Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методические системы развивающего обучения / проблемно-интегративный подход / проблемно-поисковая деятельность обучающихся / универсальные учебные действия / methodological systems of developmental education / problem-integrative approach / problem-search activity of students / universal educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Шаталов

В статье акцентируется внимание на необходимости формирования универсальных учебных действий в обучении разным учебным предметам на единых теоретических основаниях. Для разработки таковых предлагается проблемно-интегративный подход, даются его определения. Раскрывается роль данного подхода как универсального методологического ориентира формирования универсальных учебных действий в условиях проблемно-поисковой деятельности обучающихся, организованной на широкой интегративной основе и реализуемой в условиях методических систем развивающего обучения. Обосновывается вклад проблемно-интегративного подхода в повышение развивающего потенциала процесса обучения; в формирование у обучающихся опыта продуктивных видов учебной деятельности через освоение ими способов выполнения действий, составляющих эти виды деятельности; в усиление интеграционных процессов как на уровне содержания общего образования, так и методик обучения учебным предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-INTEGRATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN CONDITIONS OF METHODOLOGICAL SYSTEMS OF DEVELOPMENTAL TRAINING

The article focuses on the need to form universal educational actions in teaching various academic subjects on a common theoretical basis. To develop them, a problem-integrative approach is proposed and its definitions are given. The role of this approach is revealed as a universal methodological guideline for the formation of universal educational actions in conditions of problem-search activities of students, organized on a broad integrative basis and implemented in the conditions of methodological systems of developmental education. The contribution of the problem-integrative approach to increasing the developmental potential of the learning process is substantiated; in the formation of students’ experience of productive types of educational activities through their mastering of methods of performing actions that make up these types of activities; in strengthening integration processes both at the level of content of general education and teaching methods in academic subjects.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

ляемую приставку, характерную для немецкого языка и предложить обучающимся составить примеры собственных предложений, используя такие глаголы, как updaten, downloaden, uploaden, upgraden, rebooten.

Например: ich habe das Programm gedownloadet/downgeloadet.

Подобную работу можно осуществлять и с другими заимствованными частями речи.

На занятиях по арабскому языку можно предложить похожую последовательность работы с лексикой:

1. Просклоняйте существительные, расставив огласовки над последней буквой в соответствии с падежом:

/ olji. / jjjsj / ^Sjji - ikabtani/golf /duktuur / al-huwakiyyi/ (транслитерация латиницей).

Например: /- OV- о2' о2 - /tinis/,

äi^v jjjj/ jír / - /sandwitsh / al-baysabüla / humbarguru / subar maarkit/.

Например:/jv - jj - jl - /baar/.

Выполняя такие упражнения, студенты работают с уже знакомыми им формами слов, изучая грамматические особенности языка-реципиента.

Библиографический список

Таким образом, изучив функционирование англицизмов в немецком и арабском языках, мы увидели, что, независимо от того, является ли национальный язык родственным английскому (немецкий) или нет (арабский), в современной речи носителей языка присутствуют англицизмы. Однако если в немецком языке графические и фонетические изменения при ассимиляции заимствованных слов не мешают 'распознаванию' англицизма, то в арабском языке, наоборот, такие изменения достаточно существенны.

Говоря о сферах использования англицизмов, можно отметить, что в немецком языке это буквально все сферы жизни и деятельности человека, в арабском же чаще выделяют сферы компьютерных технологий и интернет-коммуникаций, спорта, повседневного онлайн-общения молодежи.

Проведя качественный и количественный анализ результатов опроса-анкетирования студентов направления «Лингвистика», мы определили, что заимствованную из английского языка лексику обучающиеся ВИЯ уже имеют в потенциальном лексическом запасе, находясь на начальном этапе обучения, и это преимущество мы рассматриваем как возможность более быстрого трансформирования ее в активный лексический запас. Попутно обучающиеся узнают грамматические особенности языка реципиента, которые накладываются на знакомую форму слова, и переносят эти знания на новые для них слова ВИЯ.

