Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемно-ориентированное обучение / изучение иностранного языка / problem-oriented learning / learning a foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамбиева Медина Данисламовна, Биджиев Заур Алим-джашарович, Диляра Али-муратовна

В современной педагогике акцент делается на воспитании личности активной, творческой, осознающей проблемы человечества как глобальные, так и региональные, готовой посильно участвовать в их решении. Сегодня необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Соответственно, одной из актуальных задач выступает подготовка обучающихся к решению проблем разного уровня. Хорошо известно, что основной целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции. Формирование коммуникативной компетенции означает овладение языком как средством межкультурного общения, развитие умений использовать язык как инструмент решения проблем в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Проблемная активность это одна из центральных проблем педагогики и методики. И это не случайно, поскольку сам процесс человеческого познания носит активный, творческий характер, а способности человеческие, в том числе и познавательные, развиваются в активной самостоятельной деятельности. Недостаточная теоретическая разработанность вопросов иноязычного образования посредством проблемного обучения определила выбор темы исследования. В статье рассмотрено определение понятия «проблемно-ориентированное обучение». Уделено внимание отбору и классификации проблемно-ориентированное обучения. Показаны критерии организации проблемно-ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern pedagogy, the emphasis is on educating an active, creative person who is aware of the problems of humanity, both global and regional, and is ready to participate in their solution as much as possible. Today we need people who think unconventionally, who are able to look for new ways to solve the proposed tasks, to find a way out of a problematic situation. Accordingly, one of the urgent tasks is to prepare students to solve problems of different levels. It is well known that the main purpose of teaching a foreign language is the formation of foreign language communicative competence among students. The formation of communicative competence means mastering language as a means of intercultural communication, the development of skills to use language as a tool for solving problems in the dialogue of cultures and civilizations of the modern world. Problem activity is one of the central problems of pedagogy and methodology. And this is not accidental, since the process of human cognition itself is active, creative, and human abilities, including cognitive ones, develop in active independent activity. Insufficient theoretical elaboration of the issues of foreign language education through problem-based learning determined the choice of the research topic. The article discusses the definition of the concept of "problem-oriented learning". Attention is paid to the selection and classification of problem-oriented learning. The criteria for the organization of problem-oriented learning are shown.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

культуры сформировать определенную модель поведения, соответствующую этикету изучаемой культуры. Модели поведения, если они являются выражением определенных идей и ценностей, обычно применимы к определенной культуре и соответственно действуют как регуляторы общения.

Литература:

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - Москва, 1966. - 498 с.

2. Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г.Костомаров. - Москва: Русский язык, 1990. -246 с.

3. Влахов, С. Непереводимое в переводе / С. Влахов, С. Флорин. - 2-е изд. - Моства: Высшая школа, 1986. - 144 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат филологических наук, доцент Тамбиева Медина Данисламовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат филологических наук, доцент Биджиев Заур Алим-Джашарович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); ассистент Гочияева Диляра Али-Муратовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В современной педагогике акцент делается на воспитании личности активной, творческой, осознающей проблемы человечества как глобальные, так и региональные, готовой посильно участвовать в их решении. Сегодня необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Соответственно, одной из актуальных задач выступает подготовка обучающихся к решению проблем разного уровня. Хорошо известно, что основной целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции. Формирование коммуникативной компетенции означает овладение языком как средством межкультурного общения, развитие умений использовать язык как инструмент решения проблем в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Проблемная активность - это одна из центральных проблем педагогики и методики. И это не случайно, поскольку сам процесс человеческого познания носит активный, творческий характер, а способности человеческие, в том числе и познавательные, развиваются в активной самостоятельной деятельности. Недостаточная теоретическая разработанность вопросов иноязычного образования посредством проблемного обучения определила выбор темы исследования. В статье рассмотрено определение понятия «проблемно-ориентированное обучение». Уделено внимание отбору и классификации проблемно-ориентированное обучения. Показаны критерии организации проблемно-ориентированного обучения.

Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, изучение иностранного языка.

