Агросектор
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФЕРМЕРСКОГО СЕКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
И. В. РЕЗВЯКОВА
Аграрии Орловской области стабильно показывают высокие результаты производства сельскохозяйственной продукции: начиная с 2018 г. наблюдается постоянный прирост валового сбора зерновых и зернобобовых культур, а в 2020 г. в регионе был получен рекордный урожай зерна — 4282,4 тыс. т в весе после доработки, что на 16,6% больше, чем в 2019 г. Но с введением экспортных пошлин на зерно ситуация на внутреннем рынке изменилась — происходит резкое падение цен. Пошлины ограничивают также вывоз зерна на экспорт.
Решению проблем способствуют инновационные для сельхозпроизводителей меры государственной поддержки.
Ключевые слова: Орловская область, проблемные аспекты, экспортная пошлина, зерно, сельскохозяйственные предприятия, товаропроизводители. JEL Q11, Q12, Q13.
В 2021 г. в ЦФО (Орловская, Курская, Липецкая, Белгородская области) наблюдались рекордные переходящие запасы зерна. (См. рис. 1.) Воодушевленные стремительным ростом цен на выращенную продукцию, фермеры надеялись на продолжение положительной ценовой динамики: к ноябрю 2020 г. цены на зер-
но достигли исторически высокого уровня, в том числе на пшеницу - 17 тыс. руб./т с НДС [4]. Такая тенденция в росте цен прослеживалась впервые за всю историю зернового рынка. Фермеры начали покупать новую технику, строить складские помещения, весовые, зерносушилки и т.д. [1].
Рис. 1. Запасы пшеницы в сельхозорганизациях, заготовительных и перерабатывающих организациях, кроме малых, в ЦФО (на 01.01.2021 г.), млн т
2,2
3,1
1
■
1
2,9
2013/14
Источник: [4].
2014/15 2015/16
2018/19 2019/20
2016/17 2017/18 Годы
I Сельскохозяйственные товаропроизводители □ Трейдеры/Переработчики
2020/21
Резвякова Ирина Владимировна, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Орловского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ, канд. экон. наук (г. Орел, Россия), e-mail: [email protected]
Экспортные пошлины
Однако введение экспортных пошлин на зерно привело к сильному и резкому падению цен на внутреннем рынке - уже в декабре 2020 г. они упали на 3-3,5 тыс. руб./т. Это колоссальные потери (3 млн руб. на 1 тыс. т), от которых особенно пострадали мелкие фермерские хозяйства, плохо обеспеченные складскими помещениями и вынужденные в связи с этим в августе 2021 г. продавать урожай «с колес» по цене ниже себестоимости. Соответственно, небольшие фермерские растениеводческие хозяйства перестанут развиваться - строить склады, обновлять технику, повышать зарплату наемным работникам - и перейдут на режим выживания. Наибольшую долю в структуре севооборота сельскохозяйственных предприятий занимают пшеница и ячмень, перейти же на выращивание культур с высокой закупочной стоимостью (подсолнечник, рапс, соя) мелкие хозяйства не смогут, не имея для этого опыта и специализированной техники (например, зерносушилок) [6].
С 15 февраля 2021 г. введена экспортная пошлина на пшеницу в размере 25 евро/т (с 1
марта повышенная до 50 евро/т), т.е. с каждой ее тонны сельхозтоваропроизводители будут платить в бюджет более 4 тыс. руб. [6]. С 15 марта вводятся также пошлины на ячмень (10 евро/т) и кукурузу (25 евро/т). Кроме того, введены пошлины и на масличные культуры -сою, рапс, подсолнечник (30% от таможенной стоимости, но не менее 165 евро/т).
Зерно на экспортном рынке в 2021 г. стоило более 20 тыс. руб./т с НДС, но из-за введенной пошлины трейдеры вынуждены закупать его по 14-15 тыс. руб./т с НДС. Сельхозтоваропроизводители обеспокоены тем фактом, что пошлина будет действовать и на новый урожай 2022 года в случае превышения ценой на зерно 200 долл./т. Например, если цена сложится на уровне 300 долл./т, то со 100 долл. 70% должны будут быть уплачены в бюджет, т.е. цена для сельхозтоваропроизводителя составит 230 долл./т (или -6300 руб./т), - это так называемая плавающая пошлина.
Цены на металл
В условиях искусственного ограничения роста цен на зерно цены на материально-техни-
326-401 л.с. 1466 250 16 292 3501 750 38 908 2,39 +2035 500
Комбайны самоходные кормоуборочные > 401 л.с. 2415 000 26 833 5192 750 57 692 2,15 +2777 250
Самоходные опрыскиватели > 300 л.с. 2760 000 30 667 4002 000 44467 1,45 +1242 000
Источник: [5].
