Научная статья на тему 'Особенности социально-правового института коучинга в России'

Особенности социально-правового института коучинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коучинг / инновационная технология / социально-правовой институт / договор / мошеничество / правовое регулирование. / coaching / innovative technology / social and legal institute / contract / fraud / legal regulation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щукин Владимир Викторович

В статье исследуются природа и особенности социальноправового института коучинга в России на современном этапе. Сделан анализ научных исследований коучинга и практики его институализации в России. Цель исследования теоретическое исследование социально-правового института коучинга в системе правового регулирования образовательных и консультативных услуг в Российской Федерации. При проведении исследования применялись общенаучные, специальносоциологические и специально-юридические методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SOCIO-LEGAL COACHING INSTITUTE IN RUSSIA

The article explores the nature and characteristics of the socio-legal institute of coaching in russia at the present stage. The analysis of the scientific research of coaching and the practice of its institutionalization in russia is made. The purpose is a theoretical study of the socio-legal institution of coaching in the system of legal regulation of educational and advisory services in the russian federation. when conducting the research, general scientific, special sociological and special legal methods were used.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-правового института коучинга в России»

особенности социально-правового института коучинга в России

Щукин владимир викторович

кандидат юридических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: vl-95006@mail.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10007

Аннотация: В статье исследуются природа и особенности социально-правового института коучинга в России на современном этапе. Сделан анализ научных исследований коучинга и практики его институализации в России.

Цель исследования - теоретическое исследование социально-правового института коучинга в системе правового регулирования образовательных и консультативных услуг в Российской Федерации.

При проведении исследования применялись общенаучные, специально-социологические и специально-юридические методы.

Ключевые слова: коучинг, инновационная технология, социально-правовой институт, договор, мошеничество, правовое регулирование.

FEATURES OF THE SOCIO-LEGAL COACHING INSTITUTE IN RUSSIA

Schukin Vladimir Viktorovich

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: vl-95006@mail.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10007

Annotation: The article explores the nature and characteristics of the socio-legal institute of coaching in Russia at the present stage. The analysis of the scientific research of coaching and the practice of its institutionalization in russia is made.

The purpose is a theoretical study of the socio-legal institution of coaching in the system of legal regulation of educational and advisory services in the russian Federation.

when conducting the research, general scientific, special sociological and special legal methods were used.

Key words: coaching, innovative technology, social and legal institute, contract, fraud, legal regulation.

В последние десятилетия значительное место в сфере образовательной и консультативной деятельности занимают дискуссии о новомодном явлении, называемом «коучинг». Отзывы в публицистических и научных статьях о коучинге диаметрально противоположные. Одни авторы считают коучинг перспективной общественно полезной технологией и панацеей управленческой деятельности, другие уверены, что под новомодным иностранным термином скрывается непрофессиональная деятельность мошенников [1].

Актуальность настоящей статьи обусловлена сравнительно небольшим количеством научных исследований коучинга. В России диссертационные исследования непосредственно посвященные коучингу проводились в сфере социологии управления (Коваль А.А., Симонова Л.Н., Туркулец Н.К.), педагогических наук (Ненашев Д.В., Ястреб О.В.) и экономических наук (Вылегжанина А.О., Ашурбеков Р.А.) [2]. Отдельные аспекты коучинга с различной степенью полноты отражены в научных статьях по психологии, социологии, менеджменту и педагогике. Спецификой формирования в России эмпирического массива знаний о коучинге является практическая деятельность юридических и физических лиц. Социально-правовой анализ коучинга в России позволит определить объективные критерии услуги и отграничить мошенническую и легальную сферы деятельности.

Теоретической основой работы послужили информация сайтов коучинговых организаций, специальная литература, научные разработки по социологии, психологии, менеджменту, педагогике и экономике. Эмпирической базой исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, документы и электронные ресурсы в сети Интернет, относящиеся к предмету исследования. Объектом исследования является коучинг как социально-правовой институт. Предметом исследования являются особенности институализации коучинга в России. Научная новизна состоит в обобщении накопленных знаний о коучинге на современном этапе. Автором впервые предпринята попытка анализа социально-правовой природы коучинга в системе правового регулирования сферы консультационной и образовательной деятельности в Российской Федерации.

Сложность выбора подхода к рассмотрению коучинга, как социально-

71

правового института, связана с неоднозначным пониманием на современном этапе его социальной сущности. Для эффективного исследования этого института необходима систематизация подходов к пониманию его социальной природы, выявление и анализ специфики правоотношений и деятельности субъектов в сфере коучинга.

Генеральный директор организации в сфере образования Семешкина М.А. на портале краудсорсингового проекта Executive.ru пишет, что коучинг, как инструмент личностного и профессионального развития появился в России сравнительно недавно. По ее мнению наиболее качественное профессиональное обучение коучей за рубежом и в России осуществляют Международный Эриксоновский университет коучинга, Международная академия коучинга и Международный университет Global coaching. Эти организации предлагают теоретические и практические обучающие программы и проводят сертификацию коуч-специалистов в форме итогового экзамена [3].

По мнению карьерного коуч-консультанта Татьяны Кадочкиной самой большой в мире некоммерческой профессиональной ассоциацией персональных и бизнес-коучей является, созданная в 1995 г., International coach Federation (IcF, Международная федерация коучинга) [4].

