4. Устиловская А.А. Метапредмет «Задача». Москва: Пушкинский институт, 2011.
5. Демьянков Е.Н. Решение учебных познавательных задач по биологии. Биология в школе. 2009; № 3: 30 - 31.
6. Научная фантастика. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Всероссийский турнир юных биологов. Available at: https://bioturnir.ru/tub
References
1. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke. Moskva: Prosveschenie, 2011.
2. Halpern D. Psihologiya kriticheskogo myshleniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
3. Andreeva N.D. Zadachnyj podhod k formirovaniyu soderzhaniya kak sposob razvitiya universal'nyh uchebnyh dejstvij pri obuchenii biologii v shkole. Sbornik materialov foruma s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennogo 25-letnemu yubileyu kafedry metodiki prepodavaniya biologii, himii i geografii Instituta estestvennyh nauk SVFU im. M.K. Ammosova, 21-26 marta, Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016: 62 - 64.
4. Ustilovskaya A.A. Metapredmet «Zadacha». Moskva: Pushkinskij institut, 2011.
5. Dem'yankov E.N. Reshenie uchebnyh poznavatel'nyh zadach po biologii. Biologiya vshkole. 2009; № 3: 30 - 31.
6. Nauchnaya fantastika. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Vserossijskij turnir yunyh biologov. Available at: https://bioturnir.ru/tub
Статья поступила в редакцию 31.05.17
УДК 378
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Moscow
Institute of Public Administration and Law (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL APPROACHES OF TRAINING OF EMPLOYEES OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS BASED ON THE TECHNOLOGY TASK APPROACH. The decision of professional tasks is considered as one of the productive approaches in the system of professional training of employees of bodies of internal affairs. The key to this technology is a category of learning tasks. The author concludes that the feature of the task approach in the vocational training of employees of bodies of internal affairs is that they are associated with a variety of situations and are solved together by all subjects of educational process. In addition, this technology can be successfully used in combination with other technologies as an instrumental means of achieving educational goals.
Key words: task approach, employees of bodies of internal affairs, technology task approach.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики, Московский институт государственного
управления и права, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА
Решение профессиональных задач рассматривается в качестве одного из продуктивных подходов в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Ключевым в данной технологии является категория учебной задачи. Автор делает вывод о том, что особенность задачного подхода в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел состоит в том, что они связаны с многообразием ситуаций и решаются совместно всеми субъектами образовательного процесса. Кроме того, данная технология может успешно использоваться в сочетании с другими технологиями как инструментальное средство достижения образовательных целей.
Ключевые слова: задачный подход, сотрудники органов внутренних дел, технологии задачного подхода.
В современной дидактике ещё с начала 90-ых годов XX в. утвердилось мнение о том, что существенным показателем развития способностей и творческого потенциала специалиста любой сферы выступают реализованные ею способы решения задачи. И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др., трактуют дидактическую задачу как основную единицу педагогического процесса [1]. Представляя собой неотъемлемый элемент образовательного процесса, «задача обладает всеми его существенными признаками, подчиняется его закономерностям, реализует ведущие принципы» [1, с. 165].
Ключевым в данной технологии является категория учебной задачи. Среди учёных нет единой трактовки данного понятия. Но, в целом можно отметить, что «задачный» подход основной акцент делает на разрешение в ходе обучения различных учебных задач, ситуаций вопросов, и т. д. Единица такого обучения - интеллектуальное умение (или даже навык), позволяющее разрешать учебные задачи, давать ответы на вопросы [2; 3].
Решение профессиональных задач мы рассматриваем в качестве одного из продуктивных подходов в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. При этом мы исходим из следующего посыла: когда обучающийся решает задачу, он тем самым хотя бы в минимальной степени прогнозирует искомое будущее.
Решение задач в процессе образовательной практики можно и нужно планировать. План - это всегда иерархически построенный порядок. В плане основная роль отводится не столько самим действиям или операциям, сколько их последовательности. План организации образовательного процесса на основе задачного подхода всегда предполагает планирование мыследеятель-ности обучающихся. Роль преподавателя при этом состоит в том, чтобы расположить мыслительные операции в нужной последовательности [4, с. 30].
Все задачи, включаемые в процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, мы группируем по
Таблица 1
Система профессиональных задач профессиональные задачи сотрудника органов внутренних дел
№ Вид задачи Содержание
1. стратегические задачи - «сверхзадачи», которые задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты деятельности;
2. тактические задачи приурочены к определенному этапу решения стратегических задач
3. оперативные задачи текущие, ближайшие, встающие перед субъектом профессиональной деятельности в каждый отдельно взятый момент практической деятельности
разным признакам. В одном случае профессиональные задачи сотрудника органов внутренних дел отличаются своей направленностью (табл. 1):
Исходя из разнообразия профессиональных ситуаций в деятельности сотрудника органов внутренних дел, задачи можно разделять по следующим основаниям (табл. 2):
В процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, могут включаться практические (прикладные) задачи, различающиеся:
- по характеру объектов, рассматриваемых в содержании задачи;
- по уровню сложности принимаемых решений.