Annotation. In modern pedagogy, the emphasis is on educating an active, creative person who is aware of the problems of humanity, both global and regional, and is ready to participate in their solution as much as possible. Today we need people who think unconventionally, who are able to look for new ways to solve the proposed tasks, to find a way out of a problematic situation. Accordingly, one of the urgent tasks is to prepare students to solve problems of different levels. It is well known that the main purpose of teaching a foreign language is the formation of foreign language communicative competence among students. The formation of communicative competence means mastering language as a means of intercultural communication, the development of skills to use language as a tool for solving problems in the dialogue of cultures and civilizations of the modern world. Problem activity is one of the central problems of pedagogy and methodology. And this is not accidental, since the process of human cognition itself is active, creative, and human abilities, including cognitive ones, develop in active independent activity. Insufficient theoretical elaboration of the issues of foreign language education through problem-based learning determined the choice of the research topic. The article discusses the definition of the concept of "problem-oriented learning". Attention is paid to the selection and classification of problem-oriented learning. The criteria for the organization of problem-oriented learning are shown.

Key words: problem-oriented learning, learning a foreign language.

Введение. Современное образование в Российской Федерации строится на основе утвержденных стандартов и формируется с учетом принципов развития индивидуальной личности и идентичности. Эти аспекты могут быть разработаны только при наличии условий применения творческих методов, которые могут быть применены в различных формах ко всем участникам образовательного процесса. Такой эффективный способ повышения уровня образования учащихся можно найти в применении проблемных методов обучения.

Это исследование посвящено исследованию проблемных методов преподавания иностранных языков. Этот метод обучения становится все более актуальным и вызывает предмет споров среди методистов.

Важность этого исследования зависит от разработки методологической базы, используемой в процессе обучения; исследование новых способов преподавания иностранных языков; необходимость совершенствования и модернизации современных методов обучения; приобретение важнейших коммуникативных навыков.

Проблемно-ориентированные технологии обучения включают в себя ряд взаимосвязанных методов обучения, которые могут удовлетворить потребности учащихся в творческом участии в образовательном процессе, сформировать навыки, необходимые для успешной адаптации к меняющейся жизненной среде, приобрести знания, необходимые для самореализации.

Изложение основного материала статьи. Согласно определению понятия «проблемно-ориентированное обучение» -это обучение, направленное на создание проблемных ситуаций в классе и обсуждение возможных способов решения этих проблем. В этот период учащиеся учатся применять полученные ранее знания, приобретенные навыки и умения, осваивать опыт (методику) творческой деятельности [1].

Целью проблемно-ориентированного обучения является усвоение научных знаний и процесса получения результатов, формирование когнитивной независимости учащегося и сосредоточение внимания на его творческих способностях. Стратегия этой модели обучения основана на практической ориентации. Этот метод побуждает учащихся использовать

анализ информации во время обучения, сохранять перспективу, создавать новое, оценивать и судить. Это позволяет учащимся оставаться занятыми и активными в классе.

Общие функции проблемно-ориентированного обучения включают:

1. Приобретение знаний и навыков в процессе изучения психологической и практической деятельности.

2. Развитие интеллектуальных способностей; самовыражение как изначальной творческой личности.

3. Активизация диалектического материального мышления учащихся.

Специальные функции проблемно-ориентированного обучения:

1. Усвоение знаний путем решения проблемных задач, поиска решений и реализации творческих способностей в этом когнитивном процессе.

2. Овладение методами научных исследований.

3. Использование имеющиеся знаний для развития навыков решения образовательных и познавательных задач.

4. Формирование мотивации к обучению и поддержанию деятельности для достижения целей.

Особенностью устной речи является спонтанность; специфические особенности речи, ее стиль. Использование методов проблемно-ориентированного обучения может решить проблемы, связанные с эффективным овладением этим сложным и всеобъемлющим навыком.

Основная концепция проблемно-ориентированного обучения - это состояние проблемы на основе всех проблемных задач. Проблемные ситуации активизируют мыслительный процесс и стимулируют усвоение новых знаний, поскольку проблемные ситуации заставляют учащихся искать новые способы решения задач.

Есть много типов проблемных ситуаций. Контекстом проблемы является содержание, цель, предмет, метод деятельности, объект и т.д. В зависимости от типа информации проблемные ситуации классифицируются как.

В методологических навыках ситуационных ситуаций используются игровые проблемные ситуации, поучительные диалоги, проблемные эксперименты, исследовательские работы, демонстрации и т.д. Различные проблемные ситуации позволяют использовать эту технику на каждом этапе учебного процесса и однозначно определяют этот метод. Однако для того, чтобы учителя смогли успешно применить этот метод и создать проблемную ситуацию, им необходимо использовать специальные методологические приемы:

* Изложите различные точки зрения;

* Задайте несколько вопросов, которые способствуют обоснованию, рассуждению и обобщению;

* Выявите учащихся с противоречиями и независимыми попытками найти решения проблем;

* Обсудите противоположных позиции;

* Определите конкретные задачи теоретического и практического характера;

* Обеспечьте сравнение и анализ проблем с разных точек зрения.