На официальном сайте IcF коучинг определяется, как партнерство с клиентами в размышляющем и творческом процессе, который вдохновляет их максимально использовать свой личный и профессиональный потенциал [5].

Цель IcF — формирование и сохранение надежности и качества коучинга в мировом сообществе. Задачами процесса коучинга являются углубление осознанности клиента; повышают личной эффективности и качества жизни клиента; ускорение процесса самосовершенствования клиента.

Семешкина М.А. называет три подхода понимания социальной сущности коучинга: как тип психологического консультирования; как разновидность консалтинга и тренинга; как философию [3]. Она убеждена, что в России коучинг осуществляется по четырем направлениям: лайф-коучинг (техника быстрой трансформации жизни клиента); бизнес-коучинг (корпоративная техника осознанного построения карьеры, изучения новаций управления и развитие лидерских качеств сотрудников организации); executive-коучинг (техника индивидуального консультирования первых лиц компаний); карьерный коучинг (техника сопровождения развития и карьерного роста конкретного клиента).

Для развития профессии коуча и рынка коучинга на основе профессионального стандарта «Коуч» в России и мировом русскоязычном пространстве создана основанная на членстве некоммерческая организация Ассоциация русскоязычных коучей (АРК) [6]. Согласно п. 1.2. Устава АРК правовой основой ее деятельности являются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а так же Устава АРК.

Основными уставными целями деятельности ассоциации являются:

профессиональное объединение специалистов по русскоязычному коучингу для интеграции профессионального коучинга в социальную практику в России и мировом русскоязычном пространстве;

содействие членам АРК в осуществлении профессиональной деятельности и оказание им консультативной и юридической помощи;

повышение эффективности управления в организациях Российской Федерации за счёт мобилизации возможностей лиц, вырабатывающих решения при помощи технологии коучинга;

формирование обычаев делового оборота на рынке коучинга в Российской Федерации и мировом русскоязычном пространстве.

АРК проводит научные и маркетинговые исследования коучинга, а так же разрабатывает стратегию развития коучинга в России и практики его использования, нормы деятельности коучей, в том числе профессиональные стандарты, кодексы поведения, программы подготовки, методические рекомендации.

Участниками мероприятий АРК являются профессиональные коучи (получающие основной доход от коучинга) и коуч-компетентные специалисты (руководители, специалисты, предприниматели, педагоги, работники госструктур, которые используют коучинг как прикладной инструмент для роста эффективности на своем основном месте работы).

Туркулец Н.К. еще в 2006 году предложила классифицировать виды коучинга по количеству участников; иерархическим уровням и преследуемым целям; режиму; форме взаимодействия с клиентом. Были названы принципы коучинга: принцип осознанности и ответственности, взаимосвязи, сопротивления, равенства, поэтапного развития, иерархического развития, мониторинга. Туркулец Н.К. определяла коучинг, как метод управления человеческими ресурсами (стиль менеджмента), представляющий собой социальную технологию осуществления партнерства в области оценки и коррекции личностных, профессиональных и поведенческих компетенций отдельных сотрудников и их групп с целью формирования трудовой мотивации и корпоративного поведения сотрудников организации (в том числе, как стиль). Она указала на необходимые условия расширения внедрения социальной технологии коучинга: 1) совершенствование нормативно-управленческого обеспечения процесса коучинга на всех его стадиях; 2) разработка норм, регламентирующих качество результатов коучинга; 3) обеспечение распространения прогрессивного опыта среди коучей [7].

В 2007 году Вылегжанина А.О. писала, что технологически вопросы влияния коуч-технологий на креативный и мотивационный потенциал исследованы, но при этом отсутствуют обоснование целесообразности внедрения и технологии оценки качества услуг коучинга. Придерживаясь позиций Международной федерации коучинга, под коучингом Вылегжаниной А.О. понималось непрерывное сотрудничество, которое позволяет экономическому агенту добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Коуч-технологии она относила к сфере организационного консалтинга [8].

Ашурбеков Р.А. проанализировав трактовки термина «коучинг» исследователями, сделал вывод о единстве авторов в понимании направления коучинга на изменение поведения. Он определил, что коучинг является социальной технологией формирования трудовой мотивации и корпоративного поведения сотрудников современных организаций (синтезом бизнес-консультирования, тренинга, психологического консультирования) [9].

По мнению Коваля А.А. сложности в поиске универсальной дефиниции связаны с множественностью подходов (как метод воздействия на поведение человека и как явление психической реальности) [10]. Обобщив выводы Вылегжанкиной А.О., Туркулец Н.К. и других исследователей Коваль А.А. предложил рассматривать коучинг с двух позиций:

как вид консультирования, вобравший в себя технологии различных видов деятельности (бизнес-консалтинга, тренинга, психологии, психотерапии, менеджмента, моделей обучения спортсменов, технологий наставничества).

как технология развития способностей людей (команды или индивидуального субъекта), набор техники постановки вопросов для помощи принятия ответственности за собственные выбор и действия (метод управленческой деятельности или стиль управления в организации).

