Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ ЗАРУБЕЖЬЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ ЗАРУБЕЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальные фестивали / музыкальный туризм / событийный туризм / фестивали зарубежья / американские фестивали / европейские фестивали / фестивальные концепции / music festivals / music tourism / event tourism / festivals abroad / American festivals / European festivals / festival concepts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А И. Ковалева

В статье рассмотрены наиболее популярные на момент публикации работы музыкальные фестивали США и Европы. Детальный анализ особенностей организации и концепции каждого фестиваля помог выявить закономерности и отличия, факторы привлекательности для аудитории, а также определенные проблемы, с которыми столкнулись организаторы рассмотренных мероприятий. Основная часть информации для статьи представлена иностранными источниками на английском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CONCEPTS OF MUSIC FESTIVALS ABROAD

The article examines the most popular music festivals in the USA and Europe at the time of publication. A detailed analysis of the specifics of the organization and concept of each festival helped to identify patterns and differences, factors of attractiveness to the audience, as well as certain problems faced by the organizers of the events considered. The main part of the information for the article is provided by foreign sources in English.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ ЗАРУБЕЖЬЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ ЗАРУБЕЖЬЯ

А.И. Ковалева, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

Б01:10.24412/2500-1000-2024-10-2-224-228

Аннотация. В статье рассмотрены наиболее популярные на момент публикации работы музыкальные фестивали США и Европы. Детальный анализ особенностей организации и концепции каждого фестиваля помог выявить закономерности и отличия, факторы привлекательности для аудитории, а также определенные проблемы, с которыми столкнулись организаторы рассмотренных мероприятий. Основная часть информации для статьи представлена иностранными источниками на английском языке.

Ключевые слова: музыкальные фестивали, музыкальный туризм, событийный туризм, фестивали зарубежья, американские фестивали, европейские фестивали, фестивальные концепции.

Согласно исследованиям рынка, неоспоримыми лидерами в сфере музыкальных событий являются страны Европы, некоторые страны Азии, а также Северная Америка [1]. Для этих организаторов, музыкальные фестивали - причина значительного экономического роста локальной территории, а также национальной экономики, а соответственно, исследованию музыкальных фестивалей уделено значительное внимание среди специалистов.

Музыкальные фестивали, в том формате, в котором мы их знаем сейчас, зародились в Англии, где в XVIII был проведен первый музыкальный фестиваль в мире [2]. «Бум» музыкальных фестивалей произошел под конец 20 века, когда музыкальные предпочтения стали частью социо-культурной самоидентификации личности.

Преемственность опыта зарубежья важна в деятельности по организации музыкальных событий. Ниже предлагается рассмотреть наиболее популярные фестивали, в соответствии со статистикой за 2021 год [1].

«Роллинг Лауд Майами» (Rolling Loud Miami) - один из лучших фестивалей жанра хип-хоп по версии журнала Биллборд [3]. История фестиваля началась в 2015 году благодаря дружбе двух основателей, организовывавших со школьной скамьи музыкальные рэп-вечеринки. С 2013 года Майами стал центром их деятельности, и уже тогда приглашались такие популярные исполнители, как Трэвис Скотт и Кендрик Ламар. Благодаря успеху

фестиваля в Майами, организаторы расширили площадки с городского парка до пляжных и других территорий штата Флорида. В 2019 году фестиваль проводился на территории Австралии и Нью-Йорка. После пандемии «Роллинг Лауд» покорил Европу - Португалию, Канаду, Нидерланды, Германию и даже Азию (Тайланд). Такой успех фестиваля объясняется прежде всего приглашенными хед-лайнерами - любимыми американцами и европейцами исполнителями: Ники Минаж, Асап Роки, Фифти Сент, Трэвис Скотт, Карди Би, Кендрик Ламар и другие. В 2020 году на стриминговой платформе «Твич» проведена первая в истории фестиваля виртуальная трансляция - «Лауд Стримс» [3]. С тех пор, «пандемийная» практика стала традицией -каждый фестиваль транслируется на различных стриминговых платформах. Другая причина популярности фестиваля - амбициозность и хороший уровень организации. Например, организаторами проводятся концертные туры и даже записан альбом с участием знаменитых рэперов. В 2022 году «Рол-линг Лауд» посетило около 200 000 человек [4], а прибыль за 2021 год составила 106,7 млн долл. США [1]. Продолжительность фестиваля, в зависимости от региона - от 2 до 4 дней. Местом проведения в Майами традиционно становится стадион, способный вместить тысячи посетителей. ВИП-зоны расположены рядом со сценой, чтобы можно было увидеть все, что происходит - вблизи. Дополнительные впечатления создает множество

