Вестник ПСТГУ
Серия IV: Педагогика. Психология.
Метлик Игорь Витальевич, доктор педагогических наук, доцент, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Россия, Москва metlik@list.ru
2022. Вып. 65. С. 63-77
Б01: 10.15382Миг^202265.63-77
Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе:
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной государственной и муниципальной школе в качестве самостоятельного учебного предмета (курса, модуля) по выбору семьи, родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников. Начавшееся с конца 1990-х гг. формирование этой практики в системе образования Российской Федерации в регионах, школах в последнее десятилетие стаг-нирует, не развивается до объема и качества, необходимых для достижения ее целей. Актуально исследование данной проблемы, поиск возможных путей ее решения. В статье проведена первоначальная разметка проблемного поля, выделены основные аспекты рассмотрения проблемы: социокультурный, педагогический, социально-психологический. В их рамках обозначены и прокомментированы вопросы современного правового обеспечения этой практики и возможностей ее совершенствования, отношений участников образовательного процесса, включая организации Русской Православной Церкви, состояния педагогической базы (государственные и церковные образовательные документы и материалы, школьные учителя, преподающие православную культуру, их статус и подготовка, учебники и пособия по православной культуре, учебное и методическое обеспечение и т. д.). В педагогическом аспекте выделено принципиальное значение понимания целей преподавания православной культуры в общем образовании детей, их воспитании и обучении, ожидаемых результатов образования (личностных и предметных) и отражение этого понимания в основных образовательных документах по православной культуре, по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в системе образования.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, светская школа, преподавание православной культуры, духовно-нравственное образование, религиозное образование, церковно-государственные отношения, участники образовательных отношений, законодательство об образовании.
И. В. Метлик
© Метлик И. В., 2022.
Рассматриваемая проблема — развитие преподавания православной культуры в российской государственной и муниципальной школе. На протяжении уже более десяти лет со времени принятия решения, формально на высшем уровне государственного управления (Поручение Президента1 и др.), о включении в учебные планы общеобразовательной школы преподавания религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей) школьников, это преподавание, эта практика до сих пор не развиваются. Ее возможности ограничиваются фактически одним четвертым классом из одиннадцати классов школы в минимально возможном объеме учебного времени (34 ч.). Более того, в последние годы предпринимаются попытки исключения и этого минимального преподавания: публикация в 2019 г. проекта ФГОС начального общего образования без конфессиональных модулей в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)2, разработка программных документов по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) на основной ступени школы, в 5-9-х классах без привлечения представителей Церкви и других религиозных организаций3. Эти попытки не имеют никаких реальных оснований, причин, по корректному выражению Святейшего Патриарха Кирилла — «необъяснимые»4, воспринимаются в православном сообществе как прямо антирелигиозные, антицерковные провокации.
В качестве аксиоматического исходного положения в исследовании проблемы нами принимается положение о том, что изучение традиционной религии народа — обязательная, неотъемлемая часть общего образования, воспитания и обучения детей в любой народной, национальной общеобразовательной школе. Знания «оснований своей религии»5 являются необходимыми для детей в школе. С учетом современной социокультурной ситуации, отношения в российском обществе к религии (религиям), его многоконфессионального состава, это образование реализуется на добровольной основе, по выбору родителей (законных представителей) школьников, поскольку имеет целью воспитание детей на основе определенной религиозной духовно-нравственной культуры, традиции, а преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми иными лицами (физическими и юридическими) имеют именно родители, семья школьни-
1 Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 Пр-2009 ВП-044-4632. URL: http://ermobrazovanie.ru/dokumenty/poruchenie-prezidenta-rossijskoj-federaczii-ot-2-av-gusta-2009-goda-№pr-2009-vp-p44-4632/ (дата обращения: 23.01.2021).
2 Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения РФ новых проектов стандартов общего образования. 18 сентября 2019 г. URL: https://pravobraz.ru/zayavlenie-sinodalnogo-otdela-reli-gioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-svyazi-s-publikaciej (дата обращения: 12.02.2022).
