Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РФ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местная администрация / самоуправление / должность / local administration / self-government / position

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Полотебнов А.А., Джораева С.В.

Раскрывается понятие и полномочия местной администрации в РФ. Обращается внимание на проблемные аспекты, связанные с определением перечня конкретных полномочий ввиду отсутствия единой норы в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF DETERMINING POWERS OF LOCAL ADMINISTRATION IN RUSSIAN FEDERATION

The concept and powers of the local administration in the Russian Federation are revealed. Attention is drawn to problematic aspects related to the definition of a list of specific powers due to the lack of a single hole in the legislation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РФ»

УДК 34 Полотебнов А.А., Джораева С.В.

Полотебнов А.А.

Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)

Научный руководитель: Джораева С.В.

к.ф.н.,

доцент кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РФ

Аннотация: раскрывается понятие и полномочия местной администрации в РФ. Обращается внимание на проблемные аспекты, связанные с определением перечня конкретных полномочий ввиду отсутствия единой норы в законодательстве.

Ключевые слова: местная администрация, самоуправление, должность.

Местная администрация в Российской Федерации представляет собой орган местного самоуправления, который осуществляет управление в пределах законов и Конституции РФ на территории соответствующего субъекта федерации [1]. Данный базовый орган власти регулируется положениями Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ) [2]. Так, ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ указывает, что местная администрация представляет собой исполнительно-распорядительный орган

власти, наделенный уставов и государственными полномочиями, делегированными от местного самоуправления.

В формировании местной администрации участвуют два субъекта: представительный орган муниципального образования и глава местной администрации. Представительный орган утверждает структуру местной администрации, а также, в случае определения в уставе муниципального образования именно данного порядка, назначает на должность главу местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Глава местной администрации, непосредственно назначает на должность иных должностных лиц в структуре данного органа местного самоуправления. Это позволяет сделать вывод о том, что способ формирования местной администрации является смешанным, так как сочетает в себе как назначение путем избрания, так и назначение в распорядительном порядке.

В свою очередь Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ в ст. 27 закрепляет, что полномочия местной администрации касаются местного значения. Они, как уже указывалось ранее, передаются органами местного самоуправления и определяются законами субъекта. Однако, Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ в ст. 27 не определяет конкретные полномочия детальности данного органа. При этом если законодатель довольно чётко установил компетенцию главы и представительного органа муниципального образования. Следовательно, не раскрыт вопрос исключительной компетенции, что не позволяет дать надлежащую оценку данному органу власти.

Например, И.С. Панферкина в своем исследовании отмечает, что местная администрация, как правило, имеет полномочия в различных сферах: организация жилищно-коммунального хозяйства, образование, здравоохранение, транспорт, благоустройство [4]. По мнению Э.А. Шарипова при определении компетенции местной администрации следует исходить из того, что функциональное назначение местного самоуправления заключается в

особом способе децентрализации управленческих дел, близких к условиям жизни людей, причем главным образом малых групп и конкретных граждан [3].

Э.М. Хазиева считает, что местная администрация разрешает вопросы местного значения, к которым относятся: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, народное образование, здравоохранение, дороги, транспортные услуги, первичные меры пожарной безопасности, бытового обслуживания, библиотеки, охрана местных объектов культурного наследия, спорт, работа с молодежью [5]. Автор указывает, что по мере развития общества, к ним стали добавлять и иные полномочия, которые уже в меньшей мере касаются местного значения. Например, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий.

Данные вопросы уже не находятся на уровне местного значения и не касаются предоставления услуг населению. Конечно, нельзя отрицать, что они касаются общегосударственных проблем, однако, это не означает, что местная администрация должна сосредоточиться на выполнение всех государственных полномочий.

На это же и указывает Конституция, которая в ст. 132 Конституции РФ провозглашает, что органы местного самоуправления решают вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132); и у них есть возможность (не обязанность) наделения государственными полномочиями указанных органов. Наделение государственными полномочиями производится только законом (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). Таким образом, и проявляется основная специфика местного самоуправления в России, которое, наряду с вопросами местного значения, призвано исполнять отдельные государственные функции.

В современных условиях необходимо формирование правовой базы местного самоуправления так, чтобы в компетенции органов местной власти

было четкое разграничение между исполнительно-распорядительными и представительными органами местной власти. Объем полномочий местной администрации не ограничивается законодательством о местном самоуправление, здесь нужно учитывать положения, закрепленные в земельной, финансовой, жилищной, градостроительной и иных отраслях права. В ходе исследования, приходим к выводу о том, что даные дополнительные полномочия необходимо учитывать и отражать в соответствующих дополнениях к законам о местном самоуправлении

Таким образом, в ц целях совершенствования законодательства о местном самоуправлении общей перечень полномочий местной администрации уместно отразить в ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3. Следует указать следующее: «местная администрация осуществляет разработку и обеспечение реализации концепций, планов и программ развития муниципального образования; разрабатывает проект местного бюджета и осуществляет подготовку отчёта о его исполнении; исполняет местный бюджет; осуществляет контроль за использованием территорий, транспортной, социальной и иной инфраструктуры; управляет муниципальной собственностью; осуществляет муниципальный контроль; ведает вопросами благоустройства и озеленения территорий; организует библиотечное обслуживание населения, а также может решать иные вопросы местного значения».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. // Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020;

2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 14.02.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822;

3. Кутлуярова Э.Р. Особенности и проблемы регулирования правового статуса местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления / Э.Р. Кутлуярова, Э.А. Шарипова // Экономические исследования и разработки. - 2019. - № 12. -С. 31-35;

4. Панферкина И.С. Местная администрация как орган местной власти: проблемы правового регулирования полномочий / И.С. Панферкина, А.К. Логвинова, К.Н. Вострикова // Научный альманах. - 2020. - № 2-1(64). - С. 160-162;

5. Хазиева Э.М., Бадретдинов И.Р. Правовые основы организации и деятельности местной администрации // StudNet. - 2021. - № 10. - С. 5

Polotebnov A.A., Dzhoraeva S. V.

Polotebnov A.A.

Orenburg State University (Orenburg, Russia)

Scientific advisor: Dzhoraeva S.V.

Orenburg State University (Orenburg, Russia)

PROBLEMATIC ASPECTS OF DETERMINING POWERS OF LOCAL ADMINISTRATION IN RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the concept and powers of the local administration in the Russian Federation are revealed. Attention is drawn to problematic aspects related to the definition of a list of specific powers due to the lack of a single hole in the legislation.

Keywords: local administration, self-government, position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.