Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА И ПРОФИЛЬ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА И ПРОФИЛЬ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вишняков А.В., Злоказова М.В., Леушина Е.С., Буфетова А.М.

В условиях повышенного приоритета технологий дистанционной коммуникации потребление интернет-контента нередко становится объектом зависимости. Данное явление описывается в литературе как проблемное использование интернета. На текущий момент нет данных о взаимосвязи проблемного использования интернета с дисфункциональными убеждениями. Целью данного исследования являлось выявление взаимосвязи проблемного использования интернета и показателей профиля дисфункциональных убеждений у студентов медицинского вуза. Были проведены анкетирование и экспериментально-психологическое исследование 88 студентов Кировского ГМУ, средний возраст - 20,3±0,17 года, из них 73,9% - девушки, 26,1% - юноши, с использованием «Общей шкалы проблемного использования интернета» и «Шкалы дисфункциональных отношений». Обнаружены взаимосвязи дисфункциональных убеждений с проблемным использованием интернета как в целом, так и с отдельными установками («автономия», «одобрение», «любовь»), которые в первую очередь ассоциируются с когнитивной поглощенностью и компульсивным использованием интернета. Не выявлено влияния пола, специальности, курса, успеваемости, трудоустройства и условий проживания на формирование проблемного использования интернета. Полученные данные предлагается использовать для совершенствования психопрофилактики и в психокоррекционной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вишняков А.В., Злоказова М.В., Леушина Е.С., Буфетова А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC INTERNET USE AND DYSFUNCTIONAL ATTITUDE PROFILES AMONG MEDICAL STUDENTS

With the development of online learning, communication, and entertainment, the Internet has become an indispensable tool for university students. Problematic Internet use or Internet addiction as a bigger problem among university students. The relationship between problematic Internet use and dysfunctional attitude hasn’t been proved yet. The purpose of this research is to assess the relationship between problematic Internet use and indicators of the dysfunctional attitude pro le among medical students. Questionnaire survey and experimental psychological research were conducted. 88 students of Kirov State Medical University, whose average age was 20.3±0.17 years, took part in the research. 73.9% of them were girls, 26.1% were boys. General scale of problematic use of the Internet and Dysfunctional Attitude Scale were used. Relationship between dysfunctional attitude and problematic Internet use were found both in general and in cases of individual attitudes («autonomy», «approval», «love»), which is primarily associated with cognitive preoccupation with the Internet and compulsive Internet use. There was no in uence of sex, specialty, year, academic performance, employment and living conditions on the development of Internet addiction. The data obtained can be used to improve psychoprophylaxis and in psychocorrective activity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА И ПРОФИЛЬ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

УДК 616.89 DOI 10.24412/2220-7880-2022-4-75-80

ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА И ПРОФИЛЬ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Вишняков А.В., Злоказова М.В., Леушина Е.С., Буфетова А.М.

ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: mishakrossingover@gmail.com

В условиях повышенного приоритета технологий дистанционной коммуникации потребление интернет-контента нередко становится объектом зависимости. Данное явление описывается в литературе как проблемное использование интернета. На текущий момент нет данных о взаимосвязи проблемного использования интернета с дисфункциональными убеждениями. Целью данного исследования являлось выявление взаимосвязи проблемного использования интернета и показателей профиля дисфункциональных убеждений у студентов медицинского вуза. Были проведены анкетирование и экспериментально-психологическое исследование 88 студентов Кировского ГМУ, средний возраст - 20,3±0,17 года, из них 73,9% - девушки, 26,1% - юноши, с использованием «Общей шкалы проблемного использования интернета» и «Шкалы дисфункциональных отношений». Обнаружены взаимосвязи дисфункциональных убеждений с проблемным использованием интернета как в целом, так и с отдельными установками («автономия», «одобрение», «любовь»), которые в первую очередь ассоциируются с когнитивной поглощенностью и компульсивным использованием интернета. Не выявлено влияния пола, специальности, курса, успеваемости, трудоустройства и условий проживания на формирование проблемного использования интернета. Полученные данные предлагается использовать для совершенствования психопрофилактики и в психокоррекционной работе.

Ключевые слова: проблемное использование интернета, дисфункциональные убеждения, интернет-аддикция.

