Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности совместной деятельности поисковых групп молодежи'

Психолого-педагогические особенности совместной деятельности поисковых групп молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГУМАНИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / JOINT ACTIVITY / HUMANITY / PATRIOTISM / MILITARY PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдукова И. Е.

В статье конкретизированы психолого-педагогические особенности совместной поисковой деятельности молодёжи, раскрыты этапы формирования мотивации участия в поисковой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PS IKHOLOGO-PEDAGOGICH ES KY FEATURES OF JOINT ACTIVITY OF SEARCH GROUPS OF YOUTH

. In article psikhologo-pedagogical features of joint search activity of youth are concretized, stages of formation of motivation of participation in search activity are opened.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности совместной деятельности поисковых групп молодежи»

В заключение нужно отметить, что причиной возможного отклонения в технике ударных движений, наряду с ошибками обучения, может быть недостаточный уровень общей и специальной физической подготовленности боксера. Отставание в

Библиографический список

развитии отдельных мышечных групп может привести к несовершенству двигательной структуры, к невозможности полноценного использования силового потенциала в целостном ударном движении.

1. Дегтярев, И.П. Бокс: учеб. пособие для институтов физической культуры. - М., 1979.

2. Филимонов, В.И. Бокс, кик-боксинг, рукопашный бой / В.И. Филимонов, РА. Пигмедзянова. - М., 1999.

3. Топышев, О.П. Биомеханический анализ структуры прямого удара / О.П. Топышев, Г.О. Джероян // Бокс: ежегодник. - М., 1978.

4. Хусяйнов, З.М. Формирование ударных движений с учетом скоростно-силовых особенностей боксеров-юношей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983.

5. Поляков, В.Г. Методика обучения основным ударам в боксе на базе применения специальных тренажерных устройств: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987.

6. Бутенко, Б.И Специальная физическая подготовка боксера. Вопросы современного бокса. - Волгоград, 1968.

7. Филимонов, В.И. Педагогическая система физической подготовки боксеров: автореф. дис. .канд. пед. наук. - М., 2003.

8. Чхаидзе, Л.В. Биомеханика баллистических движений человека // Материалы 1-й Всероссийской конф. по биомеханике спорта. -М., 1974.

9. Бернштейн, Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

10. Бунин, А.Я. Оценка эффективности воздействия удара на цель // Бокс 1999. Альманах. - М., 1999.

Bibliography

1. Degtyarev, I.P. Boks: ucheb. posobie dlya institutov fizicheskoyj kuljturih. - M., 1979.

2. Filimonov, V.I. Boks, kik-boksing, rukopashnihyj boyj / V.I. Filimonov, R.A. Pigmedzyanova. - M., 1999.

3. Topihshev, O.P. Biomekhanicheskiyj analiz strukturih pryamogo udara / O.P. Topihshev, G.O. Dzheroyan // Boks: ezhegodnik. - M., 1978.

4. Khusyayjnov, Z.M. Formirovanie udarnihkh dvizheniyj s uchetom skorostno-silovihkh osobennosteyj bokserov-yunosheyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1983.

5. Polyakov, V.G. Metodika obucheniya osnovnihm udaram v bokse na baze primeneniya specialjnihkh trenazhernihkh ustroyjstv: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1987.

6. Butenko, B.I Specialjnaya fizicheskaya podgotovka boksera. Voprosih sovremennogo boksa. - Volgograd, 1968.

7. Filimonov, V.I. Pedagogicheskaya sistema fizicheskoyj podgotovki bokserov: avtoref. dis. .kand. ped. nauk. - M., 2003.

8. Chkhaidze, L.V. Biomekhanika ballisticheskikh dvizheniyj cheloveka // Materialih 1 -yj Vserossiyjskoyj konf. po biomekhanike sporta. -

M., 1974.

9. Bernshteyjn, N.A. Ocherki o fiziologii dvizheniyj i fiziologii aktivnosti. - M., 1966.

10. Bunin, A.Ya. Ocenka ehffektivnosti vozdeyjstviya udara na celj // Boks 1999. Aljmanakh. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 27.05.13

УДК 37.018.1 Gaydukova I.Е. PSIKHOLOGO-PEDAGOGICHESKY FEATURES OF JOINT ACTIVITY OF SEARCH GROUPS OF YOUTH. In article psikhologo-pedagogical features of joint search activity of youth are concretized, stages of formation of motivation of participation in search activity are opened.

Key words: joint activity, humanity, patriotism, military patriotic education.

И.Е. Гайдукова, директор муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1, г. Королёв, Е-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЦЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВЫХ ГРУПП МОЛОДЕЖИ

В статье конкретизированы психолого-педагогические особенности совместной поисковой деятельности молодёжи, раскрыты этапы формирования мотивации участия в поисковой деятельности.

