УДК 378.147.31+614.23+611.018
ЛЕКция-виЗУАЛиЗАция в преподавании морфологических дисциплин
© Лариса Игоревна Кондакова, Ольга Валентиновна Фёдорова, Валерий Леонидович Загребин, Татьяна Семёновна Смирнова, Наталия Алексеевна Мураева
Волгоградский государственный медицинский университет. 400131, Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1
Контактная информация: Лариса Игоревна Кондакова — доцент кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии ВолгГМУ. E-mail: larisakondakova@gmail.com
РЕЗЮМЕ: В статье рассматривается применение интерактивных методов обучения при преподавании гистологии в Волгоградском государственном медицинском университете на примере лекции-визуализации с целью повышения качества образовательного процесса, мотивации студентов к приобретению и усвоению новых теоретических знаний. Активные методы обучения способствуют развитию теоретического мышления, формируют познавательный интерес к дисциплине и побуждают к научно-исследовательской и самостоятельной работе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерактивные методы обучения, медицинское образование, лекция-визуализация, гистология.
LECTURE-VISUALIZATION IN THE TEACHING OF MORPHOLOGICAL SUBJECTS
© Larisa I. Kondakova, Olga V.. Fedorova, Valery L. Zagrebin, Tatyana S. Smirnova, Natalia A. Muraeva
Volgograd state medical University. 400131, Volgograd, Pavshikh Bortsov Sq., 1
Contact information: Larisa I. Kondakova — associate Professor of the Department of Histology, Embryology, Cytology, Volgograd State Medical University. E-mail: larisakondakova@gmail.com
ABSTRACT: The article discusses the use of interactive teaching methods for teaching histology, embryology, cytology at the Volgograd State Medical University using the example of a lecture-visualization to improve the quality of the educational process and motivate students to acquire and assimilate new theoretical knowledge. Active teaching methods promote the development of theoretical thinking, form a cognitive interest in the discipline and encourage research and independent work.
KEY WORDS: interactive teaching methods, medical education, lecture-visualization, histology.
введение
Стремительное развитие информационных технологий в XXI веке оказывает огромное влияние на различные сферы образовательной деятельности, что требует изменения подхода к преподаванию с ориентацией на новую информационную культуру. Использование современных информационных технологий в учебном процессе является одним из
критериев качества преподавания [1]. Применение новых форм обучения, использование всевозможных цифровых технологий связано с необходимостью удовлетворять возрастающие потребности общества. Одним из ведущих компонентов системы образования в вузе является лекция. Использованию мультимедийных образовательных технологий при прочтении лекций уделяется огромное внимание. На сегодняшний день обращает на себя
внимание такой активный метод обучения как лекция-визуализация, где преподаватель становится центральным связующим звеном между информационным потоком и студентами. При этом лектор должен свободно владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями [3].
Гистология — одна из важнейших фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования, формирующая у студентов основные положения о строении клеток, тканей, органов человека на микро-уровне. Появление современных методик и технологий обучения способствует оптимизации преподавания данной дисциплины в медицинском вузе. Это требует постоянного совершенствования образовательного процесса. Предмет «Гистология, эмбриология, цитология» включает в себя огромный объем материала, который студенты должны освоить за 2 семестра с последующей сдачей экзамена на втором курсе. Студенты первокурсники сталкиваются с трудностью восприятия и обработки большого потока информации, поэтому лектору необходимо сделать передаваемую информацию доступной для восприятия и усвоения. На нашей кафедре в качестве наиболее эффективного метода активного обучения на этапе введения студентов в новую дисциплину на первом курсе используется лекция-визуализация.
цель ' исследования
Осветить метод «лекции-визуализации» в преподавании гистологии, эмбриологии и цитологии.
результаты исследований и обсуждение
В большинстве случаев лекция составляется согласно тематическому плану, представлена презентацией, что позволяет вести диалог со студентами. При создании лекции преподавателю требуется определенная предварительная подготовка наглядного материала: таблицы, рисунки, микрофотографии гистологических препаратов, электронные микрофотографии, схемы, компьютерная анимация, видео, текст. Выбранный материал редактируется в структуру, по требованиям и рекомендациям создания презентационного материала. Необходимо грамотно расположить визуальный материал на слайдах для стимулирования творческой и мыслительной
активности студентов. Наглядность лекционного материала, а также использование рисунков, фотографий микропрепаратов позволяет повысить внимание студентов к вопросам, рассматриваемым на лекциях, улучшить усвоение студентами теоретических знаний по теме быстрее и в полном объеме, сформировать познавательный интерес к изучаемой дисциплине и создать предпосылки для развития профессионального мышления будущего специалиста.
В настоящее время преподаватели постоянно повышают квалификацию, совершенствуют педагогическое мастерство. Преподаватель должен быть активным пользователем персонального компьютера для полноценного применения в своей педагогической работе информационно-компьютерных технологий, формирование на их основе инновационных методов обучения, а именно разработки мультимедийных компонентов: звук, флэш-анимация, видео-фильм, общий дизайн презентации [6]. Наглядный материал должен быть новым, ярким, привлекающим внимание, дополнять словесную информацию, а также сам являться носителем информации, мотивируя студентов на изучение гистологии. Преподаватель имеет возможность многократно использовать мультимедийную презентацию, дополнять её новыми текстовыми и графическими материалами, анимациями, изменять цветовые темы.
Изложение материала преподавателем сводится к развернутому комментированию просматриваемых визуальных материалов, содержащих элементы проблемности. При необходимости лектор может сделать небольшие паузы, чтобы студенты могли осмыслить и записать ключевые моменты темы [5]. Это способствует получению полноценной информации по новой теме, формирует у студентов профессиональное мышление через зрительное восприятие устной и письменной информации.