PROBLEMATIC INTERNET USE AND DYSFUNCTIONAL ATTITUDE PROFILES AMONG MEDICAL STUDENTS

Vishnyakov A.V., Zlokazova M.V., Leushina E.S., Bufetova A.M.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: mishakrossingover@gmail.com

With the development of online learning, communication, and entertainment, the Internet has become an indispensable tool for university students. Problematic Internet use or Internet addiction as a bigger problem among university students. The relationship between problematic Internet use and dysfunctional attitude hasn't been proved yet. The purpose of this research is to assess the relationship between problematic Internet use and indicators of the dysfunctional attitude profile among medical students. Questionnaire survey and experimental psychological research were conducted. 88 students of Kirov State Medical University, whose average age was 20.3±0.17 years, took part in the research. 73.9% of them were girls, 26.1% were boys. General scale of problematic use of the Internet and Dysfunctional Attitude Scale were used. Relationship between dysfunctional attitude and problematic Internet use were found both in general and in cases of individual attitudes («autonomy», «approval», «love»), which is primarily associated with cognitive preoccupation with the Internet and compulsive Internet use. There was no influence of sex, specialty, year, academic performance, employment and living conditions on the development of Internet addiction. The data obtained can be used to improve psychoprophylaxis and in psychocorrective activity.

Keywords: problematic Internet use, dysfunctional attitudes, Internet addiction.

Введение

В современном мире все большее значение приобретает использование интернета. Однако потребление интернет-контента может становиться объектом аддикции [1]. В литературе вместо термина «интернет-зависимость» часто используется менее стигматизирующая формулировка «проблемное использование интернета» (ПИИ) [2]. Ввиду актуальности вопроса проводились исследования по

установлению связей ПИИ с различными психическими расстройствами: неврозами [3], депрессией, агрессивным поведением и тревогой [4], а также нарушениями сна [5]. Однако взаимосвязь ПИИ с дисфункциональными убеждениями (ДУ) ранее не изучалась. ДУ относятся к категории «когнитивных искажений», т.е. представляют собой патологические личностные установки [6], которые могут быть взаимосвязаны с зависимым поведением. Обнару-

жение ДУ будет способствовать совершенствованию концепции профилактики и выявлению мишеней когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ) интернет-аддикции.

Цель: выявление взаимосвязи дисфункциональных убеждений и проблемного использования интернета у студентов медицинского вуза.

Материалы и методы

В исследовании приняло участие 88 студентов Кировского ГМУ в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст - 20,3±0,17 года, из них 65 чел. (73,9%) -девушки, 23 чел. (26,1%) - юноши. Анкета, предложенная респондентам, содержала вопросы о возрасте, поле, специальности, курсе, трудоустройстве, условиях проживания и успеваемости. Экспериментально-психологическое исследование проводилось с использованием «Общей шкалы проблемного использования интернета» (ОШПИИ), разработанной S. Caplan и адаптированной А.А. Герасимовой, А.Б. Холмогоровой (2018), - для выявления 5 аспектов интернет-аддикции [2], «Шкалы дисфункциональных отношений/убеждений» (ШДО) А. Бека, А. Вейсман (1978) [7] - для диагностики ДУ в 7 сферах.

ОШПИИ направлена на выявление 5 аспектов интернет-аддикции: предпочтения онлайн-общения, использования интернета для регуляции настроения, когнитивной поглощенности (мысленного возвращения в Сеть, затрудняющего восприятие реального мира), компульсивного поведения и негативных последствий. Вопросы шкалы представляют собой утверждения (например, «Для меня более комфортно социальное взаимодействие on-line, чем лицом к лицу»), с которыми респондент может согласиться либо не согласиться. Варианты ответов оцениваются по принципу шкалы Лайкерта и находятся в диапазоне от «Полностью не согласен» (1 балл) до «Полностью согласен» (7 баллов). Каждому аспекту ПИИ соответствуют 3 вопроса, за исключением негативных последствий (2 вопроса). Таким образом, результат по данной категории варьируется от 2 до 14 баллов; в остальных категориях - от 3 до 21 соответственно. Использование интернета не считается проблемным, если балл по каждой из 5 категорий анкеты ниже половины от максимально возможного [8].

