Научная статья на тему 'Проблемное обучение на уроках экономики'

Проблемное обучение на уроках экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1655
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (ЗАДАЧА)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Македонский П.Д., Уламасова Е.П.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и актуальные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемное обучение на уроках экономики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

4. Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Иванников А.Д., Молчанова О.П. // Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты -М.: Вита-пресс, 2010. - 256с.

© Македонский П.Д., Уламасова Е.П., 2016

УДК 373.61

П.Д. Македонский,

студент 3 курса Института энергетики и автоматизированных систем,

Е.П. Уламасова,

студент 4 курса Института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»,

г. Магнитогорск, Российская Федерация

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и актуальные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение -важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Ключевые слова

Проблемное обучение, проблемная ситуация, педагогическая проблема (задача).

Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами профессиональной школы, является выбор таких технологий обучения, которые бы обеспечивали процесс формирования у учащихся общей и профессиональной компетентности. В современном мире человек должен проявить такие качества личности как продуктивность и оригинальность мышления, изобретательность, умение видеть проблему проявить быстроту умственной реакции, способность к самосовершенствованию в профессиональной деятельности, готовности к конкурентной борьбе. Эти способности по существу являются базовыми для современного специалиста. При традиционном обучении преподаватель сообщает учащимся готовые знания: объясняет, показывает новые объекты учебного материала, приводит примеры, добивается понимания, проверяет степень усвоения. Деятельность педагога носит объяснительно-иллюстративный характер. Учащиеся воспринимают знания, заучивают, воспроизводят, не всегда понимая их необходимость. Одной из возможностей успешно добиваться поставленных задач является применение технологии проблемного обучения.

Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

В настоящее время в учебных заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Это один из

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

методов активного обучения, способствующий организации поисковой деятельности обучаемых, формированию у них навыков продуктивного, творческого изучения дисциплины. Преподаватель должен исходить из того, что процесс усвоения знаний не может сводиться лишь к их простому восприятию, ознакомлению и воспроизведению.

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение обучаемых к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы) исходя из реальных условий [3].

Основными формами проблемного обучения являются:

а) проблемное изложение;

б) частично-поисковая деятельность;

в) самостоятельная исследовательская деятельность.

Технология проблемного обучения - одна из ведущих педагогических технологий по следующим причинам:

- она позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся по усвоению новых знаний;

- помогает усилить взаимосвязь между теорией и практикой;

- стимулирует познавательную активность учащихся, формирует интерес к учебному материалу;

- эффективность проблемного обучения проявляется в формировании творческого, критического мышления.

Остановимся на основных понятиях проблемного обучения: проблемной ситуации и проблемной задаче [3].

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение, которое возникает у обучаемого, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия [4].

Выделяют следующие варианты возникновения проблемной ситуации:

—несоответствие между имеющимися знаниями у обучаемых, которые требуются для ее решения (разрешения);

- необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи вообще или оптимальным образом;

- противоречия между теоретической возможностью известных способов решения и его практической возможностью.

Проблемная задача - это крупная учебно-познавательная задача (задание), требующая анализа и нахождения способов и приемов ее решения [1].

Структурными элементами педагогической задачи являются:

1. Известное - факт, пример, ситуация, взятые из учебно-воспитательной практики вузов.

2. Неизвестное - существо проблемы, заложенной в данной ситуации.

3. Требование задачи - проанализировать сложившуюся ситуацию, найти оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом рекомендаций науки и передовой педагогической практики.

Проблемный вопрос - это простейшая проблемная задача, требующая обычно «одноактового действия» [5].

Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация ^ проблемная задача ^ модель поисков решения ^ решение [2].

Приведем примеры создания проблемных ситуаций на уроках экономических дисциплин.

1. Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Организационно-правовые

формы предприятий». Перед учащимися ставится вопрос: «Можно ли создать предприятие, если капитала для его создания недостаточно?»

В этом случае возможны два варианта действий: взять в дело компаньонов и воспользоваться их деньгами, или обратиться в банк с просьбой предоставить кредит. В ходе обсуждения, учащиеся приходят

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

к определенному выводу: если существует риск невозврата кредита, то предприниматель может создать предприятие с помощью компаньонов.

2. При изучении темы «Определение чистого дохода предприятия» учащимся предлагается самостоятельно определить размер дохода, при этом они еще не знают способы решения поставленной задачи. Таким образом, создается проблемная ситуация, но с помощью инструкционной карты, где приведены статьи доходов и расходов, учащиеся способны решить задачу.

3. В ходе изучения темы «Финансовая устойчивость предприятия» выдвигается гипотеза о зависимости финансовой устойчивости от наличия собственного капитала. При выполнении практических заданий эта гипотеза находит свое подтверждение, и учащиеся самостоятельно делают вывод.

4. При изучении темы «Инфляция и ее виды» проблемная ситуация создается при ознакомлении учащихся с историческими фактами. Приводятся примеры видов инфляции в различных государствах в разные периоды времени и различные методы борьбы с этим явлением.

Всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и так далее.

Список использованной литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М. Просвещение, 2010.

2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. -Ростов-на-Дону, 2010.

3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:3нание, 2011.

4. Лимарева Ю.А. Развитие коммуникативной готовности студентов технических вузов в процессе профессиональной подготовки / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2005.

5. Лимарева Ю.А. Стратегический анализ регионального рынка образовательных услуг южноуральского региона (на примере г. Магнитогорска) / Лимарева Ю.А., Кучмий Т.И. // Управленческий учет. 2005. №5. С. 53-60.

© Македонский П.Д., Уламасова Е.П., 2016

УДК37

Павлова Л. В.

к.п.н., доцент ИГО Мамедова И. Г. магистрант ИГО ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» г. Магнитогорск, Российская Федерация

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме раннего обучения иностранному языку. В статье отражены особенности дошкольного возраста. Описывается значение интегративного подхода в обучении дошкольников иностранному языку.

Ключевые слова

Интегративный подход, дошкольный возраст, обучение иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.