Проект нормативного акта о повышении утилизационного сбора в отношении сельскохозяйственной и строительной техники
2021 г. 2022 г. Повышение Абсолютное
Вид техники --сбора, отклонение,
руб. евро руб. евро раз руб. (+/-)
Тракторы:
130-180 л.с. 431 250 4792 1207500 13417 2,80 +776250
180-220 л.с._517 500 5750 1500 750 16 675 2,90 +983 250
280-340 л.с._862 500 9583 3001 500 33 350 3,48 +2139 000
340-380 л.с. 1155 750 12 842 3501 750 38 908 3,03 +2346 000
>380 л.с. 1552 500 17 250 4002 000 44467 2,58 +2449 500
Тракторы гусеничные >200 л.с. 1552 500 17 250 4140 000 46 000 2,67 +2587 500
Комбайны зерноуборочные:
56-326 л.с. 1121 250 12458 2501 250 27792 2,23 +1380000
ческие ресурсы для фермеров бесконтрольно растут:
• цены на металл в течение 2021 г. выросли в два раза, вслед за чем дорожают сельскохозяйственная техника и орудия. В связи с этим обновление парка сельскохозяйственной техники станет еще менее доступным для небольших фермерских хозяйств [5];
• обсуждается проект нормативного акта о повышении в разы утилизационного сбора в отношении сельхоз- и строительной техники. (См. таблицу.)
В настоящее время по проекту данного акта проводится процедура общественного обсуждения, т.е. еще имеется возможность представить по нему свои замечания и предложения, и многие специалисты и организации уже подключились к его обсуждению. Если акт будет принят в предложенном виде, это окажет огромное негативное влияние на всю индустрию аграрного сектора.
Электронные системы
Декларации соответствия на зерно производители должны будут самостоятельно регистрировать в электронном реестре Федеральной службы по аккредитации. Будет ли оказана эффективная (реальная, а не номинальная) помощь фермерам, которым трудно разобраться с новыми обязательными электронными системами (еще и со ФГИС «Меркурий» не все разобрались)? Крупные хозяйства легко справятся с этой задачей, а мелким все эти нововведения сильно усложнят жизнь.
30 декабря 2020 г. В.В. Путин подписал Закон «О создании системы прослеживаемости зерна». В соответствии с ним федеральная информационная система позволит отследить жизненный цикл зерна от производства до выпуска в обращение. В нее будет включаться информация о производителях, собственниках, перевозчиках зерна. Кроме того, в системе будут содержаться данные о компаниях, осуществляющих хранение зерна, грузоотправителях, грузополучателях, партиях зерна и их потребительских свойствах, о закупках зерна
в федеральный интервенционный фонд и многие другие данные. Участники зернового рынка будут обязаны оформлять сопроводительные документы, в которых должна содержаться информация о партии зерна или продуктов его переработки. Без этих документов продать зерно на территории России или экспортировать его будет невозможно, а чтобы их получить, нужно будет провести лабораторные исследования за счет средств производителя.
С помощью такой системы государство рассчитывает обеспечить контроль качества зерна, предотвратить «серый» оборот пищевой продукции, а также аккумулировать данные по каждому производителю и региону в целом.
Закон вступил в силу с 1 января 2022 г. Но госконтроль в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки осуществляется уже с 1 июля 2021 г. уполномоченными правительством федеральными органами. Закон распространяется на все зерно независимо от того, кормовое оно или продовольственное.
Согласно Закону фермеры должны будут:
• зарегистрироваться в системе прослеживаемости зерна и завести электронную подпись;
• заключить договор с лабораторией, аккредитованной в национальной системе аккредитации (скорее всего, это будут Региональный центр оценки качества образования Орловской области (ЦОК) и ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» (ФГБУ ЦНМВЛ); лаборатория проводит отбор проб и исследования зерна (за счет средств товаропроизводителя) и по итогу выдает «паспорт качества»;
• сопровождать любое действие с зерном соответствующей проводкой в системе и электронной подписью исполнителя (проводки в системе бесплатные).
При отгрузке каждой партии (один автомобиль или вагон) фермеру необходимо будет выбирать соответствующую партию зерна
в системе, вносить в нее данные о перевозчике, грузополучателе/покупателе, а также прикреплять следующие документы в электронном виде: паспорт качества, декларацию о соответствии, карантинный сертификат, ветеринарное свидетельство.
В Законе указано: «Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ». Конкретных данных о размерах штрафов в Законе нет.
Скорее всего, штрафы будут такие же, как и действующие для ФГИС «Меркурий»:
• от 10 000 руб. до 30 000 руб. на должностное лицо;
• от 100 000 руб. до 300 000 руб. на юридическое лицо.
Вряд ли откажутся также от мер, уже отработанных применительно к «Меркурию», таких как:
• блокировка аккаунтов;
• приостановление деятельности организации при повторных нарушениях.