3 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России». 19 октября 2021 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5854223.html (дата обращения: 12.02.2022).
4 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. 27 января 2020. URL : http://www.patriarchia.ru/db/ text/5582481.html (дата обращения 12.02.2022).
5 См.: Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения: монография: в 6 т. М., 1988—1990. Т. 2. С. 358—363.
ка6. Итак, преподавание в российской школе православия, православной культуры, наличие такого образования, его гарантии в общедоступной российской общеобразовательной школе — это норма. Норма общего образования, любой национальной школы в любой стране для любого народа (одного или многонационального народа неважно). В мировой практике, как и в отечественной до 1917 г., — это религиозное образование детей в школе. Не какая-то новация, новая педагогическая идея, не какой-то абстрактный, недостижимый идеал, а исторически социальная и педагогическая норма для нашего народа, как и для большинства других народов и государств в мире исторически — с начала формирования общеобразовательной школы до настоящего времени. Речь идет именно о национальной общеобразовательной школе в современных правовых условиях государственно-общественной (государственной и муниципальной). Школе светской в смысле управляемой органами государственной власти и местного самоуправления (органами публичной власти), а не религиозной организацией; в юридически корректном понимании термина «светский», что значит государственно-общественный, не церковный по организационно-правовой принадлежности. Понимание светской школы как атеистической или безрелигиозной является следствием идеологического искажения понятия «светский», сложившегося в условиях насильственной монополии в обществе антирелигиозной идеологии, атеизма.
В национальной светской школе изучение детьми традиционных религий, духовно-нравственной культуры народа (народов) является нормой, так или иначе закрепленной национальным правом, законодательством. Отметим, и международным правом также: «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям». Данная правовая норма Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод7, участником которой является Российская Федерация, — часть российского права. При том что она мало известна в обществе, даже чиновникам и работникам образования.
Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской общеобразовательной школе (далее для краткости будем использовать слово «практика») как педагогической и, шире, — социальной практики формируется в различных отношениях, аспектах в связи с ее содержанием, участниками, особенностями. Далее попробуем провести первоначальную разметку этого проблемного поля, определить основные его составляющие, что может дать ориентиры для дальнейшего, детализированного исследования проблемы с целью, конечно, поиска путей ее решения. В качестве основных аспектов анализа проблемы выделим условно: педагогический, социально-психологический и социокультурный.
6 См.: Статья 44.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2022).
7 См.: Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 009 (Париж, 20 марта 1952 г.). URL: https://base.garant.ru/2540801/ (дата обращения: 23.01.2021).
Начиная с наиболее широкого, социокультурного аспекта, в его рамках можно выделить такие вопросы, составляющие рассматриваемого проблемного поля:
1) нормативно-правовые условия преподавания православной культуры в школе. Здесь надо анализировать ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормы, относящиеся к преподаванию православной культуры в школе. Это части 1, 2, 3, 6, 12 указанной статьи. Сразу можно сказать, что решение проблемы будет невозможным или крайне затруднительным без корректировки норм данной статьи, конкретизации содержащихся в ней норм, в настоящее время несбалансированных в части полномочий религиозных организаций. Религиозные организации проводят экспертизу примерных основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, модулей «о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии» на предмет соответствия содержания образования «вероучению, историческим и культурным традициям религиозной организации», но экспертиза подготовленных по этому содержанию учебников, пособий — не закреплена. Учителя только «могут» проходить аттестацию в религиозных организациях (преподаватели теологии в вузе, например, рекомендуются религиозной организацией). Вообще преподавание православной культуры (часть 1) «может» включаться в содержание образования в школе, а не «должно», не «включается», т. е. в настоящей редакции закона не закреплены гарантии преподавания православной культуры в школе (может поэтому и возможны указанные выше «необъяснимые» действия противников данной практики);
2) состояние и деятельность заказчика, интересанта, целевой аудитории преподавания православной культуры: это родительское сообщество, семьи, граждане, заинтересованные в православном духовно-нравственном образовании, воспитании своих детей в школе.
