Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
управление образованием / обучающиеся / образование / система образования / проблемы управления / education management students / upbringing / education system / management problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юртаева Ю.А.

В статье рассматриваются ключевые проблемные аспекты, существующие в системе государственного управления в сфере образования. Авторы анализируют основные вызовы, с которыми сталкивается современное образование, такие как снижение качества и уровня образования, нехватка квалифицированных педагогов, недостаточное финансирование. Сделан вывод о том, что только комплексный подход, включающий в себя реализацию предложенных мероприятий, позволит усовершенствовать систему государственного управления в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юртаева Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF EDUCATION

The article examines the key problematic aspects existing in the system of public administration in the field of education. The authors analyze the main challenges faced by modern education, such as a decrease in the quality and level of education, a shortage of qualified teachers and insufficient funding. It is concluded that only an integrated approach, including the implementation of the proposed measures, will improve the system of public administration in the field of education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 34

Юртаева Ю.А.

магистрант

Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, Россия)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются ключевые проблемные аспекты, существующие в системе государственного управления в сфере образования. Авторы анализируют основные вызовы, с которыми сталкивается современное образование, такие как снижение качества и уровня образования, нехватка квалифицированных педагогов, недостаточное финансирование. Сделан вывод о том, что только комплексный подход, включающий в себя реализацию предложенных мероприятий, позволит усовершенствовать систему государственного управления в сфере образования.

Ключевые слова: управление образованием, обучающиеся, образование, система образования, проблемы управления.

Прежде чем перейти к рассмотрению проблемных аспектов государственного управления в сфере образования представляется необходимым рассмотреть законодательные азы управления системой образования. Так, в силу п. 1 ст. 89 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] «управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер». Как указано в п. 1 ст. 90 «государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, этих требований».

Как справедливо отмечает в своем исследовании Е. Ц. Сахаровская, актуальность рассмотрения проблемных аспектов управления в сфере образования обусловлена необходимостью адаптации образовательных организаций к быстро меняющимся условиям современного мира [4, с. 270]. В условиях, когда общество и экономика развиваются быстрее, чем система образования успевает адаптироваться, образовательные организации сталкиваются с необходимостью пересмотра своих подходов к управлению.

Интерес представляет собой мнение Е. С. Алексеевой, которая связывает наличие проблем в области государственного управления в сфере образования с излишней теоретической направленностью современной системы образования [2, с. 69]. По мнению автора, для обучающихся необходимо создавать условия для максимального применения полученных теоретических знаний в практической деятельности. Кроме того, в качестве актуальных проблем автор выделяет недостаточный уровень финансирования, а также низкий уровень связи между этапами образования.

А. Б. Шагидаева справедливо отмечает, что «финансирование системы образования, как и финансирование других сфер экономики, во многом зависит от экономического состояния страны. Совершенствование системы финансирования образования в нашей стране заключается в ревизии и актуализации методов и механизмов финансирования образовательных процессов. С учётом текущих условий и существующих в мировой экономике механизмов необходимо применять самые эффективные и действенные из них» [5, с. 928].

Ю. А. Романенко, рассматривая подходы к управлению образованием, выделяет следующие основные проблемы государственного управления развитием системы образования на современном этапе:

• дефицит квалифицированных кадров, в том числе и управленческих,

• несоответствие механизмов управления достижению задачи, связанной с созданием благоприятных условий для развития образовательной системы,

• недостаточное финансирование образовательных организаций, отсутствие материальных стимулов у педагогических работников,

• отсутствие единой системы, отвечающей за качество образования,

• рост управленческой документации и нехватка ресурсов,

• несоответствие современной системы образования потребностям экономики и т.д. [3, с. 147].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что связь между проблемами государственного управления в сфере образования и излишней теоретической направленностью очевидна. Для решения этих проблем необходимо переориентировать систему образования на практическую направленность, увеличить финансирование и разработать эффективные механизмы контроля качества образования.

Представляется необходимым реализовывать ряд мероприятий, которые будут способствовать совершенствованию системы государственного управления в сфере образования, а также минимизации проблем в данной области. К их числу можно отнести, например, следующие:

• разработка и реализация стратегических и программных документов на всех уровнях публичного управления, включая стратегии развития образования и воспитания, учитывающие национальные цели и потребности общества,

• совершенствование содержания общего образования и форм организации учебной деятельности в соответствии с требованиями

инновационного развития экономики и запросами современного общества, развитие дополнительного образования детей и молодежи),

• организация курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для внедрения современных методик обучения и адаптации к изменениям в системе образования,

• совершенствование цифровизации образовательной среды и управления ею,

• развитие кадрового потенциала образовательной среды, включая совершенствование сопротивления организационным изменениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598;

2. Алексеева Е. С. Государственное управление в сфере образования: проблемы и перспективы // Учим управлять и учимся управлять: Шестой сборник научных статей, 2020. - С. 69-72;

3. Романенко Ю. А. Управление образованием: противоречия, принципы, подходы / Ю. А. Романенко // Вестник Донецкого педагогического института. -2018. - № 2. - С. 147-153;

4. Сахаровская Е. Ц. Проблемы государственного управления в сфере образования // Экономика, управление и образование: Материалы конференции, 2018. - С. 268-270;

5. Шагидаева, А. Б. Государственная политика в сфере развития высшего образования / А. Б. Шагидаева // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 10(27). - С. 926-929

Yurtaeva Yu.A.

Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)

PROBLEMATIC ASPECTS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF EDUCATION

Abstract: the article examines the key problematic aspects existing in the system of public administration in the field of education. The authors analyze the main challenges faced by modern education, such as a decrease in the quality and level of education, a shortage of qualified teachers and insufficient funding. It is concluded that only an integrated approach, including the implementation of the proposed measures, will improve the system of public administration in the field of education.

Keywords: education management students, upbringing, education system, management problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.