УДК 355.48+572.7+614.253.4+611.018/.013+316.277.5
использование бриколажа на семинарских занятиях по морфологии
© Ольга Валентиновна Фёдорова, Лариса Игоревна Кондакова, Валерий Леонидович Загребин, Сергей Викторович Фёдоров, Ольга Сергеевна Саломатина, Станислав Игоревич Бердников
Волгоградский государственный медицинский университет. 400131, Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1.
Контактная информация: Ольга Валентиновна Фёдорова — доцент кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии ВолгГМУ E-mail: ovfedorova@yandex.ru
РЕЗЮМЕ: В статье рассматривается использование одного из приема интерактивного метода обучения, как бриколаж, при работе на семинарских занятиях по морфологии в Волгоградском государственном медицинском университете с целью развития дивергентного мышления у будущих врачей, что позволит качественно усвоить учебный материал, а также способствовать продуктивно использовать знания и принимать оптимальное решение при выполнении практических задач в клинической деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бриколаж, медицинское образование, морфология.
USING BRICOLAGE ON SEMINARS OF THE MORPHOLOGY
© Olga V. Fedorova, Larisa I. Kondakova, Valeriy L. Zagrebin, Sergey V. Fedorov, Olga S. Salomatina, Stanislav I. Berdnikov
Volgograd State Medical University. 400131, Volgograd, Pavshikh Bortsov Sq., 1
Contact information: Olga V. Fedorova — associate Professor of the Department of Histology, Embryology, Cytology, Volgograd State Medical University. E-mail: ovfedorova@yandex.ru
ABSTRACT: The article discusses the use of one of the methods of interactive learning, such as Bricolage, when working at seminars on morphology at the Volgograd State Medical University in order to develop divergent thinking in future doctors, which will allow them to learn the training material qualitatively, as well as contribute to the productive use of knowledge and make optimal decisions when performing practical tasks in clinical activities.
KEY WORDS: bricolage, medical education, morphology.
введение
В последние годы система образования претерпела несколько реформ, которые были направлены на повышение ее качества, введенные стандарты должны были удовлетворять потребностям современного общества, но не всегда этот процесс проходит плавно и бесконфликтно. Российское образование остро реагирует на изменения в обществе, появились новые компетенции, траектории, выстраиваемые для их формирования. Изменилась роль педагога сегодня, скорее, это тьютор, проводник, именно поэтому образо-
вание, начиная с начала XXI века, переживает серьезный кризис, сместились акценты, тогда как необходимо перестраивать принципы образования и менять его суть. Компетенции сегодня — это определенные наборы знаний, умений и навыков, формируемые у студентов в процессе обучения, реализующиеся на практике самыми разнообразными методами, от классических до самых современных, дивергентных.
Морфология — базовая дисциплина в обучении студентов любой специальности, преподается на первых курсах медицинского вуза. В классическом понимании предмет
оригинальные статьи
45
использует канву от макро- к микро, зачастую учитывается тематический план занятий и лекций смежных кафедр, дабы облегчить восприятие и преемственность информации. Колоссальная нагрузка и ответственность ложится на морфологические кафедры, так как неоценим вклад каждого преподавателя в формирование личности студента. Поэтому умению подать материал, средствам, используемым на практике, уделяется большое внимание.
цель исследования
Осветить методику бриколажа в преподавании на кафедре гистологии, эмбриологии и цитологии.
РкЗУлЬТАтЫ ' ИССЛЕДОВАНИЙ' и.....
ОБСУЖДЕНИЕ
обучению на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии студентов специальности «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» морфологии и микроанатомии, предшествует целый семестр лекций и занятий по анатомии. однако, кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии имеет богатый опыт работы со студентами специальности «медицинская биохимия», которые проходят весь курс морфологии «из одних рук», только здесь, где мы расстанавливаем приоритеты, рационально распределяем академические часы, чтобы в полной мере освоить компетенции, используя для этого весь арсенал коммуникативных, современных интерактивных, интеллектуальных технологий [1], в том числе и бриколаж, который завоевал у наших студентов особую популярность.
Инновации в обучении направлены на личность студентов, их главная цель: повысить качество его развития, для этого осуществляется методическая поддержка инновационной деятельности, достигаются новые уровни развития педагога, повышение его квалификации, продуктов его деятельности, выражаемых в качестве образовательных программ, реализуемых через умение работать не только с инновационными средствами и компьютерными технологиями, но и с подручными материалами, что несет в себе элементы игры и креативного подхода, а это будет полезно для расширения кругозора и профессионального роста [2]. При этом важно ориентироваться не на академическую диф-
ференциацию, а на междисциплинарность, на понимание принципа «от общего» к «частному», на наглядность и простоту визуализации.
Бриколаж — это решение задачи подходящими сподручными средствами, которые есть в наличии, одна из форм мышления, описанная Леви Строссом, которая представляет собой образовательный процесс нестандартным, непривычным образом. Смело метод вошел в жизнь и полюбился на нашей кафедре, хотя сравнительно недавно этот термин стал известен в образовании [3]. Бриколаж позволяет объяснить трудно усвояемые процессы или учебный материал через более разрешимое, понятное, а главное — наглядное. Педагог-бриколер более свободен, чем классический ученый, который на своих занятиях опирается только на академичные методы преподнесения материала. Бриколер может опираться на любые ситуации из своего опыта, опираясь на свое профессиональное наитие и знания. Он в более выгодном положении, так как свободен и не ограничен стандартами, может обратиться к своим ощущениям, чтобы передать это и доходчиво объяснить студентам. Обучение с помощью метода бриколажа позволяет нам из обширного материала выстраивать логические умозаключения, персонализировать обучение, определить направление мыслей, при этом используя возможности воображения, что в последующем будет реализовано уже выпускниками в самостоятельной практической деятельности [4].
