Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
управление образованием / обучающиеся / образование / система образования / education management / students / education / education system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юртаева Ю.А.

Автор раскрывает ключевые аспекты и особенности государственного управления в образовательной системе Российской Федерации. Рассматриваются понятие государственного управления в сфере образования, а также ключевые составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF EDUCATION

The author reveals the key aspects and features of public administration in the educational system of the Russian Federation. The concept of public administration in the field of education, as well as key components, are considered.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 34

Юртаева Ю.А.

магистрант

Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, Россия)

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: автор раскрывает ключевые аспекты и особенности государственного управления в образовательной системе Российской Федерации. Рассматриваются понятие государственного управления в сфере образования, а также ключевые составляющие.

Ключевые слова: управление образованием, обучающиеся, образование, система образования.

Для начала необходимо отметить, что эффективное государственное управление способствует развитию образовательной системы, адаптированной к современным запросам общества, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к инновационному развитию экономики и частного бизнеса. Это достигается через разработку и реализацию стратегических и программных документов на всех уровнях публичного управления, координацию усилий между различными уровнями власти, а также через внедрение системного стратегического управления и общественный контроль за расходованием бюджетных средств.

Как отмечает в своем исследовании Е. А. Черникова, «основополагающий аспект, который возникает в сфере образования в каждом уголке огромной страны, затрагивает решение проблем, которые направлены на введение государственной политики сферы образования. Она заключается в доступности образования в любом возрасте, повышение его качества и эффективности» [3, с. 164].

Данные проблемы решаются в условиях увеличения численности обучающихся при сокращении средств, выделяемых государством. Большую роль в организации образования и финансировании играет не только само государство, но и непосредственно учебные заведения, семья, наконец, сами ученики. Если все эти структуры и социальные институты будут действовать в едином ключе, то система образования будут действительно с каждым годом крепнуть и развиваться в правильном русле.

В современном мире приобретает популярность применение информационных технологий, так как появляются новые технические решения, усовершенствуется оборудование, наука не стоит на месте, что благотворно влияет на сферу образования.

Совокупность программ, стандартов разнообразной направленности, сеть учреждений, органы управления, подведомственные организации представляют единую систему образования в РФ.

Представляется, что государственное управление в сфере образования представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на получение образования, формирование правовой, экономической и финансовой среды для свободного развития образовательной системы. Этот процесс включает в себя разработку и реализацию стратегий и программ развития образования, координацию деятельности различных уровней власти, нормативно-правовое регулирование образовательной сферы, организацию независимого исследования качества образовательных услуг и профессиональное развитие педагогических кадров [2, с. 112].

В силу п. 2 ст. 89 Закона об образовании в Российской Федерации [1] управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования,

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования,

4) проведение мониторинга в системе образования,

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,

6) государственную регламентацию образовательной деятельности,

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию,

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует вывод о том, что государственное управление в сфере образования осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях, что позволяет обеспечить координацию усилий и эффективное использование ресурсов. Важными аспектами являются также государственная регламентация образовательной деятельности, независимая оценка качества образования и подготовка кадров для сферы образования. Таким образом, государственное управление в системе

образования играет ключевую роль в формировании образованного и конкурентоспособного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598;

2. Сидорова Е. З. Правовые основы государственного и муниципального управления в сфере образования / Е. З. Сидорова // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. - 2021. - № 3(98). - С. 107-112;

3. Черникова Е. А. Государственное управление в сфере образования / Е. А. Черникова, Е. Ю. Иванова // Державинские чтения: Материалы конференции, 2020. - С. 164-168.

Yurtaeva Yu.A.

Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)

FUNDAMENTALS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF EDUCATION

Abstract, the author reveals the key aspects and features of public administration in the educational system of the Russian Federation. The concept of public administration in the field of education, as well as key components, are considered.

Keywords: education management, students, education, education system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.