Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / образовательное право / обучение / государственное управление образованием / бизнес-коучинг / дистанционное образование / онлайн-образование. / education / educational law / training / education management / business coaching / distance education / online education.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнекузнецов Игорь Александровичцов Игорь Александрович, Шарипова Эльмира Азгаровна, Шарипова Алсу Ренартовна

В статье рассматриваются особенности правового регулирования сферы образования. Авторы раскрывают основные проблемные аспекты развития государственного управления образовательной сферой в Российской Федерации и акцентируют внимание на необходимости совершенствования правового регулирования. Авторы статьи предлагают упорядочить общественные отношения в сфере аттестации лиц, получивших среднее общее образование, в контексте тенденций гуманизации образования, предоставив выбор альтернативных вариантов аттестации; усилить работу по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования; активизировать участие государства в управлении процессами бизнес-коучинга, в ликвидации пробелов в праве, регулирующем деятельность бизнес-тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнекузнецов Игорь Александровичцов Игорь Александрович, Шарипова Эльмира Азгаровна, Шарипова Алсу Ренартовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ACTUAL ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF THE STATE ADMINISTRATION IN THE FIELD OF EDUCATION

The article deals with the features of legal regulation of the field of education. The authors reveal the main problematic aspects of the development of public administration of the educational field in the Russian Federation and focus on the need to improve legal regulation. The authors of the article propose to streamline public relations in the field of certification of persons who have received secondary general education in the context of trends towards the humanization of education, providing a choice of alternative certification options; to strengthen the work on public and professional accreditation of educational programs; to intensify the participation of the state in the management of business coaching processes, in filling the legislative gaps in regulating the activity of business coaches.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

КУЗНЕЦОВ Игорь Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового и административного права Института права Уфимского университета науки и технологий Республики Башкортостан, e-mail: igor45-119@yandex.ru

ШАРИПОВА Эльмира Азгаровна,

кандидат философских наук, доцент кафедры финансового и административного права Института права Уфимского университета науки и технологий Республики Башкортостан, e-mail: elmira.scharipova@yandex.ru

ШАРИПОВА Алсу Ренартовна,

магистрант Института права Уфимского университета науки и технологий Республики Башкортостан, e-mail: alsu.sharipova.2001@gmail.com

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового регулирования сферы образования. Авторы раскрывают основные проблемные аспекты развития государственного управления образовательной сферой в Российской Федерации и акцентируют внимание на необходимости совершенствования правового регулирования. Авторы статьи предлагают упорядочить общественные отношения в сфере аттестации лиц, получивших среднее общее образование, в контексте тенденций гуманизации образования, предоставив выбор альтернативных вариантов аттестации; усилить работу по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования; активизировать участие государства в управлении процессами бизнес-коучинга, в ликвидации пробелов в праве, регулирующем деятельность бизнес-тренеров.

Ключевые слова: образование, образовательное право, обучение, государственное управление образованием, бизнес-коучинг, дистанционное образование, онлайн-образова-ние.

KUZNETSOV Igor Alexandrovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the

financial and administrative law Ufa University Law Institute science and technology of the Republic of Bashkortostan,

SHARIPOVA Elmira Azgarovna,

Ph.D., Associate Professor, Department of financial and administrative law Ufa University Law Institute Science and Technology of the Republic of Bashkortostan

SHARIPOVA Alsu Renartovna,

master's student of the Ufa Law Institute University of Science and Technology Republic of Bashkortostan

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ON ACTUAL ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF THE STATE ADMINISTRATION IN THE FIELD OF EDUCATION

Annotation. The article deals with the features of legal regulation of the field of education. The authors reveal the main problematic aspects of the development of public administration of the educational field in the Russian Federation and focus on the need to improve legal regulation. The authors of the article propose to streamline public relations in the field of certification of persons who have received secondary general education in the context of trends towards the humanization of education, providing a choice of alternative certification options; to strengthen the work on public and professional accreditation of educational programs; to intensify the participation of the state in the management of business coaching processes, in filling the legislative gaps in regulating the activity of business coaches.

