Научная статья на тему 'ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЕКЦИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ГИСТОЛОГИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / MEDICAL EDUCATION / LECTURE VISUALIZATION / HISTOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондакова Лариса Игоревна, Фёдорова Ольга Валентиновна, Загребин Валерий Леонидович, Смирнова Татьяна Семёновна, Мураева Наталия Алексеевна

В статье рассматривается применение интерактивных методов обучения при преподавании гистологии в Волгоградском государственном медицинском университете на примере лекции визуализации с целью повышения качества образовательного процесса, мотивации студентов к приобретению и усвоению новых теоретических знаний. Активные методы обучения способствуют развитию теоретического мышления, формируют познавательный интерес к дисциплине и побуждают к научно исследовательской и самостоятельной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондакова Лариса Игоревна, Фёдорова Ольга Валентиновна, Загребин Валерий Леонидович, Смирнова Татьяна Семёновна, Мураева Наталия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LECTURE-VISUALIZATION IN THE TEACHING OF MORPHOLOGICAL SUBJECTS

The article discusses the use of interactive teaching methods for teaching histology, embryology, cytology at the Volgograd State Medical University using the example of a lecture visualization to improve the quality of the educational process and motivate students to acquire and assimilate new theoretical knowledge. Active teaching methods promote the development of theoretical thinking, form a cognitive interest in the discipline and encourage research and independent work.

Текст научной работы на тему «ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

УДК 378.147.31+614.23+611.018

ЛЕКция-виЗУАЛиЗАция в преподавании морфологических дисциплин

© Лариса Игоревна Кондакова, Ольга Валентиновна Фёдорова, Валерий Леонидович Загребин, Татьяна Семёновна Смирнова, Наталия Алексеевна Мураева

Волгоградский государственный медицинский университет. 400131, Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1

Контактная информация: Лариса Игоревна Кондакова — доцент кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии ВолгГМУ. E-mail: larisakondakova@gmail.com

РЕЗЮМЕ: В статье рассматривается применение интерактивных методов обучения при преподавании гистологии в Волгоградском государственном медицинском университете на примере лекции-визуализации с целью повышения качества образовательного процесса, мотивации студентов к приобретению и усвоению новых теоретических знаний. Активные методы обучения способствуют развитию теоретического мышления, формируют познавательный интерес к дисциплине и побуждают к научно-исследовательской и самостоятельной работе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерактивные методы обучения, медицинское образование, лекция-визуализация, гистология.

LECTURE-VISUALIZATION IN THE TEACHING OF MORPHOLOGICAL SUBJECTS

© Larisa I. Kondakova, Olga V.. Fedorova, Valery L. Zagrebin, Tatyana S. Smirnova, Natalia A. Muraeva

Volgograd state medical University. 400131, Volgograd, Pavshikh Bortsov Sq., 1

Contact information: Larisa I. Kondakova — associate Professor of the Department of Histology, Embryology, Cytology, Volgograd State Medical University. E-mail: larisakondakova@gmail.com

ABSTRACT: The article discusses the use of interactive teaching methods for teaching histology, embryology, cytology at the Volgograd State Medical University using the example of a lecture-visualization to improve the quality of the educational process and motivate students to acquire and assimilate new theoretical knowledge. Active teaching methods promote the development of theoretical thinking, form a cognitive interest in the discipline and encourage research and independent work.

KEY WORDS: interactive teaching methods, medical education, lecture-visualization, histology.

введение

Стремительное развитие информационных технологий в XXI веке оказывает огромное влияние на различные сферы образовательной деятельности, что требует изменения подхода к преподаванию с ориентацией на новую информационную культуру. Использование современных информационных технологий в учебном процессе является одним из

критериев качества преподавания [1]. Применение новых форм обучения, использование всевозможных цифровых технологий связано с необходимостью удовлетворять возрастающие потребности общества. Одним из ведущих компонентов системы образования в вузе является лекция. Использованию мультимедийных образовательных технологий при прочтении лекций уделяется огромное внимание. На сегодняшний день обращает на себя

внимание такой активный метод обучения как лекция-визуализация, где преподаватель становится центральным связующим звеном между информационным потоком и студентами. При этом лектор должен свободно владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями [3].