Полученные в ходе нашего исследования рекомендации могут использоваться преподавателями различных иностранных языков, так как англицизмы входят в состав многих национальных языков как в результате глобализации современного общества, так и по многим другим причинам. Лексические упражнения с опорой на англицизмы можно использовать на занятиях по ВИЯ, а также создавать собственные методические пособия, комплексы лексических упражнений. То есть дальнейшее развитие этой темы мы видим в прикладной области методологии преподавания второго иностранного языка.

2. Для работы на уровне словосочетания можно попросить обучающихся дополнить глаголами прошедшего времени (относящихся к действующему 1-го лицу М) к существительным, указанным выше.

Например: '¿ц^г - /МатиЬ/гдаги ^МагауЛи/.

3. В следующих глаголах можно обратить внимание на склонение в глаголах прошедшего времени в арабском языке (относящихся к действующему 2-му лицу) и предложить обучающимся составить собственные предложения, используя такие глаголы, как:

^ / / £1- ШаМаЬ / 1а Ъ / аШ,

¿лил ¿$!/ак1а аШ/Ьа sandйyatishi/.

1. Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях: Очерки о русской лексике и лексикографии. Tpu.ru.: корпоративный портал Томского политехнического университета. Available at: https://portal.tpu.rU/SHARED/s/SHCHITOVA/Aspir/Aspirantam/Krysin_slovo.pdf

2. Anglizismen im Deutschen. Available at: https://www.grin.com/document/172043

3. Eisenberg P. Anglizismen im Deutschen. Uol.de.: портал Universitat Oldenburg. Available at: https://uol.de/f/3/inst/germanistik/fach/sprachwissenschaft/Aufsaetze_Eisenberg/ Eisenberg_2013_Anglizismen-im-Deutschen.pdf

4. Anglizismen in der deutschen Sprache. Available at: https://www.sprachcaffe.de/magazin-artikel/anglizismen-in-der-deutschen-sprache.htm

5. Anglizismen. Available at: https://www.sofatutor.com/deutsch/videos/anglizismen#anglizismen-beispiele

6. Саиг Ф.Э. Арабизация и арабский литературный язык в Сирии. Dissercat.com: портал электронной библиотеки диссертаций. Available at: https://www.dissercat.com/ content/arabizatsiya-i-arabskii-literaturnyi-yazyk-v-sirii?ysclid=lvueosg65r16588915

7. Умарова Н. Арабский язык в интернет коммуникации. Inlibrary.uz.: портал научной электронной библиотеки. Available at: https://inlibrary.uz/index.php/eastern-torch/ article/view/13272?ysclid=lw8qw3n74h48070778

8. Khabirova E., Oudah H.A.R. Integration Of English Loanwords In Arab Online Communication. Europeanproceedings.com. Available at: https://www.europeanproceedings.com/ article/10.15405/epsbs.2020.08.183

9. Речевые опоры. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва, 2009.

References

1. Krysin L.P. Slovo v sovremennyh tekstah i slovaryah: Ocherki o russkoj leksike i leksikografii. Tpu.ru.: korporativnyj portal Tomskogo politehnicheskogo universiteta. Available at: https://portal.tpu.ru/SHARED/s/SHCHITOVA/Aspir/Aspirantam/Krysin_slovo.pdf

2. Anglizismen im Deutschen. Available at: https://www.grin.com/document/172043

3. Eisenberg P. Anglizismen im Deutschen. Uol.de.: portal Universitat Oldenburg. Available at: https://uol.de/f/3/inst/germanistik/fach/sprachwissenschaft/Aufsaetze_Eisenberg/ Eisenberg_2013_Anglizismen-im-Deutschen.pdf

4. Anglizismen in der deutschen Sprache. Available at: https://www.sprachcaffe.de/magazin-artikel/anglizismen-in-der-deutschen-sprache.htm

5. Anglizismen. Available at: https://www.sofatutor.com/deutsch/videos/anglizismen#anglizismen-beispiele https://www.sofatutor.com/deutsch/videos/anglizismen

6. Saig F.'E. Arabizaciya i arabskij literaturnyj yazyk v Sirii. Dissercat.com: portal 'elektronnoj biblioteki dissertacij. Available at: https://www.dissercat.com/content/arabizatsiya-i-arabskii-literaturnyi-yazyk-v-sirii?ysclid=lvueosg65r16588915