Key words: education, educational law, training, education management, business coaching, distance education, online education.

Принимая во внимание такие важные функции образования как экономическая, социальная и культурная функции, следует считать данную область общественных отношений чрезвычайно важной для общества и государства. Благодаря образованию граждане получают профессию, которая позволяет человеку участвовать в экономических отношениях как производитель материальных или духовных благ, либо как потребитель тех же благ. Образование способствует повышению общей культуры, способствует соблюдению человеком социальных норм, в том числе правовых норм, что является немаловажным фактором, сдерживающим преступность, наркоманию и другие социальные проблемы. Логическим следствием вышесказанного являются и принципы управления рассматриваемой системой, закрепленные статьей 89 Федерального закона об образовании: законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования, принцип учета общественного мнения.

Потребности постиндустриального общества в области образования делают организации и учреждения данной сферы крупнейшим работодателем в государстве. Таким образом, национальное образование, общее и профессиональное, на сегодняшний день является крупнейшей статьей бюджета страны, являются предметом заботы как общества, так и государства. С государственно-общественным характером управления образовательной сферой согласуется и требование Закона о включенности нескольких управленческих уровней в данную систему: федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управ-

ление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций [1]. Концепция общественно-государственного управления (англ. Good Governance, также «хорошее», «благое», «достойное», «надлежащее» управление) появилось в конце ХХ в. Документ Организации Объединенных Наций, предложивший данный термин, определил его как набор принципов, предполагающих открытость и подотчетность власти. Сущность данной парадигмы в приближении параметров государственного управления к потребностям открытого, демократичного и справедливого общества, вовлечении граждан в разработку и принятие решений, производство и обмен социальными благами. Органы власти должны быть ориентированы на обеспечение согласованного взаимодействия всех общественных групп, а в перспективе функции бюрократии перейдут к гражданскому обществу, а сетевые сообщества заменят вертикально интегрированные структуры [3, с. 34-35].

Часть 13 статьи 59 действующего Закона об образовании устанавливает ЕГЭ как единственную форму итоговой аттестации лиц, получивших среднее общее образование. Согласно данным опросов, основными недостатками ЕГЭ называют большую нагрузку на обучающихся, несоответствие вузовской подготовки ситуации на рынке труда [2, с. 20]. Тенденции гуманизации образования должны обусловить в данной области изменения в сторону увеличения выбора для учащихся. Например, те, кому нет необходимости получать высшее образование, те ученики, которым противопоказаны стрессовые условия в силу здоровья, могли бы воспользоваться альтернативными способами аттестации. Такие новеллы в законода-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

тельстве могли бы найти поддержку в общественной среде. Что касается второй проблемы, когда высшее образование, нацеленное на теоретическую подготовку, не соответствует по предоставляемым студентам практическим навыкам уровню потребностей современного рынка труда, законодательство пытается решить нормами федеральных государственных стандартов.

Указом Президента России от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» было предусмотрено проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии. Такие новеллы были связаны с концепцией необходимости оценки управленческой эффективности, которая появилась в государственном сегменте «из бизнеса, как элемент концепции управления качеством (Total Quality Management ). Во многих случаях нельзя знать наверняка, достигнут тот или иной эффект благодаря деятельности органов управления образованием, независимо от них или даже вопреки их деятельности. Если универсальным показателем эффективности в бизнесе является прибыль, то для государственных органов такого показателя нет. Показатели общественной удовлетворенности государственным управлением, опросы экспертов и иные социологические методы оценки не являются универсальными ввиду их ограниченной объективности. Однако оценка эффективности в настоящее время является необходимым этапом любых политико-административных процессов [3, с. 24]. В силу вышесказанного, необходимо усилить работу по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Следующий актуальный аспект государственного управления образовательной сферой -это проблема оказания образовательных услуг ненадлежащего качества в интернет-пространстве. Законодательное регулирование деятельности коучей, интернет-тренингов и онлайн-курсов предоставляет большое поле деятельности для правового регулирования. На сегодняшний день сформировалась такая общественная проблема, как изобилие несертифицированных, не соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и откровенно мошеннических курсов в сети Интернет.