Это отношение к преподаванию православной культуры в школе целевой аудитории и формы, интенсивность, параметры выражения этого отношения в публичном пространстве. В методических материалах федерального министерства указано: «Семья школьника выступает в качестве заказчика и участника образования»8. Еще в 2009 г. президент Д. А. Медведев на встрече с лидерами конфессий говорил: «Преподавание основ традиционных религий... уже далеко не новость, не какая-то экзотика, как это было в начале 1990-х гг., а успешно осуществляемые программы.»9. К 2009 г. православную культуру в школе в разных регионах изучали уже более 600 тыс. школьников. И далее: «Исходя из принципиальных соображений, что можно было бы сделать в самом начале? Я считаю возможным провести в ряде регионов. эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры». Сделать — «в самом начале». Эксперимент, который через
8 См.: Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях». URL: http://www.consultant.ru/search/?q=Письмо+Минобрнауки+России+от+19.01.20 18+№+08-96+«О+методических+рекомендациях» (дата обращения: 02.02.2022).
9 Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей. URL : http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/4863 (дата обращения: 12.02.2022).
два года успешно завершился. Более 80% участвовавших в нем школьников из 21 региона заявили, что хотели бы продолжать изучать выбранные ими предметы (модули). Около 80% родителей также поддержали такое преподавание, более половины заявили, что изучать надо не менее пяти лет, и только 1% родителей заявили, что одного учебного года достаточно10. С тех пор ситуация существенно не изменилась. Выбирают изучение православной культуры в школе около 40% семей по всей стране, в регионах Центрального и Южного федеральных округов — больше половины. А преподавание гарантируется только в течение одного учебного года в четвертом классе. Несоответствие очевидно. По свидетельству многих учителей, преподающих православную культуру в четвертом классе, их ученики, общаясь с ними через несколько лет, говорят, что знания о православной культуре, этот предмет им были бы очень нужны, интересны в более старшем возрасте, в восьмых, девятых классах, в старшей школе.
При этом проценты выбора православной культуры в регионах, школах не существенны. Образовательный заказ, потребность в таком образовании имеется, и выражается достаточно существенной частью нашего общества, его граждан, чтобы удовлетворение ее было гарантировано в каждой российской школе, обеспечено через органы власти и управления. Вероятно, следует более внимательно изучить возможности, условия, формы выражения этой потребности, включая организованные формы, публичные действия, в том числе в информационном пространстве, в отношении органов власти. Имея в виду, что заказчиком изучения православной культуры в школе, интересантом являются, прежде всего, граждане Российской Федерации, выражающие принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, если кратко — православный народ в России;
3) Русская Православная Церковь как участник этого образования, церковные организации, субъекты (в преподавании других религиозных культур — другие религиозные организации), их деятельность в этом качестве, реализация своих полномочий, обеспечение интересов заказчиков преподавания православной культуры — православного сообщества.
В нашем случае это, прежде всего, деятельность Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви как церковной организации, уполномоченной выступать от имени Церкви в реализации организационно-педагогической деятельности, связанной с преподаванием православной культуры на федеральном уровне, а также аналогичных структур в регионах, епархиях. Эффективность их деятельности по представлению, реализации, обеспечению интересов православного сообщества в школе, системе образования является ключевым фактором. Никаких других организаций, которые могли бы играть такую роль у православных христиан в нашей стране, в России нет (в некоторых иных религиозных общинах это еще и национальные,
10 См.: Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики»: материалы к слушаниям по итогам первого года апробации курса. М., 2010; Социологические исследования хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации «Основы религиозных культур и светской этики» (курс ОРКСЭ): материалы социологических исследований. М., 2010.
