JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2018 - V. 25, № 4 - P. 194-198
УДК: 611-018:378
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ГИСТОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Г.С. СОЛОВЬЕВ, О.Г. СОЛОВЬЕВА, О.Ф. ИСТОМИНА, И.А. ГОЛУБЕВА, В.А. ШИДИН, Е.В. МОРОЗОВА,
В.В. МАТВИЕНКО
ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, ул. Одесская, д. 54, Тюмень, Тюменская обл., 625023, Россия
Аннотация. В работе рассматриваются вопросы преподавания дисциплины «Гистология, цитология, эмбриология», проблемы, связанные с усваиванием материала отдельных тем в медицинском ВУЗе. Представлен анализ основных причин снижения успеваемости и пути их преодоления на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах. Рассмотрены основные формы подачи учебного материала: лекция, в том числе видеолекция, практическое занятие, внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Обозначены некоторые причины низкой заинтересованности слушателей в освоении дисциплины и, как следствие, неэффективного усваивания информации по темам дисциплины. Предложены варианты решения, учитывающие разные подходы в вопросе преподавания. В качестве метода был выбран способ анонимного анкетирования с использованием интернет-технологий для выбора формата и распространения анкеты среди обучающихся. Тот факт, что в опросе приняло участие большое количество студентов, уже окончивших освоение вышеуказанной дисциплины, дает право считать проблему качественного преподавания гистологии вопросом первостепенной важности не только для студентов I и II курсов.
Ключевые слова: гистология, высшее образование, медицина, преподавание
Введение. Вопросам преподавания фундаментальных дисциплин в медицинском ВУЗе в настоящее время посвящено большое количество работ. Все они с разных позиций рассматривают первопричины недостаточного понимания студентами основных вопросов учебной программы [3], часть работ даже имеет определенный вектор в решении данной проблемы [1,2]. В нашем понимании гистология, цитология, эмбриология как дисциплина в ближайшем будущем будет занимать ведущее положение в системе высшего медицинского образования, потому как освоение её в полной мере студентами профильных факультетов повысит качество теоретической подготовки слушателей на других кафедрах как фундаментальных, так и клинических.
Цель исследования - на примере ряда вопросов гистологии продемонстрировать возможные варианты оптимизации учебного процесса на кафедре гистологии с эмбриологией студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.
Материалы и методы исследования. Методом анонимного электронного анкетирования были опрошены 397 студентов лечебного, педиатрического и стоматологический факультетов со 2-го по 6-й курс. Анкеты содержали 6 вопросов с возможностью выбора нескольких
ответов. Первые пять вопросов относились к дисциплине «Гистология, цитология, эмбриология». Студенту предлагалось выбрать наиболее сложные для изучения и запоминания темы стандартной программы обучения 1 и 2-го курсов на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультете. Последний вопрос являлся организационным. Среди множества вариантов ответа обучающиеся должны были выбрать те пункты, изменение которых способствовало бы повышению эффективности работы студентов на занятиях.
Электронная анкета была составлена с помощью бесплатного лицензионного программного онлайн-сервиса «Google Формы». Распространение анкеты осуществлялось с помощью передачи активной ссылки на анкетирование в мессенджерах и социальных сетях в виде личного сообщения. Результаты анкетирования были сгруппированы в виде таблиц, импортированных в Microsoft Excel из пакета программ MS Office 365.
Результаты и их обсуждение. В табл. представлены результаты обработанная сводная информация по самым выбираемым вариантам ответов. Более того, в вариантах ответа были вопросы, охватывающие как всю тему, так и отдельные её части. При составлении анкеты мы ориентировались на экзаменацион-
ные билеты, вызывающие наибольшее количество затруднений у студентов на промежуточной аттестации. Распределение тем по соответствующим модулям обозначено и утверждено в положении «О модульно-рейтинговой системе кафедры».
Таблица
Результаты анонимного анкетирования студентов Тюменского ГМУ
При первом знакомстве с результатами анкетирования кажется, что наиболее популярные варианты ответов известны были заранее. Традиционно студентам тяжело «даются» вопросы частной гистологии нервной системы, гистогенеза крови и т.д. Однако если проанализировать ответы с позиций календарного плана 2-го и 3-го семестров студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, то можно выявить ряд закономерных причин некачественного усваивания материала.
