Научная статья на тему 'Проблемное обучение как инновационное направление в преподавании русского языка в высшей школе'

Проблемное обучение как инновационное направление в преподавании русского языка в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Елена Анатольевна

Статья посвящена использованию технологии проблемного обучения как инновационному направлению в преподавании русского языка в вузе. Автор описывает две формы познавательной деятельности учащихся, два способа организации проблемной ситуации, активизирующих познавательную деятельность студентов (постановку проблемных вопросов и решение проблемно-познавательных задач). Материал рассматривается на примере изучения наиболее сложных тем по синтаксису и пунктуации. Статья адресована преподавателям русского языка и может быть использована для повышения эффективности занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи", для совершенствования работы по повышению речевой культуры и уровня грамотности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem-based learning as an innovative approach in teaching the Russian language at higher school

The application of technology of problem-based learning as an innovative approach in teaching the Russian language at higher school is considered. Two forms of students' cognitive activity, two ways of arranging problem situation activating the cognitive activity of students formulation of the problem issues and solving learning-cognitive problems) are described. Material is considered by the example of studying the most complex topics in syntax and punctuation. The article is addressed to teachers of the Russian language. It can be used for enhancing the efficiency of teaching the subject "The Russian language and culture of speech " for perfecting the work on improvement of students' speech culture and literacy.

Текст научной работы на тему «Проблемное обучение как инновационное направление в преподавании русского языка в высшей школе»

УДК 808.2

Проблемное обучение как инновационное направление в преподавании русского языка в высшей школе

© Е. А. Яковлева МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Статья посвящена использованию технологии проблемного обучения как инновационному направлению в преподавании русского языка в вузе. Автор описывает две формы познавательной деятельности учащихся, два способа организации проблемной ситуации, активизирующих познавательную деятельность студентов (постановку проблемных вопросов и решение проблемно-познавательных задач). Материал рассматривается на примере изучения наиболее сложных тем по синтаксису и пунктуации. Статья адресована преподавателям русского языка и может быть использована для повышения эффективности занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи», для совершенствования работы по повышению речевой культуры и уровня грамотности студентов.

Ключевые слова: технологии проблемного обучения, проблемная ситуация, проблемные вопросы и задания, синтаксис и пунктуация.

В настоящее время существует 50 инновационных педагогических технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, НА. Зайцев, ВВ. Гузеев, В.Д. Шадриков, ПИ. Третьяков, М.Е. Бершадский, В.П. Беспалько и др.) [1, с. 82]. Среди них особое место занимают технологии проблемного и эвристического обучения, основанные на активных методах преподавания, которые можно с успехом применять на лекционных и практических занятиях в высшей школе.

В данной статье указано, какие элементы проблемного обучения можно использовать в работе со студентами первого курса на занятиях по русскому языку.

В психолого-педагогических исследованиях закономерностей процесса обучения (особенно в исследованиях Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской, В.А. Крутецкого, Т.В. Кудрявцева, В.В. Давыдова и др.) было установлено, что процесс усвоения знаний представляет собой процесс решения новых задач, названных проблемными задачами. При этом условия и закономерности процессов решения задач были использованы для создания специальных методов обучения, получивших название «развивающего обучения».

Результаты этих исследований показали, что одним из главных условий управления обучением, обеспечивающим развитие мышления, является предварительная постановка заданий, вызывающих проблемные ситуации, активизирующих мыслительную деятельность учащихся.

Психологической наукой установлено, что мышление начинается при столкновении человека с проблемой, с проблемной ситуацией. Поэтому основу проблемного обучения составляют систематически и преднамеренно создаваемые преподавателем проблемные ситуации. Развитие учащегося происходит в процессе его собственной деятельности. Эта закономерность также лежит в основе проблемного обучения [1, с. 7-8].

Что же означает выражение «создание проблемной ситуации»? Известно, что даже самый сложный вопрос не всегда вызывает активную мыслительную деятельность студента. Все дело в том, что вопрос преподавателя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся и в то же время быть посильным для самостоятельного нахождения ответа. Каким образом? В основном путем использования учащимся ранее усвоенных знаний и приемов умственного поиска, самостоятельного выведения нового правила.

