1.2. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЛЕГИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гадельшина Лиана Ильгизовна, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», соискатель кафедры конституционного права и прав человека Казанского (Приволжского) федерального университета.
liananig1@yandex. ru
Аннотация: В статье исследуется правовая природа финансового обеспечения делегированных государственных полномочий субъекта Российской Федерации. На основании анализа законодательства Российской Федерации и правовой доктрины автор выделяет характерные черты данной категории и формулирует определение понятий «финансовое обеспечение» и «финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий субъекта Российской Федерации».
Ключевые слова: финансовое обеспечение, финансирование, делегированное государственное полномочие, наделение государственными полномочиями, государственное полномочие субъекта Российской Федерации, местное самоуправление.
THE CONCEPT OF FINANCIAL PROVISION OF THE DELEGATED STATE AUTHORITIES OF THE REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Gadelshina L., а senior lecturer of the State legal disciplines Department of the Kazan branch of Russian Academy of Justice, an applicant of the Constitutional law and human rights Department of the Kazan (Volga) Federal University.
liananig1@yandex. ru Annotation: This article researches the legal nature of financial provision of the delegated state authorities of the region of the Russian Federation. On the basis of analysis of the legislation of the Russian Federation and the legal doctrine the author distinguishes features of the given category and formulates the definitions «financial provision» and ««nancial provision of the delegated state authorities of the region of the Russian Federation».
Keywords: financial provision, the financing, delegated state authority, the empowerment with the state authority, the state authority of the region of the Russian Federation, local self-government.
Финансовое обеспечение государственных полномочий субъекта Российской Федерации, делегированных органам местного самоуправления, гарантируется Конституцией Российской Федерации1, провозгласившей в части 2 статьи 132 возможность наделения органов местного самоуправления законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В научной литературе, посвященной исследованию института делегирования отдельных государственных полномочий, вопрос об определении понятия «финансовое обеспечение делегированных государственных
1 Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
полномочий» по настоящее время остается без должного внимания. Между тем, как правильно отмечали О. Е. Кутафин и К. Ф. Шеремет, «во всем последующем нормотворчестве законодатель должен учитывать то, в какой форме и как определены эти области отношений, исходить из того, как понимается их содержание в действующем законодательстве, какова терминология, с помощью которой они отражены в законе»2.
На основании вышеизложенного, в настоящей статье ставится задача исследовать правовую природу понятия «финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий субъекта Российской Федерации» и сформулировать определение данного понятия.
Итак, законодательство Российской Федерации широко употребляет понятие «финансовое обеспечение», например, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 (далее - «ФЗ № 131-ФЗ»), Бюджетном кодексе Российской Федерации4, Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5 (далее - ФЗ № 184-ФЗ»), различных отраслевых законах: Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»6 (ст. 4.6) и других. Причем применяется данный термин не только по вопросам делегирования государственных полномочий, но и по вопросам, касающимся осуществления расходов, финансируемых из бюджетов, к примеру, по осуществлению органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по осуществлению органами субъекта Российской Федерации полномочий Федерального казначейства, деятельности казенного предприятия, выполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и т.д.
Однако следует констатировать, что легальное определение категории «финансовое обеспечение» в науке конституционного права отсутствует.
К сожалению, в российской конституционно-правовой науке не уделяется должного внимания данной правовой категории, поскольку словосочетание «финансовое обеспечение» наиболее полно рассматривается в иных юридических (в финансовом праве, муниципальном праве) и общественных науках (в экономике). Так, в науке муниципального права вопросы материальнофинансового обеспечения местного самоуправления связываются с анализом финансовой основы местного самоуправления, местного бюджета, в том числе, доходов местного бюджета7. В финансово-правовой науке под финансовым обеспечением понимается форма участия в распределении денежных средств путем получения финансовых ресурсов на определенные це-
2 Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных советов: Учебное пособие - М.: Юрид. лит. - 1982. - С. 29.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
5 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
6 Российская газета. - 2006. - 31 декабря.
7 Зозулюк В.А. Государственно-правовое регулирование материально-финансового обеспечения местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. - Москва. - 1998. - С. 20, 31, 37-39.
ли8. В финансово-правовой литературе можно также встретить отождествление понятия «финансовое обеспечение» с понятием «финансирование», где оно определяется как урегулированное правовыми нормами выделение государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям9. Вопросы финансового обеспечения здесь связываются с исследованием категорий «финансы», «финансовая система», «финансовая деятельность
10 о
государства» . В свою очередь, в экономической науке вопросы финансового обеспечения полномочий муниципальных образований по умолчанию связываются с исследованием финансовой самостоятельности местного самоуправления, местных финансов. К примеру, в рамках теоретических аспектов финансового обеспечения государственных полномочий внутригородских муниципальных образований автором Д. Д. Дятленко исследованы вопросы о финансовой деятельности муниципальных образований, о местных финансах, о бюджете муниципального образования11.