баров и заведений питания с аутентичной атмосферой и блюдами. Интересна «bag policy» фестиваля - требования к ручной клади, проносимой с собой. Так, разрешены маленькие дамские сумочки, а также прозрачные рюкзаки и сумки из соответствующих материалов. Завершая анализ фестиваля, «Роллинг Лауд» -это крупнейшее событие в культурной жизни города, выводящее фестиваль на мировой уровень и привлекающее туристов со всех стран.

«Боннаруу» - многоформатный американский фестиваль музыки и искусства, в лай-напе которого заявлено множество известных хип-хоп, фолк, поп, инди-рок, кантри и джаз-исполнителей. С 2002 года проходит на огромной ферме города Манчестер. Одно из значений названия фестиваля - сочетание французских слов bonne и rue, которые переводятся как «лучшее на улице» [5]. Среди хедлайнеров 4-х дневного фестиваля, знаменитые: Рэд Хот Чили Пепперс, Пост Малоун, Претти Лайтс и не менее интересные Мелани Мартинес, Карли Рэй Джепсен и другие. Эминем, Радиохед, Боб Дилан уже сделали имя «Боннаруу». На фестивале в качестве средства размещения приветствуются палатки, а на развлекательные и тематические площадки приглашаются мастера различных ремесел. Следует отметить преимущества организации мероприятия - центральная площадка (центероо), работает на постоянной основе (24-часа), на территории множество кафе и танцевальных зон. Предусмотрена территория для детей, вокруг расположены гостиницы, на фестивале продвигаются местные продукты питания, музыка звучит до самого утра, а трансляция происходящего ведется на беспроводных устройствах, которые выдаются каждому участнику [5]. На базе фестиваля была создана «Боннаруу Воркс Фанд» - некоммерческая организация, продвигающая идеи устойчивого развития, творчества и доступного образования. В программе фестиваля обычно предусмотрены пожертвования, благотворительные аукционы предметов современного искусства, лекции и семинары, программы обучения по выращиванию собственных продуктов от фермеров в учебном саду, общественный ужин, а также активно поддерживается концепция «3R» - уменьшение количества отходов (reduce), повторное

использование того, что уже есть (reuse) и переработка (recycle).

Практически идентичный по лайнапу «Га-венорс балл» отличает особая, атмосфера Нью-Йорка. На фестивале представлено множество зон - от гольфа до пинг-понга, фуд-кортов и фудтраков, популярных городских ресторанов, свойственных городской культуре города. Само мероприятие ранее проходило на территории так называемого «губернаторского острова», с которого открываются потрясающие виды на город. Правда, выступлениям заявленных артистов каждый год мешали проливные дожди, приводившие к отмене большинства перформансов и даже выплате денежной компенсации посетителям. Данный фактор ознаменовал перенос места проведения на различные локации города, в основном - парковые. Тем не менее «балл» посетили одни из популярнейших артистов современности, такие как: Тайлер Креэйтор, Флоренс + Машин, Билли Айлиш, Омар Аполло, а также кей-поп группа Аэспа и другие. Опыт «Гавенорс Балл» подчеркивает необходимость серьезного подхода к выбору территории проведения и учета погодных условий на месте.

«Лоллапалууза» проходит в Чикаго, США. Фестиваль делает упор на альтернативные хип-хоп, хэви-метал и панк-рок группы. На территории предусмотрены площадки для комедийных шоу, мастерских, политических и экологических объединений. В отличие от привычного формата фестивалей, ежегодно проходящих на определенной территории, «Лоллапалууза» ранее являлся «гастролирующим фестивалем» по 20-30 городам США и Канады. Причиной неудач фестиваля стала его же узконаправленная тематика. Так, зрители не приняли группу «Металлика» из-за ее «мейнстримности», а поиск альтернативных, но известных исполнителей с каждым годом становился все труднее, жанр альтернативного рока сходил «на нет», что привело к прекращению существования фестиваля в 2003 году. Через несколько лет после возрождения, управление парками Чикаго и организаторы фестиваля подписали контракт на 5 лет, обеспечивающий городу 13 миллионов долларов прибыли [6]. «Лоллапалууза» пришлось расширить перечень музыкальных жанров и музыкантов.