ШДО А. Бека, А. Вейсман (1978) [7] состоит из 35 утверждений, относящихся к персональной системе ценностей (например, «Я не могу быть счастливым, если меня не любят»). В ответ на каждое утверждение нужно выбрать один из следующих вариантов: «абсолютно согласен» (-2 балла), «отчасти согласен» (-1 балл), «отношусь нейтрально» (0 баллов), «отчасти не согласен» (+1 балл), «абсолютно не согласен» (+2 балла). Каждые 5 вопросов соответствуют одной из категорий убеждений: «одобрение», «любовь», «достижения», «перфекционизм», «мне все должны», «всемогущество», «автономия». Баллы за ответы внутри категории суммируются; результат характеризует данную сферу как зону уверенности, если сумма баллов положительна, либо как зону уязвимости, если сумма меньше 0. По итогам оценки каждой категории формируется графический профиль убеждений. Точки максимума на графике показывают сильные стороны человека, в то время как точки минимума соответствуют его ДУ Если в зону уязвимости попадают категории:

«одобрение», значит эмоциональное благополучие человека зависит от чужого мнения, он болезненно реагирует на критику; «любовь» - человек характеризуется как зависимый от любви, играющий пассивную роль в отношениях и опасающийся возможного отчуждения (вплоть до манипулирования другими). Отсутствие уверенности относительно достижений предполагает ограниченное понимание собственной человеческой ценности, когда чувство собственного достоинства, способность радоваться зависят от производительности и трудовых успехов. Отрицательный балл в 4-й категории свидетельствует о склонности к перфекционизму. Уязвимость в категории «мне все должны» означает, что человек ожидает и требует от других людей, чтобы его желания удовлетворялись, например, потому, что он добр от природы или усердно работает. «Всемогущество» - это результат ниже 0 в 6-й категории; привычка брать на себя ответственность за многое из происходящего вокруг, в том числе за поступки и отношение других людей, которые на самом деле не подлежат контролю. Наконец, выявление ДУ в категории «автономия» говорит о неспособности «находить счастье внутри себя», определять свое настроение как производное от собственных мыслей и взглядов, а также брать на себя ответственность за свои чувства, когда это необходимо [9].

Для статистического анализа были использованы: критерий корреляции Пирсона, критерий Фишера; t-критерий Стьюдента (после подтверждения гипотезы о нормальном распределении результатов). Достоверными считались различия при p < 0,05. Программная основа статистического анализа: пакет MS Excel, онлайн-калькулятор сайта math.semestr.ru.

Результаты и их обсуждение

Средний результат всех участников исследования по ОШПИИ составил 41,8±3,2 балла, что соответствует наличию ПИИ.

Средний суммарный балл профиля ДУ студентов - 5,9±2,6, следовательно, опрошенные чаще демонстрировали уверенность, чем уязвимость, в сферах когнитивных отношений. Наиболее высокие средние баллы были в категориях «любовь» (2,4±0,6) и «перфекционизм» (2,5±0,4); наиболее низкий - в категории «автономия» (-1,4±0,4). Таким образом, самооценка опрошенных не находилась в патологической зависимости от проявлений любви окружающих; респонденты не были склонны к установке для себя завышенных стандартов, но испытывали трудности в плане ответственности за свои чувства и эмоции. Поскольку максимальной уверенности в той или иной сфере убеждений соответствует показатель в 10 баллов, а средний балл опрошенных в наименее уязвимой для них сфере («перфекционизм») составил всего 2,5, можно говорить о том, что уверенность студентов не слишком высока (рис. 1).

Следует отметить, что уверенностью во всех семи сферах убеждений характеризовались только 8 чел. (9,0%). Наиболее распространенными оказались ДУ в категориях «автономия» (55 чел. - 62,5%) и «одобрение» (44 чел. - 50,0%). В сфере «всемогущества» были уязвимы 36 респондентов (40,9%), в категории «мне все должны» - 26 чел. (29,5%), «достижения» - 33 чел. (37,5%). Реже зонами уязвимости студентов были «любовь» и «перфекционизм» -по 21 чел. (23,9%).

Рис. 1. Усредненный профиль убеждений студентов

По результатам ОШПИИ были выявлены признаки интернет-аддикции у 63 чел. (71,6%) - экспериментальная группа (ЭГ); 25 чел. (28,4%) без признаков ПИИ - группа сравнения (ГС).