Гистология — одна из важнейших фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования, формирующая у студентов основные положения о строении клеток, тканей, органов человека на микро-уровне. Появление современных методик и технологий обучения способствует оптимизации преподавания данной дисциплины в медицинском вузе. Это требует постоянного совершенствования образовательного процесса. Предмет «Гистология, эмбриология, цитология» включает в себя огромный объем материала, который студенты должны освоить за 2 семестра с последующей сдачей экзамена на втором курсе. Студенты первокурсники сталкиваются с трудностью восприятия и обработки большого потока информации, поэтому лектору необходимо сделать передаваемую информацию доступной для восприятия и усвоения. На нашей кафедре в качестве наиболее эффективного метода активного обучения на этапе введения студентов в новую дисциплину на первом курсе используется лекция-визуализация.

цель ' исследования

Осветить метод «лекции-визуализации» в преподавании гистологии, эмбриологии и цитологии.

результаты исследований и обсуждение

В большинстве случаев лекция составляется согласно тематическому плану, представлена презентацией, что позволяет вести диалог со студентами. При создании лекции преподавателю требуется определенная предварительная подготовка наглядного материала: таблицы, рисунки, микрофотографии гистологических препаратов, электронные микрофотографии, схемы, компьютерная анимация, видео, текст. Выбранный материал редактируется в структуру, по требованиям и рекомендациям создания презентационного материала. Необходимо грамотно расположить визуальный материал на слайдах для стимулирования творческой и мыслительной

активности студентов. Наглядность лекционного материала, а также использование рисунков, фотографий микропрепаратов позволяет повысить внимание студентов к вопросам, рассматриваемым на лекциях, улучшить усвоение студентами теоретических знаний по теме быстрее и в полном объеме, сформировать познавательный интерес к изучаемой дисциплине и создать предпосылки для развития профессионального мышления будущего специалиста.

В настоящее время преподаватели постоянно повышают квалификацию, совершенствуют педагогическое мастерство. Преподаватель должен быть активным пользователем персонального компьютера для полноценного применения в своей педагогической работе информационно-компьютерных технологий, формирование на их основе инновационных методов обучения, а именно разработки мультимедийных компонентов: звук, флэш-анимация, видео-фильм, общий дизайн презентации [6]. Наглядный материал должен быть новым, ярким, привлекающим внимание, дополнять словесную информацию, а также сам являться носителем информации, мотивируя студентов на изучение гистологии. Преподаватель имеет возможность многократно использовать мультимедийную презентацию, дополнять её новыми текстовыми и графическими материалами, анимациями, изменять цветовые темы.

Изложение материала преподавателем сводится к развернутому комментированию просматриваемых визуальных материалов, содержащих элементы проблемности. При необходимости лектор может сделать небольшие паузы, чтобы студенты могли осмыслить и записать ключевые моменты темы [5]. Это способствует получению полноценной информации по новой теме, формирует у студентов профессиональное мышление через зрительное восприятие устной и письменной информации.

Лекции-визуализации направлены на усовершенствование организации учебного процесса и создание условий для мотивации студентов к углубленному освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

обращает внимание также разный уровень подготовки студентов. Поэтому так необходимо заинтересовать студентов в начале их обучения новому предмету. Лекция-визуализация способствует лучшему восприятию и запоминанию учебного материала,

активизации мыслительной деятельности студентов, росту качества обучения за счет подкрепления излагаемого материала зрительными образами [4]. Стимулирование зрительной памяти с помощью наглядного материала приводит к переводу устной и письменной информации в визуальную форму, что способствует систематизации полученной информации и выделению ключевых элементов в новой теме.

В процессе диалога со студентами развиваются речевые умения, что так необходимо в практической работе врача. Преподаватель побуждает студентов к активной мыслительной деятельности, что впоследствии способствует лучшему усвоению учебного материала. При ответе на поставленные лектором вопросы студенты также взаимодействуют друг с другом. Это способствует вовлечению большего количества студентов в активную работу на лекции, повышению их заинтересованности и контролю преподавателем освоения изучаемого материала. Студенты имеют возможность задать вопросы по лекционному материалу и получить более подробные и доступные комментарии по неясным для них разделам излагаемого преподавателем учебного материала. Также это содействует развитию и укреплению межличностных отношений и учит слушать, слышать и понимать друг друга, что очень важно в практической деятельности врача.

