ОСОБЕННОСТИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ НЕВРОЗА
Захарова Майя Леонидовна
канд. псих. наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, РФ, г. Санкт-
Петербург E-mail: mayazaharova@mail. ru
THE PARTICULARITIES OF DYSFUNCTIONAL ATTITUDES FROM PATIENTS WITH DIFFERENT FORMS OF NEUROSES
Zakharova Maya
candidate of psychological science, Saint-Petersburg state pediatric medical
university, Russia Saint-Petersburg
АННОТАЦИЯ
В данной статье даны представления о дисфункциональных отношениях и их роли в возникновении невроза, а также представлены результаты исследования дисфункциональных отношений с помощью опросника «Шкала дисфункциональных отношений» А. Бека и А. Вейсмана у больных неврозами в зависимости от формы заболевания и ведущего психопатологического синдрома.
ABSTRACT
In this article presents basic ideas about dysfunctional attitudes and their role in the emergence of neurosis. Also presents results inventory dysfunctional attitudes from patients with different forms of neuroses and leading psychopathological syndrome with “Dysfunctional attitudes scale's” (A. Beck, A. Weissman).
Ключевые слова: когнитивные искажения; дисфункциональные
отношения; Шкала дисфункциональных отношений; А. Бек; невротические расстройства; психогенные расстройства; невроз навязчивых состояний; астенический невроз; истерический невроз; астенический синдром; фобический синдром; депрессивный синдром; ипохондрический синдром.
Keywords: cognitive distortions; dysfunctional attitudes; Dysfunctional attitudes scale; A. Beck; neuroses; psychogenical disorders; obsessive-compulsive
neuroses; asthenic neurosis; hysterical neurosis;asthenic syndrome; phobical syndrome; depressive syndrome; hypochondriac syndrome.
Широкая распространенность невротических и психосоматических заболеваний, разнообразных эмоциональных нарушений вызывает необходимость дальнейшего исследования особенностей их возникновения, развития, а также методов и направлений психотерапевтического воздействия.
В соответствии с теорией когнитивных подходов и когнитивных моделей психотерапии в основе данных расстройств лежат неадаптивные ошибки восприятия реальности или когнитивные искажения (дисфункциональные отношения, по А. Беку, или иррациональные установки, по А. Эллису). Их несоответствие с действительностью, нереалистичность искажают восприятие и оценку себя, других людей и окружающего мира, тем самым искажая другие сферы психического и компоненты системы отношений личности (эмоциональный, поведенческий), приводя к возникновению невротических и психосоматических расстройств [4, 7].
Невроз, эмоциональное расстройство отражают несоответствующие или чрезмерные реакции на возникающие события жизни, сверхреагирование, при котором нереалистичные оценки берут верх над реалистичесными. При этом, чем сильнее расстройство, тем более выражены когнитивные искажения [4].
По А. Беку, больные неврозами отличаются сужением сознания, фиксацией внимания и искажениями реальности, а различия в формах невроза обусловлены содержанием измененного мышления. При депрессивных расстройствах характерны: отрицательное представление о себе, отрицательное истолкование происходящего в жизни и негативный взгляд на будущее; «тирания долженствования», перфекционизм к себе и результатам своей деятельности; чрезмерные требования к другим и склонность истолковывать свои ощущения в аспекте поражения, недостаточности, утраты чего-то важного для своего счастья или спокойствия со склонностью к сверхгенерализациии значения утраты [4, 6].
При тревожном неврозе характерно: постоянное предвосхищение
отрицательных событий в будущем, оценка катастрофичности этих событий, а также напряжение и индукция негативного эмоционального фона в связи с ожидаемыми событиями и социальные дисфункции [3, 4].
При обсессивно-компульсивных нарушениях характерно наличие противоречивых дисфункциональных отношений долженствования, сверхгенерализации, содержащих сомнение или предостережение.
При истерических расстройствах характерны дисфункциональные отношения сверхгенерализации, а также отношения выборочного абстрагирования, в которых отражены иррациональные убеждения физического расстройства человека [3, 4].
Человек сохраняет свои эмоциональные нарушения за счет внушения себе определенных идей. Дисфункциональные отношения поддаются постепенному изменению в процессе психотерапии, а также посредством активного и настойчивого наблюдения за своим мышлением и самоанализа. Таким путем достигается снижение уровня эмоционального дистресса и, соответственно, коррекция нарушений поведения.
Для идентификации искажений в когнитивной сфере созданы различные психодиагностические методы, хорошо зарекомендовавшие себя. Одним из таких методов является опросник “Dysfunctional attitude scale” (DAS) — «Шкала дисфункциональных отношений» (ШДО), созданный А. Беком и А. Вейсманом в 1978 году с целью исследования дисфункциональных отношений, выходящих за пределы ситуативного контекста, адаптированный на отечественной выборке М. Л. Захаровой [1, 2, 5].
Степень выраженности дисфункциональных отношений (ДО) определяется через общий суммарный балл по опроснику. Анализ ответа по каждому отдельному утверждению позволяет выявить выраженность отдельных ДО. Чем выше оценка отдельного пункта опросника и суммарная оценка теста, тем более искаженными диагностируются когнитивные характеристики.