Не было выявлено достоверных различий между студентами ЭГ и ГС по полу, факультету, курсу, успеваемости, наличию работы и условиям проживания,

Таблица 1

Социально-психологические факторы у студентов экспериментальной группы и группы сравнения

т.е. данные факторы не оказывали значимого влияния на наличие ПИИ (таблица 1), что, по-видимому, связано с тем, что интернет стал неотъемлемой частью жизни молодых людей, поэтому особенности его использования не отличаются среди различных категорий студентов.

ЭГ: абс. количество (%) ГС: абс. количество (%) р

Пол Муж. Жен. Муж. Жен.

14 (22,2%) 49 (77,8%) 9 (36%) 16 (64%) р > 0,05

Факультет Леч. Пед. Леч. Пед.

35 (55,6%) 28 (44,4%) 14 (56%) 11 (44%) р > 0,05

Курс 1-3 4-6 1-3 4- 6

41 (65,1%) 22 (34,9%) 18 (72%) 7 (28%) р > 0,05

Жилье Отдельное Общежитие Отдельное Общежитие

53 (84,1%) 10 (15,9%) 18 (72%) 7 (28%) р > 0,05

Условия проживания Без соседей С соседями Без соседей С соседями

16 (25,4%) 47 (74,6%) 10 (40%) 15 (60%) р > 0,05

Работа Да Нет Да Нет

11 (17,5%) 52 (82,5%) 4 (16%) 21 (84%) р > 0,05

Успеваемость Удовл. Хор. и отл. Удовл. Хор. и отл.

7 (11,1%) 56 (88,9%) 5 (20%) 20 (80%) р > 0,05

Примечание: * - обозначены достоверные различия при р < 0,05 по критерию Фишера.

Все средние баллы ДУ, за исключением категории «мне все должны», у студентов ЭГ были ниже, чем у студентов без признаков ПИИ. Однако достоверно более низкие показатели в ЭГ были выявлены только в категории «автономия» (р < 0,05), несмотря на то, что «автономия» оказалась зоной уязвимости для респондентов обеих групп (-0,3±0,2 балла в ГС и -1,8±0,6 - в

ЭГ). Таким образом, неумение «найти счастье внутри себя» (ДУ в категории «автономия») побуждает молодых людей к его поискам в виртуальном пространстве (в частности, в социальных сетях, где анонимность и простота контроля над своим профилем дают определенную уверенность в себе и чувство независимости, которых не хватает в реальной жизни).

Рис. 2. Профили убеждений студентов экспериментальной группы и группы сравнения Примечание: * - достоверные различия по критерию Стьюдента (р < 0,05)

Также была проведена оценка взаимосвязи коли- респондентов (критерий корреляции Пирсона). Визуа-чественных показателей ОШПИИ и ШДО среди всех лизация обнаруженных связей представлена на рис. 3.

Дисфункциональные убеждения

-0,34*

Проблемное использование интернета

Дисфункциональные убеждения

Проблемное использование интернета

1 Когнитивная поглощенность

' Предпочтение онлайн-общения

• Регуляция настроения

• Компульсивное поведение ' Негативные последствия

Дисфункциональные

--- убеждения Одобрение

Проблемное использование Интернета -0,35 * • Перфекционизм

Любовь • Всемогущество Достижения • «Мне все должны» ^ Автономия

Рис. 3. Взаимосвязь проблемного использования Интернета и дисфункциональных убеждений

Примечание: числа соответствуют значениям коэффициента корреляции Пирсона; * - достоверная умеренная обратная взаимосвязь (р < 0,05).

Была выявлена статистически значимая умеренная обратная взаимосвязь (г = -0,34) между суммарными результатами по ОШПИИ и ШДО среди всех респондентов. Т.е. чем меньше уверенность человека по всем категориям убеждений, тем более выражены признаки ПИИ.

Поскольку профиль системы убеждений является объектом когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ), взаимосвязь его показателей с ПИИ свидетельствует о целесообразности применения данного метода психотерапии для профилактики и лечения интернет-аддик-

ции. Отдельные ДУ также соотносились с повышением общего результата по ОШПИИ: умеренная обратная взаимосвязь обнаружилась с «одобрением» (г = -0,37), «любовью» (г = -0,35) и «автономией» (г = -0,34), слабая обратная взаимосвязь - с «достижениями» (г = -0,28).

Были обнаружены значимые связи между суммарным результатом по ШДО и отдельными признаками ПИИ: когнитивная поглощенность - умеренная обратная взаимосвязь с общей уязвимостью (г = 0,35); компульсивное поведение - слабая обратная взаимосвязь с общей уязвимостью (г = -0,28).