7. Umarova N. Arabskij yazyk v internet kommunikacii. Inlibrary.uz.: portal nauchnoj 'elektronnojbiblioteki. Available at: https://inlibrary.uz/index.php/eastern-torch/article/view/1327 2?ysclid=lw8qw3n74h48070778

8. Khabirova E., Oudah H.A.R. Integration Of English Loanwords In Arab Online Communication. Europeanproceedings.com. Available at: https://www.europeanproceedings.com/ article/10.15405/epsbs.2020.08.183

9. Rechevye opory. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 17.05.24

УДК 37.022

Shatalov M.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Leningrad Regional Institute for Educational Development (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: m_a_shatalov@loiro.ru

PROBLEM-INTEGRATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN CONDITIONS OF METHODOLOGICAL SYSTEMS OF DEVELOPMENTAL TRAINING. The article focuses on the need to form universal educational actions in teaching various academic subjects on a common theoretical basis. To develop them, a problem-integrative approach is proposed and its definitions are given. The role of this approach is revealed as a universal methodological guideline for the formation of universal educational actions in conditions of problem-search activities of students, organized on a broad integrative basis and implemented in the conditions of methodological systems of developmental education. The contribution of the problem-integrative approach to increasing the developmental potential of the learning process is substantiated; in the formation of students' experience of productive types of educational activities through their mastering of methods of performing actions that make up these types of activities; in strengthening integration processes both at the level of content of general education and teaching methods in academic subjects.

Key words: methodological systems of developmental education, problem-integrative approach, problem-search activity of students, universal educational activities

М.А. Шаталов, д-р пед. наук, доц., Ленинградский областной институт развития образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: m_a_shatalov@loiro.ru

ПРОБЛЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В статье акцентируется внимание на необходимости формирования универсальных учебных действий в обучении разным учебным предметам на единых теоретических основаниях. Для разработки таковых предлагается проблемно-интегративный подход, даются его определения. Раскрывается роль данного подхода как универсального методологического ориентира формирования универсальных учебных действий в условиях проблемно-поисковой деятельности обучающихся, организованной на широкой интегративной основе и реализуемой в условиях методических систем развивающего обучения. Обосновывается вклад проблемно-интегративного подхода в повышение развивающего потенциала процесса обучения; в формирование у обучающихся опыта продуктивных видов учебной деятельности через освоение ими способов выполнения действий, составляющих эти виды деятельности; в усиление интеграционных процессов как на уровне содержания общего образования, так и методик обучения учебным предметам.

Ключевые слова: методические системы развивающего обучения, проблемно-интегративный подход, проблемно-поисковая деятельность обучающихся, универсальные учебные действия

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС) практика, а значит, и методика обучения учебным предметам в современной школе должны быть ориентированы на достижение трёх видов образовательных результатов. Одним из таковых являются метапредметные результаты, основу которых составляет «совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий» [1, с. 6].

В связи с этим вопросы формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) в последние годы находятся в «поле» особого внимания учёных и учителей. Так, в литературных источниках представлен опыт проектирования и реализации систем формирования познавательных УУД [2]; использования индивидуального образовательного маршрута как средства формирования регулятивных УУД, а потенциала игры - в оценивании логических УУД [3]; использования различных педагогических технологий в достижении метапредметных образовательных результатов [3; 4]. В то же время сохраняется и ряд нерешённых проблем и вопросов, что снижает эффективность процесса формирования УУД.

Актуальность исследования определяется его направленностью на разрешение противоречия между необходимостью формирования УУД с единых теоретических позиций и сохраняющейся методической разобщённостью учителей разных предметов, в том числе одной образовательной организации. Она проявляется в частом отсутствии единого понимания педагогами сущности тех или иных УУД, в недостаточном владении ими наиболее универсальным методическим инструментарием формирования УУД и, как следствие этого, в неготовности учителей к его использованию в условиях реализуемой ими методической системы обучения. Такой вывод сделан нами по итогам изучения профессиональных затруднений педагогов в период обучения их на курсах повышения квалификации.

Таким образом, на современном этапе актуальным является поиск и внедрение единого для учителей разных учебных предметов методического инструментария формирования УУД, основанного на наиболее универсальных методологических основаниях и подходах. В качестве одного из таких подходов мы предлагаем проблемно-интегративный.

