Мир Науки
2017, Том 5, №3 ISSN 2309-4265
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN317.pdf Статья опубликована 20.06.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Махутова Г.М. Проблемный подход к обучению иноязычному общению студентов нелингвистических специальностей // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3
http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 372.881.1
Махутова Гульнара Мырзахановна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Россия, Нижневартовск1
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Проблемный подход к обучению иноязычному общению студентов нелингвистических специальностей
Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития иноязычной компетентности студентов нелингвистических специальностей в процессе обучения иностранному языку.
Обучение инсстранному языку предполагает обучение иноязычному общению, неотъемлемому компоненту профессиональной подготовки современного выпускника. Автор статьи считает, что обучение иноязычному общению должно быть основано на проблемном подходе.
В основе проблемнoго подхода в обучении иностранному языку лежит проблемная ситуация, разрешение которой требует от обучающегося определенного уровня коммуникативной кoмпетентности, так как проблемное обучение основывается на активном взаимодействии обучающихся, на диалоге, на умении ставить и решать проблемы.
В статье автор раскрывает возможность реализации проблемного обучения иноязычному общению студентов - монологу, диалогу, полилогу, на основе разрешения проблемных ситуаций, где решение основной проблемы протекает в ходе решения цепи соподчиненных проблем.
Моделирование проблемных ситуаций в обучении иноязычному общению позволяет активизировать творческие мыслительные способности учащихся, которые осуществляются через общение при решении проблем, что в конечном итоге обеспечивает формирование особого способа мышления учащихся и развивает качественные иноязычные коммуникативные способности в контексте компетентностной парадигмы развития современного образования.
Ключевые слова: проблемное обучение; проблемный подход; проблемные ситуации; иноязычное общение; коммуникативная компетентность; моделирование
При подготовке будущих специалистов в стремительно развивающемся мире, недостаточно передать обучающимся определенный объем знаний, намного ценнее обучение
1 628605, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56, каб. 304
поиску, анализу, обобщению необходимой информации и самостоятельному получению знаний, преодолевая проблемы на пути их достижeния.
Проблемное обучeние явилось ответом на вопрос как помочь обучающимся самостоятельно приобретать необходимое знание для умения распознавать и решать проблемы, встречающиеся в социальной сфере жизни или в профессиональной деятельности и пробудить их стремление к реализации своих творческих способностей. Только в условиях проблемного обучения учащиеся вовлекаются в творческий процесс, где оказываются в условиях, требующих умения мыслить, искать и находить ответы на проблемные вопросы и обобщать ранее полученные знания.
Как утверждает В.Т. Кудрявив, проблемное обучение - это тип развивающего обучения, представляющий систему проблемных задач различного уровня сложности в процессе решения которых, учащиеся при помощи учителя приобретают знания и знакомятся с новыми способами получения знаний, при этом у учащихся формируется умение анализировать, синтезировать и делать выводы [6].
Урок в условиях прoблемного обучения приобретает диалогический характер. При помощи соответствующих методических приемов как: постановка проблeмных вопросов; выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение; обращение к студентам за помощью и др., преподаватель побуждает студентов к размышлению, дискуссии. Диалогическое изложение материала, предполагающее постановку, поиск и решeние проблем, может эффективно повлиять на решения такого вопроса как обучение общению на иностранном языке.
По определению Л.К. Гейхмaн, общение - это условие возникновения и развития форм и средств психической деятельности человека - сознания и языка, без которых человек не сможет выражать свои мысли, обмениваться информацией, взаимодействовать с другими [1].
Общение в процессе решения учебных коммуникативных проблем является необходимым условием для развития умения студентов получать и передавать информацию, обмениваться мнением, формулировать и выражать свою точку зрения на определенные вопросы, требующие решения. Таким образом, общение через взаимодействие способствует развитию мышления студентов, поскольку по способу своего возникновения, по утверждению М.М. Бахтина, мышление диалогично. Для того, чтобы общение в процессе обучения состоялось, необходимо помнить следующие условия:
• общение со студентами необходимо строить таким образом, чтобы они пришли к выводам самостоятельно, сделать их соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных преподавателем;
• преподаватель задает вопросы к вводимому новому материалу и сам же отвечает на них, вызывая вопросы у студентов, и побуждает к самостоятельному поиску ответов на них в ходе занятии. Добивается того, что студенты думают вместе с ним.