Рассматривая коучинг применительно к подготовке менеджеров в вузе, Ненашев Д.В. назвал его эффективной технологией формирования эмоциональной компетентности. Он доказал, что коучинг - способ фасилитации личностного развития студентов с целью формирования умений управления собственным эмоциональным состоянием и навыков влияния на эмоциональное состояние партнеров по взаимодействию. Коучинг может выступать в качестве метода, формы и средства реализации поставленных задач. Кроме того, в его работе сделан вывод, что компетентностный-ориентированный подход исследовался и использовался в отечественном образовании давно, а в связи с Болонским соглашением получил более широкое распространение. Фактически Ненашевым Д.В. доказано, что «коучинг» - новое название способа, сочетающего достоинства психотерапии; тренерства и наставничества; тренинга; консультирования [11].

В 2012 г. диссертационном исследовании Симонова Л.Н. так же предложила понимать коучинг, как комплексную социально-управленческую технологию развития управленческих кадров, направленную на улучшение количественных или качественных характеристик деятельности руководителя, усовершенствование его профессиональных и личностных навыков посредством гибкого использования методов наставничества, управленческого консалтинга, тренинга, терапии и специальных вопросных методик. Она классифицировала коучинг по количеству субъектов воздействия (на индивидуальный и групповой) и по целевому назначению (как стиль управления, метод развития личности, метод усиления мотивации и формирования корпоративного поведения персонала организаций) [12].

В ходе исследования Симонова Л.Н. пришла к выводу, что использование

коучинга целесообразно только: а) при формировании моделей компетенций персонала; б) в процессе развития и обучения персонала; в) при оценке персонала.

В 2018 г. с позиций педагогики Ястреб О.В., рассматривая модель формирования профессиональной гибкости представителей фармацевтических компаний в процессе повышения квалификации, пришла к выводу об инновационности коучинга [13]. Данный вывод представляется более чем спорным, если он относится собственно к «коучингу». Вывод об инновационности не согласуется с выводами к которым пришли Вылегжанина А.О., Ашурбеков Р.А., Коваль А.А., Симонова Л.Н., Ненашев Д.В. Не являясь специалистом в области переподготовки фармацевтических кадров, трудно комментировать новации, привнесенные коучингом в конкретную сферу обучения. Возможно, данный вывод Ястреб О.В. актуален только в контексте подготовки специалистов фармацевтических компаний. Вместе с тем Ястреб О.В. сделала вывод о том, что коучинг представляет собой организованный процесс обучения, как целостную систему принципов, методов и приемов педагогического сопровождения.

В институализации коучинга значительную роль играет принцип платности. Стоимость услуг коучей в России часто превышает размер почасовой оплаты профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Например, в обзоре рынка коучинга в России специальный корреспондент отдела еженедельных выпусков газеты «Деловой Петербург» Иван Воронцов показал, что по действующим в профессиональном сообществе негласным правилам не рекомендуется брать за час работы начинающим коучам меньше 1,5-2 тысяч рублей и 3 тысяч рублей членам ГСБ [14]. Смешанкина М.А. подтверждает цены от 1,5 тыс. до 15 тыс. руб. за час работы индивидуальных коучей и более высокий доход в специализированных компаниях [3].

Из исследования «Стоимость коучинга в Москве», проведенного в феврале 2019 года АРК видно, что средняя стоимость в Москве за астрономический час очных ехесШ^е-коучинга, бизнес-коучинга и лайф-коучинга составила 29000 рублей, 15400 рублей и 8.700 рублей, соответственно [15].

Очевидно, что обучаемый с высоким профессиональным статусом, заплатив немалую стоимость за услугу коуча не будет заинтересован гласно признать отсутствие желаемого результата из-за опасения критики коллег и руководства. Сотрудники компаний (в случае группового коучинга) тем более не будут критиковать решение начальников, которые заказывали этот коучинг.

По мнению директора АРК и сопредседателя рабочей группы «Профессиональный стандарт «Коуч» Королихина В.К. рынок обучения коучингу в России больше, чем рынок самой услуги коучинга [16].

Доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Волгушева А.А. считает образовательный процесс целенаправленной деятельностью по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности [17]. Опираясь на данное

определение, логично предположить, что технология «коучинга» может является только составляющей образовательного процесса.

Из научных исследований и заявлений специалистов-практиков Ассоциации русскоязычных коучей и Международной федерации коучинга следует, что основным инструментом коуча являются вопросы, побуждающие к поиску решения проблемы клиента. Деятельность коуча, в части отличающейся от классических обучения, воспитания и наставничества, заключается в отказе от предложения клиенту правильных готовых решений.

Коучинг - метод, способ или технология мотивации субъекта на самообразование и саморазвитие в зависимости от специфики проблем. Востребованность коучинга наблюдается у тех, кто не в состоянии самостоятельно проводить критический анализ проблемной ситуации и выбрать приемлемые для себя пути решения.

Если процесс коучинга образно называют зеркалом предоставления информации о внутреннем состоянии клиента, то продуктом такой услуги будет самостоятельное получение клиентом выводов о своем состоянии и осознание им своих потенциальных возможностей. Поэтому объективно зафиксировать результат услуги не представляется возможным.

Деятельность коуча с правовой точки зрения заключается в сопровождении самообразовательного процесса клиента путем оказания услуги по мотивации клиента к активному поиску решения проблем.