Лекции-визуализации направлены на усовершенствование организации учебного процесса и создание условий для мотивации студентов к углубленному освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
обращает внимание также разный уровень подготовки студентов. Поэтому так необходимо заинтересовать студентов в начале их обучения новому предмету. Лекция-визуализация способствует лучшему восприятию и запоминанию учебного материала,
активизации мыслительной деятельности студентов, росту качества обучения за счет подкрепления излагаемого материала зрительными образами [4]. Стимулирование зрительной памяти с помощью наглядного материала приводит к переводу устной и письменной информации в визуальную форму, что способствует систематизации полученной информации и выделению ключевых элементов в новой теме.
В процессе диалога со студентами развиваются речевые умения, что так необходимо в практической работе врача. Преподаватель побуждает студентов к активной мыслительной деятельности, что впоследствии способствует лучшему усвоению учебного материала. При ответе на поставленные лектором вопросы студенты также взаимодействуют друг с другом. Это способствует вовлечению большего количества студентов в активную работу на лекции, повышению их заинтересованности и контролю преподавателем освоения изучаемого материала. Студенты имеют возможность задать вопросы по лекционному материалу и получить более подробные и доступные комментарии по неясным для них разделам излагаемого преподавателем учебного материала. Также это содействует развитию и укреплению межличностных отношений и учит слушать, слышать и понимать друг друга, что очень важно в практической деятельности врача.
Лекция-визуализация позволяет в понятной и простой для студентов форме изложить наиболее трудный или объемный учебный материал большому количеству студентов для дальнейшего его обсуждения на занятиях семинарского типа.
В конце лекции размещаются слайды с клиническими корреляциями. Это позволяет студентам акцентировать внимание на проблемных ситуациях и найти пути их решения с помощью новых полученных знаний, представленных в наглядных материалах лекции. Использование проблемности в наглядной информации стимулирует мыслительную активность студентов. Это приводит к повышению мотивация и вовлеченности студентов в обсуждении поставленных проблем, формированию способности самостоятельного получения и применения знаний, побуждая к научно-исследовательской и самостоятельной работе. Тем самым делается акцент на развитие у будущих врачей профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения [2].
заключение
Таким образом, использование лекций-визуализаций, как активного интерактивного метода обучения, с одной стороны, способствует более полному овладению студентами новых знаний, повышению мотивации к изучаемой дисциплине, улучшению качества образовательного процесса. С другой стороны, лекции-визуализации являются стимулятором для повышения квалификации и уровня подготовки преподавателя посредством современных достижений науки и техники.
лйтература
1. Антонова А.В., Романова Л.М. Интеракция и визуализация в лекциях по высшей математике. Педагогические науки Вестник КГЭУ. 2018: Т. 10; 1(37): 105-14.
2. Буров И.П. Методика проведения лекции-визуализации по информатике. Вестник Марийского государственного университета. 2009; 3: 56-8.
3. Губина Т.Н. Педагогические условия и конструкторские компетенции учителя в процессе разработки мультимедиа урока. Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди; 2012: 329-34.
4. Калиниченко Э.Б., Захарова С.А., Акчурин С.В. Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе. Саратовский ГАУ. Саратов. 2011.
5. Ощепкова О.В. Лекция-визуализация как активная форма обучения студентов. Вестник Самарского юридического института. Самара. 2014; 1 (12): 94-7.
6. Цибизова Т.Ю., Постников В.М., Спиридонов С.Б. Анализ влияния технологий лекций-визуализаций на результаты контрольных мероприятий по учебным дисциплинам. Перспективы науки и образования. Воронеж. 2018; 3(33): 358-63.
_._ПСЕБ.....
1. Antonova A.V., Romanova L.M. Interaktsiya i vizuali-zatsiya v lektsiyakh po vysshey matematike. [Interaction and visualization in lectures on higher mathematics]. Pedagogicheskiye nauki Vestnik KGEU. 2018: T. 10; 1(37): 105-14. (in Russian).
2. Burov I.P. Metodika provedeniya lektsii-vizualizatsii po informatike. [Methodology for conducting a lecture-visualization in computer science]. vestnik Mari-yskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 3: 56-8. (in Russian).
3. Gubina T.N. Pedagogicheskiye usloviya i konstruk-torskiye kompetentsii uchitelya v protsesse razrabotki mul'timedia uroka. [Pedagogical conditions and design competencies of a teacher in the process of developing
a multimedia lesson]. Pedagogicheskoye masterstvo: materialy mezhdunar. nauch. konf. M.: Buki-Vedi; 2012: 329-34. (in Russian).
4. Kalinichenko E.B., Zakharova S.A., Akchurin S.V. Metodicheskiye rekomendatsii po ispol'zovaniyu me-todov aktivnogo obucheniya v uchebnom protsesse. [Guidelines for the use of active learning methods in the educational process]. Saratovskiy GAU. Saratov. 2011. (in Russian).
5. Oshchepkova O.V. Lektsiya-vizualizatsiya kak aktiv-naya forma obucheniya studentov. [Lecture visuali-
zation as an active form of student learning]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. Samara. 2014; 1 (12): 94-7. (in Russian).
6. Tsibizova T.Yu., Postnikov V.M., Spiridonov S.B. Analiz vliyaniya tekhnologiy lektsiy-vizualizatsiy na rezul'taty kontrol'nykh meropriyatiy po ucheb-nym distsiplinam. [Analysis of the impact of lecture-visualization technologies on the results of control measures in academic disciplines]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. Voronezh. 2018; 3(33): 358-63. (in Russian).