Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ CASE STUDY КАК РЕЧЕВОЕ УПРАЖНЕНИЕ'

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ CASE STUDY КАК РЕЧЕВОЕ УПРАЖНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
CASE STUDY / СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА / РЕЧЕВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нороева А. П., Овчинникова М. Ф.

Цель исследования заключается в анализе потенциала метода Case Study для обучения иностранным языкам и развития речевых умений. В данной статье рассматривается проблема современной технологии обучения Case Study и ее потенциал в процессе обучения иностранным языкам как речевое упражнение. Поскольку метод ситуационно анализа заключается в рассмотрении некой проблемной ситуации и в поиске решения этой проблемы, кейс стадии дополняет список современных методов обучения и способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нороева А. П., Овчинникова М. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ CASE STUDY КАК РЕЧЕВОЕ УПРАЖНЕНИЕ»

УДК 1

Нороева А.П.

Бурятский Государственный Университет (Россия, Улан-Удэ)

Овчинникова М.Ф.

кандидат педагогических наук, доцент Бурятский Государственный Университет (Россия, Улан-Удэ)

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ CASE STUDY КАК РЕЧЕВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Аннотация: цель исследования заключается в анализе потенциала метода Case Study для обучения иностранным языкам и развития речевых умений. В данной статье рассматривается проблема современной технологии обучения Case Study и ее потенциал в процессе обучения иностранным языкам как речевое упражнение. Поскольку метод ситуационно анализа заключается в рассмотрении некой проблемной ситуации и в поиске решения этой проблемы, кейс стадии дополняет список современных методов обучения и способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: Case Study, современная технология обучения, метод ситуационного анализа, речевое упражнение.

На настоящий момент происходит внедрение современных технологий обучения в учебный процесс. Это явление связано с условиями современной действительности, когда дистанционное обучение внедряется в процесс обучения наряду с иными образовательными технологиями, появляются определенные требования к обучению детей и подготовке обучающихся к реальной жизни, то есть необходимо дать не только знания, но и различные способы овладения умениями и компетенциями.

Целью изучения иностранного языка является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способность вести иноязычное общение с представителем другой культуры. Современные технологии обучения способствуют достижению данной цели. "Технологии обучения" применяются в системе образования и являются одной из частей социальных технологий. Прежде всего, важно сознательно и планомерно разделить деятельность на отдельные элементы, которые будут реализовываться в определенной последовательности, чтобы эта деятельность могла называться технологией. Более того, важно знать, что данный процесс и деятельность можно было бы воспроизводить (Ильин, 2015).

Существует большое количество технологий, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход. Например: обучение в малых группах, обучение в сотрудничестве, метод проектов, «Портфель ученика», Case Study, дискуссии, ролевые и деловые игры. Несомненно, данные технологии являются результативными, что доказывает опыт на протяжении многих лет в разных странах мира и составляют определенную дидактическую систему, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.

Метод Case Study или метод ситуационного анализа - интерактивный метод обучения, который основан на решении конкретных ситуаций или задач. Данный метод активно используется не только в обучении, но его также применяют в большой науке. Он заключается в том, что студенты анализируют ситуацию, после чего находят наиболее подходящее решение для данной проблемы. Таким образом, цель Case Study заключается в том, чтобы учащиеся научились не только использовать в практике усвоенные теоретические знания, но и применять их при принятии стратегических и оперативных решений. Учащиеся должны понимать данную ситуацию, учитывать различную информацию и факторы, касающиеся этой проблемы. Задача метода Case Study заключается в исследовании ситуации, а также в анализе принятого решения (Полат, 2007).

Метод Case Study заключается в рассмотрении какой-либо проблемной ситуации и поиска эффективного решения к ней. Данная проблемная ситуация должна быть представлена учащимся в виде текста, и этот текст должен включать реальную ситуацию, которую мы можем встретить в жизни. Для ситуационного анализа важно, чтобы проблема была жизненной, и для этого нужно учитывать, что действующие герои должны иметь реальные имена, и студенты должны понимать причины возникновения этой проблемы. Также, вводный текст должен содержать достаточное количество информации и материала, для свободного анализа и размышления над решением проблемы. Кроме того, будет хорошо, если ситуация, являясь научной, еще затрагивает этические и социальные проблемы.