Попробуем определить категорию «финансовое обеспечение» самостоятельно, основываясь на анализе составляющих его понятий: «финансы» и «обеспечение».
Современная наука рассматривает термин «финансы» в двух аспектах: экономическом и материальном.
С экономической точки зрения финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов12. По мнению Г. В. Петровой содержание категории «финансы» составляют отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта13.
Более широкое понятие дает профессор Ю. А. Кро-хина: финансы - экономические денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства, и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества1 .
Что касается материального аспекта финансов, интересно мнение С.Ю. Витте, который определял фи-
8 Савинов С.В. Правовое регулирование финансового обеспечения деятельности органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.14. - Саратов. -2001. - С. 34-35.
9 Савинова Е.И. Правовые основы финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - Саратов. - 2008. - С. 71; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - С. 633.
10 Савинов С.В. Указ. соч. - С. 30.
11 Дятленко Д.Д. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий внутригородским муниципальным образованиям: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2009. - С. 11-86.
12 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М., 2000. - С. 176.
13 Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. - М.: ТК Велби, 2008. - С. 8.
14 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. -
М.: Норма, 2004. - С.2.
нансы как всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства в смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства, -его доходов, расходов и долгов15.
В современном научном понимании с материальной точки зрения финансы представляют собой финансовые ресурсы страны, то есть денежные фонды государства, публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), предприятий, учреждений, организаций, используемых для материального обеспечения потребностей общества и развития производ-ства16. С данной позиции финансы рассматривал российский законодатель, закрепляя понятие местных финансов как совокупность средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, и других финансовых средств (ст. 2 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Фе-дерации»17, утратил силу 01.01.2009 г.).
Однако, как отмечает профессор Г. В. Петрова, сущность финансов до конца пока не раскрыта в связи с тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления18.
Представляется, что финансы следует рассматривать в настоящей работе в материальном смысле, то есть как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, образуемых, распределяемых и используемых в целях выполнения задач и функций государства и решения вопросов местного значения.
В Толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой понятие «обеспечение» определяется как снабжение чем-либо в нужном количестве, предоставление достаточных материальных средств19. Современный экономический словарь определяет «обеспечение» как совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов, поддержанию стабильности функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений закона, нормативных установок, контрактов20.
Таким образом, понятие «финансовое обеспечение» представляет собой предоставление денежных средств из централизованных или децентрализованных денежных фондов, достаточных для выполнения определенных задач, функций, деятельности государственного или местного значения.
Анализ различных точек зрения по вопросу об определении делегированных государственных полномочий 1 по-
15 Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах / С. Ю. Витте; предисл. Мст. П. Афанасьева. - М.: Юрайт, 2011. - С. 467.
1 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - С.20-21.
17 Российская газета. - 1997. - 30 сентября.
18 Петрова Г.В. Указ. соч. - С. 7.
19 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тыс. слов и фразеологических выражений. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2007. - С. 427.
20 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИН-ФРА-М, 2001. - С. 252.
21 См., например: Миннегулов И.Х. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: На приме-
зволяет сформулировать следующее определение данному понятию. Итак, «государственное полномочие, делегируемое органам местного самоуправления» - это отдельное полномочие (определенные права и обязанности) органа государственной власти, которое на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации передается органам местного самоуправления для временного или постоянного осуществления под контролем государства с передачей соответствующих материальных и финансовых средств.
Согласно ФЗ № 1Э1-ФЗ и ФЗ № 184-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться следующими полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации:
- полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации (согласно п. 3 ст. 26.1 ФЗ № 184-ФЗ, п. 2 ст. 19 ФЗ № 1Э1-ФЗ устанавливаются федеральным законодательством22);
- полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не относящиеся к собственным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а переданные им федеральными государственными органами (согласно п. 7 ст. 26.3 ФЗ № 184-ФЗ делегирование допустимо, если возможность «двойного» делегирования предусмотрена федеральным законодательством);
- полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (согласно п. 2 ст. 26.1, п. 6 ст. 26.3 ФЗ № 184-ФЗ, абз. 2 п. 2 ст. 19 ФЗ № 131-ФЗ делегирование допускается, если это не противоречит федеральным законам; данные полномочия устанавливаются федеральным законодательством, а также региональными законами в порядке опережающего правового регулирования);
- полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации (в силу п. 2 ст. 19 ФЗ № 131-ФЗ устанавливаются региональным законодательством; делегирование допустимо, когда не приводит к утрате конституционной самостоятельности субъекта Российской Федерации как государственного образования в составе Российской Федерации23).
