Научная статья на тему 'Деловая игра как средство контроля и обучения профессионально-ориентированному иностранному языку (на материале дисциплины авиационный английский язык)'

Деловая игра как средство контроля и обучения профессионально-ориентированному иностранному языку (на материале дисциплины авиационный английский язык) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИАЛОГОВОЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ / СИТУАТИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левандровская Н. В.

В статье рассматриваются инновационные технологии взаимодействия в обучении авиационному английскому языку. Деловая игра как интерактивная форма обучения характеризуется межпредметностью, многоуровневостью, полифункциональностью и ситуативностью. Она применяется для моделирования профессиональных ситуаций и формирования профессионально-значимых качеств будущих специалистов. Деловая игра включает комплекс интерактивных технологий для обучения всем видам речевой деятельности, а также служит формой контроля знаний и умений учащихся в процессе диалогового межличностного взаимодействия. Интерактивные задания «мозговой штурм», «групповой рассказ», «круглый стол» и ситуативное общение способствуют обеспечению более качественному уровню владения авиационным английским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как средство контроля и обучения профессионально-ориентированному иностранному языку (на материале дисциплины авиационный английский язык)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

возрасте. М.: «Когито-Центр», 2003.

7. Петунин О.В. Проблема активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе в отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1.

8. Романова Т.В. Развитие самостоятельности как ценностной ориентации старшеклассников на образовательную деятельность: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2011.

9. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. М., 1994.

10. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

11. Фомичева Н.В. От умения взаимодействовать с информационными ресурсами - к образовательной самостоятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 4 (14). С. 127-134.

12. Хаяйнен Е.В. Условия становления личностной рефлексии в подростковом возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005.

© Курочкина В.Е., 2016

УДК37

Левандровская Н.В.

к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков КВВАУЛ им. А.К. Серова Г. Краснодар, Российская Федерация

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (на материале дисциплины авиационный английский язык)

BUSINESS GAME AS A MEANS OF CONTROL AND TEACHING OF PROFESSION-ORIENTED

ENGLISH (based on Aviation English material)

Аннотация

В статье рассматриваются инновационные технологии взаимодействия в обучении авиационному английскому языку. Деловая игра как интерактивная форма обучения характеризуется межпредметностью, многоуровневостью, полифункциональностью и ситуативностью. Она применяется для моделирования профессиональных ситуаций и формирования профессионально-значимых качеств будущих специалистов. Деловая игра включает комплекс интерактивных технологий для обучения всем видам речевой деятельности, а также служит формой контроля знаний и умений учащихся в процессе диалогового межличностного взаимодействия. Интерактивные задания «мозговой штурм», «групповой рассказ», «круглый стол» и ситуативное общение способствуют обеспечению более качественному уровню владения авиационным английским языком.

Ключевые слова

Стратегии обучения, профессиональное образование, деловая игра, интерактивные технологии, диалоговое межличностное взаимодействие, моделирование профессиональных ситуаций, ситуативное профессиональное взаимодействие, аутентичные тексты профессиональной направленности.

Abstract

The article is concerned with innovative technologies of interaction in Aviation English teaching. Being an

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

interactive form of teaching business game is characterized by interdisciplinary, multi-level form , polyfunctionality and situatedness. It is used for design of professional situations and formation of professionally important qualities of future specialists. Business game includes a set of interactive technologies for speech activity teaching and serves as learner skills control in the process of interpersonal interaction. Interactive tasks "brainstorming", "group story", "round table" and situational communication promote to achieve efficient Aviation English competency.

Key words

Learning strategies, professional education, business game, interactive technologies, interpersonal interaction,

design of professional situations, interaction in professional situations, authenticated profession-oriented texts.