Ключевые слова: совместная деятельность, гуманизм, патриотизм, военно-патриотическое воспитание.

В наши дни в образовательной среде растет интерес к осмыслению и организации совместной поисковой деятельности молодежи. Общественная деятельность поисковых групп сложилась непосредственно после Великой Отечественной войны и продолжает осуществляться сегодня. Несмотря на длительную историю поискового движения, изучение его деятельности как психолого-педагогического феномена все еще в стадии становления. В работах С.И. Садовникова характеризуются истоки поискового движения, которые сформировались организационно и структурно в конце 1980-х годов. Автор определяет поисковое движение, как общественное движение граждан России, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению непогребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековеченью их имен [1].

Содержание совместной деятельности поисковых групп характеризуется полинаправленностью и включает следующие компоненты.

1. Архивную работу, проводимую с целью установления имен и необходимых сведений о погибшем, а также необходи-

мых исторических материалов конкретных событий Великой Отечественной войны. Реализуется посредством организации переписки и посещения архивных учреждений различных уровней

- областного, регионального, включая Подольский Центральный архив Минобороны РФ. Для участия в совместной деятельности старшеклассникам необходимо овладеть знаниями, умениями и навыками архивного дела.

2. Разведывательную работу, проводимую на основе имеющихся исторических сведений в конкретных населенных пунктах с целью поиска очевидцев военных событий. Посредством общения с очевидцами уточняются хронологические аспекты событий и проводится поиск возможных неучтенных мест захоронений погибших воинов в данной местности с проведением их предварительного обследования. Для проведения данного направления совместной деятельности подростки должны владеть знаниями, умениями и навыками истории, военной топографии, военной тактики, ориентированию на местности, мер безопасности и правил оказания первой неотложной помощи. Кроме того, успешность совместной деятельности обусловлена коммуникативными навыками поисковиков, так как взаимодей-

ствие и общение предполагает различный социальный уровень, этническое разнообразие очевидцев.

3. Эксгумационную работу, проводимую непосредственно в конкретных местах предположительного захоронения с целью извлечения останков погибшего. Совместная деятельность поисковой группы предполагает наличие знаний, умений и навыков проведения, раскопочных и эксгумационных работ, правил транспортировки и последующего хранения найденных останков погибшего, мер безопасности при проведении эксгумацион-ных работ.

4. Церемония перезахоронения найденных останков погибших воинов на воинский мемориал является завершающим этапом совместной деятельности поисковой группы. Она носит торжественный характер с присутствием большого количества людей, осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов.

5. Совместную учебную деятельность с целью приобретения знаний, умений и навыков проведения поисковых работ, самообеспечения в условиях полевого лагеря.

Положение А.Н. Леонтьева о том, что «...изменяя среду, человек изменяет себя...» очень точно, на наш взгляд, выражает содержание социально-психологического механизма совместной поисковой деятельности подростков и старшеклассников: устраняя возникшую социальную несправедливость (относительно судьбы солдат, погибших за Родину), подросток изменяет себя. Факт существенных позитивных изменений в личности констатируется большинством организаторов поисковой деятельности молодежных групп [2, с. 141].

Условия осуществления совместной деятельности поисковых групп обусловлены жизнью группы в полевом лагере. Организация жизнедеятельности лагеря и его охранения, организация питания осуществляется непосредственно группой и требует практической подготовки к жизни в полевых условиях. Для обеспечения жизнедеятельности поисковой группы необходимы знания, умения и навыки полного самообслуживания в экспедиции. Основными элементами такого самообслуживания является: подготовка полевого снаряжения, имущества и рабочего инструмента; марш к месту расположения; обустройство базового лагеря; жизнеобеспечение лагеря (питание, санитарно-гигиенические нормы) и его охранение; сворачивание лагеря и укладку имущества; марш к месту постоянной дислокации. Условия совместной деятельности при этом включают: физические и психологические нагрузки; возможное столкновение с взрывоопасным предметом; необходимость самообслуживания и самообеспечения в полевых условиях; необходимость продолжения деятельности при возможном воздействии неблагоприятных погодных условий; проведение совместной работы в напряженных и экстремальных условиях; высокий уровень взаимозависимых задач; необходимость обеспечения высокого уровня дисциплины.

Совместная деятельность поисковых групп характеризуется переживанием напряженных ситуаций, обусловленных содержанием работы. Психологическое содержание напряженной ситуации раскрыто С.В. Сарычевым, по данным которого, по отношению к группе напряженные и экстремальные ситуации содержат элементы организационной неопределенности, новизны, внезапности, т.е. «все те ситуации, которые с необходимостью требуют изменения организации совместной деятельности, приведения взаимодействия членов группы в соответствие с требованиями ситуации [3].