М. Ю. Дитятковский выделяет основные черты полномочий, в том числе в случае их передачи органам местного самоуправления: во-первых, полномочия органов государственной власти представляют собой правообязанность,
ре Приволжского федерального округа: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2006. - С. 24-25; Чакалова М.С. О соотношении понятий «наделение» и «делегирование» государственных полномочий органам местного самоуправления // Административное и муниципальное право. -2009. - № 6. - С. 28; Стукалова О.А. Конституционно-правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук . - Ростов-на-Дону, 2007. - С. 73-74.
2 Например: статья 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. - Ст. 1, статья 29 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» // Российская газета. - 1993. - 4 мая.
23 Стукалова О.А. Конституционно-правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - С. 111.
т.е. неразрывное единство закрепленных за ними прав и обязанностей, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Во-вторых, полномочия органов государственной власти закрепляются в нормативных правовых актах - в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации и т.д. В-третьих, полномочия органов государственной власти реализуются через совершение органами, которым они предоставлены, государствен но-властных действий исполнительно-распорядительного либо нормотворческого характера. В-четвертых, совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Федерации, составляют компетенцию органа государственной власти24.
Таким образом, «делегированное государственное полномочие субъекта Российской Федерации» - это отдельное полномочие (определенные права и обязанности) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации либо по предметам ведения субъекта Российской Федерации, либо по предметам совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации, а также переданное полномочие (права и обязанности) федерального органа государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, которое на основании закона субъекта Российской Федерации передается органам местного самоуправления для временного или постоянного осуществления под контролем субъекта Российской Федерации с передачей соответствующих материальных и финансовых средств.
Достаточность материально-финансового обеспечения, по мнению многих авторов, является ключевым конституционным принципом делегирования государственных полномочий на местный уровень25. В этой связи, представляется необходимым выделить характерные черты, выражающие правовую сущность финансового обеспечения делегированных государственных полномочий. Во-первых, это обязательность финансового обеспечения, то есть невозможность передачи отдельных государственных полномочий без предоставления соответствующих финансовых ресурсов. Во-вторых, полнота финансового обеспечения - предоставление финансовых средств в размере, соответствующем объему переданных отдельных государственных полномочий. В-третьих, предварительный характер финансового обеспечения - предоставление финансовых средств до осуществления делегированных государственных полномочий. Считаем целесообразным, законодательно закрепить обязательный, полный и предварительный характер финансового обеспечения делегированных государственных полномочий. С этой целью было бы удобно дополнить часть 5 статьи 19 ФЗ № 131-ФЗ нормой следующего содержания: «Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществля-
24 Дитятковский М.Ю. Понятие отдельных государственных полномочий, которыми наделены либо могут наделяться органы местного самоуправления // Современное право. - 2006. - № 10. - С. 74.
25 Мокрый В.С. Наделение полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: особенности и закономерности // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 12. - С. 43; Миннегулов И. Х. Указ. соч. - С. 21; Канавина О.С. Принцип материально-финансовой обеспеченности осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. -2008. - № 21. - С. 32; Стукалова О.А. Указ. соч. - С. 117.
ется на принципах обязательности, предварительности и полноты».
Обращает на себя внимание тот факт, что в законодательстве отсутствует единая терминология в вопросе о финансовом обеспечении полномочий. Так, например, Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 132), Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»2 (ст. 4), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних»27 (ч. 2 ст. 25) употребляют термин «передача финансовых средств». В свою очередь, ФЗ № 131-ФЗ (ч. 5 ст. 19, п. 4 ч. 6 ст. 19, ч. 3 ст. 20, ч. 1 ст. 21, ч. 4 ст. 8, абз. 4 ч. 4 ст. 15), ФЗ № 184-ФЗ (ч. 6 ст. 26.3) наряду с данной категорией используют понятие «передача финансовых ресурсов». Кроме этого, в законодательстве встречается термин «финансирование». Законодательное определение перечисленных категорий отсутствует. Анализ норм дает основание утверждать, что законодатель применяет данные категории в одинаковом значении.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия «финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий субъекта Российской Федерации»: это предоставление муниципальному образованию денежных средств из централизованных денежных фондов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Российская газета. - 2006. - 31 декабря.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. - № 42. - Ст. 5005.
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета. - 1999. - 30 июня.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
8. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.
9. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» // Российская газета. - 1993. - 4 мая.
10. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в
26 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. -№ 47. - Ст. 5340.
27 Российская газета. - 1999. - 30 июня.
Российской Федерации» (утратил силу с 01.01.2009 г.) // Российская газета. - 1997. - 30 сентября.
11. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 687 с.
12. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах / С. Ю. Витте; предисл. Мст. П. Афанасьева. - М.: Юрайт, 2011. - 629 с.
13. Дитятковский М.Ю. Понятие отдельных государственных полномочий, которыми наделены либо могут наделяться органы местного самоуправления // Современное право. - 2006. - № 10. - С. 74 - 78.
14. Дятленко Д.Д. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий внутригородским муниципальным образованиям: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2009. - 146 с.
15. Зозулюк В.А. Государственно-правовое регулирование материально-финансового обеспечения местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. - Москва.
- 1998. - 134 с.
16. Канавина О.С. Принцип материально-финансовой обеспеченности осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 21. - С. 32 - 34.
17. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004. - 704 с.
18. Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных советов: Учебное пособие - М.: Юрид. лит. - 1982. - 232 с.
19. Миннегулов И.Х. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: На примере Приволжского федерального округа: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2006. - 187 с.
20. Мокрый В.С. Наделение полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: особенности и закономерности // Конституционное и муниципальное право.
- 2010. - № 12. - С. 40 - 44.
21. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тыс. слов и фразеологических выражений. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2007. - 944 с.
22. Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. - М.: ТК Вел-би, 2008. - 280 с.
23. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 480 с.
24. Савинов С.В. Правовое регулирование финансового обеспечения деятельности органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. 12.00.14. - Саратов. - 2001. - 200 с.
25. Савинова Е.И. Правовые основы финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.14. - Саратов. - 2008. - 229 с.
26. Стукалова О.А. Конституционно-правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 2007. - 256 с.
27. Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. -3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 749 с.
28. Чакалова М.С. О соотношении понятий «наделение» и «делегирование» государственных полномочий органам местного самоуправления // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 6. - С. 24 - 28.
Reference list:
1. The Constitution of the Russian Federation (accepted on national voting on December, 12th, 1993)// The Russian newspaper. - 1993. - on December, 25th.
2. The federal constitutional law from December, 31st, 1996 № 1-FKZ «About judicial system of the Russian Federa-
tion»// Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. - 1997. - № 1. - article 1.
3. The federal law from December, 29th, 2006 № 255-FZ «About obligatory social insurance on a case of time invalidity and in connection with motherhood» // The Russian newspaper. - 2006. - on December, 31st.
4. The federal law from October, 6th, 2003 № 131-FZ «About the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation»// Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. - 2003. - № 40. - article 3822.
5. The federal law from October, 6th, 1999 № 184-FZ «About the general principles of the organization of legislative (representative) and executive state bodies of subjects of the Russian Federation» // Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. - 1999. - № 42. - article 5005.
6. The budgetary code of the Russian Federation from July, 31st, 1998 № 145-FZ // Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. - 1998. - № 31. - article 3823.
7. The federal law from June, 24th, 1999 № 120-FZ «About bases of system of preventive maintenance of neglect and offenses of minors» // The Russian newspaper. - 1999. - on June, 30th.
8. The federal law from November, 15th, 1997 № 143-FZ «About acts of civil status» // Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. - 1997. - № 47. - article 5340.
9. The law of the Russian Federation from April, 1st, 1993 № 4730-I «About frontier of the Russian Federation» // The Russian newspaper. - 1993. - on May, 4th.
10. The federal law from September, 25th, 1997 № 126-FZ «About financial bases of local authorities in the Russian Federation» (has become invalid from 01.01.2009) // The Russian newspaper. - 1997. - on September, 30th.
11. Babich A., Pavlova L. Finance. Monetary circulation. The credit. - IVI: JUNITI-DANA, 2000. - 687 p.
12. Chakalova M. About a parity of concepts "investment" and "delegation" of the state powers to local authorities // The Administrative and municipal law. - 2009. - № 6. - p. 24 - 28.
13. Krohina J. Financial law of Russia: the Textbook for high schools. - V: Norm, 2004. - 704 p.
14. Ditjatkovsky M. The term of separate state powers by which can be allocated local authorities // The Modern law. - 2006.
- № 10. - p. 74 - 78.
15. Dyatlenko D. Financial providing of the transferred state powers to intracity municipal unions: the dissertation of Cand.Econ.Sci. - M, 2009. - 146 p.
16. Kanavina O. A principle of financial security of realization of separate state powers of local authorities // the Constitutional and municipal law. - 2008. - № 21. - p. 32 - 34.
