УДК 611.013/.018+576.3+378.4/.147.31
проблемно-ориентированное обучение на лекциях по гистологии
© Валерий Леонидович Загребин, Андрей Владимирович Зуб, Лариса Игоревна Кондакова, Ольга Валентиновна Фёдорова, Юлия Александровна Ткаченко, Ирина Александровна Дворяшина
Волгоградский государственный медицинский университет. 400131, Волгоград, площадь Павших борцов, 1.
Контактная информация: Валерий Леонидович Загребин — к.м.н., доцент, заведующий кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии ВолгГмУ. E-mail: vlzagrebin@volgmed.ru
РЕЗЮМЕ: В статье описывается использование метода проблемно-ориентированного обучения в формате лекционных занятий по гистологии, эмбриологии, цитологии со студентами медицинского вуза. описывается опыт использования клинических корреляций в качестве междисциплинарных связей и для формирования клинического мышления.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проблемно-ориентированное обучение, интерактивные методы, гистология, эмбриология, цитология, медицинский вуз, образование.
PROBLEM-ORIENTED TEACHING AT HISTOLOGY LECTURES
© Valeriy L. Zagrebin, Andrey V. Zub, Larisa I. Kondakova, Olga V. Fedorova, Yulia A. Tkachenko, Irina A. Dvoryashina
volgograd State Medical university. 400131, volgograd, Pavshikh Bortsov Sq., 1
Contact information: valeriy L. Zagrebin — PhD, Associate Professor, Head of the Department of Histology, embryology, Cytology, volgograd State medical university. e-mail: vlzagrebin@volgmed.ru
ABSTRACT: The article describes the use of aspects of problem-oriented training in the format of lectures on histology, embryology, cytology for the students of a medical university. The experience of clinical correlations using as interdisciplinary connections and for the clinical thinking formation is described.
KEY WORDS: problem-oriented learning, interactive methods, histology, embryology, cytology, medical university, education.
введение
Система подготовки врача в медицинском вузе является сложной многоступенчатой программой гуманитарного образования, сочетающей в себе обучение фундаментальным наукам и клиническим дисциплинам. основа для получения профессиональных медицинских знаний закладывается на первых курсах, когда студенты изучают анатомию, гистологию, эмбриологию, цитологию и физиологию, понимая, как устроено наше
тело, органы, ткани, клетки и как они работают, взаимодействуют друг с другом. Базовые дисциплины дают необходимые знания для дальнейшего изучения патологии, фармакологии и клинических дисциплин. Но не все обучающиеся понимают такую образовательную траекторию и иногда пренебрежительно относятся к некоторым разделам или темам фундаментальных морфологических дисциплин. очевидно, что роль педагога высшей школы заключается не только в трансляции новой информации и контроле
42
original papers
знаний студента, сегодня преподаватель выступает в качестве мотиватора, который прививает интерес к изучаемой дисциплине, показывает её значение в системе медицинских наук в целом и в системе подготовки врача в частности [3].
цель ' исследования
Осветить личностно-ориентированный подход в проблемно-ориентированном обучении в медицинском вузе.
результаты исследований и обсуждение
По данным ряда отечественных и зарубежных авторов, проблемно-ориентированное обучение в медицинском вузе имеет преимущества по сравнению с классическим обучением и успешно применяется в высшем медицинском образовании, особенно на этапе его реформирования. Личностно-ориентированный подход проблемно-ориентированного обучения позволяет студентам принимать непосредственное активное участие в процессе обучения, повышает ответственность, самосознание и мотивацию к обучению, способствует формированию умений взаимодействия и работе в группе, активирует более высокие уровни процессов мышления [2]. Проблемно-ориентированное обучение обеспечивает объединительный интегральный подход к медицинскому образованию как непрерывно продолжающемуся процессу [1].
В этой связи проблемно-ориентированное обучение представляется как инструмент, позволяющий студентам видеть и устанавливать междисциплинарные связи, изучать фундаментальные науки в контексте практической деятельности врача, а также вырабатывать и развивать клиническое мышление.