Указанные особенности совместной поисковой деятельности предъявляют к поисковику определенные требования, что приводит к необходимости отбора подростков и старшеклассников не только по возрастному критерию (старше 14 лет, согласно положению по поисковой деятельности), но и по психологическому критерию. В первую очередь обращается внимание на следующие качества: состояние физического здоровья, морально-психологическая устойчивость, ответственность, дисциплинированность, выносливость, способность к жизнедеятельности в полевых условиях. Дефицит знаний, умений и навыков у поисковиков делает проведение полевой экспедиции затруднительным или же полностью невозможным. Это обусловливает необходимость введения «дополевого» учебного периода с целью приобретения указанных знаний, умений и навыков. Таким образом, совместная деятельность поисковой группы предлагает разнообразный веер видов деятельности, широкий спектр социальных позиций и социальных ролей, выполняемых каждым субъектом деятельности: поисковика, дежурного по кухне, де-

журного по лагерю, дневального, командира группы, командира отделения, командира отряда, санинструктора, кострового и т.д.

Возможно рассмотрение совместной деятельности поисковой группы с позиций культурно-исторического подхода. В процессе проведения раскопочных работ поисковики сталкиваются, в том числе, и с артефактами, которые, на наш взгляд, являются не просто экспонатами, а, прежде всего, культурно-историческими находками. Это способствует восстановление «белых пятен», забытых или утерянных страниц истории Отечества, что является освоением культурных ценностей. Включение старшеклассника в самые различные пласты культуры прошлого нашей Родины - бытовые, военные, профессиональные и т.д. -дает возможность духовно-исторического осмысления национальной культуры русского народа. Производной совместной поисковой деятельности является формирование отношения, проявляющееся в принципах и поведении поисковика. Формирование такого отношения, по нашему мнению, носит поэтапный характер и включает следующие психологические составляющие:

- формирование положительного отношения к акту помощи, как к действию, предвосхищающему положительные эмоции, усиленному позитивными групповыми отношениями;

- формирование личностного смысла и смысловой установки на основе положительного отношения к акту помощи (самоутверждение положительными поступками и потенциальной готовностью к ним);

- становление мотива совместной общественно полезной деятельности, как средства самоутверждения;

- формирование смысловой диспозиции - ментального образования, устойчивой смысловой структуры, обладающей надситуативными свойствами;

- формирование гуманистического отношения, как черты личности;

- осознание собственной жизненной позиции среди иных жизненных позиций других людей (формирование смыслового конструкта) [4].

Организация совместной поисковой деятельности опирается на основные правила и требования военной археологии. Методы и приемы поисковой работы определяются ее целевой направленностью и основываются на знаниях и опыте каждого ее участника. Анализ методической литературы, изданной поисковыми объединениями, показал, что в настоящее время используются различные формы подготовки поисковиков. Существует достаточное количество методических разработок проведения «дополевой подготовки» поисковых отрядов. По мнению О.В. Лишина, трудности экспедиционной жизни легче переносятся там, где складываются коллективистские отношения ответственной зависимости в деловых вопросах, заботы и взаимовыручки в личных отношениях, открытое и доброжелательное общение не только внутри группы, но и с местными жителями. Это заставляет членов поисковых групп посмотреть на себя со стороны, ощутить самоуважение. Обычно этому способствует мнение окружающих, что ребята делают святое дело, и, как ни странно, естественное для военных поисковиков соприкосновение со следами смерти. В обычных условиях наша молодежь отгорожена от всего, что связано с концом жизни. Мы интуитивно, насколько возможно, оберегаем наших детей даже от мысли о смерти. Тем трагичнее оказывается для них столкновение со смертью в реальной жизни. Одним из важных свойств гуманистической личности является способность к сопереживанию, которую, по мнению О.В. Лишина, можно целенаправленно развивать в поисковых экспедициях. В практике совместной поисковой деятельности старшеклассников нет ничего важнее восприятия человека человеком через время и пространство. Восстановление образа погибшего - это то, что сопровождает процесс раскопочных работ. Это побуждает подростков относиться с особой внимательностью к каждой мельчайшей детали, найденной в раскопе, потому, что это прямые свидетельства о погибшем, которые способствуют восстановлению образа, а нередко и его имени.

Анализируя имеющиеся методические материалы по организации совместной деятельности поисковой группы, основываясь на многолетнем психолого-педагогическом наблюдении автора работы, можно выделить несколько этапов формирования мотивации участия, различающихся по психолого-педагоги-ческому содержанию. Первый этап - формирование интереса к поисковой деятельности. Лонгитюдное психолого-педагоги-

ческое наблюдение показало, что первоначально приход подростка в отряд в большинстве случаев мотивирован интересом к проведению раскопочных работ и находкам. Второй этап -становление поисковика. По мере вхождения подростка в коллектив мотивация пребывания в отряде достаточно быстро меняется гуманистическую мотивацию «...сделать все зависящее, чтобы найти...». Как показывает практика деятельности поисковых групп, ни трудные погодные условия, ни тяжелая физическая работа не останавливают подростков.