Цены на топливо
Акцизы на дизельное топливо растут ежегодно (с 01.01.2021 г. они составляют 9188 руб./т). Средства, поступающие от них, идут в дорож-
ный фонд, при том что сельскохозяйственная техника не ездит по автомобильным дорогам общего пользования, а работает в поле. Когда вводились акцизы, утверждалось, что они будут компенсироваться из средств господдержки, однако размер предоставляемых субсидий оказывается меньше суммы акцизов, которые платят фермеры, покупая топливо. К тому же в сезон топливо сильно дорожает, а заранее покупать его нет возможности, поскольку негде хранить его большие объемы.
На рис. 2 представлены цены горюче-смазочных материалов (ГСМ) предприятий АПК Орловской области для проведения весенне-полевых работ. (Мелкооптовые цены на ГСМ на 01.03.2021 г. составляли: для бензина АИ 92 -57 200 руб./т, для дизельного топлива летнего - 49 500 руб./т.)
Проблемы с покупкой удобрений
Весной 2020 г. на рынке наблюдался дефицит селитры, при этом резко, на 25-30%, повышались цены на удобрения (на селитру -до 19 тыс. руб./т, сложные (диаммофос) - до 31 тыс. руб./т). Сельхозтоваропроизводители обеспокоены возможностью повторения такой ситуации и весной 2022 г. Не все имеют возможность приобретать удобрения заранее. Средства защиты растений всегда в наличии,
Рис. 2. Цены на ГСМ по Орловской области за 2015-2021 гг., тыс. руб./т
01/03/15 01/03/16 01/03/17 01/03/18 01/03/19 01/03/20 01/03/21
-Дизельное топливо -Автобензин
Источник: [3].
но цены на них сильно растут из-за курса доллара - в итоге затраты на них огромны [3].
Так, в марте 2021 г. сельхозтоваропроизводители Орловской области приобрели минеральных удобрений с учетом переходящего остатка в объеме 61,75 тыс. т д. в.1, или 67% от запланированного объема к весенне-полевым работам. (См. рис. 3.)
Господдержка личных подсобных и мелких фермерских хозяйств
Необходима государственная поддержка личных подсобных (ЛПХ) и мелких фермерских хозяйств, прежде всего занимающихся животноводством и овощеводством, для того чтобы молодежь оставалась в сельской местности, работала «на себя» и имела стабильный доход, которого хватало бы, чтобы прокормить семью. Но в настоящее время отсутствует система кооперации мелких хозяйств, позволяющая им сообща решать проблемы со сбытом, с оформлением документов, особенно в отдаленных районах [2].
У людей есть желание работать на земле, но многие опасаются заводить фермерское хозяйство, потому что сложно со сбытом продукции и пугает оформление многочисленной
документации (бухгалтерской, налоговой, ветеринарной, деклараций, сертификатов и прочего), к тому же существует угроза подвергнуться огромным штрафам, если что-то не успеть оформить или по незнанию оформить неправильно. Молодежь уезжает в города, в столицы, в итоге еще сильнее обостряется проблема нехватки квалифицированных кадров для сельского хозяйства.
Семеноводство
Требуется также государственная поддержка российского семеноводства, которое сегодня пребывает в кризисе: внутренний рынок заполонили дорогие импортные сорта иностранных семеноводческих корпораций, с которыми нашим селекционерам и семеноводам сложно конкурировать. Регионы России очень сильно различаются по климатическим условиям, особенностям почв, поэтому, в интересах продовольственной безопасности страны, следует производить больше отечественных семян разных сортов, адаптированных для конкретного региона.
Семеноводы не ощутили поддержку от введения субсидии на элитное семеноводство. До них эта поддержка не доходит, поскольку
Рис. 3. Приобретение минеральных удобрений в Орловской области под урожай 2021 г. (на 10.03.2021 г.), тыс. т д. в.
91,91
79,73
61,75
Всего Азотных Сложных
□ Требуется ■ Приобретено
Источник: [3].
1 Д. в. (действующее вещество) — основной питательный элемент, содержащийся в минеральном удобрении и усваиваемый растениями.
сами они элитные семена не покупают (а покупают их несубсидируемые питомники размножения у оригинаторов) - соответственно, и субсидии на покупку элитных семян они не получают и их прибыль от реализации семян в результате введения субсидии не стала выше. Качественные семена выращивать сложно и затратно, и поэтому на рынке сегодня преобладают перекупщики, предлагающие товар сомнительного качества и сортовой принадлежности.
Транспорт
Существуют проблемы с транспортом. Сложно выехать на своем грузовике, например, за удобрениями, семенами - приходится обращаться к услугам транспортных компаний, так как нужны тахограф, система «Платон», медосмотр водителя, техосмотр автомобиля механиком и т.д. Для транспортных компаний эти задачи по силам, тогда как частнику-фермеру для редких выездов по своим надобностям решать их очень дорого и сложно. Сложно, когда в посевную требуется срочно поехать за удобрениями, семенами, крупными запчастями, а медицинские учреждения в выходные закрыты и нет никакой возможности оформить медосмотр водителя. Или же в данном и соседних населенных пунктах вообще нет медицинских учреждений, а штрафы огромные, особенно если фермер - юридическое лицо.