национально-культурные организации). При этом принципиальные, основные решения, обеспечение участия Русской Православной Церкви в преподавании в школе православной культуры и, соответственно, основная ответственность за результаты такой деятельности лежит непосредственно на Московской Патриархии и предстоятеле Русской Православной Церкви Святейшем Патриархе Кирилле, все указания которых выполняет Синодальный отдел. Все принципиальные, основные заявления, решения в данной сфере также делает Предстоятель Русской Православной Церкви. Анализ деятельности руководства Московской Патриархии, Синодального отдела также необходим для выявления причин возникновения рассматриваемой проблемы, путей ее решения. Государственно-церковные отношения в сфере образования, конкретно преподавания православной культуры в светской школе, имеют если не критическое, то очень большое значение, проявляются во всех остальных аспектах проблемы: от правового регулирования этой практики (инициативы совершенствования законодательства могут предлагаться законодателями, но логически должны исходить от церковных организаций) до социально-психологического состояния участников этой практики, особенно учителей православной культуры;
4) школа, общеобразовательные организации и их работники: учителя православной культуры в школе, другие педагоги, педагогическое сообщество, школьные администрации.
В этой проблемной области имеется значительное разнообразие ситуаций, обусловленное местом расположения школы, регионом, руководством образованием в регионе, составом педагогического коллектива, обучающихся и их семей. При этом практика позволяет сделать вывод о том, что сама школа, педагоги, школьные администрации, руководство школ не имеют критического влияния на условия преподавания православной культуры (его наличие или отсутствие, объем и качество), если такое преподавание востребовано в достаточной мере и отсутствует целенаправленное противодействие ему.
В общем случае система образования на уровне общеобразовательных организаций успешно реализует преподавание православной культуры, конечно с учетом ненормальных пока условий, формата этой практики (один учебный год, минимальный объем учебного времени, отсутствие официального статуса учителя православной культуры и др.);
5) органы публичной власти в сфере образования, особенно органы исполнительной власти, от федерального органа до региональных, муниципальных управлений образованием, другие органы публичной власти (законодательные/ представительные, судебные и др.).
Формально высший орган исполнительной власти в сфере образования (федеральное министерство) определяет условия преподавания православной культуры с учетом действующей нормативно-правовой базы и условия его развития. Он организует разработку федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, примерных основных общеобразовательных программ (ПООП), в которых устанавливаются конкретные параметры изучения православной культуры в учебных планах, организует подготовку других важных образовательных материалов и документов (федеральные перечни учеб-
ников, примерные программы профессиональной подготовки, методические материалы и др.). Его деятельность в рассматриваемой сфере тесно связана с условиями, параметрами взаимодействия с церковными организациями, Синодальным отделом. Эта деятельность, прежде всего федерального министерства, должна быть детально исследована, рассмотрена в аспекте правовой корректности исполнения функций, анализе влияния на эту деятельность субъективных факторов со стороны отдельных руководителей, чиновников, а также, возможно, воздействия внешних факторов, субъектов в направлении препятствования или противодействия развитию преподавания православной культуры;
6) другие организации, общественные структуры, социальные группы, субъекты, участвующие или влияющие, воздействующие на преподавание православной культуры.
Здесь могут быть заинтересованные в практике, поддерживающие ее субъекты, группы (национальные, культурные, родительские и др.), нейтральные, а также субъекты и группы, выражающие негативное отношение к преподаванию религиозной культуры в школе по разным причинам — нетерпимости к религии или конкретно к христианству, Церкви, атеистических убеждений, русофобии, любой идеологической направленности, включающей отрицание значимости религий, религиозной культуры, интересов религиозной части общества (се-кулярный гуманизм, радикальный либерализм и т. д.). Подобная деятельность против преподавания православной культуры в российской школе в настоящее время обычно открыто, явно не декларируется (так было в самом начале развития этой практики во второй половине 1990-х — начале 2000-х гг.), но может осуществляться через органы государственной власти, систему образования, СМИ, что может быть показано в более детальном анализе (конкретные действия, персоналии и т. п.). При анализе проблемы нельзя будет исключать, обойти вниманием и это социальное явление, этот аспект. Особенно, если такая деятельность инициируется людьми, группами, позиционирующими себя в качестве «патриотов России», «защитников гражданского единства», устойчивости и целостности государства, и даже (увы, этот феномен присутствует исключительно в православной общине, в других религиозных общинах такого нет) считающих себя православными христианами и формально являющимися таковыми, членами Церкви, в том числе даже священнослужителями Русской Православной Церкви.
