Научная статья УДК 327
Политические науки
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
Э.А. Халилов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. В статье проанализирован потенциал музыкальных фестивалей в развитии событийного туризма. Дано определение фестивалей, выявлено значение музыкального фестиваля в развитии сферы досуга и развлечений, в исторической рестоспективе.
Ключевые слова: событийный туризм, музыкально - фестивальный туризм, музыкальный фестиваль «СоаЛеИа»
Для цитирования: Халилов Э.А. Музыкальный фестиваль как фактор развития событийного туризма // Казанский вестник молодых учёных. 2021. Т. 5. № 5. С. 117-121.
Отталкиваясь от исторических предпосылок, термин «фестиваль» как элемент событийного туризма и ядро музыкальной индустрии в современном мире понимается как массовое организованное мероприятие, празднество, показ достижений профессионального музыкального творчества. Генерирующим и особо значимым в первую очередь продуктом событийного туризма являются впечатления. Со времен Античности музыкальные мероприятия служили локальной точкой, где можно было послушать музыку любого формата, пообщаться с единомышленниками и активно провести досуг. Главным отличием музыкального фестиваля от концерта заключается в том, что концерты, как правило длятся несколько часов, а фестивали продолжаются несколько дней и представляют собой целую серию событий, которые объединены общей концепцией.
Музыкальный фестиваль - это масштабное музыкальное мероприятие, в открытом или закрытом месте и как правило имеющий образовательную секцию и театрально - перформативную часть, протяженностью в несколько дней с участием популярных музыкальных артистов, групп, спикеров.
В данной статье мы рассмотрим музыкальный фестиваль как фактор развития событийного туризма в рамках самостоятельной культуры организации мероприятия, имеющее смысловой формат и концептуальное содержание.
Одними из важных элементов проведения таких мероприятий являются: социальные проекты или социальные инициативы:
- организовывают благотворительные акции;
- продвижение новых музыкальных направлений, музыкальных артистов и групп;
- привлекают к участию организации мероприятий студентов, где оттачивают свои профессиональные качества и приобретают новые навыки.
В связи с тем, что музыкальные фестивали проводятся в несколько дней и в основном на открытом воздухе, то существует ряд критериев, которые в той или иной степени влияют на место проведения события[2]:
- природно-климатические условия;
- равнинная местность;
- центральное положение площадки;
- приличная удаленность от населенных пунктов.
Рассмотрим классификацию музыкального фестиваля по масштабу и по тематике события[1].
По масштабу разделяют на:
- региональное (местное);
- национальное;
- международное;
- всемирно глобального уровня.
Следует отметить, что данная классификация не привязана к конкретному виду фестиваля, на практике доказано, что мелкие малозначимые события могут постепенно развиваться и переходить на более высокие ступени.
Инициаторами проведения и организаторами фестиваля являются государственные структуры, региональные структуры, бизнес структуры, фонды, общественные движения и организации и частные лица.
Основные виды музыкально - фестивального тризма следующие:[4]
- рок фестиваль;
-поп фестиваль;
-фестиваль авторских песен;
- джазовый фестиваль;
- фестиваль этнической и народной музыки;
- оперный фестиваль;
- фестиваль электронной музыки.
В результате музыкальных направлений, современная молодежь, выражает культуру самоидентификации личности. Что является генерирующим фактором для развития событийного туризма и музыкальной индустрии.
Опираясь на данные журнала «Brown&Hendee» [3], в процессе подросткового времени, молодые люди от 14 до 35 лет, посвящают прослушиванию музыки более 10,5 тысяч часов, что равно 12 годам обучения в школе. Анализируя рубрики журнала «Brown&Hendee» и отталкиваясь от исследований группы людей данного возраста, можно заключить, что они являются особенной группой потребителей музыкальной продукции.
Новым вектором культурного направления в современной музыки стали фестивали электронной музыки, художественные инсталляции, арт - пространства, граффити, различные искусственно - технические средства для воспроизведения музыки открывают новые тенденции и возможности.
Музыкальные фестивали напрямую влияют на становление и развитие событийного туризма и в целом - на экономические показатели региона. Отдельные регионы и страны получают прибыль от приезжих туристов, одновременно подключая дополнительные виды туризма, такие как гастрономический туризм, культурно - познавательный, развлекательный виды туризма.
За последние 10 лет становления и развития событийного туризма, а именно категории как, музыкальный фестиваль приобретает ключевую, а иногда и главную роль в организации и продвижения локального туризма.
На современном этапе развития событийного туризма во многих странах проходят всевозможные музыкальные фестивали. Однако концепция и формат мероприятия поменяли вектор развития в положительную сторону. Сейчас основная тенденция музыкальных фестивалей - это концепция и формат проведения, многофункциональность и разнообразие в рамках мероприятия.
Для представления и понимания рассмотрим один из самых популярных и ярких музыкальных фестивалей.
Coachella Valley Music and Arts Festival - ежегодный фестиваль музыки и искусств в долине Коачелла, Колорадо, США. Основан в 1999 году Полом Толлетом и Риком Ван Сантеном. Фестиваль имеет несколько тематических сцен с разнообразными музыкальными жанрами: от рока до электронной музыки [6]. На данный момент фестиваль является одним из самых прибыльных и успешных проектов в индустрии музыки и развлечения (см. табл 1).