Проблемный подход в обучении иноязычному общeнию стимулирует развитие активного самостоятельного мышления, помогает не только запоминать и воспроизводить полученные знания на изучаемом языке, но и применять их на практике. Такой подход к обучению иностранным языкам позволяет активизировать мыслительную деятельность, предоставляет возможность решать различного характера проблемы, обращая внимание на содержание своего высказывания, а язык выполняет свою прямую функцию формирования и формулирования этих мыслей.
Мир Науки
С точки зрения С.Л. Рубинштейна, источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация, которая определяется Т.В. Кудрявцевым как некоторое психическое состояние человека, который испытывает трудность в познании нового, неизвестного [5].
Мыслительный процесс в познании неизвестного требует умственные последовательные действия предполагающие:
• анализ проблемы;
• формулировку цели;
• формулировку гипотезы;
• выбор способов и средств решения проблемы;
• моделирование процесса решения проблемы.
Моделирование представляет собой способ воспроизведения и изучения определённого фрагмента явления, процесса, предмета, ситуации, основанный на представлении объекта с помощью модели.
В связи с этим мы предлагаем моделирование проблемных ситуаций в процессе обучения иноязычному общению студентов, главной характеристикой которых является наличие преград, противоречий, проблем на пути достижения конечной цели, функция которых стимулировать не только виды мышления (индивидуальное, диалогическое, групповое) [8] и виды общения (монолог, диалог, пoлилог), но и поисковые умения в процессе решения коммуникативных задач.
По мнению ученых (Д. Пойа, Т.В. Кудрявцев, А.А. Леонтьев, Е.В. Ковалевская), разрешение проблемной ситуации, должно происходить в форме решения цепи проблемных задач, вытекающих одна из другой. При этом каждое «звено» цепи может заключать в себя монолог, диалог, пoлилог, реализация которых способствует развитию индивидуального, группового видов мышления.
На основе положения, данного А.М. Матюшкиным о существовании индивидуального, диалогического, группового видов мышления, соотнесенных Е.В. Ковалевской с монологом, диалогом и полилогом, нами была разработана модель разрешения проблемных ситуаций (рис. 1) для обучения иноязычному общению, основанная на предложенной Е.В. Ковалевской, схемой разрешения «ступенчатой» («цепочной») проблемной ситуации, где главная проблема решается по ступеням на основе решения взаимосвязанных цепочек проблем [2].
Мир Науки
Мир Науки
Рисунок 1. Проблемная ситуация по теме «Магазин»
Модель разрешения проблемной ситуации составлена на основе учебной темы «Магазин» [9].
Остановимся на пояснении рисунка. Преподаватель формулирует проблемную ситуацию для одного из студентов /1/: «... выбирая подарок, вы случайно разбили вазу...», «... вы заплатите за разбитую вазу?». Студент, получивший задание, сам выбирает участника общения из группы, которые могут играть роль друзей, продавца, администратора, полицейского и т.д. В процессе речевого общения говорящие решают проблемную задачу /1/ (1 блок). Если в ходе обсуждения первого блока решатель замечает, что коммуникативная проблема близка к решению, преподаватель предлагает новую проблему /2, 3., 7/ в соответствии с тем, как развивается общая проблемная ситуация. Преподаватель может также предложить решить проблему одного и того же блока нескольким студентам группы поочередно, тем самым, способствуя поиску, нахождению и обоснованию наиболее интересного варианта разрешения проблемной ситуации. Данное проблемное задание также выполняется в форме полилога и может переходить в дискуссию.
Проблемная ситуация может состоять из множества ступеней и уровней. Степень сложности проблемной ситуации обусловлена числом уровней (по вертикали) и числом ступеней (по горизонтали). Выбор степени сложности коммуникативной проблемной ситуации зависит от уровня подготовленности студентов, от учебной мотивации. Предлагаемые уровни и ступени проблемных задач, ориентированы на разные виды учебного коммуникативного взаимодействия, актуализирующие определенный вид общения: монолог, диалог, полилог, в процессе осуществления которых, студенты учатся сотрудничать в коллективе, строить свои высказывания, совместно находить пути решения проблемы.