Обучение профессиональной иностранной речи характеризуется специфическими особенностями и направлено на обеспечение профессионально-речевых компетенций будущих специалистов. Подготовка авиационных специалистов имеет особые цели и задачи, содержание учебной программы и критерии определения уровня владения иностранным языком, которые необходимы для формирования устойчивых навыков и умений речевого взаимодействия в авиационной сфере. Основные требования к владению авиационным английским языком, разработанные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), определяют 4 рабочий уровень владения по 6-уровневой шкале как необходимый и достаточный для эффективного использования в профессиональной сфере и обеспечения безопасности полетов. В связи с этим, совершенствование обучающих программ профессионального образования авиационных специалистов включает использование новейших стратегий обучения и педагогических технологий, призванных обеспечить более качественный уровень владения авиационным английском языком. Важное место в учебных программах профессионального образования отводится интерактивным методам обучения, которые характеризуются межпредметностью, многоуровневостью, полифункциональностью и ситуативностью.

Среди многообразных форм интерактивного обучения наиболее часто используемыми при подготовке будущих военных летчиков на занятиях по авиационному английскому языку являются коллоквиумы и круглые столы, интерактивные упражнения «мозговой штурм» и «групповой рассказ», «интервью и собеседования», ролевые и деловые игры. Согласно новым требованиям для программ профессионального образования удельный вес интерактивных заданий должен составлять не менее 25% от общего количества при прохождении каждой учебной темы. В зависимости от количества часовой нагрузки интерактивные задания включаются как в отдельные занятия, так и применяются как форма контроля усвоенных навыков и умений после прохождения одной или нескольких тем. Как правило, после изучения тем: «История авиации», «Воздушные суда и их классификация», «Метеорологическое обеспечение полетов», «Безопасность полетов» и других одним из итоговых занятий является проведение деловой игры.

Деловая игра как инновационная форма обучения представляет собой комплекс интерактивных технологий для диалогового межличностного взаимодействия, использования индивидуальных, парных и групповых форм работы и реализации стратегии «обучения в сотрудничестве». Ее основное отличие от ролевой игры состоит в назначении: моделирование профессиональных ситуаций и погружение учащихся в максимально приближенное профессионально-речевое взаимодействие. Деловую игру целесообразно проводить после усвоения отдельных лексико-грамматических навыков по теме для использования их в коммуникативных целях, «реализуемых в процессе интеракции, взаимного обмена информацией между участниками, их поведения по отношению к друг другу» [1, с. 50]. Важной составляющей деловой игры является «активное участие самих обучаемых в процессе получения знаний в результате взаимодействия с тремя источниками информации: преподавателем, базой материалов по предмету и коллегами по игре, а также самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач» [2, с.225]. В ходе игры реализуется весь диапазон ситуаций, возникающих в процессе профессионального общения, и формируются профессионально-значимые личностные качества будущих специалистов.

При проведении деловой игры необходимо учитывать три этапа: подготовка к проведению (постановка проблемных задач, подготовка материала, составление сценария игры, выбор участников и распределение заданий), проведение игры и рефлексия (оценочный этап). Так, при подготовке деловой игры по теме

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

«Метеорологическое обеспечение полетов» круг проблемных задач охватил несколько подтем: виды метеорологической информации, метеорологические службы, опасные явления погоды и их влияние на безопасность полетов. Деловая игра включает задания по контролю приобретенных ранее умений и навыков и формированию речевых компетенций в ситуативно-профессиональном общении. Например, используя интерактивную технологию «мозговой штурм», участники высказывают как можно больше вариантов решения проблемы и отбираются наиболее удачные предложения для дальнейшего обсуждения.

Вначале учащимся предлагается ряд слайдов с различными явлениями погоды, которые они должны назвать (проверяется активная лексика уроков).

What weather phenomena do the pictures depict? (Keys: a) lightning, b) thick fog, c) tornado, d) thunderstorm, e) haze f) snowstorm, g) overcast, h) earthquake and volcano eruption)

Затем предлагается несколько проблемных вопросов:

B. Do these phenomena cause hazardous weather conditions? Explain why?

e.g. Volcano eruption affects air navigation resulting in volcanic ash.

C. What possible mishaps or incidents can they provoke?

Keys: Air accidents, mid-air collision, air crash, icing, turbulence, aborted flight, emergency landing, aircraft intrusion into forbidden zones and others.

e.g. Thunderstorm and lightning can lead to aborted flight.