Прежде всего стоит упомянуть о «краеугольном камне» I и II курсов образовательной программы: темы учебных программ двух основополагающих дисциплин, а именно анатомии и гистологии имеют мало общих «точек соприкосновения». Например, традиционное изучение студентами вопросов остеологии, артрологии и миологии занимает около 8 недель, тогда как на гистологии студент касается вопросов развития костной ткани на 5-6 неделе, примерно в это же время начинается изучение темы «Сократимые ткани». Далее студенты приступают на нормальной анатомии к изучению пищеварительной системы, а на гистологии подробно рассматривают вопросы частной гистологии пищеварительной системы только на II курсе (!). Таких примеров можно привести большое количество, при этом в каждом ВУЗ найдутся свои уникальные «комбинации» ана-томо-гистологических несоответствий преподаваемых дисциплин.
К сожалению, пока нет ни одного удачного примера сопоставления календарных планов указанных дисциплин (по крайней мере в Тюменском ГМУ). Более того, ряд вопросов частной гистологии требует от студента, еще не выучившего все анатомические аспекты темы, понимать основы биохимических процессов изучаемой системы, с которыми он столкнется лишь только на втором курсе (в качестве примера можно привести эндокринную систему и, в частности, гипоталамо-гипофизарную систему). В некоторых ВУЗах ближнего и дальнего зарубежья эта проблема частично решается с помощью введения в курс специального предмета «Морфология». В этом случае студент в рамках одной кафедры рассматривает основные учебные темы сразу с позиций нескольких предметов: анатомия, гистология, нормальная физиология, биохимия. Однако такая схема обучения действует лишь в том случае, если студент в течение 1-го года обучения получал фундаментальные знания по этим же дисциплинам в рамках разных кафедр. В условиях федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации в сфере медицинского образования «Морфология» может стать лишь только вариантом вариативного курса кафедры гистологии. При этом не стоит забывать, что существует такое направление как «эмбриология человека» или «медицинская эмбриология» (в некоторых случаях, как например в Тюменском ГМУ, на лечебном и пе-
Вопросы Количество Ответов (Абс/%)
1. Выберите на Ваш взгляд самые сложные для изучения и запоминания темы Модуля 1. «Общая гистология»:
- Гистогенез крови. 191/51,5
- Нервная ткань: нейроны и нейроглия. 174/46,9
- Развитие костной ткани и рост кости как органа. 82/22,1
2. Выберите на Ваш взгляд самые сложные для изучения и запоминания темы Модуля 2. «Нервная система, учение об анализаторах, эндокринная система»:
- Эндокринная система: гипоталамо-гипофизарная система. 192/51,8
- Строение вегетативных ганглиев и их связь со спинным мозгом 155/41,8
- Кора больших полушарий головного мозга и её связь со спинным мозгом 102/27,5
3. Выберите на Ваш взгляд самые сложные для изучения и запоминания темы Модуля 3. «Сердечно-сосудистая система. Органы кроветворения. Дыхательная система»:
- Красный костный мозг, его барьерная и кроветворная функция. 156/42,0
- Строение лимфатического узла. 131/35,3
- Строение селезенки. 76/20,5
4. Выберите на Ваш взгляд самые сложные для изучения и запоминания темы Модуля 4. «Пищеварительная система»:
- Зуб и его развитие. 181/48,8
- Печень. Желчный пузырь. 109/29,4
- Поджелудочная железа. 66/17,8
5. Выберите на Ваш взгляд самые сложные для изучения и запоминания темы Модуля 4. «Кожа. Мочеполовая система»:
- Развитие, строение и возрастные изменения яичника 137/36,9
- Добавочные мужские половые железы 124/33,4
диатрическом факультете перед изучением эмбриологии человека студенты изучают эмбриологию хордовых в сравнительном аспекте [4]), которая тоже требует академических часов. Поэтому нехватка учебного времени ощущается кафедральными сотрудниками все острее и острее. Может быть есть смысл рассмотреть вариант преподавания такого вариативного цикла для студентов старших курсов.
Лекция, как форма подачи материала, остается, пожалуй, единственным классическим способом изучения дисциплины, но при этом приобретает весьма разнообразные очертания в руках умелого оратора. Каким бы не было наполнение лекции, каким бы не было визуальное сопровождение презентаций, можно абсолютно уверенно соглашаться с [3] в части того, что «....механизм восприятия лекции состоит из нескольких этапов. Вначале воспринимается информация, затем в сознании студента происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления студента, что требует от него значительного умственного напряжения. ». Естественно, что в условиях уменьшающегося количества академических часов, в том числе и на чтение лекций, преподавателям приходится объединять несколько тем, которые раньше занимали две или даже три лекции. В таких условиях студентам становится все сложнее и сложнее воспринимать материал полно, адекватно, а о «живом» интересе порой речи даже не идет. Поэтому на кафедре гистологии Тюменского ГМУ было принято решение: создать в информационном пространстве ВУЗа набор видеолекций по всем вопросам дисциплины. В случае, если календарный план видоизменяется в сторону потери каких-либо тем, студенты всегда могут получить в свое распоряжение с помощью «облачных» технологий любую из записанных преподавателями лекций (к тому же появляется значительная экономия времени: так обычную полуторачасовую лекцию вполне можно представить за 40 минут).
