Научная статья на тему 'Flip-обучение на уроках информатики'

Flip-обучение на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FLIP-ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Македонский П.Д., Уламасова Е.П.

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время в образовательном процессе активно используются информационные технологии. Опыт зарубежных коллег показывает, что использование «перевернутого» класса обеспечивает большую вовлеченность учащихся в учебный процесс, позволяет сформировать динамичную и творческую среду, в которой дети учатся критически мыслить и совместно прорабатывать поставленные задачи. Важными, по их мнению, являются возможность персонализировать обучение в зависимости от способностей и достигнутых учениками образовательных результатов, повысить эффективность обучения и более гибко оценивать их достижения. Однако нужно учитывать и возможные проблемы, поскольку разные учащиеся предпочитают разные стили обучения и не все отдают предпочтение перевернутой модели, главным образом из-за другой системы оценки знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Flip-обучение на уроках информатики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

3) Dangerous weather can be caused by ...

4) The upcoming precipitation are accompanied by ...

Завершает эту ситуацию ролевое обсуждение проблемных вопросов. You are representatives of Airport Weather Bureau and flight crew.

1) Give reasons how weather affects the safety of light.

2) Name services providing weather information for flights.

3) Explain the structure of weather report.

4) Give instructions to the aircrew how to avoid weather hazards in flight.

Участники обобщают изученную ранее информацию, выражают свои мнения по данной проблеме, находят решения для спорных вопросов. Группа пилотов может задавать наводящие вопросы, получать инструкции как избегать сложных погодных явлений в полете. В конце занятия ведущий анализирует достижения групп, выслушивает мнения экспертов. Преподаватель сообщает о задачах, достигнутых на занятии, и оценивает ответы всех участников.

Использование деловой игры в обучении авиационному английскому языку позволяет не только развивать профессионально-речевые компетенции, но и формировать коммуникативные и поведенческие стратегии в моделируемой ситуации. Погружаясь в предлагаемые роли и деятельность, обучаемые приобретают профессиональный опыт и «способность самостоятельно выстраивать траекторию профессиональной деятельности» [5, с. 12]. Список использованной литературы:

1. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - СПб. - 1999.

2. Погостинский Ю.А. Принципы и элементы проблемного обучения // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Научно-методическая межвузовская конференция / 7-19 февраля 1998.: Тезисы докладов. СПбГУП. СПб, 1998.

3. Лощинина Л.А. Формирование профессионально-ориентированной компетентности студентов-филологов на основе интерактивного подхода. Автореф. дисс. к.п.н. СПб.:Санкт-Петербургский университет, 2011.

4. Богатырева И.Ю., Сидоренко Л.В. Развитие профессионально-ориентированной иноязычной речи у студентов неязыковых специальностей в рамках интерактивного подхода // Гуманитарные исследования: научно-практический журнал. АГУ (Астрахань). 2013. №4. С. 6-11.

5. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. СМД методология в конфликтологии. М. 2004. Вып.21. С. 6-19.

©Левандровская Н.В., 2016

УДК 373.62

П.Д. Македонский,

студент 3 курса Института энергетики и автоматизированных систем,

Е.П. Уламасова,

студент 4 курса Института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»,

г. Магнитогорск, Российская Федерация

FLIP-ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время в образовательном процессе

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

активно используются информационные технологии. Опыт зарубежных коллег показывает, что использование «перевернутого» класса обеспечивает большую вовлеченность учащихся в учебный процесс, позволяет сформировать динамичную и творческую среду, в которой дети учатся критически мыслить и совместно прорабатывать поставленные задачи. Важными, по их мнению, являются возможность персонализировать обучение в зависимости от способностей и достигнутых учениками образовательных результатов, повысить эффективность обучения и более гибко оценивать их достижения. Однако нужно учитывать и возможные проблемы, поскольку разные учащиеся предпочитают разные стили обучения и не все отдают предпочтение перевернутой модели, главным образом из-за другой системы оценки знаний.

Ключевые слова Flip-обучение, перевернутое обучение, интерактивная среда обучения.

Flip-обучение (перевернутое обучение, или перевернутый класс) - это одна из форм смешанного обучения. Это обратный метод обучения, когда чтение лекций и изучение материала по дисциплине происходит в онлайн режиме, а домашнее задание выполняется в реальном классе вместе с преподавателем. Этому методу мы уделим особое внимание, так как среди западных методистов, учителей и учащихся он снискал наибольшую популярность и заинтересованность. Образовательные технологии и учебная деятельность являются основными компонентами перевернутого урока. Они самым существенным образом меняют обучающую среду [1].

Возникнув несколько десятилетий назад, метод перевернутого обучения сосредоточился на том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не к пассивному и безучастному следованию учеников за наставлениями преподавателя. Для достижения этой цели меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения большого объема работы в течение урока, когда редко удается получить консультацию учителя здесь и сейчас, ученикам было решено предоставить доступ к электронным ресурсам в сети Интернет. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или предоставленное в широком спектре из уже имеющихся и находящихся в Интернете. Теперь задачей учителя становится организация совместной деятельности по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т.д [3].

Ключевым моментом деятельности учителя при организации внеурочной деятельности становится планирование работы. Деятельность учителя складывается, прежде всего, из планирования, непосредственной работы в классе и оценивания достижений учащихся. При перевернутом обучении преподаватель должен четко сформулировать ожидаемые результаты и сразу же продумать, как он будет проверять достижения учеников. Этот метод начнет приносить свои результаты только тогда, когда эта связка существует.

Понятие перевернутого обучения опирается на такие идеи, как активное обучение, вовлечение учеников в общую деятельность, комбинированная система обучения и, конечно, легкость и мобильность получения новых знаний из интернет-среды. Ценность перевернутых классов состоит в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где школьники могут обсудить содержание видеоурока, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя - выступать тренером или консультантом, побуждая учеников к самостоятельным исследованиям и совместной работе [4].

