УДК: 81-11
РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЛИНГВО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Алиева Ю.И., Абдуразакова З.Г., Иразиханова Н.С. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Махачкала
Аннотация. В данной статье ставится задача оценить роль проблемного обучения в лингво-профессиональном развитии студентов юридического колледжа. В статье приводится пример профессионального ориентирования проблемной задачи для учащихся с различным уровнем подготовленности. Установлено, что лингво-профессиональная подготовка, основанная на решении профессионально ориентированной проблемной ситуации, способствует формированию профессионального самосознания и выработке собственного стиля профессиональной деятельности
Ключевые слова. Лингво-профессиональная подготовка, технология проблемного обучения, проблемная ситуация (задачи и задания), профессионально ориентированные задания, профессиональное самосознание.
THE ROLE OF PROBLEM-BASED LEARNING IN THE LINGUISTIC AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF LAW COLLEGE
Aliyevа Y.I., Abdurazakova Z.G., Irisiana N.S.
FGBOU VO "Dagestan state University", Makhachkala
Annotation. This article is aimed to estimate the role of problem-based training of law college students' linguo-professional development. The article gives an example of profession-oriented task for students with different leveled training. Linguo-professional training based on solving profession-oriented task promotes formation of professional self-consciousness and producing own way of professional activity.
Key words. linguo-professional training, problem-based training technology, problem situation (tasks), profession-oriented task, professional self-consciousness
В современных социально-экономических условиях в связи с расширением внешнеэкономических связей в России, выходом на мировой рынок, расширением контактов с зарубежными партнерами повышаются требования, предъявляемые к знанию специалистами иностранных языков.
Сфера предстоящей профессиональной деятельности определяет задачи обучения иностранному языку, соотношение разных видов речевой деятельности, требования к знаниям и умениям выпускников.
Юридическая профессия стала одной из самых востребованных. Понятие юрист, как известно, есть некоторое состояние и качества индивида, поскольку оно
предполагает наличие правовых знаний, навыков, усвоенных правовых традиций и стереотипов поведения [3. 20].
Сегодня, когда на первый план выступает проблема формирования и развития личностных качеств будущего юриста, проблема воспитания конкурентно способного, компетентного специалиста особую значимость приобретает развитие профессионального мышления, которое позволяет моделировать целостное предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, способствуя формированию познавательной и профессиональной мотивации.[4]
В соответствии с данными задачами интерес вызывает технология проблемного обучения.
В образовательном контексте СПО именно проблемная ситуация (задачи и задания), выступающие ее элементами, способствуют развитию профессионального мышления.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. При помощи системы проблемных ситуаций, учебных задач и проблем складывается сюжетная линия освоения и присвоения ведущих аспектов профессиональной деятельности.
Проблемное обучение на занятиях по иностранному языку способствует активизации познавательной деятельности, содействующей формированию и развитию познавательных возможностей, стремлению студентов непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания. Исследование показывает, что проблемные ситуации могут создаваться в контексте будущей профессиональной деятельности. При этом активная познавательная деятельность по усвоению студентами профессиональных знаний, умений и навыков в значительной мере влияет на процесс профессионального самоопределения и трансформации познавательной мотивации в профессиональную, что, в свою очередь, сказывается на качестве подготовки будущих специалистов.
Проблемная ситуация подразумевает выполнение студентом задания, для которого нет готового средства решения и которое, в свою очередь, требует усвоения новых знаний о предмете, условиях и способы выполнения данного задания. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в создании нового способа действия, в раскрытии нового отношения или свойства.
Учащимся с различным уровнем подготовленности представляют проблемные задачи с несколькими препятствиями, выборами решения одновременно. Студенты должны представить и рассказать, что они будут делать. Пример проблемной задачи для монологической речи: "Вам нужно сделать рекламный ролик о юридической фирме." При этом каждому студенту предлагается в печатном варианте лист с тремя языковыми подсказками, опорами:
1. it must- так должно быть.
2. it must not- так не должно быть.
3. if- в случае если.
Пример№1 " Think of a radio or TV advertisement to interest people in going to a law firm. What information will be helpful?" Учащимся с низким уровнем подготовленности даны следующие задания.
I. Compare all these requirements and choose only those which are the most important to you.
It must:
1. be made with great professional skill and in good taste.
2. promote product sales
3. be easily understood and convincing for people of different ages.
4. give elementary information about the subject of the advertisement.
5. convince the viewers that the advertised product is the best and persuade them to buy it.
It must not.
1. be stupid, irksome, annoying, offensive.
2. often interrupt programs with an appeal to buy this or that.
3. bring pressure to bear on the subconscious mind of the viewer.
4. underestimate the intellectual level of the viewers.
5. provoke mass psychosis.
If you want to advertise something, imagine what would do
If-
1. you want to advertise professionally, you should go to an advertising agency.
2. you want to advertise your product on TV or radio your should choose the best channel.
3. you are not sure about the advertised law firm.
4. you don't want to be criticized, don't glamorize such things as smoking, making it look "cool" and attractive.
5. you think about advertising, you should know everything about the law firm.
Учащимся со средним уровнем подготовленности даются те же задания без
подсказок.
If-
1. you want to advertise professionally what should you do?
2. you think about advertising what should you choose and why?
3. are not sure about the advertised law firm, your future steps?
4. you don't want to be criticized, what should you do?
5. you want to advertise your product on TV or radio channel. What channel would you choose and why?
Учащимся с высоким уровнем подготовленности даны те же задания без подсказок, с включением слова Why?
При решении таких проблемных задач действия студентов направлены на самостоятельный выбор лексико-грамматических средств и способов действия для формулирования высказывания и предполагают самостоятельное планирование высказывания, обоснование выбора замысла и аргументирование решения своей позиции. [2]
Лингво-профессиональная подготовка, основанная на решении проблемной ситуации, дает студентам возможность не только аккумулировать профессионально ориентированные знания, стимулирует речемыслительную деятельность в ходе развития коммуникативных умений, но и способствует присвоению ценностей иноязычной культуры. Профессионально ориентированные проблемные задания помогают студентам выработать собственную позицию, концентрируясь на содержании и приближаясь, таким образом, к беспереводному иноязычному высказыванию.
Резюмируя можно сказать, что лингво-профессиональное развитие студентов юридического колледжа способствует не только формированию профессионального самосознания, но и выработке собственного стиля профессиональной деятельности в процессе присвоения профессиональных ценностей при решении проблемных ситуаций на иностранном языке.
Литература:
1. Заболотная С.Г. Особенности лингво-профессиональной подготовки студентов медицинского вуза //Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-1. - С. 8-12.
2. Махутова Г.М., Микитченко С.П. Моделирование проблемных задач и проблемных ситуаций в обучении иностранным //Современные проблемы науки и образования. - 2014. Л - № 1.
3. Моисеева Л.В. Развитие аксиологического потенциала личности студента юриста: дис. . канд. пед. наук / Л.В. Моисеева. - Оренбург, 1999. 7.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -- М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Literature:
1. Zabolotnaya S. G. Peculiarities of the linguistic training of medical students //international journal of experimental education. - 2016. No. 5-1. - P. 8-12.
2. Machutova G. M., Nikitchenko S. P. Modeling of problem tasks and problem situations in teaching foreign //Modern problems of science and education. - 2014. L - No. 1.
3. Moiseeva L. V. Development of axiological potential of personality of the student lawyer: dis. kand. PED. Sciences / L. V. Moiseeva. - Orenburg, 1999. 7. 4. Selevko G. K. Modern educational technology: textbook. - M: National education, 1998. - 256 p.