В последние годы набирает популярность такое направление деятельности в онлайн-обра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

зовании, как коучинг. Причем коучем может стать любой человек, имеющий камеру и доступ в Интернет, поскольку российское законодательство деятельность коучей не регламентирует. Для занятия коучингом не требуется ни отдельная лицензия, ни сертификация. Как следствие, появляется все больше и больше курсов низкого качества, многие из которых продвигают околонаучные, псевдонаучные или абсолютно ненаучные идеи (к примеру, «Марафон желаний» Е. Блинов-ской). Многие создатели подобного контента получают баснословную прибыль, манипулируя эмоциями своей аудитории, которая мечтает в кратчайшие сроки построить свой бизнес и заработать много денег. Во многом принцип действия подобных курсов можно сравнить с сектой, которая привлекает все больше и больше адептов. Коучи взывают к базовым эмоциям людей, пользуются их желанием быстрого результата без приложения к тому существенных усилий. Этим коучинг отличается от образовательных программ. В образовательных программах акцент делается на конкретные умения и навыки, получаемые обучающимся по прохождении курса, тогда как коучи обещают невероятный результат, чаще всего в нереалистично быстрые сроки, например, выучить английский язык за 10 дней без учебников или стать миллионером меньше чем за год. Среди наиболее ярких примеров можно выделить курс Аяза Шабут-динова «Стартаперы» и курс Гусейна Гасанова «Мышление миллионера». Суть заключается в том, что авторы данных курсов обещают предоставить людям эксклюзивную, по их словам, информацию, за, по их мнению, адекватную или даже «символическую» сумму - сорок тысяч рублей за курс от Аяза Шабутдинова и тринадцать тысяч рублей за курс от Гусейна Гасанова. А для тех, кто намерен приобрести личные консультации и тренинги, цена может достигать пяти миллионов рублей. Разумеется, свои обещания они не выполняют - никто не станет миллионером за год просто благодаря прохождению этого курса, а информация, содержащаяся в курсе, в итоге оказывается вовсе не эксклюзивной: при желании ее можно найти в свободном доступе. На первый взгляд, налицо все признаки мошенничества.

Проблема заключается в том, что мошенничеством в общем понимании этого термина данную деятельность признать почти что невозможно - люди добровольно приобретают эти курсы, хоть прохождение курса и не дает покупателю никакой реальной квалификации, навыков или знаний, что противоречит принципу образования в целом. Но тем не менее, можно уберечь граждан от приобре-

тения некачественных курсов по неадекватно завышенной цене посредством введения норм права, обязывающих коучей приобретать лицензирование на осуществление образовательной деятельности и проходить сертификацию всех своих курсов.

Несмотря на пробелы в законодательстве, регулирующем деятельность коучей, в России уже сегодня задан прецедент, который может послужить почвой к принятию соответствующих мер правового регулирования. Речь идет о заключении под стражу вышеупомянутого Аяза Шабутди-нова. По состоянию на 4 ноября 2023 года против коуча было подано более шестидесяти исков на общую сумму одиннадцать миллионов рублей. Причиной стали претензии покупателей к качеству курсов, а также отказ компании Аяза в возврате денежных средств. В отношении данного гражданина было возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ «мошенничество».

Дело Аяза вызвало широкий общественный резонанс. Одни убеждены, что справедливость наконец-то восторжествовала: поскольку курсы Аяза носят лишь информационно-ознакомительный характер, их прохождение не может быть приравнено к образовательному процессу. Другие отмечают, что несмотря на то, что большинству клиентов Аяза не удалось построить успешный бизнес, непосредственной вины Аяза в этом нет, поскольку он лишь предоставляет теоретические учебные материалы, которые не являются гарантией того, что человек в будущем преуспеет в бизнесе.

