Научная статья на тему 'Проблемно-коммуникативный подход в организации обучения чтению студентов младших курсов языкового факультета'

Проблемно-коммуникативный подход в организации обучения чтению студентов младших курсов языкового факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / рецептивный вид речевой деятельности / проблемно-коммуникативный подход к обучению / познавательная деятельность / reading / receptive type of speech activity / problem-communicative approach to learning / cognitive activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Анастасия Владимировна

Данная статья рассматривает проблемы организации профессиональной подготовки будущих филологов и переводчиков иностранных языков на примере английского языка. Актуальность использования проблемно-коммуникативного подхода во время обучения и осмысления английской письменной речи при работе с текстами неадаптированных журналов и газет обоснована важностью оптимизации образовательных процессов, необходимостью повышения качества обучения, совершенствования творческих способностей будущего специалиста. В статье представлена практика применения техники постановки проблемы в организации обучения навыкам чтения на примере заданий, предназначенных для самостоятельной работы студентов индивидуально и в группе, что позволяет создать условия для контроля формирования навыков чтения и инициированию познавательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the problems of the organization of the professional training of future philologists and translators of foreign languages on the example of the English language. The urgency of applying the problem-communicative approach in the process of acquring skills of the English written comprehension while working with texts of unadapted magazines and newspapers is proved by the importance of the educational process optimization, the need to improve the quality of education and the creative abilities of the future specialists. The article presents the practice of application of the problem setting technique in the organization of instruction in reading, illustrated by the tesks, designed for independent work of students individually and in a group which create the conditions for shaping of reading skills control and initiation of cognitive students' activity.

Текст научной работы на тему «Проблемно-коммуникативный подход в организации обучения чтению студентов младших курсов языкового факультета»

Проблемно-коммуникативный подход в организации обучения чтению студентов

младших курсов языкового факультета Кот А. В.

Кот Анастасия Владимировна /Kot Anastasiya Vladimirovna - магистр английской филологии, лектор, Европейский университет, Крымский филиал, г. Симферополь

Аннотация: данная статья рассматривает проблемы организации профессиональной подготовки будущих филологов и переводчиков иностранных языков на примере английского языка. Актуальность использования проблемно-коммуникативного подхода во время обучения и осмысления английской письменной речи при работе с текстами неадаптированных журналов и газет обоснована важностью оптимизации образовательных процессов, необходимостью повышения качества обучения, совершенствования творческих способностей будущего специалиста. В статье представлена практика применения техники постановки проблемы в организации обучения навыкам чтения на примере заданий, предназначенных для самостоятельной работы студентов индивидуально и в группе, что позволяет создать условия для контроля формирования навыков чтения и инициированию познавательной деятельности студентов.

Abstract: this article considers the problems of the organization of the professional training of future philologists and translators of foreign languages on the example of the English language. The urgency of applying the problem-communicative approach in the process of acquring skills of the English written comprehension while working with texts of unadapted magazines and newspapers is proved by the importance of the educational process optimization, the need to improve the quality of education and the creative abilities of the future specialists. The article presents the practice of application of the problem setting technique in the organization of instruction in reading, illustrated by the tesks, designed for independent work of students individually and in a group which create the conditions for shaping of reading skills control and initiation of cognitive students' activity.

Ключевые слова: чтение, рецептивный вид речевой деятельности, проблемно-коммуникативный подход к обучению, познавательная деятельность.

Keywords: reading, receptive type of speech activity, problem-communicative approach to learning, cognitive activity.

На текущем этапе развития социума познавательная активность выражается не столько в объёме знаний, сколько в умении их эффективно применять на практике, генерировать креативное и адаптивное мышление в разнообразных условиях. В данный момент целью высшего образования специалистов в сфере иностранных языков является высокое качество обучения, развитие познавательной моторики, самостоятельности и инициативности использования навыков и знаний в реальной жизни при решении задач социального и личностного плана. Проблемно -коммуникативный аспект в преподавании предоставляет студентам возможность приходить к самостоятельным умозаключениям и направлен на эффективную адаптацию в условиях скорых преобразований в социуме. Занятия филологов и переводчиков подразумевают овладевание коммуникативной компетенцией, которая подразделяется на лингвистическую, дискурсивную, социальную,

социолингвистическую, социокультурную, учебную и компенсаторную компетенции [1, с. 21]. В речевой деятельности возможность применения знаний и навыков являются приоритетными. В данной статье рассматриваются проблемно-коммуникативные техники при обучении навыкам чтения текстов из неадаптированных газет и журналов, так как именно данный вид письменной речи является наиболее популярным в реальной жизни.

Чтение является одним из первостепенных видов речевой деятельности. Хорошие навыки чтения позволяют успешное взаимодействие людей в процессе вербального общения, что, несомненно, важно для будущих филологов и переводчиков. К элементам внутреннего механизма чтения относят такие психические процессы, как зрительное восприятие, соотнесение зрительных образов с речемоторными и слуховыми, узнавание, осмысление, антиципация, группировка, выделение смысловых частей, обобщение, т. е. воссоздание чужой мысли, понимание на уровне значений, проникновение в подтекст и реакция на прочитанное: вербальная или невербальная [2, с. 67]. Как и другие виды человеческой деятельности, чтение имеет трехфазовую структуру: мотивационно -побудительная (часто приводится в форме коммуникативно-направленной экспозиции, которая ориентирует на извлечение всей или основной, определенной информации); аналитико -синтетическая (протекает либо только во внутреннем плане, либо во внутреннем и внешнем планах, включает испольнительную часть); контроль и самоконтроль (может осуществляться вербально и невербально) [3, с.78]. Чтение представляет собой сложный вид речевой деятельности, тесно взаимодействующей с другими видами речевой деятельности, и, следовательно, использование коммуникативно-проблемного аспекта при осваивании навыков чтения является обусловленным, потому как данная методика делает возможным осуществить дополнение таких экстралингвистических характеристик как дистантность и отсутствие общей

ситуации общения, присущих чтению, более близкой человеческой натуре устной речью, характеризующейся контактностью с собеседником, линейностью во времени, определённым темпом говорящего.