«Аутсайд Лэндс» - трехдневный муль-тижанровый фестиваль музыки, искусства, еды и вина. Проходит в парковой территории Сан-Франциско, США. На территории фестиваля находится множество арт-объектов, проходят выставки местных художников. Главной особенностью «Аутсайд Лэндс» является концепция драг-позитивизма. Другие «фишки» фестиваля: названия сцен в честь именитых мест Сан-Франциско, гастрономия во главе с локальными предприятиями и продуктами. По рецензиям, еда и напитки на фестивале могут «соперничать с любым гастрономическим событием в США» [7]. Помимо вышеупомянутого, организаторы уделяют предельное внимание экологическим вопросам. С годами мероприятие приобрело известность, что принесло в бюджет более миллиарда долларов.

Рассмотренные фестивали имеют ряд схожих черт. Это продукт профессионалов музыкальной индустрии. Организаторы - продюсеры и представители творческих профессий. Перечисленные лидеры фестивально-музыкальной индустрии проходят в формате опен-эйр, в парках и на открытых стадионах. Список выступающих музыкантов повторяется от фестиваля к фестивалю, среди артистов - современные и популярные рэп, поп и хип-хоп исполнители. Почти во всех фестивальных концепциях уделяется внимание экологическим вопросам. Отличие составляет лишь местонахождение (штат).

Обратим внимание на другие, не менее популярные фестивали на территории стран Европы.

«Фреш Айланд» - крупнейший в Европе Хорватский хип-хоп фестиваль, проходит в летнее время на острове Паг. Помимо наслаждения музыкой, организаторы предлагают посетителям ежедневные вечеринки у бассейна на водных транспортных средствах, разнообразные экскурсии по окрестностям и экстремальные виды спорта. Событие включает выступления музыкантов и диджеев со всех уголков планеты [8]. Фестиваль выделяется своим масштабом и вовлеченностью огромной аудитории. Организаторы события также предлагают экскурсионную программу на месте.

«Эксит Фестиваль» - считается одним из лучших музыкальных фестивалей Европы [9].

Событие проходит в Петроварадинской крепости в городе Нови Сад, Сербия. Мероприятие было официально объявлено «Лучшим крупным европейским фестивалем» на премии «Фестиваль Эвордс» в Гронингене (Нидерланды) в 2014 г., которая считается одной из самых престижных фестивальных наград в мире. История фестиваля не менее интересна. Его основатели - студенты, боровшиеся за демократию и свободу в Сербии и на Балканах. За всю историю фестиваль посетили более 2 млн человек из 60 стран мира. Организаторы ежегодно приглашают участвовать звезд рок, поп, дэнс, хип-хоп и многих других музыкальных направлений. «Фишка» события - красивая локация и разнообразие жанров (мультиформатность).

«НОС Элайв Фестиваль» - это смесь рока, инди и поп-музыки под открытым небом в столице Португалии. Впервые он прошел в 2007 году, и, несмотря на свою молодость относительно других европейских фестивалей, успел завоевать внушительную популярность не только в родной стране, но и за рубежом. Событие транслируется в режиме онлайн по телевидению, тем самым приумножая целевую аудиторию [8].

«Примавера Саунд» - фестиваль инди и альтернативной музыки, занимает лидирующие позиции в Европе. Каждый год в начале июня в Барселону приезжают зрители со всего континента, чтобы насладится разнообразием музыки. «Примавера Саунд» был основан в 2001 г., и с тех пор считается одним из самых успешных примеров мультижанрово-сти. Первый фестиваль прошел в архитектурном городском музее, позже - в городских парках. В 2020 году количество посетителей составило более 220 000 человек [10]. По сравнению со многими европейскими фестивалями, хедлайнеры выступают в полночь, а остальные заявленные артисты - в 16:00 и после выступления хедлайнеров - до утра.