Ранее, 27 апреля 2023 года в Государственную Думу был внесен законопроект, регламентирующий такую сферу услуг, как онлайн-коучинг. В проекте Закона предлагается «установить обязанность организаторов предпринимательской деятельности, осуществляющих просветительскую деятельность в сферах, в которых гражданин потенциально подвержен риску причинения вреда жизни, физическому или психологическому здоровью, а также причинения ущерба имуществу, составлять программу просветительской деятельности, предоставлять такую программу для ознакомления участникам просветительской деятельности, уведомлять органы исполнительной власти». Принятие данного закона поспособствовало бы преодолению возникшей проблемы, а именно снизило бы риски распространения ложных, недостоверных и потенциально опасных образовательных материалов.

Помимо претензий к качеству образовательных материалов, нельзя также отрицать такой

фактор, как объективные риски прохождения несертифицированных курсов и тренингов. Это могут быть риски, связанные с угрозой для психологического здоровья и жизни. Особую опасность в данном случае представляют из себя курсы психологической направленности, когда люди без высшего психологического образования становятся наставниками по личностному росту. К примеру, в средствах массовой информации сообщается о расследовании дел о доведении до самоубийства коучем по личностному развитию в Московском тренинговом центре. В скандально известном центре людям предлагали выполнять унизительные действия под предлогом «личностного роста»: просить милостыню, притворяясь бездомными или участвовать в боях без правил. Подобная московская организация «Роза мира» предположительно была причастна к гибели девушек, посещавших курсы личностного роста. «Потребители», «обучаемые» подобных тренингов личностного роста, бизнес-коучингов не защищены нормами законодательства о защите прав потребителей, поскольку не могут доказать в суде, что получают соответствующие знания для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Суды отказываются применять к подобным правоотношениям нормы, гарантирующие права потребителей, поэтому у них нет возможности взыскать неустойку, компенсацию морального вреда. Обилие в средствах массовой информации материалов о сфере коучинга обусловило появление рекомендаций законодателю по налаживанию отношений в данной области - от лицензирования коучинга до создания реестров добросовестных коучей, бизнес-тренеров. К примеру, Министерством труда Российской Федерации был предложен к выработке профессиональный стандарт для бизнес-тренера. Такой стандарт вводит для бизнес-коуча минимальный порог уровня образования - бакалавриат, стаж работы не менее года и описание трудовых функций -осуществление бизнес-обучения по формированию новых компетенций, обеспечение методическими пособиями процесса обучения.

Таким образом, давно назрела необходимость активизации участия государства в регулировании общественных отношений, связанных с бизнес-коучингом, ликвидации пробелов в праве, регулирующем деятельность в сфере дистанционного образования и обучения, продиктована потребностями в общественной безопасности и защите прав обучающихся.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Список литературы:

[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745(Дата обращения: 26.11.2023 г.).

[2] Шагиева Р.В., Черкасова С.В. Болонский процесс: дорога туда и обратно // Образование и право. 2023. № 8. С. 16-21.

[3] Борщевский Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 293 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 24 — URL: https://urait.ru/bcode/515940/p.24 (дата обращения: 08.11.2023).

Spisok literatury:

[1] Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossi-iskoi Federatsii» // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?-docbody=&nd=102162745(Data obrashcheniia: 26.10.2023 g.).

[2] Shagieva R.V., Cherkasova S.V. Bolonskii protsess: doroga tuda i obratno // Obrazovanie i pravo. 2023. № 8. S. 16-21.

[3] Borshchevskii G. A. Institut gosudarstvennoi sluzhby v politicheskoi sisteme rossiiskogo obsh-chestva: monografiia / G. A. Borshchevskii. — Moskva : Izdatel'stvo lurait, 2023. — 293 s. // Obrazovatel'naia platforma lurait [sait]. s. 24 — URL: https://urait.ru/ bcode/515940/p.24 (data obrashcheniia: 08.10.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.