Р. Иен выделяет три метода ситуационного анализа. Первый это исследовательский (exploratоrу), заключается в том, что формулировка исследовательских задач и выдвижение гипотез происходят после полевых, экспериментальных работ и собора данных. Поскольку исследовательский тип метода кейс - стади является подготовкой к последующему исследованию, но нужно учитывать, что план должен быть разработан заранее. Второй это объяснительный (explanatory) заключается в изучении возникновения тех или иных ситуаций. В сложных или многовариантных ситуациях можно использовать образец, применяя различные альтернативные теории. Третий -описательный (descriptive) заключается в том, что исследователь, учащийся начинает изучение ситуации с теоретического описания ситуации, пытается предвидеть проблемы, которые могут возникнуть в этой ситуации. Этот подход применялся в разных штатах для изучения системы специального образования.

Все эти три вида могут заключаться в одной (singleCaseStudy) или нескольких (multipleCaseStudy) ситуациях при обучении, в которых некоторое количество ситуаций являются не разными образцами, а повторяющимися.

Как говорилось раннее, целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что способствует

развитию речевых умений, для чего служат речевые упражнения. Речевые упражнения на уроках иностранного языка способствуют развитию различных навыков, дети учатся строить монологическое высказывание, употребляя различные грамматические конструкции по нормам изучаемого языка и строить предложения, то есть речевое упражнение помогает ввести учащегося в устное общение. Как показывает анализ различных уроков учителей практиков, обладающих передовым опытом, метод Case Study используется ими, как речевое упражнение, которое создает ситуацию реального общения в учебном процессе и готовит к свободному общению, что является важным условием для развития коммуникативной компетенции. В процессе решения ситуативного задания ученики могут обсуждать различные темы, которые связаны с материалом, изучаемом на уроке.

Задача метода ситуационного анализа заключается в исследовании определенной ситуации и оценки эффективности принятых решений. Е. С. Полат выделяет следующие критерии, которым должен соответствовать каждый кейс: «Ситуационный анализ включает описание проблемной ситуации, выявление и группировку факторов, определяющих выбор необходимых решений, оценку аргументации и эффективности решений с точки зрения текущих и перспективных последствий» (Полат, 2011).

В соответствии с этими характеристиками кейса нами было детально проанализировано некоторое количество уроков с применением современной технологии Case Study:

1) Первый проанализированный урок проводился в 10 классе на тему "Дискриминация". Учащимся было предоставлено 4 текста на заданную тему и задан вопрос "Кто из героев подвергается дискриминации?". То есть в каждом из текстов присутствовал человек, столкнувшийся с проблемой дискриминацией. После этого преподаватель предлагает ученикам прочитать советы о том, какие существуют пути предотвращения дискриминации, затем ученики,

разделившиеся на группы, должны были найти решение проблемы для каждого из героев, кейса.

На данном уроке кейс включает в себя описание ситуации, предоставленной в тексте, варианты или советы для решения проблемы, а также оценку аргументации. Учитель ставит перед собой задачу научить учащихся взаимодействовать в диалогическом высказывании, усвоить навыки говорения и работать в группах. Таким образом, можно прийти к выводу, что на уроке, Case Study используется как речевое упражнение, так как улучшается продуктивность высказываний и у учащихся развивается речевая активность[1].

2) Второй проанализированный кейс проводился в пятом классе на тему "День Рождения". Ученикам предлагается проблемная ситуация, где дети должны придумать подарок и поздравление для заболевшей лейкемией девочки, учитывая ее интересы и их бюджет. Данная ситуация является проблемной и включает тему, которая важна для студентов, а также вызывает хорошее отношение к участнику ситуации, но не имеет вариантов решения этой проблемы, участники обсуждения должны найти сами эффективное решение этой проблемы.

Опираясь на критерии кейса, можно сделать вывод, что данный кейс включает описание ситуации и объяснение проблемы, но в то же время не включает группировку факторов, определяющих выбор необходимых решений. На этом уроке метод кейс стадии выступает как речевое упражнение, так как учитель ставит перед собой цель развивать коммуникативную компетенцию у учащихся, через речевую деятельность. Преподаватель дает проблемную ситуацию и для ее решения дети должны освоить навык письменной речи, так как в конце задания учащиеся должны написать письмо-поздравление девочке[2].

3) Третий проанализированный кейс является практическим, он проводился в старших классах на тему «Религии». Суть кейса заключается в том, что ученики читают текст про девочку, которая попала в секту и не могла выйти

из нее долгое время, несмотря на попытки родителей вернуть дочь. В данном кейсе детям дается ситуация, в которой они должны помочь родителям образумить девочку. Для закрепления материала, учащиеся пишут письмо-совет для родителей, представляют свои работы перед классом, в которых выражают свою точку зрения, после чего весь класс оценивает и обсуждает представленный проект.