17. Kutafin O., Sheremet K. Competence of local councils: the Manual - M: The legal literature. - 1982. - 232 p.
18. Minnegulov I. Investment of local authorities with separate state powers: On an example of Privolzhsky federal district: the dissertation of the candidate of jurisprudence. - Kazan, 2006. - 187 p.
19. Mokriy V. Investment with public authorities of regions of the Russian Federation and local authorities: features and laws//the Constitutional and municipal law. - 2010. - № 12. - p. 40 - 44.
20. Ozhegov S., Shvedova N. Russian explanatory dictionary: 80 thousand words and phraseological expressions. / the Russian Academy of Sciences. Institute of Russian of V.Vinogradova. - the fourth added edition. - M: Open Company «And RATE», 2007. - 944 p.
21. Petrova G. Financial law: the Textbook. - M: TK Velbi, 2008. - 280 p.
22. Rajzberg B., Lozovskij L., Starodubtseva E. The modern economic dictionary. - the third processed and added. — M: INFRA-M, 2001. - 480 p.
23. Savinov S. Legal regulation of financial providing of activity of law-enforcement bodies in regions of the Russian Federation: the dissertation of the candidate of jurisprudence. 12.00.14. - Saratov. - 2001. - 200 p.
24. Savinova E. Legal of a basis of financial providing of activity of municipal authorities of public health services in the Russian Federation: the dissertation of the candidate of jurisprudence. 12.00.14. - Saratov. - 2008. - 229 p.
25. Stukalova O. Constitutionally-legal bases of delegating to local authorities separate powers of public authorities of re-
gions of the Russian Fédération: the dissertation of the candidate of jurisprudence. - Rostov-on-Don, 2007. - 256 p.
26. The financial law: the textbook / The editor-in-chief N. Himicheva. - The processed and added third edition/ - М: Lawyer, 2003. - 749 p.
27. Vitte S. Abstract of lectures about national and a state economy, which were read to its imperial highness to grand duke Michael Aleksandrovich in 1900-1902 / S.Vitte; preface of mr. P.Afanasev. - М: Jurait, 2011. - 629 p.
28. Zozuljuk V. State-legal regulation of financial providing of local authorities: the dissertation of the candidate of jurisprudence. 12.00.02. - Moscow. - 1998. - 134 p.
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензируемая статья посвящена теоретико-правовому исследованию понятия финансового обеспечения отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, передаваемых органам местного самоуправления. Как известно, правовое регулирование какой бы то ни было области общественных отношений не может обойтись без точного, научно обоснованного понятийного аппарата. Применительно к институту делегирования отдельных государственных полномочий, следует отметить, что в правовой доктрине и законодательстве понятие «финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий субъекта Российской Федерации» не определено. Вместе с тем финансирование делегируемых полномочий является конституционным принципом института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Следовательно, избранная автором тема исследования представляется достаточно актуальной.
В работе проведен научный анализ категорий «финансовое обеспечение», «финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий субъекта Российской Федерации»; внесена ясность в понимание данных категорий.
В целях исследования автором были изучены многочисленные труды ученых правоведов; подвержены глубокому осмыслению точки зрения многих ученых и дана им обоснованная научная оценка. Кроме этого в работе проанализирован достаточный объем нормативных правовых актов. Это делает работу весьма интересной широкому кругу читателей.
В результате проведенного исследования автором сформулировано определение понятия «финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий субъекта Российской Федерации», а также выделены характерные черты данной правовой категории. Выводы автора в достаточной степени аргументированы и теоретически обоснованны. Все это наделяет работу высокой научной ценностью и практической значимостью.
Полученные результаты являются, безусловно, новыми и отличаются оригинальностью в связи с тем, что рецензируемая работа является результатом самостоятельного научного осмысления правовой природы финансового обеспечения делегированных государственных полномочий субъекта Российской Федерации.
Положения и выводы настоящей статьи имеют научное и практическое значение. Отдельные положения работы и некоторые выводы автора могут использоваться как в научной, так и практической деятельности, а также могут быть интересными и полезными всем, кто интересуется проблемами конституционного права.
Работа выполнена на высоком научном уровне, юридически грамотным языком, в котором четко прослеживается логическая структура. Материал статьи оформлен в соответствии с действующими требованиями, не содержит сведений, не разрешенных для опубликования в открытой печати, и не содержит научных материалов, принадлежащих другим авторам.
Таким образом, настоящая статья соответствует необходимым требованиям и рекомендуется к опубликованию в открытой печати.
К.ю.н., доцент Кафедры
конституционного права и
прав человека Казанского (Приволжского)
федерального университета
Хабибуллина Г. Р.