Цель исследования - разработка теоретических основ формирования УУД в условиях методических систем развивающего обучения, базирующихся на про-блемно-интегративном подходе.

Достижение поставленной цели требует решения ряда задач. В рамках данной статьи отметим следующие из них:

- раскрыть универсальный (метапредметный) характер проблемно-инте-гративного подхода и его роль в преобразовании практики предметного обучения;

- обосновать потенциал проблемно-интегративного подхода в формировании УУД.

Результаты решения поставленных задач обладают свойствами научной новизны и теоретической значимости. Научная новизна заключается в том, что впервые проблемно-интегративный подход рассмотрен как универсальный методологический ориентир разработки единых методических основ формирования УУД в обучении учебным предметам. Теоретическая значимость заключается в развитии понятийно-терминологического аппарата исследования; в обосновании роли и возможностей проблемно-интегративного подхода в повышении развивающего потенциала процесса обучения, в усилении в нём интеграционных процессов и в формировании УУД.

Кроме того, сформированные теоретические положения создают основу для получения практически значимых результатов исследования. Они будут связаны с разработкой на основе проблемно-интегративного подхода методического обеспечения процесса формирования УУД.

Как известно, методологической основой ФГОС выступает системно-дея-тельностный подход. Это акцентирует внимание на деятельной стороне процесса обучения учебным предметам, стимулируя его организацию на основе идей и принципов развивающего обучения. В этой связи приоритетными становятся методические системы развивающего обучения, одной из обязательных составляющих которых мы считаем технолого-методический вектор на целенаправ-

ленное формирование УУД как структурных единиц различных видов учебной деятельности обучающихся. В качестве важнейшего основания построения таких методических систем мы предлагаем рассматривать проблемно-интегративный подход.

Проблемно-интегративный подход мы понимаем как «многомерное явление в образовании и методологический ориентир, пронизывающий весь образовательный процесс, с позиций которого он исследуется, проектируется и реализуется ...» [5, с. 112]. В более конкретном выражении мы трактуем его как подход, ориентирующий на организацию содержания обучения в виде системы учебных проблем и на освоение обучающимися этого содержания через их выявление, постановку и решение на основе интеграции необходимых для этого знаний, умений и навыков.

Следовательно, в рамках проблемно-интегративного подхода освоение обучающимися УУД будет осуществляться в ходе проблемно-поисковой деятельности, составляющей основу процесса учебного познания и независящей при этом от особенностей содержания того или иного учебного предмета. В этом мы видим проявление универсальной природы данного подхода, интегрирующего хорошо известные в науке и широко применяемые в практике подходы (проблемный, ин-тегративный) и принципы обучения (проблемности, интеграции).

Универсальный, метапредметный характер проблемно-интегративного подхода определяет его роль в формировании УУД в обучении любому учебному предмету. В этом статусе он (то есть подход):

1) способствует усилению развивающего эффекта процесса обучения за счёт целенаправленного формирования у учащихся опыта проблемно-поисковой деятельности;

Заявленный эффект сопряжён с природой названного вида деятельности, связанного с разрешением противоречий в знаниях, умениях и ценностных установках обучающихся. Это даёт основание считать проблемно-поисковую деятельность одним из средств развития личности, а сам подход - основанием для построения современных методических систем развивающего обучения.

Ключевой особенностью таких методических систем мы рассматриваем целенаправленную работу педагога по формированию у обучающихся опыта активной учебной деятельности (в единстве и многообразии её видов), а значит, и составляющих её действий (в терминологии ФГОС - УУД). При этом важно, что, будучи организованной на интегративной основе, учебная деятельность будет способствовать развитию сложных интеллектуальных умений по переносу и применению знаний и способов действий в различных учебных ситуациях.

2) выводит процесс учебного познания на продуктивно-творческий уровень и приближает его к познанию научному.

В одном из вариантов определения научное познание есть «процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений (гипотетических ответов) поставленной проблемы» [6, с. 153], а сама «чётко поставленная проблема» - одно из оснований научного творчества [там же, с. 159]. Приведённые мнения свидетельствуют о взаимосвязи научного познания с творческой по своей природе деятельностью по постановке и поиску решения проблем, значимых для цивилизации на том или ином этапе её развития.