Технологию «мозговой штурм» можно развивать в упражнении «незаконченное предложение», которое сопровождается наглядными изображениями сложных погодных явлений в полете. Задача участников быстро закончить предложение, используя картинку и речевую модель:

Look at the pictures. What happened to aircraft during the flight? Describe weather hazards in flight.

Use: The aircraft made an emergency landing due to ...

The aircraft started descending as ...

The aircraft is landing because ...

The wings are covered with ... as there is ...

The aircraft had to change route (flight level) due to ...

Наиболее удачные варианты ответов можно использовать для упражнения «групповой рассказ», когда небольшие группы (3-5 человек) составляют ситуационные описания картинок «полет в сложных погодных условиях» и представляют их экспертам для оценивания. Данный вид работы активизирует мыслительную деятельность обучаемых, помогает не только проверить активную лексику и грамматику, но и развивать воображение при построении предложений. Следует отметить, что роль преподавателя при проведении деловой игры организационно-направляющая, его задача - объяснить правила игры, распределить роли между участниками и исправлять затруднения в процессе игры. Поэтому, целесообразно назначить ведущего для наводящих вопросов, исправления ответов и перехода к другим заданиям. Для оценивания результатов игры назначаются эксперты, которые не принимают участия в выполнении заданий, а слушают и сравнивают ответы участников, определяют победителей. Остальные участники игры распределяются по группам (3-4 по количеству участников) и получают несколько видов заданий и время на подготовку.

Для осуществления коммуникативной направленности игры необходимо провести четкое тематическое моделирование элементов деловой игры, обработку материалов содержания занятия, адаптировать их к уровню подготовки коммуникантов и реализации запланированных целей.

Следует отметить, что в ходе деловой игры преобладает принцип самообучения над обучением. Участники изучают полученный текстовый, табличный, изобразительный и аудитивный материал, извлекают нужную информацию и применяют ее в диалоговом общении, решают проблемные вопросы путем выражения собственных мыслей и оформления их на иностранном языке с помощью ранее выученных грамматических и речевых конструкций. Основная направленность деловой игры - ситуативное профессиональное взаимодействие. Таких ситуативных заданий может быть несколько. Например, ситуация «Метеорологическая информация в аэропорту» включает общее обсуждение между группами о способах передачи метеоинформации в аэропорту, метеослужбах, видах и форме метеорологической информации:

1) What types of weather reports are issued by airport services?

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

2) What form are they issued in?

3) What components does weather report include?

Участники групп исполняют роли работников метеорологических служб и дают интервью репортеру о назначении службы и их деятельности. Моделирование профессионально-значимых ситуаций в данной деловой игре можно провести на обучении раскодированию и кодированию метеорологической информации. Для этого группам дается задание изучить структуру и порядок следования элементов метеосообщения в районе аэродрома "METAR". С помощью таблицы участники рассматривают кодовую форму элементов, единицы из выражения. Можно кратко обсудить данную информацию в парах. Например,

What weather information can you see in the picture? Ask your partner about weather elements. What units are they measured in?

Затем каждая группа участников получает закодированное метеосообщение, используя материал, анализирует его структуру и элементы и дает раскодированную форму. Информация обсуждается в группе и оценивается экспертом.

Divide into groups. Use the picture to decode METAR reports.

Share the information on the weather elements.

Group 1. METAR KSTL 1950Z 30018 KT10SM SCT 010 08/02 A2979

Group 2. METAR KIND 1950Z 20024KT 3SM +TSRA OVC 010 24/23 A2974

Деловая игра - это комплексное обучение всем видам речевой деятельности. В процессе игры развиваются и совершенствуются навыки говорения, чтения, аудирования и письма. Источниками знаний выступают «аутентичные тексты профессиональной направленности, на основе которых строится обучение по всем видам иноязычной коммуникативной деятельности. Они же являются основой формирования общепрофессиональных знаний, умений и способностей» [3, с.13]. Работая с материалами (авиационные тексты, видео, изображения и таблицы), участники анализируют и обмениваются специальными знаниями, критически осмысливают и находят решения для профессионально-ориентированных ситуаций. Такое профессионально-речевое взаимодействие «может осуществляться в процессе рецептивной (аудирование, чтение) и (или) продуктивной деятельности (говорение, письмо)»[4, с.9]. Например, дать отдельным участникам письменный анализ метеосообщения и построения на его основе устного сообщения:

What information does this METAR contain? Complete the table and explain the report in details.