В данном кейсе, ситуация является актуальной, так как затрагивает проблемы сегодняшнего дня. Благодаря достаточному количеству информации об участнике ситуации, студенты могут проявлять большой интерес к дискуссии, также присутствует личностный характер, поскольку дети пишут письмо участнику ситуации. Данный кейс соответствует критериям, выделенным Е.С. Полат, так как кейс содержит ситуацию, разные варианты ее решения, но к сожалению отсутствует оценка аргументации. В данном случае кейс используется при обучении письменной речи, где у детей формируются следующие умения и навыки: употреблять в письменной речи соответствующие модели языка, использовать речевые клише для письменной коммуникации и логически верно формулировать письменное высказывание [3].

4) Четвертый проанализированный проводится в 8 классе. Ученикам предлагается представить, что они работники туристической фирмы, в которую обратилось три группы людей, и ситуация заключается в том, что они должны придумать наиболее подходящий вариант для каждой группы туристов. Кейс содержит предпочтения каждой из групп, которые нужно учесть при решении проблемной ситуации. Далее ученики обсуждают в группах свои идеи и делятся ими перед всем классом, учитель оценивает детей по предоставленным критериям.

Данный кейс является обучающим и представляется как речевое умение, так как учащиеся развивают навык говорения. Проанализированный кейс содержит ситуацию, необходимые варианты ее решения и оценку эффективности решений проблем. Ситуация в данном кейсе является актуальной

и вызывает интерес у школьников, в ситуации представлено достаточно информации для поиска пути ее решения, но отсутствует личностный характер

[4].

5) Следующий урок проводился в 9 классе на тему «Плюсы и минусы работы официантом». Учитель предлагает прочитать ученикам тексты про работу официантом, который включает обязанности, условия работы официантом и совет для тех, кто работает в этой сфере. Ученики должны были ознакомиться с предложенной информацией, учитывать опыт, если есть, и определить плюсы и минусы работы официантом, после чего сделать выводы и представить свою работу классу в виде буклета о профессии.

Данный кейс заявляется учителем, как практический вид и является речевым умением, так как на уроке развивается речевое умение на основе прочитанного текста. Ситуация является актуальной для учеников 9 класса, проблема не решается легко и имеет несколько вариантов ее решения [5].

Можно прийти к выводу, что проанализированные технологии являются образовательными технологиями, но не все из них соответствуют критериям качественного кейса, так как учителя не всегда выполняют требования, предъявляемые к кейсам. Во второй проанализированной технологии, где ученики должны придумать поздравление для девочки, учитывая ее интересы, не даются варианты решения проблемы, то есть отсутствует группировка факторов определяющих выбор необходимых решений. В третьей технологии, на тему "Религия", отсутствует оценка аргументации и эффективности решения. В пятой проанализированной технологии отсутствуют варианты решения проблемы и дети должны сами, исходя из личного опыта, решить поставленную задачу.

В результате анализа мы пришли к выводу, что в проанализированных УМК "Starlight" с 5 по 11 класс не было найдено данной современной технологии Case Study. Можно предположить, что авторы учебников не

включают в содержание ситуационный анализ, так как он появился сравнительно недавно.

Таким образом, можно придти к выводу, что на уроках иностранного языка Case Study используется в основном при обучении продуктивным видам речевой деятельности, как говорение и письмо. Данный метод способствует формированию у учащихся коммуникативных умений: понимать и строить иноязычные высказывания, осуществлять речевое и неречевое поведение, употреблять в письменной речи соответствующие модели языка, использовать речевые клише для письменной коммуникации и логически верно формулировать письменное высказывание. Изучив все особенности метода ситуационного анализа, мы не видим потенциал в использовании данной современной технологии как речевое упражнение для развития всех видов речевой деятельности.

Следовательно, метод ситуационного анализа можно охарактеризовать как нововведение в методике обучения, с помощью которого образование стало не только изменяться, но и развиваться. Помимо того, что метод Case Study заключается в овладении новых знаний и умений, он еще направлен на становление интеллектуальных и коммуникативных качеств человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ильин, Г. Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. ; -Москва : Прометей, 2015 - 426 с.

Обучение в сотрудничестве (CooperativeLeaming) / под ред. Е. С. Полат. -Москва , 2007.

Метод ситуационного анализа / под ред. Е. С. Полат. - Москва, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.