В педагогическом аспекте значимы основные педагогические условия преподавания православной культуры в школе, его собственно педагогическое обеспечение:
1) главное здесь — понимание значения преподавания православной культуры в общем образовании детей, их воспитании и обучении в школе, включая вопросы содержания образования, дидактики и методики11, задач воспитания и обучения, планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и др.) и отражение этого понимания в основных образовательных документах по православной культуре, предметным областям ОРКСЭ, ОДНКНР. Важно
11 См.: Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная монография. М., 2016.
единое понимание участниками образования цели образования, используемой терминологии. В этом отношении изначально имеются проблемы противоречий в используемой терминологии, трактовке одних и тех же понятий («духовно-нравственное воспитание», «обучение религии», «культурологический подход» и др.) в разных документах, разногласия в методических рекомендациях по одному и тому же вопросу (например, различное понимание, трактовка «обучения религии», значения и условий проведения внешкольных занятий по православной культуре на базе религиозных организаций и других вопросов в методических рекомендациях министерства12. Проблемы в этой сфере оказывают негативное влияние на восприятие преподавания православной культуры в адресной группе, а также в педагогическом сообществе учителей.
Преподавание православной культуры в светской школе — это миссионерский проект Церкви? Тогда заказчик этого образования не граждане, а Церковь, Священноначалие. Культурологическое изучение православной культуры — отстраненное, позитивистское, как изучение любой культуры в философской культурологии, никак не связано с отношением к православию, Церкви обучающихся, их семей, педагогов, формированием православной нравственной культуры, ориентацией учащегося на православные нравственные ценности и нормы, заповеди как на идеал и норму в их высшем выражении? А если связано, то надо прямо говорить о православном христианском духовно-нравственном воспитании в процессе преподавания православной культуры. Главной целью реализации ОРКСЭ и даже конкретно преподавания религиозных культур является формирование российской гражданской идентичности, как утверждается в некоторых документах? Но тогда опять актуализируется вопрос о заказчике, интересанте этого образования (не православные христиане, граждане, а государство). В образовательных, инструктивных, методических документах, программах подготовки учителей можно найти в качестве главной цели преподавания религиозных культур, ОРКСЭ даже воспитание толерантности. И четких возражений против этого не было, хотя толерантность в ее нормативном понимании (Декларация толерантности ООН) несовместима с любым религиозными воспитанием и даже просто воспитанием человека на основе определенной духовно-нравственной культуры, системы морали, традиции. Надо исследовать формулировки целеполагания преподавания православной культуры (религиозных культур в школе) в образовательных документах (и в государственных, и в церковных), выявить возможные противоречия, несоответствия, устранить их.
Отметим, что есть проблемы и в понимании целеполагания предметной области по религиозным культурам и светской этике в целом, и отдельно светской
12 См.: Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/ normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html (дата обращения: 13.02.2022); Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/ normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-rekomendatsiyakh-odnkr.html (дата обращения: 13.02.2022).
этики (основы светской этики) как «альтернативного»13 предмета, начиная с трактовки самого этого понятия — «светская этика». Российская гражданская, конституционная этика, как уже зафиксировано в некоторых документах, или этика светская в смысле нерелигиозная и даже атеистическая; с такой позиции был написан первый учебник по Основам светской этики в издательстве «Просвещение», с такой позиции был сделан проект примерной рабочей программы по ОРКСЭ в 2020 г., который пришлось после этого менять с участием Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР.
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России (так в федеральном законе) и традиционных религий народов России — это одно и то же? Если да, то в законе надо так и назвать эту практику, точнее. Если не прямо «религиозное образование», то религиозно-нравственное или, по крайней мере, преподавание религиозных культур народов России. А если нет, тогда изучение «основ духовно-нравственной культуры народов России» можно будет представлять, особенно в нерелигиозной части общества, как изучение разных аспектов народной культуры — кухня, танцы, ремесла, сказки и т. п. И так может пониматься духовно-нравственная культура народов России. Включая элементы культуры российских религий, но без участия религиозных организаций, без религиозно-нравственного воспитания детей, в формате сравнительного религиоведения. Именно в этом направлении противники преподавания религиозной культуры рассчитывают сдвинуть «развитие» ОДНКНР на уровне основного общего образования (5-9-е классы), что нашло отражение в последней редакции соответствующего федерального государственного образовательного стандарта14. «Развитие», конечно, в кавычках, потому что это будет означать ликвидацию преподавания православной культуры, по крайней мере, в основной школе;
2) место учебного предмета в школьной программе (основных общеобразовательных программах), в учебных планах, объем ее изучения (годы-классы изучения, минимальное гарантированное число учебных часов по годам обучения и максимальные возможности).