В настоящее время семинарские занятия предполагают преимущественно самостоятельную практическую направленность, которая ориентирована на формирование более высокого уровня компетенций. Однако не всегда желание перейти на изучение виртуальных объектов способно воспроизвести алгоритм изучения морфологических структур или заменить студентам наглядное пособие. Не все инновационные методы тождественны и эффективны, например, только компьютерные технологии не заменят коммуникационное взаимодействие преподавателя и студента; классические атласы, учебники, наглядный материал, как, например, барельефы, сухие и влажные макро- и микропрепараты — не дадут всей полноты пространственного воображения и восприятия. С успехом здесь может применяться методика бриколажа, которая используется в том числе и в виде самостоятельной работы, как для закрепления
рогОРЕ
том 3 № 1 2020
eISSN 2658-4182
знаний, так и овладения методами творческого научного поиска, что повысит мотивацию обучения, а студент из пассивного участника образовательного процесса станет активным его звеном.
Естественно, морфологи готовы к вызову времени, на многих кафедрах, в том числе и на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии, уже используется система дистанционного обучения, наполнены электронные базы образовательных порталов, однако, дистанционные методы при изучении морфологии не смогут полностью вытеснить традиционные и внедряемые в российские вузы технологичные приемы. Именно бриколаж прочно займет свои позиции и позволит сформировать представления о межорганных связях, кровоснабжении, иннервации, межтканевых и межклеточных взаимодействиях на доступном уровне для понимания студентов. Искусственный виртуальный интеллект не заменит специалиста, который готов принять правильное решение, может быть одно из многих, поэтому только виртуальные или классические методы не дадут всей полноты знаний для реализации в последующем профессиональных задач.
морфологию изучают студенты всех факультетов и направлений, обращает на себя внимание разный уровень базовых знаний, особенно зарубежных студентов, для которых приходиться особо адаптировать подачу материала. Так именно в этом случае на помощь придет бриколаж, когда на доступном материале, можно сказать «на пальцах», преподаватель может разложить буквально детали органа или структуры, объяснить ход эмбрионального развития на пластилине, или даже собрать модель белка актина и миозина из разных по форме бусин, где можно пересчитать количество компонентов, и закрепить знания путем самостоятельного воспроизведения, тем самым это позволит развить пространственное воображение и ассоциативный подход при изучении предмета.
заключение""
Таким образом, опираясь на модель бриколажа, студент в своем мышлении опирается не столько на теоретические знания, сколько на опыт, а это совсем иной способ мышления, в этом закладывается идея детерминации. Это потребность в мыслительном процессе, способности найти решение для конкретной задачи. В будущем, бриколаж —
возможность для исследователя обходить противоречия, находить им креативные решения, но остающиеся при этом в рамках конкретной поставленной цели. Бриколер — импровизатор с богатым воображением, его решения не станут просто общей частью научного познания, его опыт сможет собрать возможные варианты и способы для решения профессиональных задач, не складывающихся в систему научной логики или рационального познания.
литература
1. Артюхина А.И., Мандриков В.Б., Чижова В.М. и др. Образовательные технологии в высшей медицинской школе. Учебник. Волгоградский государственный медицинский университет; 2019.
2. Горев П.М. Инновационная деятельность образовательного учреждения как одно из условий повышения качества образования. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015; 7: 51-5.
3. Неборский Е.В. Образование будущего: ключевые педагогические инновации и тенденции в развитии образовательной среды. Интернет-журнал Науковедение. 2015: Т.7; 2(27): 149.
4. Стожко Д.К. К вопросу об образовательном брико-лаже: философско-антропологический аспект. Философия образования. 2019; 19(3): 176-90.
.....
1. Artyukhina A.I., Mandrikov V.B., Chizhova V.M. i dr. Obrazovatel'nyye tekhnologii v vysshey meditsinskoy shkole. [Educational technology in higher medical school]. Uchebnik. Volgogradskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet; 2019. (in Russian).
2. Gorev P.M. Innovatsionnaya deyatel'nost' obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak odno iz usloviy povysheniya kachestva obrazovaniya. [The innovative activity of an educational institution as one of the conditions for improving the quality of education]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kont-sept. 2015; 7: 51-5. (in Russian).
3. Neborskiy E.V. Obrazovaniye budushchego: kly-uchevyye pedagogicheskiye innovatsii i tendentsii v razvitii obrazovatel'noy sredy. [Education of the future: key pedagogical innovations and trends in the development of the educational environment]. Inter-net-zhurnal Naukovedeniye. 2015: T.7; 2(27): 149. (in Russian).
4. Stozhko D.K. K voprosu ob obrazovatel'nom brikolaz-he: filosofsko-antropologicheskiy aspekt. [To the question of educational bricolage: philosophical and anthropological aspect]. Filosofiya obrazovaniya. 2019; 19(3): 176-90. (in Russian).