Музыкальный фестиваль «Сонар» впервые проведен в Барселоне в 1994 г. Событие делится на дневное и ночное шоу, а также «Со-нар+Д» - трехдневный конгресс, посвященный творчеству, технологиям и бизнесу. Организаторы соединяют творчество и технологии, экспериментируют с новейшими тенденциями в танцевальной и электронной музыке. Шоу беспрерывно длится трое суток. Про-

грамма мероприятия тщательно составляется По результатам анализа фестивалей, выявле-несколько месяцев и держится в тайне до по- ны такие проблемы организации, как - клима-следнего - в списке гостей оказываются са- тические особенности территории проведения мые прогрессивные диджеи, а к показу в за- и ограниченность музыкальных жанров. Из крытых залах допускаются самые провокаци- особенностей, «фишек» - политика ручной онные мультимедийные шоу и фильмы [8]. клади фестиваля «Роллинг Лауд Майами»; 24-

Рассмотренные выше фестивали отличают- часовая музыкальная сцена-площадка и ся современной музыкальной направленно- трансляция фестиваля на беспроводных стью и многолетней историей. Это известные устройствах, выдаваемых каждому участнику артисты жанра «поп», «инди», «рэп» и «хип- фестиваля «Боннаруу»; множество развлека-хоп», объединенные в мультиформатный лай- тельных площадок на территориях; социаль-нап фестиваля. Концепции ориентированы на ная ориентированность (некоммерческая ор-регион проведения (тематическое название ганизация «Боннаруу Воркс Фанд», благотво-сцен, продукция от локальных производите- рительные ужины, организация «детских са-лей и т.д.), экологические проблемы, самовы- дов»); значительное внимание к локальной ражение участников. В основном, организато- гастрономии и коллаборации с местными ры фестивалей - профессионалы индустрии. производителями.

Библиографический список

1. Global Music Event Market 2024-2033 // Custom Market Insights - Research Reports & Advisory Company: [website]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BFaC5 (date of treatment: 10.09.2024).

2. История музыкальных фестивалей. От Вудстока до Нашествия // The salt: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.su/0uOyL8 (дата обращения: 06.10.2024).

3. Rolling Loud New York: A$AP Rocky Makes Triumphant Return & DaBaby Brings Out Infant Dolls On Day Two // Billboard: [e-journal]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3E4u6D (date of treatment: 20.10.2024).

4. All About Rolling Loud Miami 2024: Tickets and Parking Info // Way. The #1 Car Super App: [website]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3E4u8q (date of treatment: 19.10.2024).

5. Bonnaroo Music and Arts Festival // Britannica: [website]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BFaCf (date of treatment: 28.09.2024).

6. Way back machine. Lollapalooza promoters still searching for Chicago identity // Chicago tribune: [e-journal]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.su/ggaxl (date of treatment: 15.09.2024).

7. What to Eat and Drink at Outside Lands 2023 // Eater San Francisco: [e-journal]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3E4uC8 (date of treatment: 15.09.2024).

8. Маслак Е.Н. Проблемы и перспективы развития музыкально-фестивального туризма в России // Сервис в России и за рубежом. - 2022. - Т. 16. № 4. - С. 70-78.

9. Нуриева Д.А., Галимова Л.И. Музыкальный фестиваль «Exit» в развитии туризма города Нови-Сад // «Тур-фактор 2018» - «событийный туризм как главный фактор развития территории»: материалы IX Международной науч.-практ. конф., Казань, 12 апреля 2018 года. - Казань: ООО «Рокета», 2018. - С. 71-73.

10. Фестиваль Primavera Sound // Rhythm travel: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3E4tu8 (дата обращения: 20.10.2024).

- Экономинеские nayHU -

CURRENT CONCEPTS OF MUSIC FESTIVALS ABROAD

A.I. Kovaleva, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article examines the most popular music festivals in the USA and Europe at the time of publication. A detailed analysis of the specifics of the organization and concept of each festival helped to identify patterns and differences, factors of attractiveness to the audience, as well as certain problems faced by the organizers of the events considered. The main part of the information for the article is provided by foreign sources in English.

Keywords: music festivals, music tourism, event tourism, festivals abroad, American festivals, European festivals, festival concepts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.