ческое наблюдение показало, что первоначально приход подростка в отряд в большинстве случаев мотивирован интересом к проведению раскопочных работ и находкам. Второй этап -становление поисковика. По мере вхождения подростка в коллектив мотивация пребывания в отряде достаточно быстро меняется гуманистическую мотивацию «...сделать все зависящее, чтобы найти...». Как показывает практика деятельности поисковых групп, ни трудные погодные условия, ни тяжелая физическая работа не останавливают подростков.
Духовно-нравственный аспект. В современной социальной ситуации у подростков и старшеклассников исчезли авторитетные виды общественной деятельности, обеспечивающие их нравственное воспитание. Педагогически организованная совместная поисковая деятельность дает возможности для духовнонравственного развития подростков. Осмысление своей роли и назначения в жизни невозможно без прикосновения к истории.
Библиографический список
Национально-региональный аспект. Социальная ситуация обусловила низкий уровень национального самосознания. Восстановление славы русской армии и русского оружия, возрождение национально-этнической культуры, русского достоинства и самосознания, развитие русской соборности - на все это направлена совместная поисковая деятельность молодежи.
Культурно-исторический аспект. Совместная поисковая деятельность молодежи это не только возможность восстановления и потребление русской национальной культуры. Любой найденный артефакт поисковиков может и должен рассматриваться как частичка культуры и истории русского народа.
Феномен совместной поисковой деятельности, на наш взгляд, заключается в том, что она может рассматриваться не как одно из имеющихся направлений педагогической деятельности, а как ее конкретный вид, вписывающийся в современную проблемно-развивающую парадигму воспитания.
1. Садовников, С.И. Чтоб не распалась связь времён...: опознаны по боевым наградам. - М., 2009.
2. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из науч. наследия. - М., 1999.
3. Сарычев, С.В. Надежность малых групп в напряженных ситуациях совместной деятельности как социально-психологическое явление // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 3. - Т. 12. - Сер. психологические науки: «Акмеология образования».
4. Леонтьев, Д.А. Три грани смысла. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. - М., 2009.
Bibliography
1. Sadovnikov, S.I. Chtob ne raspalasj svyazj vremyon...: opoznanih po boevihm nagradam. - M., 2009.
2. Leontjev, A.N. Filosofiya psikhologii: iz nauch. naslediya. - M., 1999.
3. Sarihchev, S.V. Nadezhnostj malihkh grupp v napryazhennihkh situaciyakh sovmestnoyj deyateljnosti kak socialjno-psikhologicheskoe yavlenie // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2010. - № 3. - T. 12. - Ser. psikhologicheskie nauki: «Akmeologiya obrazovaniya».
4. Leontjev, D.A. Tri grani smihsla. Tradicii i perspektivih deyateljnostnogo podkhoda v psikhologii. Shkola A.N. Leontjeva. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 27.05.13
УДК 371
Kocherova L.A. PROBLEM-TASK APPROACH IN THE SYSTEM OF INITIAL TRAINING OF EMPLOYEES OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS. In the article, the author reveals the problem of induction training of staff of internal affairs bodies with the position of the problem approach.
Key words: task, problem, system of educational tasks, initial preparation of staff of law-enforcement bodies.
Л.А. Кочерова, специалист Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМНО-ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье автор раскрывает проблему начальной подготовки сотрудников органов внутренних дел с позиции проблемно-задачного подхода.
Ключевые слова: задача, проблема, система учебных задач, начальная подготовка сотрудников органов внутренних дел.
Понятие «задача» в словарной и научной литературе не имеет однозначного толкования. Так, в Словаре С.И. Ожегова [1, с. 165] данное понятие представлено двумя значениями: 1) то, что требует исполнения, разрешения; 2) упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.п.
По мнению А.В. Брушлинского, понятие задачи тесно связано с понятием «проблема». Так, автор пишет: «Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное, тревожащее и т.д.» [2, с. 206].
Из приведенного высказывания видно, что взаимосвязь понятий «проблема» и «задача» очевидна и обнаруживается она через процесс мышления, который начинается с анализа проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формулируется задача (проблема) в собственном смысле слова.
В последнее время на основе психологических исследований проблемных ситуаций и решения задач используется так называемый проблемно-задачный подход в обучении. Этот подход направлен на то, чтобы поставить обучающегося в положе-
ние исследователя некоторых проблем. Решение профессиональных задач мы рассматриваем в качестве одного из продуктивных подходов в системе начальной подготовки сотрудников органов внутренних дел. При этом мы исходим из следующего посыла: когда обучающийся решает задачу, он тем самым хотя бы в минимальной степени прогнозирует искомое будущее.
Как нам представляется, решение задач в процессе образовательной практики можно и нужно планировать. План - это всегда иерархически построенный порядок. В плане основная роль отводится не столько самим действиям или операциям, сколько их последовательности. План организации образовательного процесса на основе проблемно-задачного подхода всегда предполагает планирование мыследеятельности обучающихся.
Все задачи, включаемые в процесс начальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, мы группируем по разным признакам. В одном случае профессиональные задачи сотрудника органов внутренних дел отличаются своей направленностью: 1) стратегические задачи - своеобразные «сверхзадачи», которые задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют
исходные цели и конечные результаты деятельности; 2) тактические задачи - приурочены к определенному этапу решения стратегических задач; 3) оперативные задачи - текущие, ближайшие, встающие перед субъектом профессиональной деятельности в каждый отдельно взятый момент практической деятельности. Исходя из разнообразия профессиональных ситуаций в деятельности сотрудника органов внутренних дел, задачи можно разделять по следующим основаниям: по значимости -ситуации позитивные, нейтральные и негативные (конфликтные); по времени - ситуации устойчивые (длительные) как позитивного, так и негативного порядка, средней продолжительности и скоротечные; по сложности - ситуации предсказуемые и непредсказуемые.