Субъектами социально-правового института коучинга являются: организации обучающие коучингу, сертифицированные и несертифицированные коучи, индивидуальные и корпоративные клиенты коучей, ассоциации, иные некоммерческие и коммерческие объединения, осуществляющие деятельность в сфере коучинга, государственные (в том числе надзорные) органы.

Потребность в правовом регулировании отношений субъектов института коучинга преимущественно возникает в ходе: 1) рекламной деятельности организаций, осуществляющих обучение коучингу; 2) обучения коучингу; 3) рекламной деятельности коучей по продвижению своего продукта на рынке; 4) оказания коучами услуг клиентам; 5) взаимодействия некоммерческих профессиональных организаций коучей с государственными органами.

Правовые отношения в части рекламной деятельности, обучения коучингу, взаимодействия коллективных и индивидуальных субъектов с государственными органами в достаточной степени урегулированы нормами отечественного законодательства. Напротив, отношения, связанные с оказанием коучами услуг клиентам не имеет ясного правового регулирования.

Формирование межотраслевого правового института коучинга в России преимущественно происходит в пограничной области гражданского, трудового, предпринимательского и образовательного права. В случае деликтной направленности деятельности затрагиваются сферы административного и уголовного права.

Правовой основой коучинга в России являются нормы Конституции Российской Федерации, кодексов Российской Федерации (Гражданского, Трудового, Налогового), Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-Ф3, Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [18], подзаконных и локальных актов, регулирующие морально-этические и организационные отношения.

Непосредственно на практике регулирование отношений коучей и их клиентов осуществляется условиями заключаемых неравноправных соглашений, в которых конкретно выражены интересы только интересы оказывающей услугу стороны.

Например, предметом договора, используемого директором Ассоциации русскоязычных коучей Королихиным А.В. (далее - Договор), является оказание клиенту услуги индивидуального консультирования в формате коучинга и оплаты клиентом услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Договором [19]. Содержание услуги индивидуального коучинга в договоре описано относительными понятиями. Условия п.1.3.3 и 4.3 Дговора не только полностью освобождают коуча от какой-либо ответственности за оказанную услугу, перекладывая ее на клиента, но и цинично констатирует согласие клиента с данными условиями.

Кроме того, в приложении № 3 к Договору закреплено, что коуч не даёт гарантий или предостережений, письменно или устно, высказанных или предполагаемых для любых последствий.

Обязанности коуча по Договору сводятся к 1) согласованию с клиентом стоимости услуги, формат предоставления и графика сессий коучинга; 2) предоставлению услуги точно в соответствии с графиком сессий и предоставлениюкачественной обратной связи по телефону и по e-mail между сессиями; 3) проинформированию клиента об условиях, обеспечивающих эффективность коучинга; 4) соблюдению конфиденциальности в отношении клиента.

Кроме основной обязанности своевременно производить оплату услуг, клиент должен своевременно выполнять рекомендации коуча, принятые на себя обязательства и не может передавать используемые во время коучинга рабочие и учебно-методические материалы третьим лицам на каких бы то ни было условиях. Таким образом, клиент лишен права получить предметный совет от третьих лиц.

В случае нарушения обязанностей по договору клиентом коуч имеет право прекратить выполнение своих обязательств и предоплата за несостоявшиеся сессии не возвращается.

Условие п.3.1.3 Договора дозволяющее переносить сессию без каких-либо

штрафных санкций явно противоречит п. 2.1.3 Договора о точном соблюдении графика сессий.

Условия п.3.1.3 и п. 3.2.4 Договора о переносе на другое время или отмене предоставляют явные преимущества коучу. Отмена сессии по инициативе коуча оплачивается клиентом как 1 час сессии, а в случае отмены сессии клиентом он возмещает полную стоимость.

Подобными договорами переполнены сайты коучей (коучеров) в интернете. В целях приведения интернет-коучинга в правовое поле 25.11.2019 г. в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации на совещании рабочей группы по повышению цифровой грамотности населения было предложено ввести в законодательство понятие «интернет-образование», сделать этот вид деятельности лицензируемым и определить санкции за преподавание без лицензии [20].

В третьей версии проекта профессионального стандарта «Коуч», разработанной в 2018 г. (далее - Проект), коучинг определен как организация самостоятельной деятельности дееспособных взрослых граждан по развитию и мобилизации внутренних и внешних ресурсов [21]. АРК не смущает отсутствие легального толкования в законодательстве Российской Федерации понятия «взрослые граждане».

Основной целью вида профессиональной деятельности абстрактно декларируется повышение качества решений и действий по достижению жизненных, профессиональных и деловых целей посредством развивающего диалога с участием независимого специалиста (коуча).

Коучинг отнесен разработчиками к группе занятий «Специалисты в области подготовки и развития персонала». А по видам экономической деятельности - к деятельности по дополнительному профессиональному образованию. Указание на вид экономической деятельности «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» не согласуется концептуальными подходами ученых и практиков.

Раздел II Проекта содержит, разбавленное иностранными словами, очень общее описание трудовых функций. Например, в строке «Б» столбца «Наименование обобщённой трудовой функции» для пафосности используются слова «супервизия», «менторинг» и «ассессмент коучей». На русский язык первые два слова переводятся как «наставничество», а третье является указанием на оценку деятельности. Заявление об исключительном отличии коучинга от обычного воспитательно-образовательного процесса явно не согласуется с описанием трудовой функции строки «Б». Кроме того, в п.10 Компетенций Коуча АРК записано, что в целях развития и саморазвития принимает и использует полученный коллегами опыт. Это указывает на недостаточность одной мотивации к решению задач и необходимости обучению готовым решениям опытных наставников.