Одним из основоположников проблемного подхода в образовательных процессах считается Джон Дьюи, американский психолог, философ и педагог. Методика, разработанная им и использовавшаяся в его школе в Чикаго, не была научно обоснована и сформулирована в виде концепции, но оказалась популярной в 20-30 годах XX века. Такие учёные как Брушлинский А. В, Лернер И. Я., Махмутов М. И., Оконь В., Поспелов Д. А., Матюшкин А. М. в своих трудах рассматривали основы организации проблемного обучения, которые сейчас используют в разнообразных сферах образования.

Проблемно-коммуникативный подход следует рассматривать как подвид проблемного подхода преподавания, который представляет собой систему образовательных методов. Основой выступает имитация реального творческого процесса, появляющаяся в результате конструирования проблемной задачи, поиск решения которой студент осуществляет без помощи преподавателя, основываясь на собственных навыках и знаниях. Главной целью данного педагогического метода является развитие коммуникативной осведомлённости студентов, усвоение способов самостоятельной деятельности, формирование навыков анализирования, обобщения, развитие изобретательности и тяги к познанию.

На основе проблемно-коммуникативного подхода были разработаны задания по развитию навыков чтения студентов второго курса языковых вузов. Задания состоят из текстов современных газет и журналов (примеры) а также вопросов к ним. Вопросы к текстам ставятся в разное время работы с текстом: до прочтения (с целью заинтересовать студентов, а также развить их навыки угадывания контекста по заголовку либо иллюстрации), во время (задания ориентированы на развитие лингвистических навыков и на осознание дискурса, а также призывают к формированию социолингвистических навыков), после прочтения (акцент на развитие креативного мышления и умение применять информацию, полученную из письменного текста в поставленных социальных условиях, умение работы в группе и индивидуально). Задания по развитию навыков чтения были составлены в соответствии с базовыми принципами обучения чтению: фонетический, лингвистический, метод целых слов и целого текста. Выполнялись следующие требования по организации процесса обучения навыков чтения у студентов: практическая направленность, дифференцированный, интегрированный,

функциональный, комплексный подходы, подход к формированию мотивации. И. Я. Лернер выделил следующую классификацию проблемных заданий: установление причинно -следственных связей, выявление тенденций развития явления, определение сущности явления [4, с. 35]. Рассмотрим некоторые задания проблемно-коммуникативного подхода на примере текста Tourism’s Negative Effects in Italian Art Cities [5] электронного информационного ресурса Planetizen. В систему заданий по антиципации входят следующие вопросы: What are the first thoughts which come up in your mind when you hear about Italy? How many people do you think visit Italy every year? Is tourism good for a country? Why? Какие ваши первые ассоциации, когда вы слышите об Италии? Сколько людей посещают Италию каждый год, на ваш взгляд? Туризм — это хорошо для страны? Почему?

Во время чтения студентам предлагается ответить на следующие вопросы: Which cities are mentioned in the text? Which studies are presented in the text? What are the results of those studies? Какие города упоминаются в тексте? Какие исследования представлены в тексте? Каковы их результаты?

Предложены задания для контроля прочитанного текста. Правильны ли следующие высказывания: 1. Residents of Venice leave the city. 2. Fast tourism brings about the most of the negative effects. 3. Overcrowding of the city centres is a big problem for Italian cities. 4. The inhabitants of Rome are not affected by tourism. 1. Жители Венеции покидают город. 2. Быстрый туризм вызывает большинство проблем. 3. Перенаселение центров городов является большой проблемой для итальянских городов. 4. Жители Рима не подвергаются влиянию туризма.

Выбранный текст представляет собой проблему, так как повествует о негативном влиянии туризма в итальянских городах, таким образом, студентам предлагается выполнение следующих проблемных заданий индивидуально либо в небольших группах (для максимальной эффективности группа должна состоять из не более чем 3 -х человек): What are the possible negative effects of tourism? How to overcome the negative effects for tourism? Make a list of suggestions. Каковы возможные негативные проявления туризма? Как преодолеть негативные результаты туризма? Составьте список предложений.

Серия разработанных заданий ориентирована и на контроль прочитанного материала, и на развитие навыков говорения и креативного мышления. Поставленные вопросы побуждают студентов к активной речевой деятельности, что является практической целью обучения иностранному языку.

Итак, проанализировав аспекты чтения как вида рецептивной речевой деятельности, целесообразность применения проблемно-коммуникативного подхода на занятиях чтения на начальных курсах языкового факультета является обоснованной. Комбинация чтения как рецептивного вида речевой деятельности и говорения как продуктивного вида речевой деятельности представляется логичной и эффективной в преподавании иностранного языка. Проблемно -коммуникативный подход в данной учебной деятельности служит стимулом для познавательной деятельности, вовлекает студентов в поставленные учебные задачи, способствует мышлению и импровизации, активизированию навыков и знаний.

Литература

1. Коренева М. Р. Компенсаторная компетенция как цель обучения в языковом вузе. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. 187 с.

2. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. / Т. Г. Егоров. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 264 с.

3. Конецкая В. П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 - 304 C.

4. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. - 64 с

5. Marilena Mela. Tourism's Negative Effects in Italian Art Cities. [Электронный ресурс]: Planetizen. URL:http://www.planetizen.com/node/70813.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.