При изучении английского языка важно, чтобы у студентов было желание и мотивация к самообразованию. Применение проблемных методов позволяет учителям иностранных языков решать эту проблему и дает возможность по-другому подходить к учебному процессу. Роль учителей меняется. Он стал помощником и консультантом, создав атмосферу сотрудничества и дружеского общения. Ситуации, близкие к реальной ситуации, пробуждают у участников неподдельный интерес к учебному процессу, а новизна знаний помогает получить соответствующую информацию, ранее неизвестную.

Примером проблемной языковой задачи является перевод текста.

При переводе текстов необходимо соблюдать принципы объективности, логики и точности. Кроме того, необходимо соблюдать следующие правила: рассматривать текст в целом, переводить предложения, а не слова; внимательно изучать сложные предложения и определять дизайн перевода; избегать "буквального" характера перевода, возможности переводить сложные слова "со значением".

В контексте реализации модели личностно-ориентированного обучения и междисциплинарной интеграции, когда подчеркивается когнитивная деятельность учащихся, а не образовательная деятельность учителей, когнитивное и социальное развитие личности учащихся в процессе исследовательской и творческой деятельности имеет особое значение. Мы предлагаем рассмотреть в этой статье конкретные характеристики проблемно-ориентированного обучения.

Коммуникативные навыки способствуют общему развитию учащихся. Развитие личности учащихся в процессе изучения иностранного языка, отражено в достижении результатов преподавания иностранного языка.

На данном этапе стандартом образовательной деятельности доя учителей иностранных языков является когнитивно-коммуникативный метод, а одной из наиболее характерных особенностей является словесное творчество учащихся. Отличительной чертой современного преподавания иностранных языков является творческая задача стимулирования активной психологической деятельности учащихся, которая заключается не в воспроизведении того, что было изучено ранее, а в том, что еще продолжается. В связи с этим важно понимать, что обычные организационные принципы деятельности учителя должны приводить к принципу мобилизации, то есть потребности в технологиях, которые позволят учителям мобилизовать учащихся и стимулировать их когнитивную и вербальную мыслительную деятельность. Мы считаем, что эти технологии включает в себя проблемно-ориентированное обучение. Этот тип обучения характеризуется такой образовательной организацией, которая характеризуется продуктивной деятельностью учащихся, в ходе которой они получают собственные решения когнитивных проблем.

Проблемно-ориентированное обучение - это тип развивающего обучения, созданный с учетом постановки проблемно-ориентированных целей и принципов, который сочетает в себе систематическую независимую исследовательскую деятельность учащихся и усвоение ими готовых научных результатов. Процесс учебно-воспитательного взаимодействия ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивой учебной мотивации и способности мыслить (в том числе творчески), в процессе усвоения научных концепций и методов деятельности проблема определяется контекстной системой [2].

Проблемное обучение позволяет сделать процесс изучения иностранного языка интересным для учащихся, а также помогает раскрыть потенциал каждого учащегося и обеспечить эффективность обучения. В современном языковом образовании основное внимание уделяется самостоятельной работе, продуктивной деятельности, способности мыслить нестандартно, способности самостоятельно решать проблемы, рациональности. Таким образом, когнитивная мотивация стала основной мотивацией проблемного обучения. В связи с этим следует принять форму активного обучения в классе, включая работу в форме проектов. Это то, что влечет за собой характер деятельности субъекта "иностранного языка".

Поэтому, основываясь на анализе учебной литературы, мы определяем проблемное обучение в рамках обучения иностранному языку как специально организованную учебно-познавательную деятельность, направленную на коммуникативное, познавательное, поиск решений проблемных задач и проблемных ситуаций, тем самым формируя навыки и способности общения на иностранном языке, овладевая творческим опытом.

Рассмотрим проблемную позицию, лежащую в основе проблемно-ориентированного обучения. Проблемы, возникающие в процессе общения на иностранном языке, заключаются в создании условий и стимулировании ситуативных

коммуникативных потребностей речи учащихся. Сама проблемная ситуация связана с элементами, включающими стимуляцию продуктивного мышления, преодоление определенных трудностей, активизацию деятельности вербального мышления, творческой деятельности. Это не только помогает в приобретении новых знаний, навыков и способностей, но и способствует личностному росту учащихся, особенно развитию их творческих способностей. Проблемная ситуация может включать в себя новый вид деятельности, предмет деятельности, условия для осуществления деятельности. Таким образом, проблемная ситуация побуждает учащихся самостоятельно формировать продуктивное выражение. В зависимости от типа информационного несоответствия проблемными ситуациями могут быть неожиданности, конфликты, предположения, опровержения, противоречия и сомнения.