Об этом уже было сказано выше: минимально возможный объем преподавания православной культуры в школе составляет ядро рассматриваемой проблемы, оказывает значительное негативное влияние на состояние всех остальных аспектов проблемы (качество учителей, учебно-методическое обеспечение, отношение к этой практике участников образования и т. д.). Здесь же можно указать на проблему наименования предмета по православной культуре «учебным модулем», курсом, чем угодно, только не учебным предметом. Явное несоответствие терминологии здесь очевидно всем, учебный модуль — это часть учебного курса, раздела курса. Модули не изучаются по выбору. Периодически ставится вопрос о названии «учебный предмет» (так эти предметы и были названы в исхо-
13 См.: Часть 1 статьи 87 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2022).
14 Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 02.02.2022).
дном Поручении Президента в 2009 г.). У модуля не может быть своего учителя, с этим связано «понижение» статуса православной культуры в школе, отсутствие до сих пор официального статуса учителя православной культуры (или учителя православной культуры и светской этики, аналогично по другим религиозным культурам) в школе;
3) состав и качество подготовки учителей, условия формирования состава учителей, включая понимание учителями цели этого образования и готовность ее достигать.
Помимо содержательной подготовки учителей к преподаванию православной культуры, это и их отношение к преподаваемой ими религиозной культуре, традиции, к этому образованию, воспитанию и обучению детей в этом процессе. Это требования к кандидатуре учителя религиозной культуры: как его профессиональной готовности в части преподаваемых знаний и воспитания детей, так и в части духовно-нравственной культуры самого педагога, его отношения к православию, православной культуре, а значит, и способности решать, прежде всего, воспитательные задачи предмета, воспитывать детей как православных христиан. Имеются подобные церковные требования (Положение о церковной аккредитации педагога), но поскольку церковная аттестация педагогов по зако-ну15 не является обязательной, значение данного Положения для обеспечения качества подготовки учителя православной культуры ограничено. В части системы подготовки учителя к преподаванию православной культуры на данное время — это в основном краткосрочные курсы повышения квалификации (максимально рекомендованные министерством в объеме 144 часов, с 70-часовой подготовкой по конкретному модулю), отсутствие подготовки учителя хотя бы в форме педагогического бакалавриата (одна подобная бакалаврская программа реализуется только в ПСТГУ, в заочном формате);
4) учебно-методическое обеспечение — порядок его разработки, формирования, качество и количество, доступность.
К учебно-методическому обеспечению преподавания православной культуры должны привлекаться церковные организации, но до сих пор не закреплена церковная экспертиза учебников по православной культуре. Качество учебно-методического обеспечения, учебников и пособий по православной культуре (ОПК) в ОРКСЭ для четвертого класса, по оценкам большинства учителей-практиков, — вполне достаточное, к 2022 г. имеются уже шесть учебников по ОПК в ОРКСЭ, пять учебников из Федерального перечня учебников имеют все необходимые методические пособия, программы и т. п. Учебно-методическое обеспечение преподавания православной культуры создается, развивается и для основной школы, но здесь ограничено положением курса православной культуры, которого нет в обязательной части учебных планов в предметной области ОДНКНР. Можно сделать вывод, что учебно-методическое обеспечение не является главным проблемным вопросом, если преподавание предмета обеспечено, гарантировано в определенных классах общеобразовательной школы.
15 См.: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2022).