Таблица 1 - Итоги фестиваля «Coachella» по годам [7]
Год проведения Даты Валовая выручка Посещаемость Ежедневная средняя посещаемость
2014 11-13, 18-20 апреля 78,3 млн долларов 190000 96500
2015 10-12, 17-19 апреля 84,2 млн долларов 198000 99000
2016 15-17, 22-24 апреля 94,2 млн долларов 198000 99000
2017 14-16, 21-23 апреля 114,6 млн долларов 250000 125000
Анализируя данные в таблице 1, можно сделать вывод, что динамика развития и популяризация данного фестиваля высоко развиваются. Привлекательность фестиваля с каждым годом растет, экономические показатели благоприятно способствуют развитию межрегиональной экономики, в результате растет роль самого фестиваля как основного продукта развития событийного туризма на международном уровне.
Основные факторы развития музыкального фестиваля «Coachella»:
1. Социально-экономический фактор. Данный фактор является основополагающим и включает характер устойчивого развития фестиваля. Фестиваль за 2017 год привлек туристов из 25 стран.
В США в целом высокий уровень разития экономики, а по расходам бюджета на туризм страна занимает лидирующие позиции. Калифорния является одним из самых популярных штатов для туристов, бюджет города Индио, на территории которого и проходит фестиваль Coachella, основывается на туризме и на сельском хозяйстве [8].
Рассмотрим еще некоторые показатели по последнему проведенному фестивалю [41]:
- $704 млн общая экономическая активность (расходы предприятий и потребителей), согласно данным Экономического партнерства долины Коачелла и Palm Springs Visitor Center;
- $106 млн сумма денежных средств, введенных в экономику Индио;
2. Демографический фактор. В эту группу входит численность населения, его возрастная структура, территориальное распределение населения и урбанизация и т.д.. Фестиваль Coachella не имеет возрастных ограничений, однако большинство участников фестиваля - от 18 до 40 лет.
3. Политические факторы. Внутренняя политика США и внешнеполитические взаимоотношения страны стабильны и способствуют развитию событийного туризма. В Соединенных Штатах Америки ежегодно проводится 356 фестивалей, 193 из которых -музыкальные фестивали [8].
4. Географические и природные факторы. Coachella проходит в Индио, Калифорния, в Пустыне Колорадо. Фестиваль проводится на территории площадью 78 акров (315 655 квадратных метров), с учетом парковки и кемпинга занимает около 642 акров (2,6 квадратных километров). Многие туристы, приезжающие на фестиваль, жалуются на жаркий климат и на пыль. Организаторы фестиваля устанавливают кондиционеры во всех сценах, вся территория фестиваля застилается искусственным газоном, чтобы подавлять поднимающуюся пыль.
5. Экологические факторы. Организаторы Coachella уделяют особое внимание вопросам экологии. С 1999 года фестиваль проводится в одном и том же месте, в пустыне Колорадо, поэтому важно поддерживать чистоту окружающей среды, минимализировать вред, который фестиваль может нанести природе. Так, начиная с 2007 года в рамках фестиваля проходит программа Carpoolchella, она вознаграждает посетителей фестиваля, которые приезжают на одной машине по 4 и более человек. С 2009 года на территории фестиваля были представлены многоразовые бутылки для воды стоимостью 10 долларов, чтобы уменьшить количество выбрасываемых пластиковых бутылок. На фестивале есть зоны для зарядки телефонов туристов, которые работают полностью на солнечных батарейках. Также весь мусор, который остается после фестиваля сортируется перед отправкой на переработку или свалку. Например, в 2015 году было отсортировано 36 860 тонн алюминиевых банок, 105 000 тонн картона, 65 360 тонн пластика [8].
6. Материально-технические факторы, которые определяются уровнем техники и технологии в отраслях связи, коммуникаций, транспорта, в средствах массовой информации, в
торговле и т. д. Фестиваль славится высоким уровнем материально-технических факторов: 9 различных зон для выступающих, каждый из которых имеет свой стиль, музыка из разных зон не смешивается, везде установлены специальные кондиционеры, чтобы туристам было комфортнее в жарком климате. Также из-за того, что это не просто музыкальный фестиваль, но и фестиваль искусств, то технологии тут применяются и в различных художественных инсталляциях.
Выводы. На данный момент туризм является важнейшей отраслью мировой экономики и главной специализацией многих государств. Туризм представляет собой третью по доходности (после нефтяной и золотодобывающей) отрасль экономики. Кроме того, темпы роста в туриндустрии за последние полвека оказываются гораздо более высокими (иногда на порядки) по сравнению с другими сферами экономической деятельности. Это позволяет расценивать туризм как возможный катализатор развития экономики в целом для любой страны, обладающей необходимыми рекреационными ресурсами. Не исключением является и событийный туризм, ведь по содержанию он является практически неисчерпаемым. События в рамках туризма помогают туристам открывать новые для себя места во всем мире.