Вследствие создания проблемной ситуации обнаруживается, что студент не может объяснить новые факты при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми способами и должен найти (открыть, усвоить) новые знания о предмете, способе или условиях выполнения действия.

Методически правильные способы создания проблемных ситуаций могут быть найдены только в том случае, если преподавателю известны общие закономерности их возникновения. В литературе по проблемному обучению встречаются попытки сформулировать эти закономерности в виде типов проблемных ситуаций [2].

Некоторые авторы считают, что типы проблемных ситуаций могут быть не только «дидактические», но и «частнометодические». Например, Т.В. Напольнова полагает, что «проблемная ситуация, являющаяся источником поиска в поисковых задачах в области русского языка, имеет свои особые черты». Автор формулирует девять типов проблемных ситуаций на материале русского языка [3].

М.И. Махмутов полагает, что проблемная ситуация — психическая реакция учащегося на появление противоречия — не может считаться частнометодическим понятием. Объективное противоречие (например, между новой информацией и прежними знаниями) может иметь место в материале по любому предмету, но интеллектуальное затруднение, которое оно вызывает, будет общим для всех предметов. Поэтому, по его мнению, выделение типов проблемных ситуаций по русскому языку (равно как и по другим предметам) может быть только результатом отождествления понятий «познавательная задача» и «проблема» [2].

Определение же типов познавательных задач по всем предметам является одной из важнейших предпосылок организации проблемного обучения. В практике обучения, как правило, встречаются не отдельные типы проблемных ситуаций, а их разнообразное сочетание. М.И. Махмутов пишет, что «из всего многообразия проблемных си-

туаций на практике можно выделить наиболее типичные и характерные» [2, с. 373-374].

Знание основных типов проблемных ситуаций и применение соответствующих методов преподавания русского языка облегчает нахождение способов их создания.

Один из способов создания проблемной ситуации на занятиях по русскому языку — постановка проблемного вопроса. К проблемным вопросам можно отнести такие, которые вызывают интеллектуальные затруднения для учеников, ответ на которые не содержится ни в их прежних знаниях, ни в предъявляемой информации. Например, при повторении темы «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» поставим такой проблемный вопрос: Можно ли одно содержание (значение) выразить с помощью предложений, разных по форме? (Да, можно, явления языка взаимосвязаны и легко переходят из одной формы в другую.)

Можно выделить следующие типы проблемных вопросов по синтаксису и пунктуации:

1) направленные на раскрытие противоречий в самом научном факте (например, между интонацией и постановкой знака препинания):

Преждевременно вернувшаяся со службы Александра Федоровна // сидела на корточках на полу. (Пауза есть, запятой нет.);

2) направленные на раскрытие противоречия между привычными представлениями и научным объяснением этого факта:

Между тем наступила ночь. («Между тем» можно убрать из предложения. Является ли это слово вводным?);

3) направленные на раскрытие противоречий между старыми знаниями учащихся и новыми, сообщенными преподавателем:

Дед чистил рыбу, засучив рукава. Все готовились к спектаклю засучив рукава. (Почему во втором предложении запятая не ставится?).

Проблемный вопрос входит в структуру проблемно-познавательной задачи.

Т.В. Напольнова, опираясь на определение проблемно-познавательной задачи, данной И.Я. Лернером, дает методическое определение проблемной познавательной задачи с учетом специфики русского языка как учебного предмета: «...это такой вид проблемного задания, в процессе выполнения которого учащиеся без непосредственного участия преподавателя овладевают новыми знаниями, новыми способами их добывания, самостоятельно анализируя языковые явления» [3]. Следовательно, проблемно-познавательные задачи по русскому языку — это такой вид учебного задания, в процессе которого ученики, самостоятельно анализируя языковые явления, овладевают теоретическими сведениями.

Из этого определения следует, что в структуру задачи входит языковой материал, составляющий ее условия, и вопросы, направляющие процесс анализа языкового материала.

