ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЯХ
А.И. Ковалева, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-2-229-231
Аннотация. В статье рассмотрены проблемные аспекты обеспечения безопасности на музыкальных мероприятиях, включая концерты и фестивали. Описана и проанализирована существующая на данный момент система безопасности проведения музыкальных мероприятий на территории Российской Федерации. По итогам исследования выявлены недостатки механизма обеспечения безопасности и сделан прогноз состояния фестивально-концертной музыкальной индустрии на ближайшее будущее, с учетом ее фактического положения.
Ключевые слова: туризм, музыкальный туризм, концертный туризм, событийный туризм, безопасность, массовые мероприятия, музыкальная индустрия.
После трагического события 22 марта 2024 года сервисы по покупке билетов начали возвращать денежные средства в полном объеме за мероприятия, запланированные на 23 и 24 марта [1]. Федеральный закон № 3612-1 «О культуре» устанавливает причины, а также сроки подачи заявления на возврат и объем денежных средств, которые учреждение обязуется выплатить. Закон оставляет за организатором право на выплату денежных средств в полном объеме и в любой срок, но не после даты проведения мероприятия. Именно этим правилом справедливо воспользовались организаторы мероприятий. По их словам, массовых отказов от посещения ближайших мероприятий - пока нет. Но всеми участниками -потребителями, организаторами, властями -подымается вопрос об обеспечении безопасности на месте проведения массовых мероприятий. Реалии событийной экономики изменились, появились новые вызовы, которые требуют незамедлительной реакции и принятия, возможно, новых мер регулирования.
Чтобы обеспечить безопасность на месте организации, например, музыкального фестиваля - требуется содействие административных органов. У каждого региона существует свой порядок организации и проведения мероприятий. Это - документ, в котором прописаны основные положения, состоящие из процедур согласования мероприятия с органами власти, а также различающиеся от региона к региону запреты и ограничения.
Местные власти могут самостоятельно принимать и требовать соблюдения определенных мер, выделенных как необходимые для региона. Так, в постановлении Москвы «Об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей», указано требование наличия физической охраны - в форме общественных объединений и организаций [2].
Под общественными объединениями чаще всего понимаются частные охранные предприятия (ЧОПы). ЧОПы нанимаются организаторами либо администрацией самой площадки для проведения мероприятий. Данная система безопасности подвергается критике профессионалами индустрии, так как зона ответственности работника частного охранного предприятия ограничивается лишь наказанием за превышение полномочий, а не за их неисполнение. Основная задача ЧОП - контроль пропускного режима, пресечение хулиганств и иных мелких правонарушений. Более того, большинство сотрудников охранных предприятий не имеют права носить с собой средства поражения. Для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации нейтрализовать нарушителя - нужно иметь соответствующую лицензию. Только высокооплачиваемые специалисты охраны шестого разряда имеют право на ношение таких средств. Положение индустрии складывается таким образом, что многие организаторы не могут позволить столь значительные расходы на охрану [3].
Многие СМИ (а также специалисты и интересующиеся темой) акцентируют внимание на том, что наиболее эффективными мерами является привлечение сотрудников Росгвар-дии для охраны мероприятий или же аренда помещения, обеспечивающего охрану по высшему порядку. Но при таких мерах стоит рассчитывать на значительное увеличение стоимости билетов. Крупные площадки для организации мероприятий различного характера, такие как «МТС Live», указывают, что более 20% затрат на проведение мероприятий в залах сети приходится на обеспечение безопасности, что в значительной мере отражается на стоимости аренды под мероприятие [3].
Нынешнюю ситуацию фестивально-концертной индустрии наиболее полно характеризует мнение Олега Сабаева в интервью издательству «РБК»: «Службы безопасности для современных менеджеров относятся к разряду сервисных, и здесь все пытаются сэкономить. Для привлечения клиентов и увеличения выручки бизнес часто отказывается от мер безопасности, чтобы не отпугнуть клиентов и не создавать неудобства для потребителей» [3].