В методологической литературе есть разница в зависимости от уровня проблемы:

- ситуации, вызванные и разрешенные учителем;

- ситуация, вызванная учителем и разрешенная учеником;

-учащиеся самостоятельно формируют проблемы и их решения [2].

Основываясь на вышесказанном, мы считаем, что проблемные ситуации в обучении иностранному языку - это, прежде всего, проблемные коммуникативные ситуации, и учащимся рекомендуется активно понимать и решать текущие задачи языкового мышления, выражая их собственными мыслями и продуктивными фразами учащихся. Таким образом, проблемно-ориентированное обучение иностранному языку предполагает постоянное целенаправленное развитие и представление учащимся проблемных ситуаций для решения проблемы, при которой учащиеся формируют свою собственную устную речь, которую они считают лично важной.

Выводы. Таким образом, метод постановки вопроса основан на формировании определенного типа внутренней мотивации - проблемы восприятия. В связи с этим учебный материал, которым должны овладеть учащиеся, должен быть представлен в виде набора проблемных задач. Проблемная задача - это особая интеллектуальная задача, в которой некоторые элементы решения проблем неизвестны учащимся, и они должны найти себя. Рассматриваемая задача всегда связана с преодолением любых препятствий и активизацией познавательной деятельности учащихся, включая речевую деятельность и элементы творческого мышления. Проблемные ситуации - это своего рода образовательная задача, которая стимулирует речь и поведение учащихся.

Если учащиеся обладают определенным уровнем владения иностранным языком, чувствуют себя комфортно в учебной среде и достаточно мотивированы, то осуществление образовательной деятельности, основанной на решении задач, начинается с изложения соответствующих задач. Важно тщательно выбрать вопрос и донести его до учащихся таким образом, чтобы он мотивировал их, вызывал интерес, бросал вызов их знаниям и навыкам. Задача задавания вопросов состоит в том, чтобы стимулировать потребность студентов в решении проблем. Для этого рекомендуется использовать документальные фильмы, подборки газетных публикаций, рекламные приложения или презентации экспертов в этой области.

Уделив должное внимание этой теме, учащиеся больше не будут считать преподавателей экспертами и начнут создавать свою собственную базу знаний, включающую вопросы, факты и цифры, которые все еще нуждаются в проверке. Эти задания предназначены для того, чтобы помочь учащимся создать алгоритм обработки существующей информации и создать свою собственную базу знаний для будущей деятельности.

Мы также считаем важным, что этот метод позволяет студентам полагаться на полученную или обнаруженную информацию и данные для формирования собственной позиции по обсуждаемым профессиональным вопросам и формировать собственное мнение после сравнения своей позиции с позициями других студентов. Анализируемый метод имеет большие возможности применения на уроках иностранного языка.

Однако, чтобы воспользоваться этими преимуществами, преподаватели должны убедиться, что учащиеся понимают основные принципы проблемно-ориентированного обучения и осознают, что они являются участниками эффективного учебного процесса. Тогда применение вышеперечисленных методов может значительно улучшить качество приобретаемых знаний и навыков. Но в то же время, при использовании этого метода учебный процесс усложняется и требует высокой степени профессионализма и дополнительных усилий со стороны преподавателей.

Литература:

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - Москва, 1966. - 498 с.

2. Зимняя, И.А. Проблемность в обучении иностранным языкам / И.А. Зимняя // Иностранные языки. - 2016. -N0 3. -С. 45-48

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта Трегубова Татьяна Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); преподаватель, кандидат педагогических наук, доцент Прозорова Мария Николаевна Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Кировский медицинский колледж» (г. Киров);

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Киров)

СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ

КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования тенденций формирования профессиональной самооценки студентов. При этом выделены социальные и педагогические тенденции в формировании профессиональной самооценки студентов медицинских специальностей. Авторами проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по проблеме исследования и вопросам развития профессиональной самооценки с позиции смысловых ориентиров. Рассмотрены социальные и педагогические тенденции, позволяющие сформировать профессиональную самооценку студентов медицинского колледжа. Теоретический анализ исследования, изложенный в статье, может быть использован в практической деятельности профессиональных организаций и учреждений здравоохранения при работе с молодыми специалистами при планировании их карьеры и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.