Таким образом, чем меньше уверенность человека во всех семи сферах убеждений, тем чаще он мысленно возвращается к виртуальному пространству, когда находится вне Сети; а также несколько чаще демонстрирует компульсивное поведение, т.е. подчиня-

ется непреодолимому желанию вернуться в интернет.

При исследовании взаимосвязи уязвимости в конкретных когнитивных сферах и отдельных аспектов ПИИ (рис. 4) всех респондентов было установлено, что неуверенность в категории «одобрение» имела умеренную обратную взаимосвязь с когнитивной поглощенностью (г = -0,37) и компульсивным поведением (г = -0,3), а также слабую обратную взаимосвязь с негативными последствиями интернет-аддикции (г = -0,25). Уязвимость в сфере любовных отношений находилась в умеренной обратной взаимосвязи с когнитивной поглощенностью (г = -0,37) и компульсивным поведением (г = -0,35); недостаточная автономия демонстрировала умеренную обратную взаимосвязь (г = -0,3) с когнитивной поглощенностью и слабую обратную взаимосвязь (г = -0,28) с использованием интернета для регуляции настроения.

Рис. 4. Взаимосвязь дисфункциональных убеждений с составляющими аспектами интернет-аддикции Примечание: числа соответствуют значениям коэффициента корреляции Пирсона; * - достоверная умеренная обратная взаимосвязь (р < 0,05).

Показательно, что «одобрение» и «автономия» являлись зонами уязвимости как в усредненном профиле убеждений всех респондентов (рис. 1), так и в усредненном профиле убеждений студентов с признаками интернет-аддикции (рис. 2).

Среди признаков ПИИ всех респондентов наибольшее количество значимых связей (3) с ДУ показала когнитивная поглощенность, что соответствует данным А.А. Герасимовой и А.Б. Холмогоровой о ее корреляции с общим психическим неблагополучием [2].

Полученные данные свидетельствуют о том, что при использовании КПТ для профилактики и лечения интернет-зависимости следует в первую очередь обратить внимание на связанные с когнитивной поглощенностью ДУ (категории «одобрение», «любовь» и «автономия»). При этом сферы «одобрение» и «любовь» значимы также в отношении профилактики и терапии компульсивного поведения интернет-пользователей. Единственным аспектом ПИИ, который не обнаруживал связей с ДУ, стало предпочтение онлайн-общения. На наш взгляд, это объясняется тем, что онлайн-обще-ние сегодня является практически равноправным с реальным социальным взаимодействием (в том числе в контексте повышенного приоритета дистанционных технологий в условиях пандемии COVID-19).

Заключение

Признаки интернет-аддикции обнаружены у значительной части студентов медицинского вуза (71,6%), они не зависят от пола, специальности, кур-

са, успеваемости, трудоустройства и условии проживания студентов.

Профиль ДУ студентов характеризовался уязвимостью в категории «одобрение» (чрезмерной зависимостью от чужого мнения), а также в сфере «автономии» (неспособностью взять ответственность за собственные чувства и эмоции).

Была обнаружена взаимосвязь интернет-ад-дикции с выраженностью как когнитивных искажений в целом, так и с отдельными ДУ («автономия», «одобрение», «любовь»), которые в первую очередь ассоциируются с когнитивной поглощенностью и компульсивным использованием и могут способствовать развитию ПИИ.

Полученные данные необходимо использовать для профилактики развития ПИИ и в психотерапии интернет-аддикции.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/References

1. Завалишина О.В., Загуменных Н.А., Постое-ва Е.С. Интернет-аддикция одна из актуальных проблем современности // Научный журнал КубГАУ 2015. № 105. [Zavalishina O.V., Zagumennykh N.A., Postoeva E.S. Internet addiction is one of the urgent problems of our time. Nauchnyi

zhurnal KubSAU. 2015; 105. Доступно по: URL: https:// cyberleninka.ruarticle/n/intemet-addiktsiya-odna-iz-aktualnyh-problem-sovremennosti. Ссылка активна на 07.12.2021. (In Russ.)]

2. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 56-79. [Gerasimova A.A., Kholmogorova A.B. The general scale of problematic Internet use: approbation and validation in the Russian sample of the third version of the questionnaire. Consultative Psychology and Psychotherapy. 2018; 26 (3): 56-79. (In Russ.)] D0I:10.17759/cpp.2018260304.