В социально-психологическом аспекте предметом рассмотрения, анализа могут быть исследования, характеристики отношения к преподаванию православной культуры в школах, в обществе различных субъектов. Прежде всего, участников образования: их отношение к этой практике, ее восприятие, понимание, оценка. Для учителей, преподающих православную культуру, важно их социально-психологическое состояние, оценивание своей деятельности, отношения к себе как учителю православной культуры других педагогов, родителей, в обществе. Понимание своего статуса, положения в школе, в профессиональном сообществе, что весьма значимо в формировании их личной мотивации к преподаванию православной культуры. Это и психологическая готовность родителей выбирать, оценивать, поддерживать это образование для своих детей. И психологическая готовность самих обучающихся осваивать предмет, их интерес к предмету, познавательная активность.
В социально-психологическом аспекте также большую роль играют негативные, ложные стереотипы, сложившиеся в советское время и до сих пор сохраняющие влияние в обществе вследствие, в том числе, их воспроизводства, зачастую намеренного, во многих СМИ, в научном и образовательном сообществе, даже в православной среде. Основные из них: представление, что светское государство «отделено от религии» (в Конституции — отделение государства от религиозных объединений, как юридических лиц); представление, что формально-правовое равенство религиозных объединений перед законом тождественно их равенству в обществе, отношениях с государством; убеждение в наличии в законодательстве нормы об отделении Церкви от школы как системы образования (дискриминационная норма «отделение школы от церкви» была отменена еще в 1990-х гг., светский характер государства и образования в светской школе гарантирует самостоятельность религиозных организаций и государственных и муниципальных школ, что не препятствует их взаимодействию в интересах граждан, участников образования16); светская школа — без изучения религий или изучение религий в ней возможно только на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, только «научное» религиоведение (нет таких ограничений для последователей одних мировоззрений, подходов к религии в ущерб другим, религия может преподаваться в светской школе с разных позиций, в том числе при взаимодействии с религиозными организациями); государство имеет основные права на воспитание детей в школе (не семья, граждане) и в обществе (не семья, граждане, общество), воспитание в школе должно быть только в интересах государства (пережиток этатистского тоталитарного сознания периода государственного атеизма); другой стороной этого стереотипа является убеждение, распространенное даже в церковной среде, что современное демократическое государство «должно» удовлетворять образовательные потребности православных христиан без их явно выраженного образовательного заказа, «по умолчанию», как это было в православном государстве; убеждение, что школа
16 См.: Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-do-kumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-rekomendatsi-yakh-odnkr.html (дата обращения: 13.02.2022).
должна формировать у всех школьников единое мировоззрение (идеологию), что в школе должно быть единое для всех детей воспитание и поэтому не может быть раздельного изучения религий, духовно-нравственного воспитания по выбору семьи (это противоречит конституционному запрету на одну обязательную идеологию или религию, а религиозные культуры народов России не противоречат общим российским гражданским конституционным ценностям, которые и составляют единственно легитимную ценностную основу общего, гражданского воспитания в школе); представление о «научном мировоззрении» (наука не формирует мировоззрение, не решает смысло-жизненные вопросы) и его несовместимости с религией, несовместимости науки и религии, изучения религиозной культуры и естественно-научного образования.
Следующим этапом в исследовании поставленной здесь проблемы и ее первоначальной теоретической разметки может быть детальное изучение, раскрытие проблемного поля преподавания православной культуры в школе во всех составляющих, с определением конкретных проблемных зон, дефицитов, искажений. Необходимо выявить возможность действий по решению проблемы по всем сегментам проблемного поля — от осмысления и публичного формулирования корректив в понимании целей, условий преподавания православной культуры в школе до обновления механизмов церковно-государственного взаимодействия в реализации этой практики, сфере образования. Также возможным результатом такого исследования может стать констатация актуальной ситуации, вывод, что интересанты и участники этой практики в настоящее время не имеют необходимых средств и ресурсов, инструментария для решения проблемы. Тогда, по крайней мере, можно будет яснее представлять себе эти необходимые средства, ресурсы, инструменты, наличие которых в необходимом качестве и объеме может обеспечить решение проблемы — гарантировать православному сообществу в нашей стране реализацию важнейшего права и жизненной потребности в получении нашими детьми общедоступного и бесплатного общего образования с учетом наших, православных христиан, религиозных убеждений, образовательных потребностей.