Наконец, по сходству методов решения, используемые в
практике профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, задачи можно подразделять на стандартные и нестандартные. В решении стандартных задач обучающийся действует по общим правилам и методам, которые ему известны. Такие задачи предназначены для отработки навыков выполнения каких-либо действий и являются тренировочными упражнениями. Нестандартные задачи не имеют общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Следовательно, возникает необходимость поиска решения, что требует творческой работы мышления. Однако следует заметить, что понятие «нестандартная задача» носит скорее относительный характер. Дело в том, что одна и та же задача может быть стандартной и нестандартной в зависимости от того, знаком ли обучающийся со способами решения задач такого типа.
По данным психологов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р Лурия, Л.С. Цветкова и др.), для процесса решения любых задач характерны три основных типа мыслительных действий, которые могут быть экстраполированы на профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрим их более подробно.
1. Ориентировочные действия. Решение всякой задачи начинается с анализа условий, осуществляемого с точки зрения требований задачи. В процессе ориентировочных действий
Библиографический список
субъект, решающий задачу, должен получить как можно больше информации о том, как соотносятся между собой условия и требования задачи, чтобы на этой основе выдвинуть идею решения (гипотезу), составить первоначальный план. Центральным моментом мыслительного поиска при решении задач является гипотеза, которая может выступать в форме предположитель-
ного вывода, в виде представления о результатах будущих действий.
2. Исполнительные действия. На основе гипотезы или предварительного плана обучающийся, решающий задачу, преобразует ее условия, приближаясь к цели.
3. Контрольные действия. Результаты, полученные в процессе построения решения, сопоставляются с исходными целями. Если выявляется несоответствие между проектируемым и реально достигнутым результатом, первоначальные планы корректируются и переделываются и решение начинается заново.
В процессе решения задач, связанных с профессиональной деятельностью сотрудника органов внутренних дел, нередко бывает сложно выделить отдельные типы мыслительных действий, т.к. они внутренне связаны между собой и как бы переплетены.
Каждому сотруднику органов внутренних дел хорошо известно, что ориентировка должна быть наиболее выражена в самом начале, когда субъект только приступает к решению задачи [5; 6]. Между тем ориентировочные действия не прекращаются и не исчезают после составления некоторого плана решения. Особенно это заметно в тех случаях, когда по ходу решения возникают затруднения и необходимо получить новую или дополнительную информацию.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что особенность за-дачного подхода в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел состоит в том, что они связаны с многообразием ситуаций и решаются совместно всеми субъектами образовательного процесса. Кроме того, данная технология может успешно использоваться в сочетании с другими технологиями как инструментальное средство достижения образовательных целей.
Таблица 2
Подходы к классификации учебных ситуаций
№ Подход Содержание
1. по сложности ситуации предсказуемые и непредсказуемые;
2. по значимости ситуации позитивные, нейтральные и негативные (конфликтные);
3. по времени ситуации устойчивые (длительные) как позитивного, так и негативного порядка, средней продолжительности и скоротечные.
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. Москва, 2002.
2. Картавых М.А., Веряскина М.А., Рубан Е.М. Технология задачного подхода - базовый инструментарий профессионального образования учителя безопасности жизнедеятельности. Современные проблемы науки и образования. 2015; 6.
3. Сущность задачного подхода в обучении. Available at: http://didaktor.ru/sushhnost-zadachnogo-podxoda-v-obuchenii/
4. Миллер Дж., Галантер Е., Приорам К. Планы и структура поведения. Москва, 1965.
5. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51): 98 - 100.
6. Кашин С.Н., Петренко Д.А. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России: монография. Ставрополь, 2010.
References
1. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij. Moskva, 2002.
2. Kartavyh M.A., Veryaskina M.A., Ruban E.M. Tehnologiya zadachnogo podhoda - bazovyj instrumental professional'nogo obrazovaniya uchitelya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 6.
3. Suschnost'zadachnogo podhoda v obuchenii. Available at: http://didaktor.ru/sushhnost-zadachnogo-podxoda-v-obuchenii/
4. Miller Dzh., Galanter E., Prioram K. Plany i struktura povedeniya. Moskva, 1965.
5. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov po fizicheskoj podgotovke dlya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51): 98 - 100.
6. Kashin S.N., Petrenko D.A. Fizicheskaya podgotovka kursantov vuzov MVD Rossii: monografiya. Stavropol', 2010.
Статья поступила в редакцию 31.05.17