В процесс начальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, могут включаться практические (прикладные) задачи, различающиеся: по характеру объектов, рассматриваемых в содержании задачи; по уровню сложности принимаемых решений.
Наконец, по сходству методов решения, используемые в практике профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, задачи можно подразделять на стандартные и нестандартные. В решении стандартных задач обучающийся действует по общим правилам и методам. Такие задачи предназначены для отработки навыков выполнения каких-либо действий и являются тренировочными упражнениями. Нестандартные задачи не имеют общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Следовательно, возникает необходимость поиска решения, что требует творческой работы мышления. Однако следует заметить, что понятие «нестандартная задача» носит скорее относительный характер. Дело в том, что одна и та же задача может быть стандартной и нестандартной в зависимости от того, знаком ли обучающийся со способами решения задач.
Наш опыт показывает, что для создания системы учебных задач целесообразно руководствоваться критериями - уровень, сложность и трудность. Уровень задачи определяется тактической, локальной, диагностируемой целью, планируемыми результатами, к которым приводит решение задачи. Сложность задачи является ее формальной характеристикой и зависит от структуры процесса ее решения. В этой связи различают задачи простые и составные. Трудность задачи - весьма субъективная характеристика. Как свидетельствует опыт, применительно к профессиональным задачам имеет смысл говорить о трудности задачи не для конкретного индивида, а для определенной группы индивидов.
Согласно данным психологов (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.), для процесса решения любых задач характерны три типа мыслительных действий, которые вполне могут быть экстраполированы на начальную профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрим их более подробно.
1. Ориентировочные действия. Решение всякой задачи начинается с анализа условий, осуществляемого с точки зрения требований задачи. В процессе ориентировочных действий субъект, решающий задачу, должен получить как можно больше информации о том, как соотносятся между собой условия и требования задачи, чтобы на этой основе выдвинуть идею решения (гипотезу), составить первоначальный план.
2. Исполнительные действия. На основе гипотезы или предварительного плана обучающийся, решающий задачу, преобразует ее условия, приближаясь к цели.
3. Контрольные действия. Результаты, полученные в процессе построения решения, сопоставляются с исходными целями. Если выявляется несоответствие между проектируемым и реально достигнутым результатом, первоначальные планы корректируются и переделываются и решение начинается заново.
В процессе решения задач, связанных с профессиональной деятельностью сотрудника органов внутренних дел, нередко бывает сложно выделить отдельные типы мыслительных действий, т.к. они внутренне связаны между собой и как бы переплетены. Результаты, получаемые на каждом промежуточном этапе, обязательно сопоставляются с исходными требованиями задачи. Контролируются и исполнительные, и ориентировочные действия, и само построение гипотез. Другое дело - особенность контроля в начале, в середине или в конце решения задачи. То же самое следует сказать и об ориентировке в условиях задачи. Каждому сотруднику органов внутренних дел хорошо известно, что ориентировка должна быть наиболее выражена в самом начале, когда субъект только приступает к решению задачи. Таким образом, все мыслительные действия можно рассматривать как в качестве отдельных этапов решения задачи, так и в их единстве.
Исследователи, рассматривающие мыслительную деятельность как процесс решения задач, обращают внимание на индивидуальные особенности, связанные с характером принятия решения. Они проявляются как «гибкость-инертность» мыслительных действий и как «импульсивность-осторожность» в выдвижении гипотез.
Наши наблюдения за решением задач сотрудниками органов внутренних дел в процессе начальной профессиональной подготовки в контексте «импульсивности-осторожности» позволили выделить несколько различных групп:
Первая группа - слушатели, импульсивно принимающие решение. Ориентировочные действия у них крайне свернуты. После одной-двух проб они принимают гипотезу и делают скоропалительные выводы. Лишь после неудач начинают корректировать первоначальную гипотезу.
Вторая группа - слушатели, принимающие решения с риском, но при этом условия задачи анализируют полно. Если избранный путь решения задачи заводит в тупик, они от него отказываются, переходя к другому варианту.
Третья группа - слушатели, для которых характерен уравновешенный тип принятия решения. В их мыследеятельности ориентировочная и контрольная фазы решений представлены одинаково хорошо. Гипотеза строится путем тщательного логического анализа и взвешивания возможностей. При получении необходимой информации сразу же формулируются выводы.
Четвертая группа - слушатели, осторожно выдвигающие гипотезы и также осторожно принимающие решения. Ориентировочные действия у них преобладают над исполнительными.
Пятая группа - слушатели с крайне замедленным темпом принятия решений. Ориентировочная фаза принятия решения у них чрезвычайно развернута. Делая множество сопоставлений между разными условиями задачи, они не могут выбрать какой-то один план решения.
Экспериментальное исследование вопроса показывает, что на характере принятий решений в процессе решения задач сказываются возрастные и образовательные факторы, а также нейроди-намические свойства личности и особенности нервной системы. Сказанное всецело относится и к мыслительной деятельности взрослых обучающихся. Поэтому учет импульсивности и критичности мысли должен сохраняться на любом уровне обучения.
Библиографический список
1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1988.
2. Брушлинский, А.В. Психология мышления и кибернетика. - М., 1970.
Bibliography
1. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka / pod red. N.Yu. Shvedovoyj. - M.,
2. Brushlinskiyj, A.V. Psikhologiya mihshleniya i kibernetika. - M., 1970.
1988.
Статья поступила в редакцию 17.05.13