При изучении Проекта неизбежно возникает ощущение очередной попытки

изобретения «велосипеда», так как все предлагаемые функции уже включены в действующие стандарты. Например, если ознакомиться с Профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н [22], то оказывается, что «велосипед» уже изобретен. Основной целью вида профессиональной педагогической деятельности в области воспитания обучающихся является организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

Представляется, что истинная цель попытки авторов Проекта нормативно закрепить исключительность профессии коуча скрывается за положениями о прохождении обязательного обучения или наставничества на платной основе.

В России судебная практика в сфере оказания услуг коучинга пока не сложилась. Показательным является дело в отношении коучей и руководителей НКО «Зеора» [23]. Как следует из материалов дела, супруги Маркеловы руководили НКО «Зеора», проводили тренинги личностного роста, оказывая психологическое воздействие, способного нанести вред здоровью. В результате проведения коучинга два клиента покончили жизнь самоубийством. Приговором Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга 23.10.2018 г. по уголовному делу № 1-857/2018 Маркелова Ольга Леонидовна была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан). Супруг Маркеловой О.Л. скрылся от правосудия.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Обособление социально-правового института коучинга в России является искусственно созданной конструкцией и не основано на объективной потребности общества.

2. Правовые основы и элементы института коучинга аналогичны консалтингу, воспитательной и образовательной деятельности в соответствующих случаях. В настоящее время происходит терминологическое замещение новыми субъективными понятиями существовавших ранее дефиниций.

3. Коучинг не является уникальной или инновационной социально-правовой технологией гарантированного достижения намеченных целей и не может заменить комплексный процесс воспитания и обучения. Например, для повышения квалификации самих коучей используется не коучинг, а наставничество и обучение.

4. Проект стандарта профессии «коуч» не содержит существенных отличий от действующих стандартов, за исключением безосновательного перенысыщения текста специальными терминами и иностранными словами.

5. Рынок услуг коучинга в России в основном состоит из образовательных услуг, по обучению желающих стать коучами (коучерами) разной категории.

6. В настоящий момент оценка результатов коучинга делается на основании субъективных оценок коучей и заказчика.

7. Коучинг, в части услуги по мотивации клиента к самостоятельному поиску решения, не будет содержать признаки мошеничества только при выработке количественного объективного критерия оценки факта оказания надлежащей услуги.

8. Правовое регулирование отношений искуственно созданного, но объективно существующего института коучинга находится на начальной стадии и требует дальнейшего развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чарочкина В. «Я надеялся стать гуру и заработать»: вся правда о коучинге в России/ В.Чарочкина. - Текст : электронный // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование». - URL: https://www.hse.ru/ ma/psyan/ article/cbc/160617c (дата обращения: 19.01.2020); Иваница Ф. Секта, мотивация или мошенничество: откуда появился и что собой представляет коучинг/ Ф.Иваница. - Текст : электронный // ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»: сетевое издание www.tvzvezda.ru. - URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/ content/20195262024-pvrAb.html (дата обращения: 19.01.2020).

2. Национальная электронная библиотека: библиотека диссертаций: сайт/ Российская государственная библиотека. - Москва: РГБ, 2003 - URL: https://rusneb. ru/ (дата обращения: 19.01.2020). - Текст: электронный.

3. Смешанкина М.А. Как зародился коучинг, как работают современные коучи, и по каким критериям выбрать специалиста. - Краудсорсинговый проект Executive.ru. - URL: https://www.e-xecutive.ru/career/lichnaya-effektivnos-t/1990941-kouching-v-rossii-istoriya-tendentsii-i-instmktsiya-po-primeneniu#com-ments (дата обращения: 12.01.2020). - Текст: электронный.

4. Международный Эриксоновский Университет: обучение коучингу: сайт/ Международный Эриксоновский Университет. - Ванкувер (Канада), 1982 - URL: https://erickson.ru/coaching/icf.php#icf5 (дата обращения: 10.01.2020). - Текст: электронный.

5. International Coach Federation: официальный сайт. - URL: https://coachfed-eration.org/bylaws (дата обращения: 12.01.2020). - Текст: электронный.

6. Ассоциация русскоязычных коучей (АРК): сайт/ Ассоциация русскоязычных коучей. - Москва, 2015 - URL: http://www.coach-rus.org/ (дата обращения: 12.01.2020). - Текст: электронный.

7. Туркулец Н.К. Формирование трудовой мотивации и корпоративного поведения сотрудников организации по социально-управленческой технологии коучинга: специальность 22.00.08. «Социология управления»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Туркулец Наталья Константиновна; Институт социально-политических исследований Российской Академии наук. - Москва, 2006. - 47 с. - Место защиты: Институт социально-политических исследований РАН. - Текст: непосредственный.

8. Вылегжанина А.О. Коуч-технологии, как способ обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур: специальность 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Вылегжанина Анастасия Олеговна; Тюменский государственный университет. - Тюмень, 2007. - 44 с. - Место защиты: Тюменский государственный университет. - Текст: непосредственный.