Лекция-визуализация позволяет в понятной и простой для студентов форме изложить наиболее трудный или объемный учебный материал большому количеству студентов для дальнейшего его обсуждения на занятиях семинарского типа.

В конце лекции размещаются слайды с клиническими корреляциями. Это позволяет студентам акцентировать внимание на проблемных ситуациях и найти пути их решения с помощью новых полученных знаний, представленных в наглядных материалах лекции. Использование проблемности в наглядной информации стимулирует мыслительную активность студентов. Это приводит к повышению мотивация и вовлеченности студентов в обсуждении поставленных проблем, формированию способности самостоятельного получения и применения знаний, побуждая к научно-исследовательской и самостоятельной работе. Тем самым делается акцент на развитие у будущих врачей профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения [2].

заключение

Таким образом, использование лекций-визуализаций, как активного интерактивного метода обучения, с одной стороны, способствует более полному овладению студентами новых знаний, повышению мотивации к изучаемой дисциплине, улучшению качества образовательного процесса. С другой стороны, лекции-визуализации являются стимулятором для повышения квалификации и уровня подготовки преподавателя посредством современных достижений науки и техники.

лйтература

1. Антонова А.В., Романова Л.М. Интеракция и визуализация в лекциях по высшей математике. Педагогические науки Вестник КГЭУ. 2018: Т. 10; 1(37): 105-14.

2. Буров И.П. Методика проведения лекции-визуализации по информатике. Вестник Марийского государственного университета. 2009; 3: 56-8.

3. Губина Т.Н. Педагогические условия и конструкторские компетенции учителя в процессе разработки мультимедиа урока. Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди; 2012: 329-34.

4. Калиниченко Э.Б., Захарова С.А., Акчурин С.В. Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе. Саратовский ГАУ. Саратов. 2011.

5. Ощепкова О.В. Лекция-визуализация как активная форма обучения студентов. Вестник Самарского юридического института. Самара. 2014; 1 (12): 94-7.

6. Цибизова Т.Ю., Постников В.М., Спиридонов С.Б. Анализ влияния технологий лекций-визуализаций на результаты контрольных мероприятий по учебным дисциплинам. Перспективы науки и образования. Воронеж. 2018; 3(33): 358-63.

_._ПСЕБ.....

1. Antonova A.V., Romanova L.M. Interaktsiya i vizuali-zatsiya v lektsiyakh po vysshey matematike. [Interaction and visualization in lectures on higher mathematics]. Pedagogicheskiye nauki Vestnik KGEU. 2018: T. 10; 1(37): 105-14. (in Russian).

2. Burov I.P. Metodika provedeniya lektsii-vizualizatsii po informatike. [Methodology for conducting a lecture-visualization in computer science]. vestnik Mari-yskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 3: 56-8. (in Russian).

3. Gubina T.N. Pedagogicheskiye usloviya i konstruk-torskiye kompetentsii uchitelya v protsesse razrabotki mul'timedia uroka. [Pedagogical conditions and design competencies of a teacher in the process of developing

a multimedia lesson]. Pedagogicheskoye masterstvo: materialy mezhdunar. nauch. konf. M.: Buki-Vedi; 2012: 329-34. (in Russian).

4. Kalinichenko E.B., Zakharova S.A., Akchurin S.V. Metodicheskiye rekomendatsii po ispol'zovaniyu me-todov aktivnogo obucheniya v uchebnom protsesse. [Guidelines for the use of active learning methods in the educational process]. Saratovskiy GAU. Saratov. 2011. (in Russian).

5. Oshchepkova O.V. Lektsiya-vizualizatsiya kak aktiv-naya forma obucheniya studentov. [Lecture visuali-

zation as an active form of student learning]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. Samara. 2014; 1 (12): 94-7. (in Russian).

6. Tsibizova T.Yu., Postnikov V.M., Spiridonov S.B. Analiz vliyaniya tekhnologiy lektsiy-vizualizatsiy na rezul'taty kontrol'nykh meropriyatiy po ucheb-nym distsiplinam. [Analysis of the impact of lecture-visualization technologies on the results of control measures in academic disciplines]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. Voronezh. 2018; 3(33): 358-63. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.