Одно из существующих предложений -возложить на ЧОП обеспечение вооруженной охраны объектов повышенной антитеррористической защищенности. Но идея встретилась с критикой и требует полного пересмотра статуса ЧОП. Другой ограничивающий обеспечение безопасности на мероприятиях фактор - отсутствие возможности запросить дополнительных сотрудников полиции на территорию проведения. Традиционно, при подаче заявления, полиция самостоятельно определяет количество человек, для охраны территории. Система запроса дополнительных сотрудников функционирует лишь на спортивных мероприятиях, но не на концертных площадках. В связи с чем, периодически выносимым на обсуждение СМИ и общественными организациями, а также заинтересованными лицами предложением, стал вопрос о составления технического задания (ТЗ) по охране площадок для правоохранителей, так как сама площадка - лишь стороннее, арендное предприятие. Такое предложение назвали «паспортом антитеррористической защищенности». Но специалисты из интервью изда-
тельству «РБК» опасаются ужесточения нормативов и последующего понижения спроса на билеты.
Из всех существующих средств на данный момент наиболее эффективными являются: проведение обязательной кинологической проверки перед каждым мероприятием, проверка посетителей ручными металлодетекто-рами, наличие ручки «антипаника» на пожар-но-эвакуационных выходах, наличие тревожных кнопок, организация курсирующего патруля и рассеянного мониторинга (внедрение в место массового скопления охраны).
Организаторы могут обезопасить себя самостоятельно, разместив на информационных ресурсах правила посещения площадки. Например, в целях безопасности, многие западные организаторы разрешают пронести на территорию только маленькую дамскую сумочку либо прозрачный рюкзак из специального материала.
Рассмотренные проблемные аспекты дают понимание того, что в России имеются пробелы в законодательном регулировании, которое регламентировало бы безопасность при проведении концертов или фестивалей. Нормативные акты преимущественно представлены в виде порядка организации и проведения массовых мероприятий на территории региона проведения, Федеральным законом №3 «О полиции», Федеральным законом №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федеральным законом №35 «О противодействии терроризму», методических рекомендаций Минкультуры. Отсутствует четкая правовая трактовка понятия массового мероприятия. Ольга Дорогина, руководитель event-отдела агентства событийного маркетинга «People need people», в своих блогах пишет о бюрократизации согласования мероприятий. Ольга отмечает, что на моменте согласования могут появиться определенные трудности, которые значительно повлияют на конечное состояние мероприятия, которое планируется организовать [4].
Исходя из проанализированного состояния рынка, музыкальную индустрию вероятнее ждет подорожание билетов при условии усиления мер по обеспечению безопасности территории. Фестивалям в формате «open-air» будет предъявляться больше требований по безопасности, в связи с массовостью и осо-
бенностью формата, соответственно органи- чение общих правил проведения массовых зовывать их будет сложнее. Экономика музы- мероприятий. Из радикальных предположе-кальных событий может столкнуться с перио- ний профессионалов индустрии - компании дическим возрастанием обеспокоенности должны получить разрешение, согласовать аудитории и боязнью посещать концерты и мероприятие с ФСБ до начала продажи биле-фестивали, вероятностью возврата билетов в тов. При таком подходе организаторы столк-любой момент. Мероприятий может стать нутся с серьезными затратами, которые могут меньше - не все организаторы готовы брать сравняться со стоимостью аренды всей пло-на себя подобные риски, в том числе финан- щадки [3]. совые. Вероятно, будет произведено ужесто-
Библиографический список
1. Немассовые мероприятия // Коммерсантъ: [ежедн. интернет-изд.]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6593161 (дата обращения: 30.05.2024).
2. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 25 мар. 2015 г. № 272. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
3. Охрана концертных площадок. Как это работает // РБК: [ежедн. интернет-изд.]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/27/03/2024/660176459a7947c12e99265c?ysclid=lue3f5iji1 17596157 (дата обращения: 31.05.2024).
4. Согласование мероприятий с городской администрацией // Ивентология: [сетевой журн.]. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.su/v22aZ (дата обращения: 31.05.2024).
PROBLEMATIC ASPECTS OF ENSURING SAFETY AT MUSICAL EVENTS
A.I. Kovaleva, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. The article examines the problematic aspects of ensuring safety at musical events, including concerts and festivals. The current security system for conducting musical events on the territory of the Russian Federation is described and analyzed. According to the results of the study, the shortcomings of the security mechanism were identified and a forecast of the state of the festival and concert music industry for the near future was made, taking into account its actual situation.
Keywords: tourism, music tourism, concert tourism, event tourism, security, mass events, music industry.