Распределение дисфункциональных отношений по шкалам авторами опросника не предусматривалось, основной анализ производился по общему баллу и по степени выраженности отдельных дисфункциональных отношений.
Согласно полученным на отечественной выборке данным, средние границы нормы находятся в интервале от 103 до 138 баллов [1, 2]. Количество баллов 102 и менее считается показателем низкой степени выраженности дисфункциональных отношений, а количество баллов от 139 и более — высокой степени выраженности дисфункциональных отношений.
С целью исследования дисфункциональных отношений у больных неврозами и их динамики в процессе психотерапии были исследованы с помощью ШДО 107 больных неврозами, находящихся на стационарном лечении на отделении неврозов и психотерапии НИИПНИ им. В.М. Бехтерева.
Сравнительный анализ средних суммарных показателей ШДО у здоровых и у всех больных неврозами, проводившийся с помощью критерия Манна-Уитни, выявил достоверно более высокий показатель в группе больных неврозами (146,44±2,34 при показателе 120,74±1,24 у здоровых; р<0,001).
При проведении сравнительного анализа средних общих баллов по группам больных неврозами в зависимости от формы заболевания (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний) было выявлено, что средние общие баллы у больных с различными формами неврозов во всех группах также соответствуют высокому уровню выраженности дисфункциональных отношений (140,68+3,47, 151,46+4,57 и 149,65+5,44 соответственно) с незначительным преобладанием показателей в группе больных с истерической формой заболевания, однако, достоверности различий между группами не выявлены. Сравнение с группой здоровых выявило значительное (р<0,001) преобладание показателей во всех трех группах по сравнению со здоровыми испытуемыми, что может характеризовать невроз как определенное состояние, отличающееся высокой степенью выраженности когнитивных искажений независимо от формы заболевания.
Было проведено сравнительное исследование среднего общего балла выраженности ДО у больных неврозами в зависимости от ведущего синдрома. Для испытуемых всех групп была характерна высокая степень выраженности дисфункциональных отношений и значительно (р<0,001) более высокие показатели по сравнению с группой здоровых, однако достоверные различия между группами больных неврозами в зависимости от ведущего психопатологического синдрома также выявлены не были (депрессивный синдром — 142,89+4,23 балла; фобический — 143,72+4,58; астенический — 144,40+5,54; ипохондрический — 150,94+5,21).
Проведено исследование выраженности отдельных дисфункциональных отношений в группе больных неврозами по сравнению с контрольной группой.
Было выявлено, что большинство пунктов опросника (80,0 %) имеют достоверные различия между группами здоровых и больных неврозами с более высокими показателями в последней группе.
Наибольшую выраженность у больных неврозами имеют ДО, отражающие отношения катастрофичности (п. 28—«Если у Вас нет человека, который может стать для Вас опорой, то Вы неизбежно становитесь несчастным» (4,90+0,21 балла), п. 32 — «Нельзя быть счастливым, если другие не любят тебя» (4,72+0,21), п. 27 — «Ужасно, когда тебя порицают люди, важные для тебя» (4,49+0,21), п. 5 — «Подвергаться даже незначительному риску глупо, потому что в случае неудачи произойдет катастрофа» (3,98+0,20), перфекционизма (п. 25 — «Чтобы быть добрым, нравственным человеком, надо помогать каждому, кто нуждается в помощи» (5,48+0,16), п. 20 — «Если я не буду предъявлять к себе самые высокие требования, то я, вероятно, в конце концов, превращусь во второсортного человека» (4,44+0,19), сверхгенерализации (п. 31 — «Я не могу доверять другим людям, потому что они могут оказаться жестокими по отношению ко мне» (4,16+0,19), п. 29 — «Я не могу достичь важных для меня целей, не надрываясь» (4,80+0,17) и др.) и оценочные отношения (п. 38 — «Очень важно, что обо мне думают другие люди»
(4,91+0,18), п. 22 — «Люди, у которых есть хорошие идеи, более ценны, чем те, у кого их нет» (4,49+0,21).
Анализ наиболее выраженных когнитивных искажений выявил, что большинство из них отражают зависимость состояния человека от отношения к нему со стороны окружающих (пункты. 3, 4, 19, 25, 27, 28, 31, 32, 38, 39, 40 и др.), т. е. наличие данных ДО формирует неадекватное, привязанное к принятию и одобрению со стороны других людей и зависящее от них восприятие себя и всего происходящего. За счет такого восприятия происходит искажение и других компонентов системы отношений и влияние на многие психологические и социально-психологические характеристики личности (самооценка, уверенность в себе, тревожность, мнительность), эмоциональный фон, поведение.
Содержание дисфункциональных отношений у больных неврозами также были исследованы в зависимости от клинических характеристик больных (формы невроза, ведущего синдрома).