Для нас важно и то, что свой вклад в становление способности и готовности человека к научному познанию вносит школьное образование, о чём, в частности, свидетельствуют требования ФГОС. Так, в числе таких требований можно назвать «овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, ...»; «формирование научного типа мышления»; «ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения»; «выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения» [7, с. 6-7].

3) служит инструментом формирования у обучающихся опыта продуктивных видов учебной деятельности.

Как было отмечено, ведущим видом учебной деятельности, опыт которой формируется у обучающихся в условиях исследуемых нами методических систем развивающего обучения, выступает проблемно-поисковая деятельность, организованная на широкой интегративной основе. В силу этого создаются усло-

вия и для освоения процедур других видов учебной деятельности, базирующихся на проблемно-поисковой.

К числу таковых, прежде всего, следует отнести исследовательскую и проектную деятельность. Так, согласно ФГОС, перечень метапредметных результатов содержит такую позицию, как «владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности ...» [7, с. 6].

4) обеспечивает перенос, синтез и применение знаний и способов действий обучающихся, в том числе метапредметных.

В условиях формирования УУД структура учебного содержания должна быть дополнена метапредметным компонентом, объединяющим знания об этих действиях и оптимальных способах их выполнения. Эти знания также (как, например, межпредметные понятия) будут способствовать интеграции содержания разных учебных предметов в системе содержания общего образования. Важно и то, что основанием и механизмом этой интеграции в условиях предлагаемого нами подхода будет выступать учебная проблема [5; 8].

Дополнительно отметим, что роль интеграции в формировании УУД подчёркивается и требованиями ФГОС. Так, согласно им, обучающиеся должны «уметь интегрировать знания из разных предметных областей»; «уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности» [7, с. 7].

5) обеспечивает формирование широкого спектра УУД, способствуя их интегрированию в процесс постановки и решения проблем.

Отметим, что проблемно-поисковая деятельность интегрирует в своей структуре ряд УУД, непосредственно связанных с требованиями ФГОС к мета-предметным образовательным результатам. Так, по окончании школы выпускники должны «владеть . навыками разрешения проблем», быть способны «разрабатывать план решения проблемы ...», «выдвигать гипотезу ...» [7, с. 6-7].

Значимо и то, что весь ход проблемно-поисковой деятельности невозможен без «включения» в него регулятивных и коммуникативных УУД, а также всего спектра познавательных действий. Так, в решении учебных проблем всегда будут задействованы «базовые логические действия» [7, с. 5], а отдельные из этапов этого процесса могут быть смоделированы с опорой на «базовые исследовательские действия» [7, с. 6] или же на действия по работе с информацией [7].

6) способствует развитию процессов интеграции и на уровне содержания общего образования, и на уровне методик обучения учебным предметам.

Данный эффект важен в связи с необходимостью формирования УУД с единых позиций, поскольку каждое из таких действий не зависит от «предметной специфики» содержания обучения. При этом эффективность выполнения (проявления в деятельности) УУД зависит от меры владения обучающимися знаниями об этих действиях и способами их применения в различных учебных ситуациях.

Библиографический список

В силу этого единая методическая, в том числе технолого-методическая, интерпретация метапредметного компонента содержания обучения, общего для разных учебных предметов, будет способствовать сближению методик обучения этим предметам.

7) способствует технологизации образовательного процесса в целом, в том числе и процесса формирования в нём УУД.

Учитывая творческий характер учебной деятельности обучающихся в условиях проблемно-интегративного подхода, значимой для учителя становится задача эффективного управления процессом обучения. Её решению будет способствовать целесообразное использование в образовательном процессе педагогических технологий. В этом плане первостепенное значение для нас имеет технология проблемного обучения, дающая педагогу алгоритм постановки и решения учебных проблем, определяющий внутреннюю структуру учебного занятия, то есть структуру, связанную с самим процессом учебного познания и «движения» в нём обучающихся.

В заключение следует отметить, что поставленные нами задачи были решены с получением спрогнозированных результатов, обладающих свойством научной новизны. Так, показано, что предложенный проблемно-интегративный подход в силу своего методологического базиса и объективных возможностей применения в обучении разным учебным предметам представляет собой универсальный методологический ориентир построения процесса предметного обучения и формирования в нём УУД.