Духовно-нравственный аспект. В современной социальной ситуации у подростков и старшеклассников исчезли авторитетные виды общественной деятельности, обеспечивающие их нравственное воспитание. Педагогически организованная совместная поисковая деятельность дает возможности для духовнонравственного развития подростков. Осмысление своей роли и назначения в жизни невозможно без прикосновения к истории.

Библиографический список

Национально-региональный аспект. Социальная ситуация обусловила низкий уровень национального самосознания. Восстановление славы русской армии и русского оружия, возрождение национально-этнической культуры, русского достоинства и самосознания, развитие русской соборности - на все это направлена совместная поисковая деятельность молодежи.

Культурно-исторический аспект. Совместная поисковая деятельность молодежи это не только возможность восстановления и потребление русской национальной культуры. Любой найденный артефакт поисковиков может и должен рассматриваться как частичка культуры и истории русского народа.

Феномен совместной поисковой деятельности, на наш взгляд, заключается в том, что она может рассматриваться не как одно из имеющихся направлений педагогической деятельности, а как ее конкретный вид, вписывающийся в современную проблемно-развивающую парадигму воспитания.

1. Садовников, С.И. Чтоб не распалась связь времён...: опознаны по боевым наградам. - М., 2009.

2. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из науч. наследия. - М., 1999.

3. Сарычев, С.В. Надежность малых групп в напряженных ситуациях совместной деятельности как социально-психологическое явление // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 3. - Т. 12. - Сер. психологические науки: «Акмеология образования».

4. Леонтьев, Д.А. Три грани смысла. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. - М., 2009.

Bibliography

1. Sadovnikov, S.I. Chtob ne raspalasj svyazj vremyon...: opoznanih po boevihm nagradam. - M., 2009.

2. Leontjev, A.N. Filosofiya psikhologii: iz nauch. naslediya. - M., 1999.

3. Sarihchev, S.V. Nadezhnostj malihkh grupp v napryazhennihkh situaciyakh sovmestnoyj deyateljnosti kak socialjno-psikhologicheskoe yavlenie // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2010. - № 3. - T. 12. - Ser. psikhologicheskie nauki: «Akmeologiya obrazovaniya».

4. Leontjev, D.A. Tri grani smihsla. Tradicii i perspektivih deyateljnostnogo podkhoda v psikhologii. Shkola A.N. Leontjeva. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 27.05.13

УДК 371 Kocherova L.A. PROBLEM-TASK APPROACH IN THE SYSTEM OF INITIAL TRAINING OF EMPLOYEES OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS. In the article, the author reveals the problem of induction training of staff of internal affairs bodies with the position of the problem approach.

Key words: task, problem, system of educational tasks, initial preparation of staff of law-enforcement bodies.

Л.А. Кочерова, специалист Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМНО-ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье автор раскрывает проблему начальной подготовки сотрудников органов внутренних дел с позиции проблемно-задачного подхода.

Ключевые слова: задача, проблема, система учебных задач, начальная подготовка сотрудников органов внутренних дел.

Понятие «задача» в словарной и научной литературе не имеет однозначного толкования. Так, в Словаре С.И. Ожегова [1, с. 165] данное понятие представлено двумя значениями: 1) то, что требует исполнения, разрешения; 2) упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.п.

По мнению А.В. Брушлинского, понятие задачи тесно связано с понятием «проблема». Так, автор пишет: «Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное, тревожащее и т.д.» [2, с. 206].

Из приведенного высказывания видно, что взаимосвязь понятий «проблема» и «задача» очевидна и обнаруживается она через процесс мышления, который начинается с анализа проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формулируется задача (проблема) в собственном смысле слова.

В последнее время на основе психологических исследований проблемных ситуаций и решения задач используется так называемый проблемно-задачный подход в обучении. Этот подход направлен на то, чтобы поставить обучающегося в положе-

ние исследователя некоторых проблем. Решение профессиональных задач мы рассматриваем в качестве одного из продуктивных подходов в системе начальной подготовки сотрудников органов внутренних дел. При этом мы исходим из следующего посыла: когда обучающийся решает задачу, он тем самым хотя бы в минимальной степени прогнозирует искомое будущее.

Как нам представляется, решение задач в процессе образовательной практики можно и нужно планировать. План - это всегда иерархически построенный порядок. В плане основная роль отводится не столько самим действиям или операциям, сколько их последовательности. План организации образовательного процесса на основе проблемно-задачного подхода всегда предполагает планирование мыследеятельности обучающихся.

Все задачи, включаемые в процесс начальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, мы группируем по разным признакам. В одном случае профессиональные задачи сотрудника органов внутренних дел отличаются своей направленностью: 1) стратегические задачи - своеобразные «сверхзадачи», которые задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.