9. Ашурбеков Р. А. Коучинг как метод управления развитием туристических организаций: специальность 22.00.08 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ашурбеков Рафик Ашурбекович; Государственный университет управления. - Москва, 2009. - 45 с. - Место защиты: Государственный университет управления. - Текст: непосредственный.

10. Коваль А.А. Коучинг в управлении персоналом современной Российской деловой организации: специальность 22.00.08. «Социология управления»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Коваль Александр Александрович; ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». - Ростов-на-Дону, 2009. - 49 с. - Место защиты: ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». - Текст: непосредственный.

11. Ненашев Д.В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ненашев Дмитрий Викторович; ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет». - Киров, 2009. - 22 с. - Место защиты: ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет». - Текст: непосредственный.

12. Симонова Л.Н. Коучинг в развитии управленческих кадров банковских организаций: социолого-управленческий аспект: специальность 22.00.08. «Социология управления»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Симонова Людмила Николаевна; Российский государственный социальный университет. - Москва, 2012. - 44 с. -Место защиты: Российский государственный социальный университет. - Текст: непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ястреб О.В. Формирование профессиональной гибкости представителей

фармацевтических компаний средствами коучинг-технологии: специальность 13.00.08. «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ястреб Ольга Викторовна; ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». - Москва, 2018. - 41 с. - Место защиты: ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». - Текст: непосредственный.

14. Воронцов И. Тяжело в коучении. Обзор рынка коучинга в России / И. Воронцов. - Текст : электронный // Газета «Деловой Петербург»: сетевое издание DP.RU. - Санкт-Петербург, 2018. - 11.10.2018. - URL: https://www. dp.ru/a/2018/10/11/ Tjazhelo_v_kouchenii (дата обращения: 22.01.2020). - Текст: электронный.

15. Королихин А.В. Стоимость коучинга в Москве / А.В. Королихин. -Текст: электронный // Ассоциация русскоязычных коучей: сайт. - Москва, 2015.

- URL: http://www.coach-rus.org/stoimost-kouchinga-v-moskve/ (дата обращения: 25.01.2020).

16. Волгушева А.А. Образовательный процесс / А.А. Волгушева. - Текст: электронный // Центр управления финансами: сайт. - Москва, 2009. - URL: https:// center-yf.ru/data/stat/obrazovatelniy-process-eto.php (дата обращения: 25.01.2020).

17. Российская Федерация. Законы. // Система ГАРАНТ: [сайт]. - Текст: электронный. - М., 2019. - URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 19.01.2020).

18. Типовой договор на оказание консультационных услуг в форме коучинга.

- Текст: электронный // Andrey Korolikhin: [сайт]. - 2015. - URL: http://korolikhin. com/kontrakt-kouchinga/ (дата обращения: 22.01.2020).

19. - Прокшин Н., Миронова К. Депутаты намерены ввести лицензии для интернет-коучей / Н. Прокшин, К. Миронова. - Текст: электронный // АО «Коммерсантъ»: сайт ИД «Ъ». - Москва, 1991. - 25.11.2019. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/4171490 (дата обращения: 26.01.2020).

20. Ассоциация русскоязычных коучей (АРК): Профессиональный стандарт «Коуч»: сайт/ Ассоциация русскоязычных коучей. - Москва, 2015 - URL: http:// www.coach-rus.org/ (дата обращения: 24.01.2020). - Текст: электронный.

21. Профессиональный стандарт Российской Федерации. Специалист в области воспитания: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н // Система ГАРАНТ: [сайт]. Текст: электронный. - URL: http://base.garant.ru/71595630/#block_1000 (дата обращения: 24.01.2020).

22. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»: Фрунзенский районный суд города Санкт-Петербурга: интернет портал. - Санкт-Петербур, 2006. - URL: https://frn--spb.sudrf.ru/ (дата обращения: 26.01.2020). - Текст: электронный.

REFERENCES

1. Charochkina V. «Ya nadeyalsya stat' guru i zarabotat'»: vsya pravda o kouchinge v Rossii ["I was hoping to become a guru and earn money": the whole truth about coaching in Russia]. Tekst : elektronnyi. Natsional'nyi issledovatel'skii universitet «Vysshaya shkola ekonomiki»: Magisterskaya programma «Psikhoanaliz i psikhoana-liticheskoe biznes-konsul'tirovanie» [National Research University Higher School of Economics: Master's program in Psychoanalysis and Psychoanalytic Business Consulting]. Available at: https://www.hse.ru/ma/psyan/ article/cbc/160617c (accessed on: 19.01.2020); Ivanitsa F. Sekta, motivatsiya ili moshennichestvo: otkuda poyavilsya i chto soboi predstavlyaet kouching [Sect, motivation or fraud: where did coaching come from and what is it]. F.Ivanitsa. Tekst : elektronnyi. OAO «TRK VS RF «ZVEZDA»: setevoe izdanie www.tvzvezda.ru. Available at: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/ content/20195262024-pvrAb.html (accessed on: 19.01.2020).