3. Богомолова М.А., Бузина Т.С. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции // Медицинская психология в России. 2018. № 2. [Bogomolova M.A., Buzina T.S. Internet addiction: aspects of formation and possibilities of psychological correction. Meditsinskaya psychologiya v Rossii. 2018; 2. Доступно по: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-aspekty-formirovaniya-i-vozmozhnosti-psihologicheskoy-korrektsii. Ссылка активна на 07.12.2021. (In Russ.)]

4. Haddad C., Malaeb D., Sacre H. et al. Association of problematic internet use with depression, impulsivity, anger, aggression, and social anxiety: Results of a national study among Lebanese adolescents. Pediatr. Investig. 2021. Dec. 13; 5 (4): 255-264. DOI: 10.1002/ped4.12299.

5. Mahamid F.A., Berte D.Z., Bdier D. Problematic internet use and its association with sleep disturbance and life satisfaction among Palestinians during the COVID-19 pandemic. Curr. Psychol. 2021. Jul. 24: 1-8. DOI: 10.1007/s12144-021-02124-5.

6. Захарова М.Л. «Шкала дисфункциональных отношений» как метод исследования когнитивных искажений // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 29. [Zakharova M.L. «Dysfunctional Attitudes Scale» as a Method of the Cognitive Distortions' Reseach. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. 2013; 29. Доступно по: URL: https://cyberleninka. ru/article/n/shkala-disfunktsionalnyh-otnosheniy-kak-metod-issledovaniya-kognitivnyh-iskazheniyK. Ссылка активна на 07.12.2021. (In Russ.)]

7. Beck A.T., Weissman A.N. Development and Validation of the Dysfunctional Attitude Scale. Vortrag bei der AERAss. Toronto, 1978. 25 p.

8. Machimbarrena J.M., González-Cabrera J., Ortega-Barón J. et al. Profiles of Problematic Internet Use and Its Impact on Adolescents' Health-Related Quality of Life. Int. J. Environ Res. Public Health. 2019; 16 (20): 3877. Published 2019. Oct. 13. D0I:10.3390/ijerph16203877.

9. Бернс Д. Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток. М.: Аль-пина Паблишер, 2020. 550 с. [Burns D. Terapiya nastroeniya. Klinicheski dokazannyj sposob pobedit' depressiyu bez tabletok. Moscow: Al'pina Pablisher. 2020. 550 p. (In Russ.)]

УДК: 61(091):614.8 DOI 10.24412/2220-7880-2022-4-80-84

ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ДОКТРИНЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Живов И.В., Касаткин Е.Н., Ведзижева М.Д., Кириченко Н.Е., Полишко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: madina7199@mail.ru

Настоящая статья посвящена медицинскому обеспечению военного конфликта 1939-1940 годов между СССР и Финляндией. В историческом аспекте рассматривается становление научно обоснованных принципов медицинского обеспечения, положенных в основу единой военно-полевой медицинской доктрины. На примере рассмотрения деятельности медицинской службы РККА авторы считают, что полученный в условиях зимней кампании опыт создал предпосылки к системному совершенствованию лечебно-эвакуационного обеспечения, не только обогатил военно-медицинскую науку, но и в наши дни нашел свое продолжение в преемственности исторического опыта в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Общность в понимании задач лечебно-эвакуационного обеспечения мирного и военного времени, потребность медицинского сообщества в сохранении преемственности в основах организации помощи пострадавшим сделали уже в наши дни медицину катастроф преемницей исторического опыта военной медицины в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Ключевые слова: война, лечебно-эвакуационное обеспечение, медицинская служба, доктрина.

MEDICAL AND EVACUATION SUPPORT IN THE SOVIET-FINNISH WAR AS A HISTORIC PERIOD IN DISASTER MEDICINE DOCTRINE DEVELOPMENT

Zhivov I.V., Kasatkin E.N., Vedzizheva M.D., Kirichenko N.E., Polishko A.I.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: madina7199@mail.ru

The article below discusses medical support during the military conflict between the Soviet Union and Finland in 1939-1940. Development of scientifically based principles of medical support as a basis for military field medical doctrine is discussed from historical point of view. The activity of medical service of the Red Army is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.