виновное действие полностью дееспособного лица, противоречащее законодательству, наносящее вред другим и повлекшее за собой юридическую ответственность для нарушителя.

Однако деяния несовершеннолетних, хотя и нарушающие нормы административного и уголовного права и причиняющие ущерб обществу, строго говоря, правонарушениями не являются. Это связано с тем, что неполное психическое развитие не позволяет несовершеннолетним осознавать суть и последствия своих поступков.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [1] устанавлива-

ет перечень наказаний для нарушителей в статье 3.2, однако далеко не все они применимы к несовершеннолетним. Так, согласно пункту 3.9, к ним нельзя применять административный арест.

Это обусловлено тем, что арест представляет собой изоляцию от общества за особо опасные деяния, а несовершеннолетние ещё не могут в полной мере нести юридическую ответственность из-за незавершённого развития. В целом же законодательство не предусматривает специальных наказаний для этой категории лиц.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и данные о лице, совер-

шившем административное правонарушение в возрасте 16-18 лет, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) может принять следующие меры воздействия [2]:

1) вынесение предупреждения;

2) объявление выговора или строгого выговора;

3) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или государственных воспитателей;

4) направление в специальное медицинское и образовательное учреждение;

5) помещение несовершеннолетнего, достигшего 11-летнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальную школу, специальное профессионально-техническое училище);

6) установление обязанности для несовершеннолетнего принести публичное извинение или извинение в иной форме потерпевшему.

По большей части на практике к несовершеннолетним применяется предупреждение и административный штраф.

Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Эта мера считается наиболее «мягким» наказанием. Дальнейшие вытекающие последствия для несовершеннолетнего лица будут заключаться в том, что предупреждение повлияет на сознание и дальнейшее поведение правонарушителя. Однако эта санкция не всегда оказывает должное воздействие на несовершеннолетнего [3, с. 55].

Рассматривая административный штраф как одну из мер юридической ответственности, которая может быть применена к несовершеннолетнему нарушителю административного законодательства, следует отметить, что, согласно статье 32.2 Кодекса Российской Феде-

рации об административных правонарушениях, если у подростка, достигшего возраста от четырнадцати до восемнадцати лет и совершившего правонарушение административного характера, отсутствуют личные ежемесячные доходы или источники поступления денежных средств, то сумма наложенного на него административного штрафа будет взыскиваться с родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего нарушителя, наделённых всей полнотой родительских прав и обязанностей по его содержанию и воспитанию согласно законодательству Российской Федерации.

Государственное принуждение и воспитательное воздействие на несовершеннолетних правонарушителей, как правило, носят более мягкий и педагогически обоснованный характер по сравнению с мерами административной ответственности, применяемыми к совершеннолетним нарушителям. Таким образом, исправление и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей возможно путём иных средств внушения, нежели формальное наложение штрафов или иных мер административной ответственности. Главной целью при этом является достижение осознания и осмысления несовершеннолетним своих действий, их последствий для других людей и общества в целом, а также формирование базовых нравственных норм и принципов поведения. Одним из эффективных механизмов достижения поставленных целей может стать организация общественно полезного труда для несовершеннолетних правонарушителей, который поможет им осознать свою вину и приобрести опыт ответственного отношения к выполняемым заданиям [4].

Одной из проблем при осуществлении административной ответственности несовершеннолетних является предвзятое поведение членов комиссии КДНиЗП, которые выступают в качестве субъекта, имеющего право освободить несовершеннолетнего от административной

ответственности, с применением к нему воспитательных мер. Учитывая ситуацию, приходится признать, что принцип равенства перед законом нарушается, когда одни несовершеннолетние освобождаются от ответственности, в то время как другие обязательно подвергаются административной санкции. Предлагается создать норму, отражающую общий порядок освобождения несовершеннолетних лиц от административного наказания и назначения им меры воспитательного характера.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях существуют пробелы, касающиеся вопросов определения наличия невменяемости несовершеннолетнего лица, совершившего нарушение административного законодательства. Поскольку в КоАП РФ не прописана возможность проведения су-дебно-психиатрической экспертизы, представляется целесообразным закрепить в нём необходимость проведения психиатрического освидетельствования несовершеннолетних, у которых имеются основания предполагать наличие психического расстройства. Ответственность за проверку факта наличия либо отсутствия у несовершеннолетнего психического расстройства целесообразно возложить на соответствующие медицинские учреждения, в том числе клинико-диагностические невролого-психиатрические центры для несовершеннолетних, и закрепить их полномочия и порядок направления подростков на судебно-

психиатрическую экспертизу в соответствующих нормативно-правовых актах.

Одной из существенных проблем, возникающих в ходе реализации административной ответственности несовершеннолетних, являются имеющиеся ограничения по нижней планке возраста, с которого может наступать привлечение к административной ответственности. В настоящее время ответственность наступает при достижении 16-летнего возраста. Такое положение способствует увеличению количества правонарушений и преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 16 лет, поскольку они остаются безнаказанными. Представляется разумным снизить минимальный возраст привлечения к административной ответственности до 14 лет, так как большинство подростков данного возраста, как позволяет судить их психическое и физиологическое развитие, полностью осознают последствия своих действий и способны контролировать своё поведение.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что закрепление особенностей административной ответственности несовершеннолетних в отдельной главе КоАП РФ будет способствовать более эффективному регулированию данной сферы правоотношений, а следовательно, и её дальнейшему развитию и совершенствованию реализации норм административного законодательства РФ и субъектов РФ в отношении несовершеннолетних лиц.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: в ред. Федер. закона от 19 окт. 2023 г. № 505-ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 дек. 2023. 19 окт.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24 июн. 1999 г. № 120-ФЗ: в ред. Федер. закона от 21 нояб. 2022 г. № 445-ФЗ // Рос. газ. 1999. 30 июн.; 2022. 24 нояб.

3. Арсланбекова А. З., Гаджаева З. У. Особенности административной ответственности несовершеннолетних // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки, 2020. № 2. С. 70-75.

4. Солдатов А. П., Братановский С. Н. Административная ответственность несовершеннолетних в России: вопросы теории и практики // Труды Академии управления МВД России, 2022. № 3 (63). С. 52-61.

© Голубченко И. Е., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.