Список литературы
Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная
монография. М., 2016. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России». 19 октября 2021 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5854223.html (дата обращения: 12.02.2022). Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. 27 января 2020 г. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/5582481.html (дата обращения: 12.02.2022). Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения РФ новых проектов стандартов общего образования. 18 сентября 2019 г. URL: https://pravobraz.ru/zayavlenie-sinodalnogo-otdela-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-svyazi-s-publikaciej (дата обращения: 12.02.2022).
Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики»: материалы к слушаниям по итогам первого года апробации курса. М., 2010.
Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-rekomendatsiyakh-odnkr.html (дата обращения: 13.02.2022).
Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/ orkse/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html (дата обращения: 13.02.2022).
Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 Пр-2009 ВП-044-4632. URL: http://ermobrazovanie.ru/dokumenty/poruchenie-prezidenta-ross4skoj-federaczii-ot-2-avgusta-2009-goda-№pr-2009-vp-p44-4632/ (дата обращения: 23.01.2021).
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 02.02.2022).
Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 009 (Париж, 20 марта 1952 г.). URL: https://base.garant.ru/2540801/ (дата обращения: 23.01.2021).
Социологические исследования хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации «Основы религиозных культур и светской этики» (курс ОРКСЭ): материалы социологических исследований. М., 2010.
Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/4863 (дата обращения: 12.02.2022).
Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения: монография: в 6 т. М., 1988-1990. Т. 2. С. 358-363.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2022).
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.
Igor Metlik, Doctor of Sciences in Education, Associate Professor, St. Tikhon's Orthodox University
2022. Vol. 65. P. 63-77
DOI: 10.15382/sturIV202265.63-77
for Humanities, Moscow, Russia metlik@list.ru
The Problem Field of Development of Teaching Orthodox Culture in the Russian School: Approaches to the Study
Abstract: The article discusses approaches to the study of the problem of the development of teaching Orthodox culture (Basics of Orthodox culture) in the Russian secondary state and municipal school as an independent school subject (course, module) at the choice of the family, parents (legal representatives) of underage schoolchildren. The formation of this practice, which began in the late 1990s in the education system of the Russian Federation, has stagnated in the last decade and is not developing to the extent and quality necessary to achieve its goals. The study of this problem is therefore relevant as well as the search for possible ways to solve it. The article carries out the initial marking of the problem field and highlights the main aspects of the problem: socio-cultural, pedagogical, socio-psychological. Within their framework, the article identifies and comments on the issues of modern legal support for this practice and opportunities for its improvement, the relations of participants in this sphere of education, including the organisations of the Russian Orthodox Church, the state of the pedagogical base (state and church educational documents and materials, school teachers teaching Orthodox culture, their status and training, textbooks and manuals on Orthodox culture, educational and methodological support, etc.). In the pedagogical aspect, the article accentuates the most important issue of understanding the goals of teaching Orthodox culture in the general education of children, their upbringing and training, the expected educational results (personal and subject-related) and the reflection of this understanding in the main educational documents on Orthodox culture, in the subject areas "Fundamentals of religious cultures and secular ethics", "Fundamentals of spiritual and moral culture of peoples of Russia" in the education system.
Keywords: secondary school, secular school, teaching Orthodox culture, spiritual and moral education, religious education, church-state relations, participants of educational relations, legislation on education.
I. Metlik
References
Aktual'nye problemy metodiki prepodavaniia pravoslavnoi kul'tury (2016) [Current issues in the methodology of teaching Orthodox culture]. Moscow (in Russian).
Ushinskii K. (1988—1990) "O neobkhodimosti sdelat' russkie shkoly russkimi" [On the necessity of making Russian schools Russian], in Pedagogicheskiesochineniia vshesti tomakh [Pedagogical works in 6 vols]. Moscow, vol. 2, рр. 358-363 (in Russian).
Статья поступила в редакцию 18.03.2022
The article was submitted 18.03.2022