По результатам сравнительного анализа показателей по отдельным пунктам опросника ШДО у больных с различными формами невроза было выявлено, что наиболее выраженными по сравнению с показателями больных с другими формами невроза у больных неврастенией были ДО, отраженные в п. 9 («Если я не такой хороший, как другие люди, то это значит, что я менее ценный человек») и п. 17 («Можно получить удовольствие от работы, не принимая во внимание ее конечный результат» — обратная оценка) (при р<0,05).
У больных с истерической формой невроза были выявлены преобладающие показатели по п. 1 («Трудно быть счастливым, если ты не красив, не интеллигентен, не богат и не имеешь способностей»), по пунктам 27, 28, отражающим отношения катастрофичности, такие как «Ужасно, когда тебя порицают люди важные для тебя», «Если у Вас нет человека, который может быть для Вас опорой, то Вы неизбежно становитесь несчастным»; «Изолированность от других неизменно ведет к ощущению отсутствия счастья» (п.39); по п. 8, характеризующемуся оценочным отношением «Когда человек
просит о помощи, то это признак слабости» и отношению перфекционизма «Если я не буду предъявлять к себе самые высокие требования, то я, вероятно превращусь во второсортного человека» (п. 20) (при р<0,05).
У больных ННС более выраженными были отношения сверхгенерализации (с оттенком катастрофичности) («Если я частично не справляюсь с чем-то, то это также плохо, как потерпеть полную неудачу» (п. 14) (р<0,05), «Если человек не может что-то сделать правильно и в совершенстве, то вообще нет смысла начинать это дело» (п. 11) (р<0,05), «Если я задаю вопрос, то это признак моей несостоятельности» (п. 26) (р<0,05), отношения сверхгенерализации («Я не могу доверять другим людям, потому что они могут оказаться жестокими по отношению ко мне» (п. 31) (р<0,01), оценочные отношения («Если я хочу быть ценной личностью, то я должен, по крайней мере, в какой-то области стать выдающимся» (п. 21) (р<0,05).
Таким образом, для больных ш всеми формами невроза типично преобладание оценочных отношений. Для больных неврастенией характерна также иррациональная ориентация на конечный результат, для больных истерией — преобладание отношений катастрофичности и обязательной реализации своих потребностей, связанных с отношением к ним других людей, а также ДО перфекционизма (которые также могут распространяться и на других людей и перерастать в определенные требования к ним). Больные неврозом навязчивых состояний в большей степени демонстрируют когнитивные искажения сверхгенерализации и катастрофичности, отражающие отношение к неудачам и требования безупречности и успешности в работе.
Было проведено сравнительное исследование дисфункциональных отношений у больных неврозами в зависимости от ведущего синдрома.
Было выявлено, что для больных с депрессивным синдромом характерно преобладание показателей по п. 2 («Счастье — это нечто, связанное с отношением к самому себе, нежели с теми чувствами, которые другие люди испытывают к тебе»; оценивается наоборот) (р<0,05). Для больных с фобическим синдромом характерно преобладание показателей по пунктам 24
(«Мое собственное мнение о себе более важно, чем мнение других обо мне»; оценивается наоборот) и 31 («Я не могу доверять другим людям, потому что они могут оказаться жестокими по отношению ко мне») (р<0,05).
Больные с ипохондрическим синдромом демонстрируют более высокие показатели по пунктам, отражающим оценочные дисфункциональные отношения (п. 8 «Когда человек просит помощи, то это признак слабости», п. 9 «Если я не такой хороший, как другие люди, то это значит, что я менее ценный человек») (р<0,05), отношения сверхгенерализации («Я не могу доверять другим людям, потому что они могут оказаться жестокими по отношению ко мне» — п. 31) (р<0,05), эскапизма (п. 36 — «Если человек будет избегать проблем, то они, вероятно, исчезнут») (р<0,05) и отношение, отражающее зависимость состояния счастья от присутствия рядом других людей («Изолированность от других неизменно ведет к ощущению несчастливо сти»).
Список литературы:
1. Захарова М.Л. Исследование дисфункциональных отношений у больных неврозами и их динамики в процессе психотерапии. Дисс. ... к.пс.н. СПб, 2001. — 225 c.
2. Захарова М.Л. «Шкала дисфункциональных отношений» как метод
исследования когнитивных искажений// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XXIX международной заочной научно-практической конференциии. (26 июня 2013 г.)
Новосибиирск: Изд. «СибАК», 2013. — с. 55—65.
3. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Интеграция когнитивных и психодинамических подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. М, — 1996. — № 3. — с. 141—163.
4. Beck A.T. Cognitive therapy and emotional disorders. New York: Intern. Univ. press, 1976. — 356 p.
5. Beck A.T., Weissman A.N. Development and Validation of the Dysfunctional Attitude Scale. Vortrag bei der AERAss. Toronto, 1978. — 25 p.
6. Dohr K.B., Rush A.J., Bernstein I.H. Cognitive biases and depression // Journal of abnormal psychology — 1989. — v. 98. — p. 263—267.
7. Ellis A. Rational Emotive Therapy // Corsini PJ. Current psychotherapies (4 ed.). Itasca, Ill. Peacock, 1989. — p. 197—238.