Есть, правда, и отрицательная сторона у такого решения, которую замечательно выразил коллектив авторов в работе [2]: «Достижения в области информационных технологий привели к тому, что студенты постоянно используют гаджеты и длительное время находятся в информационном пространстве, что резко снизило уровень вербального общения и потребность
воспроизводить информацию. В результате этого наблюдается практически полное отсутствие логических связей при ответах студентов на занятиях и экзаменах». Конечно же, даже классическая лекция не способствует повышению вербального компонента. Поэтому, скорее всего, нам предстоит избрать для себя наиболее эффективной формой подачи лекционного материала вебинар - общение со студентами в режиме реального времени с помощью интернет-технологий, которая подразумевает передачу информации в виде диалога. Однако здесь нельзя не сделать следующее замечание: из всех опрошенных студентов в части вопросов организационного характера («Что бы Вы хотели изменить или откорректировать в работе кафедры?») только 89 человек предпочли выбрать вариант «Расширить интерактивный компонент обучения», что может свидетельствовать о низкой заинтересованности студентов в данной форме.
И, наконец, еще один важный компонент, влияющий на качество усваивания материала -самостоятельная работа студентов. Речь пойдет о так называемой внеаудиторной самостоятельной работе.
Многие кафедры используют лишь один вариант такой работы. Это написание реферата по заданной теме. Казалось бы, в современном мире уже не остается места такой форме, так как вся подготовка труда у студента занимает не более одного часа, а необходимость в длительном поиске соответствующей литературы отпадают ввиду наличия в виртуальном пространстве уже готовых вариантов реферативной работы. Поэтому нам видится возможным включать в имеющиеся уже традиционные темы рефератов морфологические и клинические аспекты изучаемого вопроса. Как правило, такие «вставки» требуют изучения специальной литературы, которая, в силу главы 70 Гражданского Кодекса РФ «Авторское право», не отображена в свободном доступе. И студент вынужден обратиться в библиотечные фонды своего ВУЗа, в том числе электронные. Поэтому такая форма работы требует от преподавателя креативного подхода в части составления тем реферативных работ, а также готовности помогать студентам ориентироваться в большом объеме специальной литературы. И тогда традиционная тема о гистологическом строении гипофиза замечательно может быть дополнена (для студента, мечтающего стать акушером-
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2018 - V. 25, № 4 - P. 194-198
гинекологом) синдромом Шихана (послеродовой инфаркт гипофиза), а строение стенки сердца для будущего педиатра или кардиолога гораздо интереснее и полезнее будет рассмотреть вместе с тетрадой Фалло.
Также хочется отметить нарастающий интерес студентов к интернет-ресурсам, содержащим наглядное, качественно визуализированное объяснение текущих тем по гистологии, цитологии, гистологии. Мы убеждены, что этот интерес может стать мощным союзником преподавателя в борьбе за повышение качества образования, если, конечно же, сам преподаватель будет хорошо ориентироваться в этом вопросе. Те кафедры, которые имеют ресурсы для создания таких видеоматериалов, как правило, с большим воодушевлением кооперируются с ВУЗами, у которых таких возможностей нет, так как это приводит к улучшению показателей учебного заведения в части академической мобильности. Поэтому коллективный вариант
работы с общей базой медиа-материалов может оказаться даже более предпочтительным, чем безуспешный поиск ресурсов и активов для подготовки собственного контента.
Заключение. Медицинское образование до сих пор является одним из самых качественных и в то же время сложных вариантов профессиональной ориентации. Нарастающие требования к правильному оказанию медицинской помощи населению требует от студентов колоссальных энергозатрат, что становится еще одним поводом для отчисления слушателя из ВУЗа. И все же следует помнить, что даже самый сложный вопрос, самая «неподъемная» тема становится логичной, понятной и усваиваемой в руках умелого преподавателя, всецело посвящающего себя служению своим студентам и не пренебрегающего постоянным повышением не только профессиональных, но также своих социальных культурных навыков в вопросах психологии и педагогики высшей школы.
OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF HISTOLOGY OF
MEDICAL HIGH SCHOOL
G.S. SOLOVYEV, O.G. SOLOVYEVA, O.F. ISTOMINA, I.A. GOLUBEVA, V.A. SHIDIN, E.V. MOROZOVA,
V.V. MATVIENKO
Tyumen State Medical University, Street Odessa, House 54, Tyumen, Tyumen region, 625023, Russia
Abstract. This work deals with the teaching of the discipline "Histology, cytology, embryology", problems associated with the assimilation of the material of individual topics in a medical high school. The analysis of the main reasons for the decline in academic performance and the ways of overcoming them in the general practitioner faculty, pediatric faculty and the faculty of dentistry is presented. The main forms of submitting the educational material are considered: lecture, including video lecture, practical lesson, extracurricular independent work of students. Some reasons for the low interest of students in mastering the discipline and ineffective digestion of information about the discipline are indicated. Different approaches to teaching were considered. As the method, anonymous questionnaires using Internet technologies were chosen to select the format and distribution of the questionnaire among trainees. The fact that many students who already graduated from the above discipline participated in the survey gives the right to consider the problem of qualitative teaching of histology as a matter of primary importance, not only for students of the first and second years.
Key words: histology, higher education, medicine, teaching.
Литература
1. Гемонов В.В., Лаврова Э.Н., Череп О.Е. Преподавание медицинской гистологии на стоматологическом факультете // Вестник Ивановской медицинской академии. 2009. Т. 14, № 2. С. 47.
2. Грушин В.Н., Мяделец О.Д., Лебедева Е.И., Ки-чигина Т.Н., Колмогоров В.Н., Пилипенко Н.Н.
References
1. Gemonov VV, Lavrova EN, Cherep OE. Prepoda-vanie medicinskoi gistologii na stomatologicheskom fakul'tete [Medical Histology teaching at the Faculty]. Vestnik Ivanovskoi medicinskoi akademii. 2009;14(2):47. Russian.
2. Grushin VN, Myadelec OD, Lebedeva EI, Kichigi-na TN, Kolmogorov VN, Pilipenko NN. Metodologi-
Методологические подходы к развитию предметного профессионального мышления у студентов при преподавании дисциплины «Гистология, цитология, эмбриология». В сборнике: «Инновационные обучающие технологии в медицине», сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием, 2017. С. 167-171.
3. Рыхлик С.В. Современные подходы к преподаванию гистологии, цитологии и эмбриологии // Вестник проблем биологии и медицины. 2014. Т. 2, № 3. С. 70-75.
4. Соловьев Г.С., Истомина О.Ф., Соловьева О.Г., Голубева И.А., Иванова Н.В., Морозова Е.В., Ши-дин В.А. Опыт преподавания эмбриологии в медицинском ВУЗе // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. Т. 6, № Б. С. 40.
cheskie podhody k razvitiyu predmetnogo profession-al'nogo myshleniya u studentov pri prepodavanii dis-cipliny «Gistologiya, citologiya, embriologiya». V sbornike: «Innovacionnye obuchayuschie tehnologii v medicine», sbornik materialov Respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferencii s mejdunarodnym uchastiem [Methodological approaches to the development of meaningful professional thinking among students in teaching disciplines "histology, cytology and Embryology". In the Anthology: "innovative learning technologies in medicine", proceedings of the Republican scientific-practical Conference with international participation]; 2017. Russian.
3. Ryhlik SV. Sovremennye podhody k prepodava-niyu gistologii, citologii i embriologii [Modern approaches to the teaching of histology, cytology and Embryology]. Vestnik problem biologii i mediciny. 2014;2(3):70-5. Russian.
4. Solov'ev GS, Istomina OF, Solov'eva OG, Golube-va IA, Ivanova NV, Morozova EV, Shidin VA. Opyt prepodavaniya embriologii v medicinskom VUZe [Experience in teaching embryology in Medical University]. Jurnal anatomii i gistopatologii. 2017;6(S):40. Russian.
Библиографическая ссылка:
Соловьев Г.С., Соловьева О.Г., Истомина О.Ф., Голубева И.А., Шидин В.А., Морозова Е.В., Матвиенко В.В. Опти мизация учебного процесса на кафедре гистологии медицинского ВУЗа // Вестник новых медицинских техноло гий. 2018. №4. С. 194-198.