2. Natsional'naya elektronnaya biblioteka: biblioteka dissertatsii: sait [National Electronic Library: dissertation library: website ]. Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka [ Russian State Library]. Moscow: RGB, 2003. Available at: https://rusneb.ru/ (accessed on: 19.01.2020). Tekst: elektronnyi.

3. Smeshankina M.A. Kak zarodilsya kouching, kak rabotayut sovremennye kouchi, i po kakim kriteriyam vybrat' spetsialista [How coaching was born, how modern coaches work, and by what criteria to choose a specialist]. Kraudsorsingovyi proekt Executive.ru. Available at: https://www.e-xecutive.ru/career/lichnaya-effektivnos-t/1990941-kouching-v-rossii-istoriya-tendentsii-i-instmktsiya-po-primeneniu#com-ments (accesssed on: 12.01.2020). Tekst: elektronnyi.

4. Mezhdunarodnyi Eriksonovskii Universitet: obuchenie kouchingu: sait [International Erickson University: coaching training: website]. Mezhdunarodnyi Eriksonovskii Universitet. Vankuver (Canada), 1982. Available at: https://erickson.ru/coaching/icf. php#icf5 (accessed on: 10.01.2020). Tekst: elektronnyi.

5. International Coach Federation: ofitsial'nyi sait. Available at: https://coach-federation.org/bylaws (accessed on: 12.01.2020). Tekst: elektronnyi.

6. Assotsiatsiya russkoyazychnykh kouchei (ARK): sait [Association of Russian-speaking coaches (ARC): website]. Moscow, 2015. Available at: http://www. coach-rus.org/ (accessed on: 12.01.2020). Tekst: elektronnyi.

7. Turkulets N.K. Formirovanie trudovoi motivatsii i korporativnogo povedeniya sotrudnikov organizatsii po sotsial'no-upravlencheskoi tekhnologii kouchinga: spetsi-al'nost' 22.00.08. «Sotsiologiya upravleniya»: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uche-noi stepeni kandidata sotsiologicheskikh nauk [The formation of labor motivation and corporate behavior of employees of the organization on social and managerial coaching technology: specialty 22.00.08. "Sociology of Management": abstract of a dissertation

for the degree of candidate of sociological sciences]. Institut sotsial'no-politicheskikh issledovanii Rossiiskoi Akademii nauk [Institute for Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences]. Moscow, 2006. 47 p. Mesto zashchity: Institut sotsial'no-politicheskikh issledovanii RAN [Place of defense: Institute for Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences]. Tekst: neposredstvennyi.

8. Vylegzhanina A.O. Kouch-tekhnologii, kak sposob obespecheniya konkurento-sposobnosti predprinimatel'skikh struktur: spetsial'nost' 08.00.05. «Ekonomika i uprav-lenie narodnym khozyaistvom (ekonomika predprinimatel'stva)»: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Coach technologies as a way to ensure the competitiveness of business structures: specialty 08.00.05. "Economics and national economy management (business economics)" : dissertation abstract for the degree of candidate of economic sciences]. Tyumenskii gosudarstvennyi universitet. Tyumen', 2007. 44 s. Mesto zashchity: Tyumenskii gosudarstvennyi universitet [Place of defense: Tyumen State University]. Tekst: neposredstvennyi.

9. Ashurbekov R.A. Kouching kak metod upravleniya razvitiem turisticheskikh organizatsii: spetsial'nost' 22.00.08 08.00.05 «Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom (ekonomika, organizatsiya i upravlenie predpriyatiyami, otraslyami, kompleksami - sfera uslug)»: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Coaching as a method of managing the development of tourism organizations: specialty 22.00.08 08.00.05 "Economics and national economy management (economics, organization and management of enterprises, industries, complexes - services)": abstract of dissertation for the degree of candidate of economic sciences]. Ashurbekov Rafik Ashurbekovich; Gosudarstvennyi universitet upravleniya. Moscow, 2009. 45 p. Mesto zashchity: Gosudarstvennyi universitet upravleniya [Place of defense: State University of Management]. Tekst: neposredstvennyi.

10. Koval' A.A. Kouching v upravlenii personalom sovremennoi Rossiiskoi delovoi organizatsii: spetsial'nost' 22.00.08. «Sotsiologiya upravleniya»: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata sotsiologicheskikh nauk [Coaching in personnel management of a modern Russian business organization: specialty 22.00.08. "Sociology of Management": abstract of a dissertation for the degree of candidate of sociological sciences]. Koval' Aleksandr Aleksandrovich; FGOU VPO «Yuzhnyi federal'nyi universitet». Rostov-on-Don, 2009. 49 p. Mesto zashchity: FGOU VPO «Yuzhnyi federal'nyi universitet» [Place of defense: Southern Federal University]. Tekst: neposredstvennyi.

11. Nenashev D.V. Kouching kak effektivnaya tekhnologiya formirovaniya emot-sional'noi kompetentnosti budushchikh menedzherov: spetsial'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Coaching as an effective technology for the formation of emotional competence of future managers: specialty 13.00.08 "Theory and Methodology of Professional Education": dissertation abstract for the degree of candidate of pedagogical sciences]. Nenashev Dmitrii Viktorovich; GOU VPO «Vyatskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet». Kirov, 2009. 22 p. Mesto zashchity: GOU

VPO «Vyatskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet» [Place of defense: State Educational Institution of Higher Professional Education "Vyatka State Humanitarian University"]. Tekst: neposredstvennyi.