Говоря о клиническом мышлении, мы соблюдаем традиции русской медицинской школы, никак не умиляя стандарты и протоколы диагностики и лечения, однако без понимания гистофизиологии и регуляции нормальных и механизмов патологических процессов в организме невозможно понять принципы таргетной терапии. Врач, прежде всего, должен понимать патоморфоз болезни, чтобы спрогнозировать течение и назначить соответствующее лечение.
Проблемно-ориентированное обучение в классической форме требует совершенно
иного учебного плана, нежели современный федеральный государственный образовательный стандарт, по которому работают медицинские вузы России. Но отдельные элементы такого обучения апробированы и внедрены в лекционном курсе кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии Волгоградского государственного медицинского университета.
Лекционный курс по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» рассчитан на 2-й и 3-й семестры первого и второго курсов медицинского вуза соответственно. Студенты получают первые знания медицинских наук и на этом этапе обучения еще не осознают их применение в дальнейшем обучении и работе. Поэтому очень важно лектору и преподавателю делать отступления для комментариев, где и когда эти знания пригодятся. Такая мотивация показала свою жизнеспособность и создала предпосылки для решения ситуационных задач в рамках заседаний молодежного научного общества кафедры, которые стали неотъемлемой частью собраний. Любознательным студентам не терпится приобщиться к медицине и побывать в роли диагноста уже на первом курсе. С этой целью, в мультимедийных презентациях лекций делаются специальные слайды с общим названием «Клинические корреляции», в которых приводятся случаи из практической медицины и предлагается дать ответ на вопрос о механизмах гистологических и цитологических изменениях, которые повлекли за собой данные изменения. В интерактивном режиме лектор вместе с аудиторией разбирают каждую такую клиническую корреляцию по теме лекции, чтобы показать значение дисциплины в системе подготовки врача и объяснить логически сложные процессы, которые не видны при физикальном осмотре, на которые не жалуется пациент, но именно они лежат в основе заболевания и требуют фармакологической, терапевтической или хирургической коррекции.
Более того, для лучшего закрепления материала в течение лекции преподаватель несколько раз возвращается к материалам клинических корреляций, вырисовывая междисциплинарные связи.
заключенйе
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что проблемно-ориентированное обучение на лекциях по гистологии, эмбриоло-
гии, цитологии закладывает основу медицинских знаний, формирует клиническое мышление, дает возможность сформировать целостное представление о строении и функции тела человека на органном, тканевом и клеточном уровнях, обеспечивая качественное образование в системе подготовки врача.
литература.....
1. Геруш И.В., Богуцкая Н.К., Билоус Т.М. Проблемно-ориентированное обучение в современных образовательных программах по медицине: стратегия, структура и процесс в сопоставлении с традиционным обучением. American Scientific Journal. 2016; 5: 20-4.
2. Dmitrenko N.Y. Implementation of problem-based learning in tutorials at higher educational institution. Innovative Solutions in Modern Science. 2016; 1(1): 77-82.
3. Klyuchko S.S. Organizational principles of problem-based education at the department of histology,
cytology and embryology in the conditions of modern informational technologies. Morphologia. 2015; 9(4): 91-3.
REFERENCES
1. Gerush I.V., Bogutskaya N.K., Bilous T.M. Problem-no-oriyentirovannoye obucheniye v sovremennykh obrazovatel'nykh programmakh po meditsine: strate-giya, struktura i protsess v sopostavlenii s traditsion-nym obucheniyem. [Problem-oriented teaching in modern educational programs in medicine: strategy, structure and process in comparison with traditional teaching]. American Scientific Journal. 2016; 5: 20-4. (in Russian).
2. Dmitrenko N.Y. Implementation of problem-based learning in tutorials at higher educational institution. Innovative Solutions in Modern Science. 2016; 1(1): 77-82.
3. Klyuchko S.S. Organizational principles of problem-based education at the department of histology, cytology and embryology in the conditions of modern informational technologies. Morphologia. 2015; 9(4): 91-3.