METAR KDAB 201453Z 34005KT 10SM SCT 150 BKN 250 13/16 A3031 RMK AO2

1. Station name KDAB

Умение правильно расшифровать важную информацию о погоде SIGMET и передать ее на русском языке тренирует навыки перевода. Участники делятся на две группы, каждая группа получает два сообщения SIGMET на английском и русском языках. Участники сравнивают оригинал и его перевод, анализируют полученную информацию, затем обе группы получают одинаковое сообщение о погоде SIGMET и должны дать свою интерпретацию на русском языке. Эксперт оценивает варианты ответов. Можно представить группам эталонный образец и обсудить ошибки.

You are members of meteorological service at ATC facilities. Read SIGMET information. Explain in Russian.

YUCC (Амсвелл) SIGMET 5 VALID 221215/221600 YUDO (Дoнлoн) -

YUCC AMSWELL FIR SEV TURB OBS AT 1210Z YUSB FL250 MOVE 40KMH WKN

Следующая игровая ситуация включает элементы «круглого стола», где ведется дискуссия между работниками «метеослужб» и пилотами. Перед началом обсуждения проблемных вопросов о влиянии сложных погодных условий на безопасность полетов участникам предлагается просмотр видеофрагмента о погодных опасностях в визуальном полете. После просмотра следует проверить понимание аудиоматериала с помощью незаконченных утверждений, в группах послабее - подтвердить или опровергнуть утверждения.

Watch the film about weather hazards for VFR pilots. Complete the statements.

1) The most typical things which cause weather hazards n VFR flight are ...

2) The air mass can provoke ... as it carries ...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

3) Dangerous weather can be caused by ...

4) The upcoming precipitation are accompanied by ...

Завершает эту ситуацию ролевое обсуждение проблемных вопросов. You are representatives of Airport Weather Bureau and flight crew.

1) Give reasons how weather affects the safety of light.

2) Name services providing weather information for flights.

3) Explain the structure of weather report.

4) Give instructions to the aircrew how to avoid weather hazards in flight.

Участники обобщают изученную ранее информацию, выражают свои мнения по данной проблеме, находят решения для спорных вопросов. Группа пилотов может задавать наводящие вопросы, получать инструкции как избегать сложных погодных явлений в полете. В конце занятия ведущий анализирует достижения групп, выслушивает мнения экспертов. Преподаватель сообщает о задачах, достигнутых на занятии, и оценивает ответы всех участников.

Использование деловой игры в обучении авиационному английскому языку позволяет не только развивать профессионально-речевые компетенции, но и формировать коммуникативные и поведенческие стратегии в моделируемой ситуации. Погружаясь в предлагаемые роли и деятельность, обучаемые приобретают профессиональный опыт и «способность самостоятельно выстраивать траекторию профессиональной деятельности» [5, с. 12]. Список использованной литературы:

1. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - СПб. - 1999.

2. Погостинский Ю.А. Принципы и элементы проблемного обучения // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Научно-методическая межвузовская конференция / 7-19 февраля 1998.: Тезисы докладов. СПбГУП. СПб, 1998.

3. Лощинина Л.А. Формирование профессионально-ориентированной компетентности студентов-филологов на основе интерактивного подхода. Автореф. дисс. к.п.н. СПб.:Санкт-Петербургский университет, 2011.

4. Богатырева И.Ю., Сидоренко Л.В. Развитие профессионально-ориентированной иноязычной речи у студентов неязыковых специальностей в рамках интерактивного подхода // Гуманитарные исследования: научно-практический журнал. АГУ (Астрахань). 2013. №4. С. 6-11.

5. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. СМД методология в конфликтологии. М. 2004. Вып.21. С. 6-19.

©Левандровская Н.В., 2016

УДК 373.62

П.Д. Македонский,

студент 3 курса Института энергетики и автоматизированных систем,

Е.П. Уламасова,

студент 4 курса Института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»,

г. Магнитогорск, Российская Федерация

FLIP-ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.