Ценность проблемно-познавательной задачи заключается в том, что в процессе самостоятельного решения студент проходит все этапы поиска решения, осуществляет неудачные и удачные пробы, допускает ошибки, намечает план поиска, проверяет решение. Познавательная задача должна отражать систему и логику содержания учебного предмета, учитывать уровень развития учащихся и учебной подготовки, чтобы создавать реальные условия для их развития, содержать информацию для развития ума, творческих процессов.

После рассмотрения сущности понятия «проблемно-познавательная задача» дадим анализ ее структуры. Хотя в жизни и учебной практике встречаются задачи, разнообразные по содержанию и по форме, нетрудно установить, что любая задача состоит из одних и тех же частей. И.Я. Лернер выделяет следующие компоненты познавательных задач: «условие — вопрос — решение» и отмечает, что «указанные составляющие тесно взаимосвязаны» [4, с. 64].

Первым компонентом познавательной задачи является ее условие. Вопрос, по мнению ученого, является вторым компонентом познавательных задач. На основании этих положений структура задач познавательного характера по русскому языку такова: условие — языковые факты, в которых содержится определенная проблема, и вопросы, направленные на исследование языковых фактов. Например, какие трудности в постановке запятой могут быть в предложении: «Вдруг открылась дверь и кто-то вошел»?

Так как проблемно-познавательная задача предполагает наличие проблемной ситуации, то, по существу, условие задачи, фактическое описание возможно соотнести с проблемной ситуацией. Таким образом, взаимосвязь данных понятий можно изобразить так:

Проблемно-познавательная задача / \

Условие Вопрос

Можно выделить два вида проблемно-познавательных задач:

1) без определения текстовой основы: Можно ли считать неопределенно-личные предложения неполными? Докажите свою точку зрения.

2) с определенной опорой: Можно ли такое предложение, как «Люблю грозу в начале мая...», считать неполным? Докажите свою точку зрения. Студенты, отвечая на вопрос, в первом случае сами подбирают необходимые для анализа и подтверждения их мыслей примеры, во втором случае анализируют уже готовый пример.

По мнению Т. В. Напольновой, разрешение проблемной ситуации при изучении пунктуации «связано с умением учащихся соотнести интонационно-смысловые и структурно-семантические особенности предложения и постановку знаков препинания» [3, с. 46-47].

Автор предлагает следующие типы заданий по пунктуации:

1. Задания на выяснение интонационно-смысловых особенностей предложения и выбор соответствующих им знаков препинания. Например:

Прочитайте предложения со всеми возможными интонациями. Определите, чем объясняются различия в интонации. Какие знаки препинания возможны в данном предложении?

Мы ушли в комнате стало тихо.

2. Задания на выяснение структурно-семантических особенностей предложения и выбор соответствующих им знаков препинания. Например:

Сделайте выводы о постановке знаков препинания в данных предложениях:

А. Пес тяжело дышал высунув язык. Б. Иван бежал по переулку высуня язык.

В ряде случаев задания могут объединять два типа, рассмотренные выше. Например:

Почему в приведенных ниже предложениях ставится тире? Связано ли это с интонационно-смысловыми особенностями предложения?

Я — к нему, а он — ко мне. Он — гений.

Чтобы успешно решить проблемно-познавательную задачу, обычно нужны какие-то предварительные сведения, которые можно использовать при ответе на проблемный вопрос. Например, получив представления о сложном предложении, даже сильные студенты не могут ответить на вопрос:

На какие виды делятся сложные предложения?

Другое дело, старшеклассники смогут догадаться и ответить на проблемный вопрос, если они раньше получили сведения об этом:

Почему бессоюзные сложные предложения выделяются в отдельный разряд, а не распределяются между сложносочиненными и сложноподчиненными?

Если все студенты затрудняются ответить на него, задача уточняется:

На примере предложения «Лес рубят — щепки летят» докажите, что такое бессоюзное сложное предложение с одинаковым основанием можно сопоставить и со сложносочиненным, и со сложноподчиненным.