Музыкальный фестиваль имеет важную составляющую событийного туризма и является жизненно важной отраслью досуга в современном мире. В статье мы рассмотрели генерирующие факторы развития музыкального фестиваля «Coachella». Там, где сфера туризма эффективно и динамично развивается как на отдельной территории, так и в целом в государстве, вопрос становится лишь в политике государства и опыт организаторов. Музыкальный фестиваль «Coachella» показал нам, что организация данного вида досуга является хорошим примером развития и с каждым годом привлекает все больше потенциальных туристов, из-за чего количество проводимых музыкальных событий ежегодно лишь возрастает.
Таким образом, музыкальные фестивали в рамках событийного туризма являются положительным ресурсом для привлечения дополнительного турпотока на территории, фактором приобщения к музыкальной индустрии, ее истории, способствует развитию молодежи, взрослого населения страны, зарубежных туристов, что также содействует росту имиджа территории. С помощью подобных мероприятий можно не только решить задачи социально-экономической и культурной сфер общества, но и повлиять на конкурентоспособность и туристский потенциал страны.
Список источников
1. Тимошина Ю. В., Щербак Е. Г. Проблемы и перспективы развития событийного туризма в Крыму // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе. 2018. С. 197-201.
2. Таюшев С. С. Тенденции массовизации классической культуры в музыкальной жизни России и Европы //Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2010. №. 4. С. 13-13.
3. Тигиева Д. Г. Музыкально-фестивальный туризм как феномен потребительского спроса среди молодежи //Система ценностей современного общества. 2016. №. 46. С. 124-128.
4. Лысикова О. В., Пчелинцев И. С. Основные тренды событийного туризма //Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства. 2019. С. 408-420.
5. Ишгулова А. А. Фестивальный маркетинг на театральном рынке: эффективность использования кросс-медиа: Дисс. Сибирский федеральный университет, 2020.
6. Ларасти А. К. Управление воздействием на окружающую среду фестиваля музыки и искусства долины Коачелла // Журнал туристических исследований «Гаджа Мада». 2019. Т. 2. №. 2. С. 56-72.
7. Итоги фестиваля Coachella за последние 5 лет [Электронный ресурс]: //https://nonews.co/wp-content/uploads/2018/10/TTC2017.pdf word economic forum
8. Достижения музыкального фестиваля Coachella [Электронный ресурс]: //https://en.wikipedia.org/wiki/Coachella_Valley_Music_and_Arts_Festival #Festival_summary_by_year
Original article
Political Science
MUSIC FESTIVAL AS A GENERATING FACTOR OF EVENT TOURISM DEVELOPMENT
E.A. Khalilov
Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia
Abstract. The article analyzes the potential of music festivals in the development of event tourism. The definition of festivals is given, the significance of the music festival in the development of the sphere of leisure and entertainment, in the historical perspective is revealed.
Keywords: Eventtourismus, Musikfestivaltourismus, Musikfestival "Coachella"
For citation: Khalilov E.A. Music festival as a generating factor of event tourism development. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(5): 117—121. (In Russ.)
References
1. Timoshina Yu. V., Shcherbak E. G. Problemy i perspektivy razvitiya sobytiinogo turizma v Krymu // Problemy i perspektivy razvitiya turizma v Yuzhnom federal'nom okruge. 2018. S. 197-201.
2. Tayushev S. S. Tendentsii massovizatsii klassicheskoi kul'tury v muzykal'noi zhizni Rossii i Evropy //Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2010. №. 4. S. 13-13.
3. Tigieva D. G. Muzykal'no-festival'nyi turizm kak fenomen potrebitel'skogo sprosa sredi molodezhi //Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva. 2016. №. 46. S. 124-128.
4. Lysikova O. V., Pchelintsev I. S. Osnovnye trendy sobytiinogo turizma //Strategii i sovremennye trendy regional'nogo turizma i gostepriimstva. 2019. S. 408-420.
5. Ishgulova A. A. Festival'nyi marketing na teatral'nom rynke: effektivnost' ispol'zovaniya kross-media: Diss. Sibirskii federal'nyi universitet, 2020.
6. Larasti A. K. Upravlenie vozdeistviem na okruzhayushchuyu sredu festivalya muzyki i iskusstva doliny Koachella // Zhurnal turisticheskikh issledovanii «Gadzha Mada». 2019. T. 2. №. 2. S. 56-72.
7. Itogi festivalya Coachella za poslednie 5 let [Elektronnyi resurs]: //https://nonews.co/wp-content/uploads/2018/10/ TTC2017.pdf word economic forum
8. Dostizheniya muzykal'nogo festivalya Coachella [Elektronnyi resurs]: //https://en.wikipedia.org/ wiki/Coachella_Valley_Music_and_Arts_Festival #Festival_summary_by_year
Автор публикации Author of the publication
Халилов Эрнест Арсенович, студент, Казанский Ernest A. Khalilov, student, Kazan (Volga Region) Federal
(Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, University, Kazan, Russia, [email protected] [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.09.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 04.11.2021. The article was submitted 21.09.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 04.11.2021.