Заключение
В заключение резюмируем, что решению обозначенных проблем фермерского сектора будут способствовать меры государственной поддержки в области технической и технологической модернизации сельского хозяйства.
В целях стимулирования обновления ма-шинотракторного парка необходимы следующие меры господдержки:
• льготные инвестиционные кредиты;
• реализация техники со скидкой 10% от цены завода-изготовителя в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1432;
• ряд разнообразных мер и программ поддержки по линии АО «Росагролизинг».
Отдельно следует отметить новые для сельхозпроизводителей меры государственной поддержки [3]:
1) субсидии на возмещение части затрат предприятиям хлебопекарной промышленности - из расчета 2000 руб. на реализацию 1 т произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения (со сроком годности менее 5 суток). Лимит по данному направлению - 12 млн руб.;
2) субсидии на возмещение части затрат производителям муки на закупку продовольственной пшеницы в размере, не превышающем 50% от разницы между текущей ценой на продовольственную пшеницу и среднемесячной ценой в Российской Федерации за аналогичные периоды трех предыдущих лет, по данным Федеральной службы государственной статистики, скорректированной с учетом инфляции. Лимит по данному направлению -39 млн руб.;
3) грант «Агропрогресс», предоставляемый сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, с использованием средств льготного кредита (70% стоимости проекта), 5% должны составлять собственные средства и 25% - средства гранта;
4) субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат по ставке на 1 т реализованного зерна (пшеница, рожь, кукуруза, ячмень кормовой). Источником финансирования по данному направлению являются доходы от таможенных пошлин на экспорт пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, рапса, подсолнечника, сои.
В настоящее время разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие распределение субсидий и устанавливающие порядок их распределения.
Например, особенностью предоставления субсидий в 2021 г. в Орловском регионе явля-
лось обязательное заключение соглашений между получателями субсидий и Департаментом сельского хозяйства Орловской области в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Соглашения должны подписываться усиленными квалифицированными
электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон. Предприятия предоставляют заявки для включения в систему «Электронный бюджет» в Департамент сельского хозяйства и оформляют электронную подпись в уполномоченных центрах. Эти меры позволят успешно провести комплекс весенне-полевых работ в 2022 г. ■
Литература
1. В России начала действовать экспортная пошлина на пшеницу // Российская газета. 2021. № 8375. URL: https://rg.ru/2021/02/15/v-rossii-nachala-dejstvovat-eksportnaia-poshlina-na-pshenicu.html
2. Климова А.Э. Социально-экономические показатели развития сельского хозяйства Орловской области // Экономика и социум. 2017. № 3. С. 881-884.
3. Официальный сайт Правительства Орловской области. URL: https://orel-region.ru/index.php
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.gov.ru
6. Правительство России хочет ввести пошлину на экспорт пшеницы // Ведомости. 2020. № 850771. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/12/13/850771-pravitelstvo-rossii
References
1. The export duty on wheat has started to operate in Russia // Rossiyskaya Gazeta. 2021. No. 8375. URL: https://rg.ru/2021/02/15/v-rossii-nachala-dejstvovat-eksportnaia-poshlina-na-pshenicu.html
2. Klimova A.E. Socio-economic indicators of agricultural development of the Orel region // Economy and Society. 2017. No. 3. Pp. 881-884.
3. Official website of the Government of the Orel region. URL: https://orel-region.ru/index.php
4. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru
5. Official website of the Federal Tax Service. URL: https://www.nalog.gov.ru
6. The Russian government wants to impose a duty on wheat exports // Vedomosti. 2020. No. 850771. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/12/13/850771-pravitelstvo-rossii
Problematic Aspects of the Farming Sector in Modern Conditions
Irina V. Rezvyakova — Associate Professor of the Department of Economics and Management at the Orel Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences (Orel, Russia). E-mail: [email protected]
Agrarians of the Oryol region consistently show high results in the production of agricultural products. Since 2018, there has been a constant increase in the gross harvest of grain and leguminous crops, and in 2020 a record grain harvest was obtained in the Orel region — 4282.4 thousand tons of grain in weight after refinement, which is 16.6% more than in 2019. With the introduction of export duties on grain, the situation in the domestic market has changed, there is a sharp drop in prices. The export duty restricts the export of grain for export.
Innovative measures of state support for agricultural producers contribute to solving problems.
Key words. Orel region, problematic aspects, export duty, grain, agricultural enterprises, commodity producers. JEL-codes: Q11, Q12, Q13.