Другим примером исходной задачи является самостоятельное определение студентами каждого из трех разрядов предложений, различных по цели высказывания. Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос:

Почему восклицательные предложения нельзя включать в классификацию предложений с разными целями высказывания?

Мы отметили только две формы познавательной деятельности студентов, два способа организации проблемной ситуации на занятиях по русскому языку (постановка проблемных вопросов и решение проблемно-познавательных задач). Но преподаватель располагает в этом направлении неограниченными возможностями и может пойти по любому другому пути. Важно целенаправленно использовать проблемные вопросы и задания, чтобы студенты в процессе занятий брали знания не механически, а осознанно, не памятью, а мыслью. Это не только улучшит качество знаний студентов по русскому языку, но и повысит интерес к предмету, ибо истинный интерес появляется только тогда, когда учащиеся сами открывают новое.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Лунева Л.П. Использование инновационных и интерактивных педагогических технологий в системе занятий по методике преподавания русского языка. Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития. Проф. А.Д. Дейкина, проф. Е.Г. Шатова, доц. Л.Ю. Комиссарова, сост. Москва, Ремдер, 2007, 176 с.

[2] Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, Татарское книжное издательство, 1972, 550 с.

[3] Напольнова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам И.Я. Лернер, ред. Москва, Педагогика, 1972, 175 с.

[4] Лернер И.Я. Проблемное обучение. Москва, Знание, 1974, 164 с.

Статья поступила в редакцию 30.12.2014

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Яковлева Е.А. Проблемное обучение как инновационное направление в преподавании русского языка в высшей школе. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 1. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/pedagog/253.html

Яковлева Елена Анатольевна — канд. пед. наук, доцент кафедры «Русский язык» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 30 научных работ в области методики преподавания русского языка. e-mail: elyakovleva@ro.ru

Problem-based learning as an innovative approach in teaching the Russian language at higher school

© E.A. Yakovleva

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The application of technology of problem-based learning as an innovative approach in teaching the Russian language at higher school is considered. Two forms of students' cognitive activity, two ways of arranging problem situation activating the cognitive activity of students (formulation of the problem issues and solving learning-cognitive problems) are described. Material is considered by the example of studying the most complex topics in syntax and punctuation. The article is addressed to teachers of the Russian language. It can be used for enhancing the efficiency of teaching the subject "The Russian language and culture of speech " for perfecting the work on improvement of students' speech culture and literacy.

Keywords: problem solving skills, problem situation, problems and tasks, syntax and punctuation

REFERENCES

[1] Luneva L.P. Ispolzovaniye innovatsionnykh i interactivnykh pedagogicheskykh tekhnologiy v systeme zanyatiy po metodike prepodavaniya russkogo yazyka [The Use of Innovative and Interactive Teaching Technologies at the Lessons on Techniques of Teaching the Russian Language].In: Vuzovskiye formy obucheniya: sovremennoe sostoyanye i pespectivy razvitiya [University Forms of Education: State of the Art and Prospects of Development]. Compilers: A.D. Deikina, E.G. Shatova, L.Y. Komissarova. Moscow, Remder Publ., 2007, 176 p.

[2] Makhmutov M.I. Teoriya i practika problemnogo obucheniya [Theory and Practice of Problem-Based Teaching]. Kazan, Tatarskoe knizhnoe izdatelstvo, 1972, 550 p.

[3] Napolnova T.V. Poznavatelnye zadachi v obuchenii russkomu yazyku. Poznava-telnye zadachi v obuchenii gumanitarnym naukam [Cognitive Problems in Teaching the Russian Language. Cognitive Problems in Teaching Humanities]. Lerner I.Ya., ed. Moscow, Pedagogika Publ., 1972, 175 p.

[4] Lerner I.Ya. Problemnoe obuchenie [Problem-Based Teaching]. Мoscow, Znanye Publ., 1974, 164 p.

Yakovleva E.A., сandidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of the Russian language at Bauman Moscow State Technical University. The author of more than 30 scientific papers in the field of methods of teaching Russian. e-mail: elyakovleva@ro.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.