12. Simonova L.N. Kouching v razvitii upravlencheskikh kadrov bankovskikh organizatsii: sotsiologo-upravlencheskii aspekt: spetsial'nost' 22.00.08. «Sotsiologiya upravleniya»: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata sotsio-logicheskikh nauk [Coaching in the development of managerial personnel of banking organizations: sociological and managerial aspect: specialty 22.00.08. "Sociology of Management": abstract of the dissertation for the degree of candidate of sociological sciences]. Simonova Lyudmila Nikolaevna; Rossiiskii gosudarstvennyi sotsial'nyi universitet. Moscow, 2012. 44 p. Mesto zashchity: Rossiiskii gosudarstvennyi sotsial'nyi universitet [Place of defense: Russian State Social University]. Tekst: neposredstvennyi.

13. Yastreb O.V. Formirovanie professional'noi gibkosti predstavitelei farmat-sevticheskikh kompanii sredstvami kouching-tekhnologii: spetsial'nost' 13.00.08. «Te-oriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Formation of professional flexibility of representatives of pharmaceutical companies by means of coaching technology: specialty 13.00.08. "Theory and Methodology of Vocational Education": abstract of a dissertation for theVO degree of candidate of sciences]. Yastreb Ol'ga Viktorovna; GAOU «Moskovskii gorodskoi pedagogicheskii universitet». Moscow, 2018. 41 p. Mesto zashchity: GAOU VO «Moskovskii gorodskoi pedagogicheskii universitet» [Place of defense: Moscow State Pedagogical University]. Tekst: neposredstvennyi.

14. Vorontsov I. Tyazhelo v kouchenii. Obzor rynka kouchinga v Rossii [It is hard in coaching. Overview of the coaching market in Russia]. I. Vorontsov. Tekst : elektronnyi. Gazeta «Delovoi Peterburg»: setevoe izdanie DP.RU [Newspaper "Business Petersburg": online publication DP.RU]. Sankt-Peterburg, 2018. 11.10.2018. Available at: https://www.dp.ru/a/2018/10/11/Tjazhelo_v_kouchenii (accessed on: 22.01.2020). Tekst: elektronnyi.

15. Korolikhin A.V. Stoimost' kouchinga v Moskve [The cost of coaching in Moscow]. A.V. Korolikhin. Tekst: elektronnyi. Assotsiatsiya russkoyazychnykh kouchei: sait. Moscow, 2015. Available at: http://www.coach-rus.org/stoimost-kouchin-ga-v-moskve/ (accessed on: 25.01.2020).

16. Volgusheva A.A. Obrazovatel'nyi protsess [The educational process]. A.A. Volgusheva. Tekst: elektronnyi. Tsentr upravleniya finansami: sait [Center for financial management: site]. Moscow, 2009. Available at: https://center-yf.ru/data/stat/obrazo-vatelniy-process-eto.php (accessed on: 25.01.2020).

17. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony [Russian Federation. The laws.]. Sistema GARANT: sait [System GUARANTEE: site]. Tekst: elektronnyi. Moscow, 2019. Available at: http://base.garant.ru/ (accessed on: 19.01.2020).

18. Tipovoi dogovor na okazanie konsul'tatsionnykh uslug v forme kouchinga [Model contract for the provision of consulting services in the form of coaching]. Tekst: elektronnyi. Andrey Korolikhin: [sait]. 2015. Available at: http://korolikhin.com/kon-

trakt-kouchinga/ (accessed on: 22.01.2020).

19. Prokshin N., Mironova K. Deputaty namereny vvesti litsenzii dlya inter-net-kouchei [Deputies intend to introduce licenses for Internet coaches]. N. Prokshin, K. Mironova. Tekst: elektronnyi. AO «Kommersant"»: sait ID «""». Moscow, 1991. 25.11.2019. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4171490 (accessed on: 26.01.2020).

20. Assotsiatsiya russkoyazychnykh kouchei (ARK): Professional'nyi standart «Kouch»: sait [Association of Russian-speaking coaches (ARC): Professional standard "coach": website]. Assotsiatsiya russkoyazychnykh kouchei [Association of Russian-speaking coaches]. Moscow, 2015. Available at: http://www.coach-rus.org/ (accessed on: 24.01.2020). Tekst: elektronnyi.

21. Professional'nyi standart Rossiiskoi Federatsii. Spetsialist v oblasti vospitani-ya: utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 10 yanvarya 2017 g. № 10n [Professional standard of the Russian Federation. Specialist in the field of education: approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of January 10, 2017 No. 10n]. Sistema GARANT: sait [GARANT System: site]. Tekst: elektronnyi. Available at: http://base. garant.ru/71595630/#block_1000 (accessed on: 24.01.2020).

22. Gosudarstvennaya avtomatizirovannaya sistema Rossiiskoi Federatsii «Pra-vosudie»: Frunzenskii raionnyi sud goroda Sankt-Peterburga: internet portal [State automated system of the Russian Federation "Justice": Frunze District Court of St. Petersburg: Internet portal]. St. Petersburg, 2006. Available at: https://frn--spb.sudrf. ru/ (accessed on: 26.01.2020). Tekst: elektronnyi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.