Согласно утверждению Е.В. Ковалевской, процесс разрешения проблемных ситуаций требует от студентов: 1) умение видеть, находить и ставить проблемы самостоятельно; 2) умение строить гипотезу решения, оценивая и меняя ее в случае несостоятельности первой гипотезы; 3) умение вести ход решения проблемной ситуации в соответствии со своими
интересами; 4) умение находить пути решения проблемы в проблемной ситуации; 5) умение оценивать правильность своего решения и решения проблем собеседников [2].
Таким образом, проблемный подход к обучению иноязычному общению студентов нелингвистических специальностей на основе проблемных коммуникативных ситуаций способствует на формирование и развитие коммуникативных творческих умений: высказывать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, а также на формирование и развитие поисковых творческих умений: видеть, формулировать, решать проблему, преодолевая трудности, возникающие в ходе общения, над которыми надо работать: лексические, грамматические ошибки; боязнь допустить ошибку, неумение поддержать разговор, неумение разрешать проблемные ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гейхман, Л.К. Искусство быть и общаться с Другим (интерактивное обучение) [Текст]: моногр. / Л.К. Гейхман. - Пермь: Центр развития образования, 2001. - 198 с. - C. 135.
2. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы [Текст] / Е.В. Ковалевская. - М.: МНПИ, 1999. - Кн.1. - 120 с. - C. 78-79, C. 74.
3. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система [Текст] / Е.В. Ковалевская. - М.: МНПИ, 2000. - Кн.2. - 245 с.
4. Колесник Л.И. Проблематизация учебного текста и заданий к нему (на материале обучения чтению на иностранном языке) [Текст]: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / Л.И. Колесник. - М., 2004. - 23 с.
5. Кудрявцев Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения [Текст] / Т.В. Кудрявцев // Советская педагогика. - 1967. - №8. - С.61-72.
6. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (процесс и способы решения технических задач) [Текст] / Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика,1975. -304 с. - C. 49.
7. Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения [Текст] / А.М. Матюшкин // Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М.: Просвещение, 1968.
- 208 с.
8. Матюшкин А.М. Психологическая структура и развитие познавательной активности (в индивидуальном, диалогическом и групповом мышлении). Вопросы психологии, 1982, №4, с. 5-17.
9. Махутова Г.М., Микитченко С.П. Моделирование проблемных задач и проблемных ситуаций в обучении иностранным языкам // Интернет-журнал «Современные проблемы науки и образования» [Электронный ресурс] №1, 2014
- Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/115-12118.
10. Махутова Г.М., Трофименко М.П. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов в процессе иноязычного общения. // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. -Нижневартовск, №1, 2016 г. С. 51-57.
11. Микитченко, С.П. Организация проблемных задач в процессе обучения иностранному языку (на материале говорения) [Текст]: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / С.П. Микитченко. - М., 2004. - 19 с.
Мир Науки
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Makhutova Gulnara Myrzakhanovna
Nizhnevartovsk state university, Russia, Nizhnevartovsk E-mail: [email protected]
Task oriented approach to teaching foreign language communication to non-linguistic students
Abstract. The article considers the development of foreign language competence of non-linguistic students in foreign language teaching process. Foreign language teaching, presuppose teaching to communicate in a foreign language, which is an integrant component of professional development of any modern graduate. The author believes that communicative language teaching should be based on the task oriented approach.
Task oriented situations are key to problem-based approach to teaching a foreign language. To solve a task oriented situation a student is required a certain level of communicative competence as problem-based learning is based on students' interaction through active learning, on the ability to raise and solve problems.
The author of the article develops the possibility of problem-based approach implementation to teaching foreign language communication of students through monologues, dialogues, polylogues, based on solving task-oriented situations. The solution of the key problem takes place in the course of solving the chain of interacting problems.
The modelling of task oriented situations in teaching to foreign language communication allows activating students' creative thinking ability through communication in the process of problem solving. It ultimately ensures the formation of a particular way of students' thinking and develops high-quality foreign language communication skills in the context of competence paradigm of modern education.
Keywords: task oriented teaching; task oriented approach; tasks oriented situations; foreign language communication; communicative competence; modelling