Полученные результаты имеют и теоретическую значимость. Так, в работе уточнено определение проблемно-интегративного подхода. Раскрыт его вклад в усиление развивающего воздействия образовательного процесса на обучающихся. Показаны взаимосвязь проблемно-интегративного подхода с требованиями ФГОС (в части достижения метапредметных образовательных результатов) и его роль в формировании УУД. Отмечены его возможности в усилении интеграционных процессов, в том числе на уровне методик предметного обучения.

Таким образом, проблемно-интегративный подход:

- является одним из значимых и перспективных «инструментов» построения и реализации предметно-методических систем развивающего обучения, признанных сегодня приоритетными для практики школьного образования;

- задаёт вектор на проблемную организацию содержания обучения и процесса его освоения с обязательным учётом всего спектра интеграционных связей учебных предметов, создавая тем самым содержательно-деятельностную основу для формирования УУД;

- обеспечивает единство и универсальный характер методического обеспечения образовательного процесса, что неизбежно влечёт за собой сближение методик обучения учебным предметам.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г № 287 (с изменениями от 18 июля 2022 г № 568). Available at: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/

2. Истомина Е.А., Андреева М.П. Система формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся (из опыта работы школьного методического объединения). Федеральный государственный образовательных стандарт общего образования в системе образования Ленинградской области: опыт, проблемы и перспективные пути реализации: сборник научных трудов. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2016: 43-46.

3. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2015.

4. Иваньшина Е.В., Зайцева К.Н. Метакогнитивные образовательные технологии как средство достижения метапредметных образовательных результатов в обучении естествознанию. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в системе образования Ленинградской области: опыт, проблемы и перспективные пути реализации: сборник научных трудов. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2016: 58-60.

5. Шаталов М.А. Система методической подготовки учителя химии на основе проблемно-интегративного подхода. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2021.

6. Маковский Н.А., Солоненко А.Г. Научная проблема и методологические вопросы интеграции науки в условиях развитого социализма. Роль методологии в развитии науки. Новосибирск: Наука, 1985: 249-258.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г № 413 (с изменениями от 12 августа 2022 г №732). Available at: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/

8. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. Москва: Академический проект, 2004.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya: utverzhden prikazom Ministerstva prosvescheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 287 (s izmeneniyami ot 18 iyulya 2022 g. № 568). Available at: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/

2. Istomina E.A., Andreeva M.P. Sistema formirovaniya poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij u uchaschihsya (iz opyta raboty shkol'nogo metodicheskogo ob'edineniya). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyh standart obschego obrazovaniya v sisteme obrazovaniya Leningradskoj oblasti: opyt, problemy iperspektivnye puti realizacii: sbornik nauchnyh trudov. Sankt-Peterburg: LOIRO, 2016: 43-46.

3. Metapredmetnye i lichnostnye obrazovatel'nye rezul'taty shkol'nikov: Novye praktiki formirovaniya i ocenivaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: KARO, 2015.

4. Ivan'shina E.V., Zajceva K.N. Metakognitivnye obrazovatel'nye tehnologii kak sredstvo dostizheniya metapredmetnyh obrazovatel'nyh rezul'tatov v obuchenii estestvoznaniyu. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart obschego obrazovaniya v sisteme obrazovaniya Leningradskoj oblasti: opyt, problemy i perspektivnye puti realizacii: sbornik nauchnyh trudov. Sankt-Peterburg: LOIRO, 2016: 58-60.

5. Shatalov M.A. Sistema metodicheskojpodgotovki uchitelya himii na osnove problemno-integrativnogo podhoda. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2021.

6. Makovskij N.A., Solonenko A.G. Nauchnaya problema i metodologicheskie voprosy integracii nauki v usloviyah razvitogo socializma. Rol'metodologii vrazvitiinauki. Novosibirsk: Nauka, 1985: 249-258.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 (s izmeneniyami ot 12 avgusta 2022 g. №732). Available at: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/

8. Lebedev S.A. Filosofiya nauki: Slovar' osnovnyh terminov. Moskva: Akademicheskij proekt, 2004.

Статья поступила в редакцию 16.05.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.