В курсе информатики есть темы, которые лучше было бы провести при активной деятельности учащихся на уроке и не тратить урочное время на объяснение материала. Например, тема «Устройство компьютера» информатика 7 или 8 класса. Как показала практика, очень мало детей когда-либо видели и держали в руках процессор, оперативную память, другие детали системного блока. Очень часто уроки по этой теме проходят без активной деятельности учащихся. Учителя могут показать плакат, стоящий на столе компьютер и прочитать текст в учебнике. Учащиеся, как правило, воспринимают компьютер как некую железную коробку, процессор, оперативная память и прочие детали компьютера остаются для них абстрактными понятиями. Идея собрать компьютер вызывает живой интерес у детей 13-15 лет.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

Мы решили изменить традиционный ход урока по этой теме. Учащиеся должны ознакомиться с устройством компьютера дома по учебнику, видеоматериалам и всевозможным источникам, а на уроке закрепить свои знания с помощью практической работы в группах. Урок согласуется с учебным планом и предполагает практическую работу по сборке компьютера. Введение этой практической работы позволяет учащимся внимательно изучить все детали компьютера, определить их местонахождение в системном блоке.

Начинаем с создания интерактивной среды обучения. Для этого можно использовать бесплатные сервисы Google (сайты, документы, опросы, таблицы). Лучше использовать GoogleApps. Интерактивную среду обучения так же можно создать с использованием сервисов Microsoft, например, используя OneNote или Office365. Использование интерактивной обучающей среды позволяет сосредоточить материал в одном месте, т.е. обеспечить учащимся одну точку входа. Созданные интерактивные задания с помощью сервисов LearningApps используются как тренажеры для закрепления изученного материала. Канал YouTube.Edu предлагает большое количество видеороликов, которые можно использовать в образовательном процессе. Можно видеоролики записывать самостоятельно, придерживаясь правила: 1 видеоролик - 1 вопрос - 2-3 минуты [2].

Проводя уроки по методике «перевернутого класса», можно отметить следующие преимущества этого метода.

1. Ученики получают качественное и продуманное учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения нового материала.

2. Ученики работают в своем темпе. При просмотре видео можно поставить на паузу, перемотать и пересмотреть видеолекцию. Это позволяет ученикам распределить время учебы по своему усмотрению. Можно пропустить то, что кажется понятным и повторить то, что оказалась сложным.

3. Материалы урока доступны всем учащимся и тем, кто пропустил уроки по каким-либо причинам, возможность обучения для учащихся вне аудитории в удобное время.

4. Ученики помогают друг другу в учебе. Некоторые ученики понимают материал быстрее и в «перевернутом классе» учитель может назначить их наставниками, помощниками.

5. Учитель выступает в роли координатора познавательной деятельности учащихся.

6. Индивидуальный подход в обучении за счет высвобождения времени на уроке и подбора заданий по результатам предварительного тестирования. Учитель имеет возможность проводить больше времени один на один с теми учениками, которым нужна дополнительная поддержка и помощь.

7. Возможность для учителя качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса.

8. В классе ученики активно работают над заданием, а не пассивно внимают учителю.

9. Более легкий способ диагностики качества знаний. С помощью компьютерных технологий учитель легко может увидеть, с чем его ученики отлично справляются, а над чем им надо ещё поработать.

10. Возможность вовлечения родителей. Родители тоже могут просматривать материалы урока и помогать своим детям в освоении материала. [2]

Таким образом, на уроке ученик становится активным участником учебного процесса, базируясь на знаниях, полученных до урока. У учителя высвобождается время для контакта с учениками. Фактически, появляется возможность работать с учеником один на один. Больше внимания можно уделить тем учащимся, у которых возникают проблемы с домашней работой. А у продвинутых учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников.

Список использованной литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М. Просвещение, 2010.

2. Ефимова И.Ю. Методика обучения родителей контролю за безопасным поведением подростков в сети интернет. В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи сборник статей. под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой -Магнитогорск, 2013. С. 28-46.

3. Ребрин О.И., Шолина И.И., Сысков А.М. Смешанное» обучение как инновационная образовательная технология. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.omsu.ru/conference/stat.php.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

4. Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Иванников А.Д., Молчанова О.П. // Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты -М.: Вита-пресс, 2010. - 256с.

© Македонский П.Д., Уламасова Е.П., 2016

УДК 373.61

П.Д. Македонский,

студент 3 курса Института энергетики и автоматизированных систем,

Е.П. Уламасова,

студент 4 курса Института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»,

г. Магнитогорск, Российская Федерация

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и актуальные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение -важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Ключевые слова

Проблемное обучение, проблемная ситуация, педагогическая проблема (задача).

Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами профессиональной школы, является выбор таких технологий обучения, которые бы обеспечивали процесс формирования у учащихся общей и профессиональной компетентности. В современном мире человек должен проявить такие качества личности как продуктивность и оригинальность мышления, изобретательность, умение видеть проблему проявить быстроту умственной реакции, способность к самосовершенствованию в профессиональной деятельности, готовности к конкурентной борьбе. Эти способности по существу являются базовыми для современного специалиста. При традиционном обучении преподаватель сообщает учащимся готовые знания: объясняет, показывает новые объекты учебного материала, приводит примеры, добивается понимания, проверяет степень усвоения. Деятельность педагога носит объяснительно-иллюстративный характер. Учащиеся воспринимают знания, заучивают, воспроизводят, не всегда понимая их необходимость. Одной из возможностей успешно добиваться поставленных задач является применение технологии проблемного обучения.

Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

В настоящее время в учебных заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Это один из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.